Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 16:3
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
Святые отцы
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Григорий Богослов, свт. (†389)
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин
В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг. 2:6-7). Одно вело от идолов к закону [Моисея], а другое от закона – к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении – о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому. Но с обоими заветами произошло одно и то же. Что именно? Они вводились не вдруг, не по первому приему за дело. Для чего же? Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают. Ибо что непроизвольно, то и непрочно, как поток или растение ненадолго удерживаются силой. Добровольное же и прочнее, и надежнее. И первое есть дело употребляющего насилие, а последнее собственно наше. Первое свойственно насильственной власти, а последнее – Божию правосудию. Посему Бог определил, что не для нехотящих должно делать добро, но благодетельствовать желающим. Потому Он, как детоводитель и врач, иные отеческие обычаи отменяет, а другие дозволяет, попуская иное и для нашего услаждения, как врачи дают больным врачевство искусно приправленное чем-нибудь приятным, чтобы оно было принято. Ибо нелегко переменить, что вошло в обычай и долговременно было уважаемо. Что же разумею? То, что первый завет, запретив идолов, допустил жертвы; а второй, отменив жертвы, не запретил обрезания. Потом, которые однажды согласились на отменение, те уступили и уступленное, одни – жертвы, другие – обрезание, и стали из язычников иудеями и из иудеев христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями. В этом да убедит тебя Павел, который от обрезания и очищений простерся уже к тому, что сказал: За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание (Гал. 5:11)? То было нужно для домостроительства, а сие – для совершенства.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин
Сам блаженный Павел, уничтожая обрезание, когда собирается посылать Тимофея в качестве учителя для иудеев, сначала обрезывает его, а потом уже послал. Сделал он это, чтобы он был благосклонно принят слушателями, и, благодаря обрезанию оказавшись среди них, разрушил бы обрезание. Но причину этого знал сам Тимофей, но ученикам не сказал. Потому что если бы они узнали, что из-за того он [Павел] обрезал, чтобы разрушить обрезание, то не слушали бы его речей, и вся польза пропала бы. Теперь их неведение весьма им помогло, потому что они приняли его [Тимофея] и его учение благосклонно и легко, так как сочли, что он делает это как хранитель закона. Приняв и понемногу научаясь, они отошли от ветхого. Этого бы не произошло, если бы с самого начала они узнали причину [обрезания], если бы они узнали, то отвернулись бы от нее, а отвернувшись, остались в старом заблуждении.
Что делаешь ты, блаженный Павел? Словом уничтожаешь обрезание, а делом снова поддерживаешь его? Не поддерживаю, говорит он, но уничтожаю его делами. Тимофей был сын жены иудейской верной, а отцом имел эллина, из рода необрезанных. Но так как Павел намеревался послать его учителем к иудеям, то не хотел посылать его необрезанным, чтобы с самого начала не заградить дверей учению. Таким образом, пролагая путь к уничтожению обрезания и открывая путь учению Тимофея, он совершил над ним обрезание, чтобы уничтожить обрезание. Поэтому он и говорит: «для Иудеев я был как Иудей» (1Кор.9:20). Не для того Павел сказал это, чтобы быть иудеем, а чтобы убедить остававшихся иудеями не быть больше иудеями. Потому он и обрезал Тимофея, чтобы уничтожить обрезание. Итак, обрезанием он воспользовался против обрезания. И Тимофей принял обрезание для того, чтобы он мог быть принят иудеями, и чтобы, пришедши мало-помалу отклонить их от соблюдения обрезания. Видишь ли, для чего Павел соблюдал и пятидесятницу и обрезание?
Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви.
См. также Толкование на Деян. 16:1
Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви
Августин Аврелий, блж. (†430)
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин
Сам Павел, обрезав Тимофея или исполнив обет в Кенхреях (Деян. 18:18), или по предложению Иакова в Иерусалиме приняв участие в установленных законом обрядах (Деян. 21:23-24), сделал это не для того, чтобы казалось, что через эти установления дается также христианское спасение, но чтобы не считалось, что то, что Бог установил в первые времена в качестве прообраза будущих событий, он осуждает как языческое идолопоклонство. Ведь это то, что ему говорит Иаков, что было услышано о Павле: что он учит отказаться от Моисея, что было особенно непозволительно, чтобы верующие во Христа отказывались от Христова пророка, словно отклоняя и осуждая его учение, о котором Сам Христос сказал: Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5:46).
Послания
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин
Павел не верил, что образы закона, даже при свете Евангельской истины, принесут какую-либо пользу, но он обращался к закону, чтобы из-за язычников не отступили от веры иудеи, для которых, однако, постепенно нужно было убирать древнюю завесу, как и для язычников – порочность древних нравов, как было сказано выше. Ведь тени этого закона, некогда установленные Господом, использовались апостолами в те времена для того, чтобы отвратить иудеев от неверия, в то же время святые никогда не обращались к языческому учению, признанному сатаной истинным.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-3 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
И вот, там был некоторый ученик, сын еллина. Замечательно, что иудеи так пренебрегали законом, что своих дочерей выдавали за еллинов и женились на еллинах.
И, взяв, обрезал его ради Иудеев. Достойна великого удивления мудрость Павла. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика. Он не только другим не запрещал этого, но даже сам делает это. В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. И тому нужно удивляться, как еще Павел расположил его к обрезанию.
Ради Иудеев, находившихся в тех местах, потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного. И что же? Обрати внимание на оправдание этого поступка. Павел обрезал Тимофея для того, чтобы уничтожить обрезание; он не поддерживал обрезания, а хотел выполнить величайшую и всем апостолам приятную задачу; потому что, если бы Тимофей не был обрезан и в то же время был бы учителем иудеев, то все отшатнулись бы от него. Если уже иудеи так сильно обвиняли Павла за Трофима ефесского, так как думали, что Павел ввел его в храм (а он был из еллинов); то что пришлось бы перенести самому Павлу, если бы при нем находился учителем же человек необрезанный? Но посмотри: он оправдан и в мнении апостолов, и говорит в храме об исполнении этого оправдания. Все он делал ради спасения иудеев. Пожалуй, можно указать, что и Петр прикрывался личиною иудейства… И это нисколько не вредило апостолам; а напротив то, что иудеи имели таких учителей, которые, по их мнению, соблюдали закон, - послужило поводом к их обращению и началом их веры во Христа.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин
Все, что у него на уме, Павел рассказывает тем, которые достойны это услышать, слова свои и жизнь соразмеряя с велением разума. Ибо мысли его и слова истинны, за исключением таких случаев, когда с лечебной целью, подобно врачу, скрывающему истину от больного ему на благо, он может, согласно софистам, обмануть или произнести ложь. Так, например, благородный апостол обрезал Тимофея, утверждая устно и письменно, что обрезание, осуществленное руками человека, не имеет никакого значения (Рим. 2:25). Для того чтобы не отвратить тех из иудеев, которые оказались невольными слушателями, от понимания заповеди обрезания сердца через веру, чтобы они не отпали от синагоги, он для иудеев был как иудей, чтобы приобрести иудеев (1Кор. 9:20). Тот, кто соглашается на нечто ради своих ближних (взяв на себя этот труд ради их спасения), воздерживается от какого-либо лицемерия, зная об опасности подобного поведения для праведных людей, которая угрожает со стороны тех, кто им завидует, поэтому он никого не принуждает. Только лишь для блага своих ближних он поступает так и, если бы все это касалось только его самого, он никогда бы не стал делать этого. Такой человек всецело предан Церкви, ради учеников, которых он сам породил в вере. Он является примером для тех, кто в силах принять возвышенные наставления человеколюбивого и боголюбивого наставника, живым подтверждением истины слова, опытом любви к Господу. Он неподвластен страху, верен своему слову, неутомим в трудах и никогда не испытывает желания произнести лживое слово, в полной мере оставаясь безгрешным. Ведь лживое слово, произнесенное со злым умыслом, не является просто словом, но представляет собой действие, которое несет вред.
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Проходя Сирию и Киликию, апостол Павел дошел до Дервии и Листры. В последнем из названных городов он призвал на помощь себе нового спутника – некоего Тимофея. А так как Тимофей, имея отцом язычника, не был обрезан, то апостол Павел обрезал его, чтобы сделать возможным для него проповедовать среди иудеев, которых в тех местах было много.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
1. Дошел он до Дервии о Листры. И вот, был там некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
2. И о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
3. Его пожелал Павел взять с собою; и взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
Дошел он (Павел со своим спутником Силой) до Дервии и Листры см. прим. к Деян.14:6.
– Был там: в Листре, а не в Дервии, вероятно, на что указывает и свидетельство о Тимофее листрян.
– Некоторый ученик: т.е. христианин. Мать этого ученика (по имени Евника, – 2Тим.1:5) была Иудеянка уверовавшая, т.е. христианка из иудеек, отец же был Еллин, т.е. язычник (ср. 11–20), и притом не прозелит иудейский из язычников, чего ни откуда не видно, но именно язычник, остававшийся язычником и по обращении к Христу его жены и сына (ср. конец ст. 3). Таким образом, Тимофей происходил от смешанного брака иудейки (потом обратившейся в христианство) с язычником. Такие браки иудеек с язычниками были тогда в обычае между жившими среди язычников иудеями; при переходе же жены или мужа в христианство, при нежелании другой стороны последовать сему, браки не расторгались, если было на то взаимное согласие (ср. 1Кор.7:12 и дал.). Так, вероятно, и Евника жила с мужем своим.
– О Тимофее свидетельствовали братия: т.е. свидетельствовали в добрую сторону, рекомендовали апостолу со стороны его добрых качеств, и так как рекомендовали братия, т.е. христиане, то значит рекомендовали его, как доброго христианина.
– Братия, находящиеся в Листре: в городе, где Тимофей жил со своими родителями, и, следовательно, имевшие возможность хорошо знать христианские качества Тимофея, тем более, что в этом городе общество учеников, т.е. христиан, было едва ли очень многочисленно.
– И в Иконии (см. прим. к Деян.13:51): добрые качества Тимофея были известны не только христианам в отечественном его городе, но и в соседней Иконии; это показывает, что он действительно был не из числа обыкновенных людей и отличался высокими достоинствами, которые еще более должны были усовершенствоваться под руководством такого учителя, как великий апостол Павел.
– Его пожелал Павел взять с собою: в спутники и сотрудники в деле распространения проповеди христианской в странах языческих. Расположили к сему апостола, вероятно, эти добрые качества, замеченные им в молодом ученике, и рекомендация христиан листрских и иконийских; с другой стороны, Тимофей по рождению своему принадлежал к так сказать язычникам и иудеям, и таким образом мог быть очень пригодным для деятельности апостольской среди язычников и иудеев.
– Взяв, (конечно, с его согласия) обрезал его ради Иудеев: состав выражения показывает, что Павел сам, а не через другое лицо, совершил обряд обрезания, так как каждый израильтянин мог совершать этот обряд, и – совершил его, конечно, с согласия самого Тимофея, а отнюдь не против его воли. Для чего апостол решился на такой необычный поступок с христианским юношей, по-видимому, вопреки постановлению апостольского собора (Деян.15:29)? Дееписатель разъясняет это словами: ради Иудеев, так как все знали, что отец Тимофея язычник, т.е. ради еще не обращенных к Христу иудеев, живших в тех местах, которым могло казаться соблазном то обстоятельство, что помощник апостола
– проповедника – необрезанный, происходящий от язычника, и это обстоятельство могло полагать преграды к обращению в христианство иудеев местных, тем более, что хотя и были в обычае браки между иудейками и язычниками, но строгие иудеи всегда смотрели неблаговолительно на сие, и детей от таких браков считали не законнорожденными, а побочными детьми. Таким образом, Павел при этом действии следовал премудрому правилу своему
– быть всем для всех, чтобы всех спасти, быть для иудеев иудеем, чтобы приобрести иудеев (1Кор.9:20–22). Следовательно, этот поступок Павла совершен не по догматическим побуждениям, не потому что он подчинялся в этом случае мнению иудействующих о необходимости обрезания в христианстве, и, следовательно, поступок апостола нисколько не стоит в противоречии с постановлением апостольского собора, тем более, что это действие было добровольное со стороны как Павла, так и Тимофея.
– Обрезание в христианстве ничто и необрезание ничто, по словам апостола Павла (1Кор.7:19), и если он ради того, чтобы не полагать препоны обращению местных иудеев к Христу обрезал Тимофея, то в поступке сем также мало можно видеть уступку мнению иудействующих, как и нарушение свободы христианской, за которой постоянно ратовал святой апостол Павел. В этом поступке выразилась высокая практическая мудрость великого апостола. «Достойна великого удивления мудрость Павла! Он, который так ратовал против обрезания язычников, и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика… В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели.
– Ради Иудеев: потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного» (Феофил., ср. Злат.).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Листра
Листра (Деян. 14:6,8,21; 2Тим. 3:11) – город в Лаокоонии, посещенный ап. Павлом три раза.
В Листре ап. Павел и Варнава были признаны язычниками за богов (Юпитера и Меркурия) вследствие чудесного исцеления хромого, и хотели даже принести им жертву, так что апостолы едва убедили народ оставить это богохульственное их намерение.
Впрочем, вскоре после сего жители Листры с замечательным легкомыслием вняли убеждениям неверующих иудеев и едва не побили насмерть ап. Павла камнями, так что, будучи почтен за умершего, он был вынесен уже за город (Деян. 14:19,20).
Вскоре после сего апостол снова пришел в Листру и проповедовал здесь (Деян. 14:21). Значительно позднее он еще раз посетил Листру, где уже находилось христианское общество, и встретился здесь или в соседнем г. Дервии с Тимофеем (Деян. 16:1-3; 2Тим. 3:11).
Предполагаемое положение Листры определяется местностью: Бин-бир-Килиса (тысяча одна церковь), а по другим – селением Литик или Ладик, на восточном склоне высокой горы Карадаг, где существует много замечательных и больших развалин, как должно думать, уже христианской эры.
Еп. Павел Листрийский присутствовал на I Константинопольском соборе (в 381 г.) вместе с 12 другими лаокоонийскими епископами.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин
«Его пожелал Павел взять с собою» – в спутники и сотрудники в деле проповеди. Кроме выдающихся качеств Тимофея, Павел – и по его рождению, делавшему его принадлежащим равно и язычникам, и иудеям – находил его особенно удобным для своей апостольской деятельности среди тех и других. «Взяв – конечно, с его согласия – обрезал его ради иудеев», очевидно, сам, а не через другого кого, что позволялось каждому израильтянину. Для чего апостол решился на такой необычайный поступок с христианским юношей, по-видимому, вопреки и своим убеждениям, и постановлению апостольского собора? (Деян. 15:29). «Ради иудеев», т. е. еще не обращенных ко Христу, которых могло смущать и отвращать от христианства то обстоятельство, что помощник апостола – необрезанный… Таким образом, поступок Павла объясняется не догматическими побуждениями, а мудрою приспособляемостью Павла – «быть всем для всех, чтобы всех спасти, быть для Иудеев иудеем, чтобы приобресть иудеев» (1Кор. 9:20-22).
Не стоит в противоречии с постановлениями апостольского собора данный поступок и потому, что он был действием совершенно добровольным со стороны как Павла, так и Тимофея.
«Достойна великого удивления мудрость Павла, говорит Феофилакт. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика… В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. Ради иудеев; потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного…»
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
3. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
Свидетельство христиан о Тимофее было, конечно, доброе, соответственное его великому благочестию. Некоторого рода смущением для Евреев было то, что Тимофей не был обрезан. Апостольский собор решил, что обращающиеся из язычников не обрезываясь могут быть христианами; но Тимофей наполовину был Иудей, поэтому он мог быть и обрезан, особенно на предмет его проповеди обрезанным, которые без того могли относиться к нему с неблагоприятным предубеждением и даже презрением, как сыну Еллина-язычника. Этот своего рода Гордиев узел рассекает Павел тем, что сам обрезывает Тимофея и затем берет его с собою, как полноправного благовестника не только для язычников, но и для Иудеев, ради которых, собственно, и совершено было над Тимофеем обрезание подзаконное, не имеющее значения во дни благодати (1Кор.7:19). «Достойна удивления мудрость Павла (восклицает святой Иоанн Златоуст). Он столько восстававший против обрезания, употреблявший все меры и успокоившийся не прежде, как достигнув цели, тогда, когда это учение было утверждено, обрезывает ученика. Не только другим не возбраняет, но и сам делает это. Нет никого мудрее Павла: он во всем взирал на пользу. Иудей ради (ради Иудеев). Это – причина обрезания, ибо они не стали бы слушать слово от необрезанного. Он обрезал, чтобы прекратить обрезание». К сему блаженный Феофилакт присовокупляет: «если уже Иудеи так сильно обвиняли Павла за Трофима Ефесского, так как думали, что Павел ввел его в храм (а он был из Еллинов), то что пришлось бы перенести самому Павлу, если бы при нем находился учителем же, человек необрезанный? Все он делал ради спасения Иудеев». И если он ради того, чтобы не полагать препоны обращению местных Иудеев ко Христу, обрезал Тимофея, то в поступке сем также мало можно видеть уступку мнению Иудействующих, как и нарушение свободы христианской, за которую постоянно ратовал святой Апостол Павел. «В этом поступке выразилась высокая практическая мудрость великого Апостола», говорит преосвященный Михаил.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О таинстве крещения.
Что крещение есть именно необходимое таинство для вступающего в Церковь Христову, это доказывается тем обстоятельством, что оно установлено было не Моисеевым законом, как, например, обрезание, при том же оно совершалось и над уверовавшими уже во Христа язычниками, как-то: Корнилием (Деян.10:48), евнухом (Деян.8:38), Еллинами (Деян.17:4), для которых не было никакой нужды делать снисхождение обычаю, а посему приведенное место не может относиться к вопросу о святом крещении.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Апостолы крестили по снисхождению к иудеям, подобно тому, как допускали обрезание (Деян.16:3) и жертвоприношение (Деян.21:26).
Ответ:
Крещение не было установлено Моисеевым законом, притом оно совершалось и над уверовавшими во Христа язычниками, как то: Корнилием (Деян.10:48), вельможей Кандакии (Деян.8:38), эллинами (Деян.17:4) и др., – что свидетельствует о его обязательности для всех народов.
Об отмене обрезания и жертвоприношений ветхозаветных имеется ясное определение апостольского собора (Деян.15:19-20); а где же написано об отмене водного крещения, которое будто бы существовало у иудеев, как установление закона (Моисеева)? Ведь говорить, что крещение совершалось по снисхождению к иудеям, можно только в том случае, если имеется свидетельство об отмене его апостольским собором.