Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 14:23
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
Святые отцы
Прочие
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 15-27 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам
Смотри, с какою силою апостолы все делают. Они разорвали одежды, бросились, стали взывать громко, и все это – по расположению души, по отвращению к случившемуся и в знак своей скорби. И действительно прискорбно было, поистине неутешной было скорбью то, что их приняли за богов, как будто они вводили идолослужение, которое пришли разрушить. А подстроено это было диаволом. Они же не остаются безмолвными, но что? «И мы», говорят, «подобные вам человеки». Тотчас же остановили зло в самом начале. Не сказали просто: «человеки», но: подобные вам. Потом, чтобы не подумали, что и они почитают богов, послушай, что присовокупляют: «благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». Смотри: они не упоминают о пророках, и не говорят, для чего (Бог), будучи Создателем всего, попустил язычникам жить по своим законам. «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (ст. 16). О том, что (Бог) попустил, (Павел) говорит, а для чего попустил, еще не (говорит); останавливается пока на самом нужном, не упоминая и о имени Христа. «Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (ст. 17). Смотри: он не хочет увеличивать вины их, но научает их лучше относить все к Богу. (Апостолы) знали, что не столько должно заботиться о том, чтобы сказать что-либо достойное о Боге, сколько о том, чтобы сказать полезное слушателям. Заметь, как прикровенно он указывает и на вину их. Ведь если (Бог) столько делал для них, то они достойны наказания за то, что, наслаждаясь такими благами, не познали своего Питателя. Но он не говорит этого явственно, а только намекает, говоря: «подавая нам с неба дожди». Так и Давид говорил: «обогатились от плода пшеницы, вина и елея» (Пс. 4:8); и во многих других местах, когда рассуждает о творении, указывает на это. Иеремия также говорит сначала о творении, а потом о промышлении, являющемся (в ниспослании) дождей. Ими и он руководствуется в своей речи. «Исполняя», говорит, «пищею и веселием сердца наши». Пища (подается) в изобилии, а не только в довольстве и соответственно нужде. «И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы» (ст. 18). Поэтому они еще более достойны были удивления. Видишь ли, что они о том и заботились, чтобы остановить это безумие? «Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (ст. 19). Подлинно сыны диавола! Не только в своих городах, но и вне их они поступают так и употребляют столько же усилий ко вреду проповеди, сколько апостолы к ее утверждению. «И, возбудив народ», говорит, «побили Павла камнями и вытащили за город». Здесь исполняется сказанное: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). Это больше, нежели воздвигнуть хромого. Язычники приняли их за богов, а иудеи «убедили, и, возбудив народ»: не всем же было обычно удивление относительно их (апостолов). И смотри, в том же самом городе, в котором столько удивлялись им, они претерпевают страдания; и это было полезно для видевших. А что (Бог) для этого попустил им страдать, послушай, как (сам апостол) указывает на то, когда говорит: «я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит» (2Кор. 12:6).
«Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город» (ст. 20). Видишь ли его ревность? Видишь ли горячее и пламенное усердие? Он вошел опять в тот же самый город, и отсюда делается явным, что если он (потом) и удалился, то потому, что хотел сеять слово (в других местах) и что не нужно было раздражать ярость их. Это не менее чудес прославляло их и еще более радовало. Нигде не говорится, чтобы они возвратились, радуясь о том, что сотворили знамения, но – что удостоились принять бесчестие за имя Его. Этому научились они от Христа, Который сказал: «не радуйтесь, что духи вам повинуются» (Лк. 10:20). Истинная и чистая радость – потерпеть что-либо за Христа. Потом они посетили все те города, в которых подвергались опасностям. «А на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (ст. 21, 22).
Так они говорили, так убеждали. «Утверждая», говорит (писатель), «души учеников». Таким образом они были утверждаемы и еще более присоединялись. Предсказывали им (страдания), чтобы те не соблазнились, так как следовало одному и тому же быть не только с апостолами, но и с учениками, чтобы они тотчас же с самого начала познали и силу проповеди, и то, что и им надлежит страдать, и чтобы стояли мужественно, не удивляясь только знамениям, но еще более (укрепляясь) против искушений. Потому и сам он сказал: «таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите» (Флп. 1: 30). Гонения следовали за гонениями, повсюду были брани, преследования, побивание камнями: каково утешение? Как они убеждали, в самом начале беседуя о страданиях? Но вот и другое утешение. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (ст. 23). Видишь ли ревность Павла? «Помолились», говорит, «с постом и предали их Господу». Вот рукоположение с постом; опять пост, очищение душ наших. «Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию» (ст. 24, 25). Чтобы ученики не пали духом оттого, что принятые за богов претерпевают такие страдания, – они пришли к ним и беседовали. И заметь: наперед отходят в Дервию, чтобы дать им успокоиться от ярости; а потом опять в Листру, Иконию и Антиохию, уступая им, когда они были раздражены, и опять обращаясь к ним, когда они успокоились. Видишь ли, как они не все совершали благодатию, но иное и собственным тщанием? «А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили» (ст. 26). Для чего приходят опять в Антиохию? Чтобы возвестить о случившемся там. Кроме того, чрез это устрояется и великое дело: надлежало наконец открыто проповедовать язычникам; потому они и приходят возвестить, чтобы те могли знать об этом, – а случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками, – и чтобы они, получив потом подтверждение из Иерусалима, шли (к язычникам) открыто. Или иначе: из этого обнаруживается их не надменный нрав. Пришедши, они показывают и свое дерзновение, так как они и без тех (апостолов) возвещали язычникам, и послушание, так как извещают их об этом: совершив такие дела, они не возгордились. «Откуда были преданы», говорит (писатель), «благодати Божией». Дух повелел тогда; но известно, что принадлежащее Духу принадлежит и Сыну, потому что одна у Них власть, как одна природа Сына и Духа. «Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (ст. 27, 28). И следовало, потому что город был большой и имел нужду в учителях. Но обратимся к вышесказанному. Они поразили их самым видом своим, разодравши одежды. Тоже сделал и Иисус Навин после поражения народа (израильского – Нав.7:6). Не подумай, что это недостойно их и их благоповедения: иначе они не остановили бы такого порыва, иначе не угасили бы этого пламени. Так и мы да не оставляем делать то, что бывает нужно. Если и таким образом они едва убедили их, то чего не было бы, если бы они не поступили так? Если бы они не сделали этого, то можно было бы подумать, что они не смиренномудры и более заботятся о собственной чести. И обрати внимание на речь, умеренную в упреке, исполненную вместе удивления и упрека. Это-то особенно и остановило тех, т.е. слово: «и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому». Как бы так сказали: хотя мы – люди, но больше этих (богов), потому что они мертвы. Смотри, как они не только останавливают, но и научают, и ничего не говорят о предметах невидимых. «Который сотворил», говорит, «небо и землю, и море, и все, что в них». Свидетелями называет сами времена. О, неистовство иудеев! Они осмелились придти к народу, столько почтившему апостолов, и побить камнями Павла. Извлекли его за город, может быть боясь народа. «Они помолились», говорит (писатель), «с постом и предали их Господу». Учили поститься среди искушений. Не говорили о том, что они сами сделали, но «что сотворил Бог с ними». Мне кажется, что они говорили об искушениях. Пришли сюда не напрасно и не с тем, чтобы успокоиться, но предусмотрительно будучи руководимы Духом, чтобы более утвердилась проповедь между язычниками. Но почему, скажешь, они не поставили пресвитеров в Кипре и в Самарии? Потому что последняя была недалеко от апостолов, а первый – от Антиохии, отчего слово (там) и поддерживалось; здесь же имели нужду в большем утешении, особенно верующие из язычников, которых надлежало много научать. Они пришли научать, потому что были истинно рукоположены Духом. И посмотри на ревность Павла. Он не спрашивает, должно ли проповедовать язычникам, но тотчас же проповедует; потому он и говорил о себе: «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 19-28 Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками.
Убедили народ. Посмотри на бешенство иудеев: проникли в народ, который оказал такую честь апостолам, и убедили его побить Павла камнями. А вытащили его вон из города, потому что боялись. Да притом они старались лишь подорвать проповедь. Но видишь ли ты пламенную ревность Павла? После того, как его выбросили вон из города, он снова пришел в тот же самый город, чтобы показать, что если где, в подобных случаях, он и удалялся, так потому, что должен был сеять слово Божие и что разжигать гнева не следовало….
Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в царство небесное, и Господь назвал узкими и тесными, то есть, полными стеснений. Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога.
Рукоположив же им пресвитеров. Научали поститься даже во время испытаний; постом сопровождались и хиротонии. Но в Кипре не поставили пресвитеров; тоже и в Самарии: последняя находилась близ Иерусалима и апостолов; да и в самой Антиохии слово Божие укреплялось. А здесь новоуверовавшие и в особенности те из язычников, которым необходимо было назидание, нуждались в большой поддержке. Но обрати внимание на то, что Павел и Варнава имели сан епископский; потому что рукополагали не только диаконов, но и пресвитеров.
Прибыв в Антиохию и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними . Не сказал апостол: «что сотворили они», но: «что сотворил Бог с ними».
И как Он отверз дверь веры язычникам. Отверзением двери называет учение, которое приняли чрез апостолов язычники.
И пребывали там немалое время с учениками. Так как город был велик, то в нем была нужда в учителях.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян.6, а не по назначению, как у православных.
Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян.6, и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших (Деян.14:22-23; Тит.1:5). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет.
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. 24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. 27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. 28 И пребывали там немалое время с учениками.
Проповедав Евангелие сему городу и приобретши здесь довольно учеников, Павел и Варнава предприняли обратное путешествие, посетили уже основанные Церкви в областях Малой Азии, утверждая юных христиан в вере и благоустрояя среди них христиански-церковную жизнь, и, наконец, возвратились в Антиохию Сирийскую, откуда предприняли они свой проповеднический путь.
Пребывание апостолов в Антиохии продолжалось немалое время.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22. Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере, и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали.
Приобретши довольно учеников: в Дервии проповедь Павла и Варнавы была благоуспешнее или по крайней мере благополучнее, чем в Листре; здесь они не подвергались гонению со стороны иудеев и – приобрели учеников довольно.
– Отсюда, из Дервии, апостолы решились предпринять обратное путешествие в Антиохию сирскую, откуда первоначально предприняли они все это путешествие в языческие страны (Деян.13:1 и д.), но не ближайшим путем – через соседнюю с Ликаонией Киликию и потом морем, а решились посетить все, по крайней мере, главнейшие, основанные ими в Малой Азии христианские общества, а потому из Дервии опять воротились назад в Листру, потом в Иконию, потом в Антиохию писидийскую, во все те города, где они подвергались гонению, где угрожали им смертью. Цель этого посещения дееписатель кратко указывает далее, когда характеризует общими чертами их деятельность во всех этих городах.
– Утверждая души учеников и пр.: новоустроенным малоазийским христианским общинам могли угрожать разные опасности от неверующих иудеев и язычников, особенно, по отшествии от них апостолов. Когда апостолы были среди них, то вся ненависть врагов христианства сосредотачивалась, главным образом, на них, и они все выносили на себе, а теперь эти общества должны были сами выносить все, что может встретиться тяжелого. Для этого нужны были крепость духа, твердость веры и прочная внешняя организация общин. – Посему апостолы, оставив Малую Азию, посещали снова устроенные общества, утверждая души учеников словом и делом и собственным примером, увещевая пребывать в вере в Христа, при всяких соблазнах и опасностях и бедствиях, и научая, что многими скорбями надлежит по божественному определению нам, христианам вообще, войти в Царствие Божие, войти в которое составляет цель всей жизни христианина. Этот именно пункт особенно выставляется здесь в теперешнем учении апостолов, потому что уверенность в этой именно истине теперь особенно требовалась для новообращенных. Они видели, что сами проповедники царства подвергаются гонениям и преследованиям и они сами должны ждать того же; что же это за путь к царству? Апостолы и поучают, что этот путь скорбей и страданий – необходимый путь, так должно быть, этим путем шел и сам Основатель христианства и вошел в славу свою, – и последователям свои предрекал то же. «Поэтому врата, ведущие в царство небесное, Господь и назвал узкими и тесными, т.е. полными стеснений (Мф.7:14). Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота и скорбь, но скорбь из-за веры в Бога» (Феофил.).
– При сем апостолы рукоположили пресвитеров к каждой церкви, – предстоятелей и руководителей каждой общины, чем давалась и внешняя прочная организация общинам, – и совершителей тайн (см. прим. к Деян.11:30).
– Рукоположив: возложив руки и тем посвятив на особое служение в церкви. Подобным рукоположением апостолы посвятили диаконов (см. прим. к Деян.6:2–6), здесь – пресвитеров, предстоятелей каждой частной церкви, даже может быть не по одному в каждой общине, как указывает выражение дееписателя. При прощании с каждой отдельной общиной апостолы возносили молитвы Богу с постом, как делали при всяких важных случаях (Деян.13:3 и др.) и предали их, т.е. новообращенных христиан вместе с новопоставленными им предстоятелями, Господу, милости и покровительству и благоволению Господа Иисуса Христа, в которого они недавно уверовали.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Пресвитеры или священники
Пресвитеры или священники (Деян.14:23). Название пресвитер с греч. языка означает: старец. В Церкви Апостольской так назывались иногда и пресвитеры и епископы без строгого различия. Назывались пресвитерами или старцами и сами апостолы (1Пет.5:1; 3Ин.1:1), но в особенности так называются в Xристовой Церкви иереи, или священники, лица второй степени церковной иерархии, принимающие власть и силу своего служения через рукоположение от епископа (Деян.14:23 и др.).
Должность их – учить народ и совершать таинства в зависимости от епископов. Они были также советниками епископов и участвовали на соборах в рассуждениях о делах церкви.
Священство
Священство есть таинство, в котором Дух Святый, чрез молитвенное возложение рук архиерейских, поставляет правильно избранного совершать таинства и наставлять людей в вере и добрых делах. О священстве ясное свидетельство можно видеть в словах св. ап. Павла: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею (Деян.20:28), и в другом месте: Каждый должен разуметь вас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1Кор.4:1).
Главных степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. Различие между ними состоит в следующем: епископ имеет право совершать все таинства и рукополагать других для совершения таинств; пресвитер может совершать таинства кроме священства, и притом в зависимости от епископа, а диакон может только помогать епископам и пресвитерам при совершении таинств. Апостольское происхождение трех степеней священства ясно видно из Священного Писания. Так, в книге Деяний апостольских говорится об избрании и рукоположении самими апостолами первых семи диаконов (Деян.6:1-7) и рукоположении пресвитеров к каждой церкви (Деян.14:23).
О правах и власти епископов, избранных апостолами, ясно говорится в посланиях к (епископу эфесскому) Тимофею и (епископу критскому) Титу. Так, первому апостол пишет: Руки ни на кого не возлагай поспешно (1Тим.5:22), второму: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит.1:5). Отсюда ясно, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров чрез рукоположение и обязанность заботиться об устройстве дел церковных.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Рукоположше им (ученикам, бывшим в Листре, Иконии и Антиохии Исидийской) пресвитери на вся церкви (к каждой церкви), и помолившеся с постом, преданна их Господеви.
Первыми начальниками Церкви были апостолы, избранные Самим Христом или призванные Духом Святым. Когда оказалось невозможным для них, кроме проповеди, служить трапезам (Деян.6:2), они поставили на это дело вместо себя семь диаконов (Деян.6:3-5). Когда оказалось невозможным для них лично и непосредственно руководить всеми церквами, когда им приходилось оставлять основанные ими церкви, тогда, предавая их Господу, они вместо себя поставляли в каждой церкви пресвитера (Деян.6:6-7). Так поступают Варнава и Павел в церквах Малой Азии. Впоследствии, когда сами апостолы не могли даже и пресвитеров поставлять во все церкви и рукополагать самолично, они вверяли это дело лицам, которых облекали для сего высшею властью и особенным достоинством, и которым усвоено наименование епископов (таков был Тита в Крите, Тимофей в Ефесе, Тит.1:5, 1Тим.5:17 и дал.). Так из апостольского служения, как бы из одного источника, вышли, подобно трем потокам, три служения различного достоинства: епископское, пресвитерское и диаконское. Но совершилось это не иначе, как по предначертанию Пастыреначальника Христа. Если бы апостолам не было дано такого предначертания, если бы обстоятельства заставляли их самих придумывать, кто и в каком деле может, и должен заменять их, то, вероятно, они устрояли бы об этом предмете совещания и делали бы постановления (ср. Деян.15:2, Деян.15:6 и дал.), о которых не умолчал бы писатель книги Деяний. Но пресвитерское служение является нам в этой книге из начала существующим (Деян.11:29-30): следовательно установление его (а равно и 2 других упомянутых служений) решено было раньше – Самим Господом Иисусом Христом.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали
«Рукоположив им пресвитеров» - предстоятелей и руководителей каждой общины, получавшей, благодаря этому, прочную внешнюю организацию. Рукоположение, т. е. возложение рук (Деян. 6:2-6), указывало важность служения пресвитерского и благодатное посвящение на это служение (см. XI:30).
«Помолились с постом», как делали при всяких важных случаях (Деян. 13:3 и др. ).
«Предали их, - т. е. новообращенных христиан, вместе с их новопоставленными предстоятелями, - Господу», т. е. Его милости, благоволению и покровительству.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
Рукоположение пресвитеров для каждой из Церквей, основанных Павлом и Варнавою, знаменательно во многих отношениях, и прежде всего в том, что значит с того же времени и началось в этих Церквах полное церковное благоустройство. Замечательно и то, что Апостолы предали эти Церкви высшему руководству Господа, в Которого уверовали христиане, т. е. Иисусу Христу, как главе Церкви и общему блюстителю всех Церквей, пастырей и пасомых. Святой Иоанн Златоуст относит пост и молитву к рукоположению. А блаженный Феофилакт пишет: «обрати внимание на то, что Павел и Варнава имели сан епископский, потому что рукополагали не только диаконов, но и пресвитеров».
«Вместе с внутренним утверждением Апостолы сообщают вновь основанным христианским общинам и внешнее, – через устройство управления в этих общинах. Апостолы рукоположили к каждой христианской общине (к Церкви) по нескольку пресвитеров, ср.(Деян.20:17-28), чтобы руководить и управлять общинами. После сего Павел и Варнава оставляют эти Церкви. Удалению их предшествовало торжественное Богослужение, в котором они, после молитвы и поста, призвали на них благодать, благодатную близость Иисуса Христа, как истинного «Пастыря» и «Блюстителя» душ христианских (1Петр.2:25). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами», вот, вероятно, слова, с которыми оставили Апостолы юные Церкви» (см. у Артоболевского, стр.308–309).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ст. 23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
О преемстве пастырства.
Первыми пастырями Церкви Христовой были избраны апостолы: Мф.10:5,28:19-20; когда оказалось невозможным для них, кроме проповеди, служить трапезам: Деян.6:2, они поставили на это дело вместо себя диаконов: Деян.6:6-7; а когда оказалось невозможным для них лично и непосредственно руководить всеми церквами, тогда они вместо себя поставили в каждой Церкви пресвитеров: Деян.14:23; Тит.1:5. Усмотри отсюда Богом устроенную преемственность и не дерзай сам собою предвосхищать честь священства:
Евр.5:4; Ин.10:1; помни к тому, что если подвизаться будешь, но незаконно, не увенчаешься: 2Тим.2:5,1:13.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: В Священном Писании не сказано, что апостол Андрей рукоположил Стахия во епископа Константинопольского.
Ответ: Не сказано в Священном Писании и о том, каким народам проповедовал апостол Андрей (Варфоломей, Фома и др.), а он, несомненно, исполнил заповедь Иисуса Христа (Мф.28:19-20). Все апостолы, как руководимые одною Главою – Господом, просвещаемые одним Святым Духом, в деле устроения Церкви поступали однообразно. Если апостол Павел где-либо проповедовал, там и поставлял для служения преемников (Деян.14:23; Тит.1:5 и др.), то, очевидно, апостол Андрей и другие апостолы также поставляли пастырей Церкви. Мы из истории («свидетельства человеческого» 1Ин.5:9) знаем, что апостол Андрей проповедовал в Византии, где после него епископствовал Стахий.