Скрыть
И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-28 Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос

Смотри, как закон потерял силу; смотри, как они сте­снялись совестью. Острижение головы по обету было иудейским обычаем; следовало при этом принести и жертву, которая не была (принесена) после того, как били Сосфена. (Павлу) надлежало удалиться, потому он и поспешает. Не смотря на просьбу «побыть у них» в Ефесе, не соглашается (ст. 20). Для чего же он опять идет в Антиохию? «Побывав в Кесарии», говорит (писатель), «он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию». Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство, потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения (об обрезании). Сам отправился в Сирию, а спутников своих оставил в Ефесе, вероятно, для того, чтобы они здесь учили, так как, находясь при нем столько времени, они многому научились, – только от иудейского обы­чая он еще не отклонил их. Итак, вот и жена действует и учит подобно мужам. Идти в Азию он затруднялся, ду­маю, по каким-нибудь настоятельным нуждам. Смотри, как он, не смотря на просьбу – остаться здесь, не согласился, по­тому что спешил отправиться (в Иерусалим). Впрочем оста­вил их не просто, но с обещанием, а как именно, послу­шай. «Достигнув», говорит (писатель), «Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников». Смотри, опять идет в те места, по которым проходил преж­де. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес». Вот и ученые мужи начинают проповедовать, и ученики, наконец, предпринимают путешествия. Видишь ли успех пропо­веди? «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Если он знал только Иоанново крещение, то как он «горел духом»? Дух не сообщался при этом (крещении); и если оставшиеся после него (ученики) имели нужду в креще­нии Христовом, то тем более он должен был иметь в нем нужду. Что же сказать на это? Не напрасно писатель по­местил одно вслед за другим. Мне кажется, что он был один из тех ста двадцати лиц, которые вместе с апосто­лами крещены (Духом Святым, Деян. 1:5, 16); если же нет, то с ним было то же, что с Корнилием. Он не крещается, пока те подробнее не изложили ему (учения Господня). Но мне кажется истинным то, что и ему надлежало креститься, так как прочие двенадцать (вместо οί δώδεκα - двенадцать, Migne предполагает здесь οί έκατὸν είκοι - сто двадцать) не имели точных познаний даже об Иисусе. Вероятно, он и был крещен. По крайней мере, если и ученики Иоанновы, после своего крещения, опять крестились, то и этим ученикам следовало сделать то же. «А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос». «Прибыв туда», говорит (писатель), «много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос». Отсюда видно, как сведущ был Аполлос в Писа­ниях. Он сильно заграждал уста иудеям, – это и значит: «опровергал», – а верующих ободрял и укреплял в вере.

Но рассмотрим выше прочитанное. Павел «отплыл в Сирию», говорит (писатель), «и с ним Акила и Прискилла», кото­рых, пришедши в Ефес, он там и оставил. Оставил или потому, что не хотел взять с собою, или лучше для того, что­бы они были учителями для жителей Ефеса. Впоследствии же времени они жили в Коринфе; о них он превосходно отзы­вается и приветствует их в послании к Римлянам (Рим.16:3-4).

Потому мне кажется, что они впоследствии отбыли в Рим, так как любили жить в этих местах, из которых были изгнаны при Нероне. «Побывав в Кесарии», говорит, «он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию». Мне кажется, что верующие там собирались (к нему); он не тотчас оставляет их. И смотри, как он спешит к ним. Прочие же страны проходит, чтобы своим посещением утвердить учеников. «Некто Иудей», говорит (писатель), «именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес». Он был муж ревностный; по­тому и предпринимает путешествие. «И он, прибыв туда (в Ахаию)», говорит, «сильно опровергал Иудеев всенародно». О нем говорил (Павел) в послании: «а что до брата Аполлоса» (1Кор. 16:12). В том, что он обличал «всенародно», являлась его смелость; в том, что – «сильно», открывалась сила; а в том, что «доказывая» из божественных «Писаний», выражалась опытность, так как и сме­лость сама по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без смелости. Итак, не напрасно Павел оста­вил Акилу в Ефесе, но, может быть, для Аполлоса Дух устроил это, чтобы он явился в Коринф с большею силою. Но почему против него ничего не делали, а на Павла нападали? Они знали, что этот муж был главою, или – что велико было имя его. «Услышав его», говорит (писатель), «Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь» Божий. Смотри, как все (тогда) совершалось с верою; не было ни зависти, ни ненависти. Акила учит, но большему и сам научается. Пробывши некоторое время с (Павлом), они так научились, что стали способными учить и других. «А когда он вознамерился», говорит, «идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его». Объясняет, для чего они пишут послание; для того, говорит, чтобы приняли его.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-23 И сошед в Кесарию, возшед и целовав церковь, сниде во Антиохию. И сотворь время некое, изыде, проходя поряду Галатийскую страну и Фригию, утверждая вся ученики

Посещать верующих и укреплять их было всегдашним правилом Павла, чтобы, если найдет их ослабевшими, облегчить их бремя наставническим назиданием.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.


Возвратившись из второго своего путешествия в Антиохию, апостол Павел в этот раз пробыл здесь немного времени; вскоре он предпринял третье великое свое путешествие. Первою задачей этого путешествия, как и второго (15, 36), было посещение Церквей уже основанных с целью христианского благоустроения их и утверждения в вере новообращенных. Поэтому, вышедши из Антиохии, апостол Павел проходил сначала страну Галатийскую и Фригию.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

19. Достигши Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу, и рассуждал с иудеями.
20. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился,
21. А простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу; и отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе).
22. Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь, и отшел в Антиохию.
23. И проведши там несколько времени, отправился и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

 

 Достигши Ефеса: это – главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда Проконсульской Азии (Асии, см. прим. к Деян.16:6), большой приморский город, производивший обширную торговлю, сделавшийся вскоре главным христианским городом Малой Азии, как Антиохия – Сирии, особенно когда его сделал центром своей деятельности апостол Иоанн Богослов (см. предисл. к Ин.1). Посещение апостолом Павлом Эфеса на обратном пути в Иерусалим из второго его путешествия апостольского, о котором упоминается здесь, было первым посещением этого города апостолом язычников.
– Вошел в синагогу, по обычаю своему (Деян.17:2 и парал.), и рассуждал с иудеями: об успехе этой проповеди Павла дееписатель прямо не говорит, но о нем можно судить по тому, что иудеи тамошние просили апостола побыть у них долее, следовательно, Павел был принят ими хорошо и проповедь его имела между ними добрый успех.
– Приближающийся праздник: какой именно, не упоминается; большей частью полагают, что это был праздник или Пасхи, или Пятидесятницы.
– Нужно непременно: почему именно – не указывается и догадки были бы излишни, тем более, что пребывание это было весьма кратковременное (ст. 22).
– К вам же возвращусь: что через несколько времени он и исполнил (Деян.19:1).
– Если будет угодно Богу: Иак.4:13-16.

  Побывав в Кесарии: так называемой Стратоновой, приморском городе Палестины (см. прим. к Деян.8:40 и Деян.10:1), где апостол высадился на берег после морского плавания из Эфеса, чтобы отсюда идти в Иерусалим.
– Приходил в Иерусалим, приветствовал церковь: дееписатель весьма кратко упоминает об этом посещении апостолом Иерусалима, не говорит ни о какой деятельности его там, ни об обращении с иудеями, ни о посещении храма и т.п., говорит только, что он приветствовал тамошнюю Церковь. Вероятно, это пребывание его в Иерусалиме в настоящий раз было весьма кратковременно, и он поспешил уйти оттуда. Что за причина, неизвестно точно. По всей вероятности, тогда уже среди иерусалимских иудеев обнаруживалось сильное раздражение против него, разразившееся сильным возмущением их против него во время следующего посещения им Иерусалима (Деян.21:27 и т.д.), и Павел, узнав о сем, оставил на сей раз Иерусалим, так как ему нужно было, конечно, по внушению Духа, еще раз предпринять новое путешествие в языческие страны с проповедью о Христе, что он и сделал (ст. 23 и д.),
– Отошел в Антиохию Сирскую (см. прим. к Деян.11:19 и парал.). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Злат.).

  Отправился: начало нового, третьего апостольского путешествия Павла.
– Проходил страну Галатийскую и Фригию: см. прим. к Деян.16:6. – Целью посещения этих стран было – утверждение в вере и христианской жизни основанных там прежде христианских обществ (ср. Деян.14:21-22 и Деян.16:6). О посещении Писидии, Памфилии и Ликаонии, где прежде основаны были Павлом и Варнавой христианские общества (гл. 13–14), не упоминается здесь, по краткости ли рассказа, или потому, что на сей раз Павел не был там. – Кто были спутниками Павла в сем путешествии, также здесь не упоминается, но из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст (Деян.19:22).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников

Отправился – начало третьего апостольского путешествия Павла.

Проходил страну Галатийскую и Фригию, – см. к (Деян. 16:6), – утверждая всех учеников…« – т. е. в вере и христианской жизни, что и было целью посещения этих стран и основанных в них обществ (ср. Деян. 14:21-22, Деян. 16:6). О посещении апостолом других малоазийских общин не говорится или по краткости речи, или потому, что апостол и не был в них на сей раз. Не упоминается и о спутниках Павла, хотя из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Epacт (Деян. 19:22).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

23. и, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.


Быстрое посещение и прохождение Антиохии, Галатии и Фригии объясняется тем, что Апостол хотел утвердить все те Церкви, в которых он проповедовал прежде.

«Смотри (говорят святой Иоанн Златоуст), опять идет в те места, по которым проходил раньше».

«Посещать верующих и укреплять их было всегдашним правилом Павла, чтобы если найдет их ослабленными, облегчать их бремя наставническим назиданием» (Феофилакт). «Дееписатель весьма кратко упоминает об этом посещении Апостолом Иерусалима и не говорит ни о какой его деятельности там; говорит только, что он приветствовал тамошнюю Церковь. Вероятно, это пребывание его в Иерусалиме было весьма кратковременно, и он поспешил уйти оттуда. По всей вероятности, тогда же среди Иерусалимских Иудеев обнаружилось сильное раздражение против него, разразившееся сильным возмущением их против него во время следующего посещения им Иерусалима (Деян.16:27)». «Павел, узнав о сем, оставил Иерусалим, так как ему нужно было, конечно по внушению Духа, еще раз предпринять новое, третье путешествие в языческие страны с проповедью о Христе, что он и сделал» (преосвящ. Михаил). Относительно посещения Павлом Антиохии святой Иоанн Златоуст замечает, что «он питал особенную любовь к этому городу, – это человеческое чувство». «Антиохийская Церковь была дороже Апостолу Павлу, как начаток его Апостольских трудов (говорить иеромонах Григорий). Дорога она ему была и потому, что здесь им были твердо упрочены начала христианской свободы, и состояние Антиохийской Церкви в то время требовало его присутствия. Он оставил ее несколько лет тому назад. Тогда был мир в Антиохии; лжепроповедь Иудаистов потеряла всякую опасность для тамошних христиан, а защита святого Павла и постановление Собора ограждали их от всяких сомнений. Но едва ли теперь Апостол Павел мог найти в Антиохии тот же мир. Иудаисты становились все смелее и смелее. Они дошли до того возбуждения, которое господствовало среди них во время последнего пребывания Павла в Иерусалиме». Радость свидания святого Апостола и его спутников (Тимофея, Ераста и Аристарха) с Антиохийской Церковью, конечно, была сильная. Прибывшие, конечно, повествовали Антиохийцам о том, что сотворил Бог, как отверз двери язычникам. Главнейшею деятельностью святого Павла здесь было хранение принципа христианской свободы и через положительное раскрытие самодостаточности одного христианства для спасения, и через отрицательное уяснение, что Моисеев закон есть только сень, прешедшая окончательно, как скоро явилась сама истина. Когда же Петр пришел в Антиохию, то Павел лично противостал ему (Гал.2:11–12). Петр сначала не чуждался Антиохийских христиан, пил и ел с ними вместе. А когда пришли в Антиохию некоторые от Иакова (т. е. из той общины, где жил ее предстоятель святой Апостол Иаков, иначе – из Иерусалима), тогда он стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Очевидно, прибывшие были Иудаисты, враги Апостола Павла, восставшие против христианской свободы от закона Моисеева. «Поступок святого Петра представляется в следующем виде. Он был вполне убежден в том, что Моисеев закон для христиан из язычников не имеет никакого значения. Приспособляясь раньше к Антиохийским христианам из язычников, святой Петр теперь, боясь за обрезанных христиан, стал приспособляться к ним. Подумать же о том, как повлияет это приспособление на Антиохийцев, он не имел времени» (см. у иеромонаха Григория, стр. 248–252).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О покаянии.

Мк.1:15. Отсюда видно, что вера в Евангелие не исключает покаяния, ибо из уверовавших каялись: Деян.18; право исповеди дано от Господа апостолам и их преемникам Мф.18:18; Ин.20:23; Деян.20:17,28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible