Скрыть
Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-28 Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос

Смотри, как закон потерял силу; смотри, как они сте­снялись совестью. Острижение головы по обету было иудейским обычаем; следовало при этом принести и жертву, которая не была (принесена) после того, как били Сосфена. (Павлу) надлежало удалиться, потому он и поспешает. Не смотря на просьбу «побыть у них» в Ефесе, не соглашается (ст. 20). Для чего же он опять идет в Антиохию? «Побывав в Кесарии», говорит (писатель), «он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию». Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство, потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения (об обрезании). Сам отправился в Сирию, а спутников своих оставил в Ефесе, вероятно, для того, чтобы они здесь учили, так как, находясь при нем столько времени, они многому научились, – только от иудейского обы­чая он еще не отклонил их. Итак, вот и жена действует и учит подобно мужам. Идти в Азию он затруднялся, ду­маю, по каким-нибудь настоятельным нуждам. Смотри, как он, не смотря на просьбу – остаться здесь, не согласился, по­тому что спешил отправиться (в Иерусалим). Впрочем оста­вил их не просто, но с обещанием, а как именно, послу­шай. «Достигнув», говорит (писатель), «Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников». Смотри, опять идет в те места, по которым проходил преж­де. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес». Вот и ученые мужи начинают проповедовать, и ученики, наконец, предпринимают путешествия. Видишь ли успех пропо­веди? «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Если он знал только Иоанново крещение, то как он «горел духом»? Дух не сообщался при этом (крещении); и если оставшиеся после него (ученики) имели нужду в креще­нии Христовом, то тем более он должен был иметь в нем нужду. Что же сказать на это? Не напрасно писатель по­местил одно вслед за другим. Мне кажется, что он был один из тех ста двадцати лиц, которые вместе с апосто­лами крещены (Духом Святым, Деян. 1:5, 16); если же нет, то с ним было то же, что с Корнилием. Он не крещается, пока те подробнее не изложили ему (учения Господня). Но мне кажется истинным то, что и ему надлежало креститься, так как прочие двенадцать (вместо οί δώδεκα - двенадцать, Migne предполагает здесь οί έκατὸν είκοι - сто двадцать) не имели точных познаний даже об Иисусе. Вероятно, он и был крещен. По крайней мере, если и ученики Иоанновы, после своего крещения, опять крестились, то и этим ученикам следовало сделать то же. «А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос». «Прибыв туда», говорит (писатель), «много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос». Отсюда видно, как сведущ был Аполлос в Писа­ниях. Он сильно заграждал уста иудеям, – это и значит: «опровергал», – а верующих ободрял и укреплял в вере.

Но рассмотрим выше прочитанное. Павел «отплыл в Сирию», говорит (писатель), «и с ним Акила и Прискилла», кото­рых, пришедши в Ефес, он там и оставил. Оставил или потому, что не хотел взять с собою, или лучше для того, что­бы они были учителями для жителей Ефеса. Впоследствии же времени они жили в Коринфе; о них он превосходно отзы­вается и приветствует их в послании к Римлянам (Рим.16:3-4).

Потому мне кажется, что они впоследствии отбыли в Рим, так как любили жить в этих местах, из которых были изгнаны при Нероне. «Побывав в Кесарии», говорит, «он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию». Мне кажется, что верующие там собирались (к нему); он не тотчас оставляет их. И смотри, как он спешит к ним. Прочие же страны проходит, чтобы своим посещением утвердить учеников. «Некто Иудей», говорит (писатель), «именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес». Он был муж ревностный; по­тому и предпринимает путешествие. «И он, прибыв туда (в Ахаию)», говорит, «сильно опровергал Иудеев всенародно». О нем говорил (Павел) в послании: «а что до брата Аполлоса» (1Кор. 16:12). В том, что он обличал «всенародно», являлась его смелость; в том, что – «сильно», открывалась сила; а в том, что «доказывая» из божественных «Писаний», выражалась опытность, так как и сме­лость сама по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без смелости. Итак, не напрасно Павел оста­вил Акилу в Ефесе, но, может быть, для Аполлоса Дух устроил это, чтобы он явился в Коринф с большею силою. Но почему против него ничего не делали, а на Павла нападали? Они знали, что этот муж был главою, или – что велико было имя его. «Услышав его», говорит (писатель), «Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь» Божий. Смотри, как все (тогда) совершалось с верою; не было ни зависти, ни ненависти. Акила учит, но большему и сам научается. Пробывши некоторое время с (Павлом), они так научились, что стали способными учить и других. «А когда он вознамерился», говорит, «идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его». Объясняет, для чего они пишут послание; для того, говорит, чтобы приняли его.

Гомилии на Деяния Апостолов

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету

Пусть будет, что там он от страха перед иудеями был вынужден делать то, чего не хотел. Почему он отпустил волосы по обету, а затем остриг их в Кенхреях по закону, как назореи, которые посвятили себя Богу, имели обыкновение поступать согласно заповеди Моисея (см. Чис. 6:1-8)?

Послания

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету

[Кенхреи – это гавань в Коринфе, где, собираясь взойти на корабль, Павел по обету остриг голову;] ведь согласно закону Моисея, те, кто посвятил себя Богу, должны были отращивать волосы, желая быть назореями, а затем остричь их и сжечь (Чис. 6:1-8, 18). Таким образом, Павел это сделал, не забыв того, что установил в Иерусалиме с прочими апостолами об упразднении закона (Деян. 15 гл.), но, чтобы не соблазнились уверовавшие из иудеев, он уподобился иудеям, чтобы просветить иудеев.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-18 Галлиону же Анфипату сущу во Ахаии, нападоша единодушно иудеи на Павла, и приведоша его на судилище, глаголюще, яко противу закону сей увещавает человеки чтити Бога. Хотящу же Павлу отверсти уста, рече Галлион ко иудеем: аще убо неправда была бы кая или дело злое, о иудее, по слову послушал бых вас: Аще ли же стязания суть о словеси и о именех и о законе вашем, ведите сами: судия бо аз сим не хощу быти. И изгна их от судилища. Емше же вси еллини Сосфена начальника собора, бияху пред судилищем: и ни едино о сих Галлиону радение бысть. Павел же еще пребыв дни доволны, и целовав братию, отплы в Сирию, (и с ним Акила и Прискилла), остриг главу в Кенхреих: обрекся бо бе

Нападоша единодушно иудеи. Итак, как же они напали? спросит кто-нибудь. Внезапно схватив его. И однакож ничего не осмелились сделать, но привели его к проконсулу. А он изгнал их из судилища. Кажется мне, это был один из гуманных людей. Емше же Сосфена. Что же касается того, что они били Сосфена, так это или потому, что и он, как и начальник синагоги Крисп, предан был более Павлу, или уже они так далеко зашли в неистовстве, что, забыв свои планы, вместо Павла стали бить Сосфена, или же били его потому, что хотели убить Павла, а Сосфен не позволил им. Били Сосфена, поступали противозаконно в виду самого начальника, говоря этим: если всякий делает то, что хочет, если закона более не существует, так вот и мы бьем его. Проконсул же не останавливал их, но позволял им бить друг друга. Если бы они поступили так не по отношению к себе самим, а по отношению к кому-нибудь из другой нации; то он конечно образумил бы их. – Отплы в Сирию (и с ним Акила и Прискилла), остриг главу в Кенхреих. Так как иудеям казалось, что он учит отступничеству от закона, и так как многие гнушались его и не принимали его проповеди: то и здесь и в храме иерусалимском делает это с высокою целию. Это - то же, что он говорил: бых подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу (1Кор. 9:20). Обрекся бо бе. Разумеет обет отречения. Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы; потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно; но вместе это – был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

18 Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. 19 Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. 20 Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, 21 а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.) 22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.


После этого события апостол Павел пробыл в Коринфе еще довольно много дней и затем отправился чрез Ефес и Кесарию сначала в Иерусалим на праздник, а потом в Антиохию.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

18. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию (и с ним Акила и Прискилла), остригши голову в Кенхреях, по обету.

 Павел отплыл в Сирию и с ним Акила и Прискилла
 (точнее – Прискилла и Акила), остригши голову, по обету: и текст несколько неясен, и событие в нем упомянутое несколько загадочно. Неясность текста в том, к кому относить выражение – остригши голову: состав речи позволяет относить и к Павлу, и к Акиле; к Павлу потому, что он здесь главное действующее лицо, о котором повествуется, к Акиле – потому, что выражение – остригши голову стоит рядом с его именем и, следовательно, может относиться прямо к нему, тем более, что имя жены его поставлено здесь впереди его имени как бы именно для того, чтобы показать, что помянутое выражение относится прямо к нему. И надобно сказать, что из самого текста нельзя решить дела положительно в ту или другую сторону, из посторонних соображений – тоже, и вопрос может быть решен только так: может быть Павел остриг голову по обету, может быть Акила, и из толкователей одни защищают первое мнение, другие – последнее. Павел после участвовал в подобном действии в Иерусалиме по совету старейших апостолов (Деян.21:22 и дал.), следовательно, мог поступить так и теперь, нисколько не противореча своим убеждениям относительно необязательности еврейских обрядовых законов в христианстве, тем более, что даже на добровольное обрезание в христианстве он смотрел как на дело безразличное (ср. Деян.16:3 и прим.); следовательно, можно приписать ему действие острижения головы по обету, нисколько не соблазняясь подобным его действием. Потому же можно приписать его и Акиле, хотя в то время он, вероятно, был уже христианином (ср. ст. 26). – Что значит само острижение головы по обету? Действие указывает, по-видимому, на закон о назорействе по обету (Чис.6). По этому закону, давший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен в продолжение этого времени, между прочим, стричь волосы на голове своей; по окончании же времени обета, назорей должен принести при скинии (а по построении храма – при храме) узаконенную жертву, остричь голову и волосы сжечь на огне своей жертвы; этим снимается с него обет назорейства. В случаях осквернения назорея (определенных в законе) он также должен остричь голову, очиститься, принести жертву и снова начать назорейство свое. Но все эти обряды по закону должны совершаться при скинии (а потом при храме), следовательно, в Иерусалиме, следовательно, не идут к рассматриваемому случаю, когда острижение головы совершилось вдали от Иерусалима и храма; предположение же, что для живших в рассеянии и для путешествующих разрешалось исполнять указанные обряды назорейства вдали от храма – не более, как предположение, не имеющее твердого основания, тем более, что жертвы можно было приносить только в храме, а жертва при сем – главное дело. Посему надобно полагать, что упоминаемый в рассматриваемом месте обет не есть обет назорейства, и острижение головы не есть ни окончание, ни возобновление этого обета. А за сим остается предполагать, что этот обет в настоящем случае есть частный обет, и острижение головы есть окончание этого обета; но в чем состоял этот обет, какие были побуждения к нему, какая цель и пр. – остается неизвестным и догадки в сем отношении не приводят ни к чему твердому, да и не нужны они, так как само действие в христиански-нравственном отношении столь незначительно, или лучше сказать безразлично, что дееписатель не считает даже нужным пояснить значение его.
– В Кенхреях: это кенхрейская гавань Коринфа к востоку от него, откуда Павел и его спутники отплыли в Сирию.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету

Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение остригши голову, так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого, по-видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены Прискилла и Акила, в непосредственной близости с данным событием. Как бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов (Деян. 21:22 и дал., ср. Деян. 16:3).

Что касается значения самого факта острижения головы по обету, то это было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету (Чис. 6 гл.). По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим, стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по истечении срока обета, или в случае осквернения обета (предусмотренных законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое Дееписателем острижение главы означало, вероятно, окончание какого-либо частного обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом.

В Кенхреях – Кенхрейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со спутниками отплыл в Сирию.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

18. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету.


Отбытие из Коринфа в Сирию (Антиохию) было ознаменовано совершением обряда острижения волос, по древнему Иудейскому закону, в чем блаженный Феофилакт усматривает один из способов воздействия на Иудеев. «Так как Иудеям казалось (пишет он), что Павел учит отступничеству от закона и так как многие гнушались им и не принимали его проповеди: то здесь и в храме Иерусалимском делает это с высокою целью. Это – то же, что он говорил: «бых подзаконным, яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу» (1Кор.9:20). Обрекся бо бе. Разумеет обет отречения. Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность не посвящать мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы подобно человеку, живущему в Боге, посвятить себя Церкви. Поэтому и пострижение монахов целесообразно».

Острижение совершилось в Кенхреях, в гавани, в которой Апостол сел на корабль, чтобы вместе с Акилою и Прискиллою отправиться в родные места. «Сам отправился в Сирию, а спутников оставил в Ефесе, вероятно для того, чтобы они здесь учили, ибо, бывши при нем столько времени, они многому научились; только от Иудейского обычая он еще не отклонил их» (Златоуст). Острижение Апостолом Павлом своей головы было выражением некоего данного им обета, вероятно, в благодарность Богу за какое-нибудь особенное Его благодеяние. Побуждений же к избранию именно указанной формы обета у святого Павла могло быть два: во-первых, срезывая себе волосы, он выражал свое отношение к Богу совершенно достойным Его образом, так как пользовался символом, имеющим для себя основание в самом Писании (Числ.6). Во-вторых, через видимый знак Апостол получил возможность явиться в глазах Иерусалимских Иудеев не в том свете, в котором желали выставить его враги (см. у Д. Глаголева, стр. 333 и далее).

Данный Апостолом обет в Кенхреях иеромонах Григорий называет назорейским и находит, что он был распространенным в то время. Его сущность заключалась в воздержании от опьяняющих напитков, ращении волос (и острижении их по принесении жертвы в Иерусалиме), а также в неприкосновении к мертвому телу (см. «Третье великое путешествие святого Апостола Павла», опыт историко-экзегетического исследования, Сергиев Посад, 1892 г., стр. 31–34).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О покаянии.

Мк.1:15. Отсюда видно, что вера в Евангелие не исключает покаяния, ибо из уверовавших каялись: Деян.18; право исповеди дано от Господа апостолам и их преемникам Мф.18:18; Ин.20:23; Деян.20:17,28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible