Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 14:6
они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
Святые отцы
Прочие
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-15 В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них
«В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов» (Деян.14:1). Опять входят в синагоги. Смотри, как они не сделались боязливее, после того, как сказали: «мы обращаемся к язычникам». Уже тем, что здесь было великое множество (уверовавших), лишают их оправдания. «Уверовало» говорит (писатель), «великое множество Иудеев и Еллинов». Вероятно, они проповедовали и эллинам. «А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников» (ст. 2). Возбудили вместе и язычников, как будто недовольно было их одних. Почему же (апостолы) не вышли оттуда? Потому что их не изгоняли, а только притесняли. «Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (ст. 3). Это придавало им дерзновения, или лучше, их усердие придавало им дерзновения. Потому-то они долгое время нигде не совершали знамений. Самое то, что слушающие веровали, было из числа знамений. Этому содействовало и их дерзновение. «Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов» (ст. 4). Не мало служит к осуждению тех и это самое разделение. Здесь происходило то, что сказал Христос: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). «Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (ст. 5-7).
Опять, как бы нарочито желая распространить проповедь, когда она получила успех, тогда и изгоняют их (апостолов). Смотри: везде гонения производят великие блага, и гонители остаются побежденными, а гонимые являются славными. Придя в Листру, (Павел) совершает великое чудо, воздвигает хромого и притом громким голосом; а как, послушай. «В Листре некоторый муж», говорит (писатель), «не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить» (ст. 8-10). Для чего громким голосом? Для того, чтобы народ уверовал. И смотри, с каким усердием он внимал словам Павла; это, именно, означается словом: «слушал». Видишь ли его любомудрие? Хромота нисколько не препятствовала его усердию – слушать. «Взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления». Он уже обратился внутренне; между тем с другими происходило противное. Наперед исцелялись тела их, а потом уже врачевались их души; этот же не так. Мне кажется, что Павел проникал в самую душу его. «Вскочил», говорит, «и стал ходить». Знаком совершенного исцеления было то, что он вскочил. «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (ст. 11-13). Но этого доселе нельзя было знать, потому что они говорили на собственном наречии: «боги в образе человеческом сошли к нам». Потому (апостолы) ничего не говорили им; но когда увидели венцы, то бросившись разодрали одежды свои. «Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки» (ст. 14, 15). Смотри, как они всегда чуждались славы, и не только не искали ее, но отклоняли и тогда, когда им предлагали ее. Так и Петр говорил: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян. 3:12) Также и они говорят. Иосиф говорил о сновидениях: «не от Бога ли истолкования?» (Быт.40:8) Подобным образом и Даниил: «мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих» (Дан. 2:30). И Павел всегда тоже говорил, как например: «кто способен к сему?» (2Кор. 2:16); и еще: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2Кор. 3:5).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 4-7 Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали.
Между тем народ в городе разделился. Случилось то, о чем говорил Христос: не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, (Мф. 10:34).
Они, узнав о сем, удалились. Ничего нет странного в том, что святые бегут от людей, намеревающихся построить им ковы, и считают за лучшее уклониться от брани, которую они считали, согласно приведенному свидетельству, недозволенною им.
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
5 Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, 6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, 7 и там благовествовали.
Наконец возмущение достигло до того, что противная апостолам сторона хотела побить их камнями, и они, узнав это, должны были бежать в Ликаонские города Листру и Дервию.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
1. В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу, и говорили так, что уверовало великое множество иудеев и Еллинов.
2. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников.
3. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, который, во свидетельство слову благодати своей, творил руками их знамения и чудеса.
4. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов.
5. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями;
6. Они, узнав о сем, убежали в Ликаонские города, Листру и Дервию, и окрестности их;
7. И там благовествовали.
В иудейскую синагогу (см. прим. к Мф.4:23): вероятно, в день субботний (Деян.13:14; Деян.13:44).
– Говорили так, проповедовали о Христе с такой силой и с таким успехом, что уверовало во Христа великое множество Иудеев и Еллинов: так как эти эллины были в синагоге иудейской, то надобно полагать, что это были обращенные из язычников в веру иудейскую, т.е. прозелиты; от них ясно отличаются далее язычники (ст. 2).
– Неверующие Иудеи и пр.: здесь произошло то же, что и в Антиохии писидийской; иудеи начали подстрекать и раздражать против исповедников новой веры язычников.
– Раздражали: т.е. «клеветали на апостолов, во многом обвиняли их, этих простосердечных представляли коварными» (Злат.). Против братьев: не только против Павла и Варнавы – природных иудеев и, следовательно, братьев им по плоти (Рим. 9:3), но и против новообращенных их них самих.
Пробыли довольно времени: попытки неверующих иудеев возбудить и раздражить язычников против принявших христианство в Иконии, как видно, не удавались довольно долго; по крайней мере, это возбуждение и раздражение не выражалось открыто в каком-либо насилии, и апостолы довольно времени смело проповедовали здесь Евангелие.
– О Господе: выражение и дальнейшая речь указывают причину, по которой они смело действовали. Господь подкреплял их слово совершавшимися через них знамениями и чудесами (ср. Мк.16:20 и прим.). «Дерзновение происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов» (Феофил.).
– Народ в городе разделился: в этом, кажется, причина, почему подстрекательство иудеями язычников до времени не приводило к их цели, – народ разделился, и некоторые были на стороне апостолов; это могло удерживать до времени враждебную им часть населения от открытого гонения на них.
Наконец, враждебная апостолам часть населения городского, как языческого, так и еврейского, усилилась до того, что почувствовала себя в силе произвести открытое нападение на апостолов.
– Иудеи со своими начальниками: по все вероятности, с начальниками синагоги, архисинагогом и старейшинами, составлявшими совет при нем (см. прим. к Деян.13:15).
– Побить камнями: казнь, употреблявшаяся у иудеев. Это замечание указывает весьма ясно, что зачинщики и главные руководители этого дела были иудеи. Казнь эта употреблялась у иудеев над явными богохульниками, между прочим (см. прим. к Деян.7:57-59); вероятно, и апостолов иудеи обвиняли в этом (мнимом) преступлении. Это же замечание указывает на силу раздражения иудеев против апостолов.
– Узнав о сем: заблаговременно, пока еще не произошло условленное открытое нападение на них, но, вероятно, незадолго до сего, на что указывает кажется слово
– убежали, поспешно ушли. Вероятно, кто-либо из христиан сообщил им о грозившей им опасности. Апостолы удалились в Ликаонию, которая не столько политически, сколько этнографически считалась особой областью Малой Азии, именно: в города Листру (или Листры), к юго-востоку от Иконии, и в Дервию, к юго-востоку от Листры. В этих двух небольших городах они благовествовали, проповедовали учение Христово, а равно и в окрестностях их, т.е. по окрестным поселениям, еще менее значительным, чем эти городки. «Смотри: везде гонения производят великие блага, и гонители остаются побежденными, а гонимые являются славными» (Злат.). Общее замечание о проповеди апостолов в этих ликаонских городах восполняется далее более подробными рассказами о некоторых обстоятельствах сего благовествования.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Ликаония
Ликаония (Деян. 14:6-11) – внутренняя область Малой Азии, граничащая с Фригией, Исаврией, Киликией и Галатией. Это была пастушеская страна, и между городами оной особенно известны следующие: Икония, Листра и Дервия. Ликаонская речь, обозначенная в кн. Деян. (Деян. 14:11) словами: говоря по-ликаонски, как полагают, состояла из смешанных диалектов: ассирийского или сирийского и греческого. Сами ликаонийцы, по мнению многих комментаторов, были смешанной расы.
В различные времена границы Ликаонии менялись в связи с переменами в ходе политических событий, впрочем, она никогда не занимала выдающегося места в мировой истории по своему положению и естественным свойствам. Почва в ней малоплодородна, и страна более приспособлена к скотоводству, чем к развитию цивилизации.
Новейшее название страны Карамания, находится под турецким владычеством, имеет малочисленное народонаселение, и замечательных городов и мест в ней не имеется, за исключением разве Кониэр, или Конии, древней Иконии, лежащей, как полагают, в самой обширной равнине во всей Малой Азии.
Листра
Листра (Деян. 14:6,8,21; 2Тим. 3:11) – город в Лаокоонии, посещенный ап. Павлом три раза.
В Листре ап. Павел и Варнава были признаны язычниками за богов (Юпитера и Меркурия) вследствие чудесного исцеления хромого, и хотели даже принести им жертву, так что апостолы едва убедили народ оставить это богохульственное их намерение.
Впрочем, вскоре после сего жители Листры с замечательным легкомыслием вняли убеждениям неверующих иудеев и едва не побили насмерть ап. Павла камнями, так что, будучи почтен за умершего, он был вынесен уже за город (Деян. 14:19,20).
Вскоре после сего апостол снова пришел в Листру и проповедовал здесь (Деян. 14:21). Значительно позднее он еще раз посетил Листру, где уже находилось христианское общество, и встретился здесь или в соседнем г. Дервии с Тимофеем (Деян. 16:1-3; 2Тим. 3:11).
Предполагаемое положение Листры определяется местностью: Бин-бир-Килиса (тысяча одна церковь), а по другим – селением Литик или Ладик, на восточном склоне высокой горы Карадаг, где существует много замечательных и больших развалин, как должно думать, уже христианской эры.
Еп. Павел Листрийский присутствовал на I Константинопольском соборе (в 381 г.) вместе с 12 другими лаокоонийскими епископами.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их «В Ликаонские города, Листру и Дервию…«
Ликаония - не столько политически, сколько этнографически составляла особую область Малой Азии, с городами - Листрой - к юго-востоку от Иконии, и Дервией - к юго-востоку от Листры.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
6. они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7. и там благовествовали.
Бегство Апостолов из Иконии показывает, что они, пребывая здесь довольно времени, запоздали своим выходом оттуда, ибо близки были к убиению и притом поносному, каким считалось побиение камнями. Но вместе с тем здесь открывается и то, как неистово возмущали народ Евреи против неповинных ни в чем Апостолов. Очевидно, на них возводились такие обвинения, которые требовали их смерти и притом самой скорой и жестокой. Вероятно, перед Евреями они обвинялись, как Сам Иисус Христос и первомученик Стефан, в богохульстве, а перед Еллинами – в ниспровержении религии и возмущении народном.
«Опять, как бы нарочно желая распространить проповедь, когда она получила успех, тогда и изгоняют их (Апостолов). Смотри: везде чтения производят великие блага, и гонители остаются побежденными, а гонимые являются славными» (Златоуст). «И ничего нет странного в том, что святые бегут от людей, намеревающихся построить им оковы, и считают за лучшее уклониться от брани, которую они считали недозволенною им» (Феофилакт).
Так как в числе восставших на Апостолов были и начальники, то Апостолы поспешили перейти в другие, более малые, города: Листру и Дервию, с их окрестностями, резко отличавшимися этнографически, и где можно было проповедовать более беспрепятственно. Сам Иисус Христос говорил: «когда будут гнать вас в одном граде, бегите в другой» (Мф.10:23).
«Апостолы на этот раз уклонились от великого пути, который идет через центральную возвышенную равнину Малой Азии, в бесплодную, гористую, вулканическую местность южной Ликаонии. Далее через Тавр шел путь к приморским гаваням. Пройдя долину, Апостолы достигли скоро вулканической группы, среди которой затерялась Листра, а далее Дервия. Эти города, кажется, были исключительно языческими. Если жили здесь и Иудеи, то в самом незначительном количестве. Поэтому проповедь здесь свободно распространяется по окрестностям: проповедники остаются долго и приобретают довольно учеников (ст.Деян.14:20-21). Церковное предание значительно дополняет эти сведения. Оно заключается в памятнике, известном под именем «Акты Павла и Феклы» (см. у Артоболевского, стр. 272–276), где передается, как в Листрах Апостол Павел, Димас и Ермоген были приняты в доме Онисифора. Здесь уверовала святая дева Фекла, которая потом подвизалась в деле проповеди до глубокой старости, живя 72 года в пещере Селевкийской и питаясь растениями и водой. Древность этого памятника между прочим доказывается нахождением его среди древних манускриптов папирусных (см. Английское издание этих манускриптов, сделанное в Лондоне в 1899 г. в 2-х томах, под названием «Папирусы Оксирниха», изд. Гренеля и Гунта). Более подробные сведения о сих Актах у Артоболевского в прибавлении к 5-й главе.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий