Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-28 Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос

Смотри, как закон потерял силу; смотри, как они сте­снялись совестью. Острижение головы по обету было иудейским обычаем; следовало при этом принести и жертву, которая не была (принесена) после того, как били Сосфена. (Павлу) надлежало удалиться, потому он и поспешает. Не смотря на просьбу «побыть у них» в Ефесе, не соглашается (ст. 20). Для чего же он опять идет в Антиохию? «Побывав в Кесарии», говорит (писатель), «он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию». Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство, потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения (об обрезании). Сам отправился в Сирию, а спутников своих оставил в Ефесе, вероятно, для того, чтобы они здесь учили, так как, находясь при нем столько времени, они многому научились, – только от иудейского обы­чая он еще не отклонил их. Итак, вот и жена действует и учит подобно мужам. Идти в Азию он затруднялся, ду­маю, по каким-нибудь настоятельным нуждам. Смотри, как он, не смотря на просьбу – остаться здесь, не согласился, по­тому что спешил отправиться (в Иерусалим). Впрочем оста­вил их не просто, но с обещанием, а как именно, послу­шай. «Достигнув», говорит (писатель), «Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников». Смотри, опять идет в те места, по которым проходил преж­де. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес». Вот и ученые мужи начинают проповедовать, и ученики, наконец, предпринимают путешествия. Видишь ли успех пропо­веди? «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Если он знал только Иоанново крещение, то как он «горел духом»? Дух не сообщался при этом (крещении); и если оставшиеся после него (ученики) имели нужду в креще­нии Христовом, то тем более он должен был иметь в нем нужду. Что же сказать на это? Не напрасно писатель по­местил одно вслед за другим. Мне кажется, что он был один из тех ста двадцати лиц, которые вместе с апосто­лами крещены (Духом Святым, Деян. 1:5, 16); если же нет, то с ним было то же, что с Корнилием. Он не крещается, пока те подробнее не изложили ему (учения Господня). Но мне кажется истинным то, что и ему надлежало креститься, так как прочие двенадцать (вместо οί δώδεκα - двенадцать, Migne предполагает здесь οί έκατὸν είκοι - сто двадцать) не имели точных познаний даже об Иисусе. Вероятно, он и был крещен. По крайней мере, если и ученики Иоанновы, после своего крещения, опять крестились, то и этим ученикам следовало сделать то же. «А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос». «Прибыв туда», говорит (писатель), «много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос». Отсюда видно, как сведущ был Аполлос в Писа­ниях. Он сильно заграждал уста иудеям, – это и значит: «опровергал», – а верующих ободрял и укреплял в вере.

Но рассмотрим выше прочитанное. Павел «отплыл в Сирию», говорит (писатель), «и с ним Акила и Прискилла», кото­рых, пришедши в Ефес, он там и оставил. Оставил или потому, что не хотел взять с собою, или лучше для того, что­бы они были учителями для жителей Ефеса. Впоследствии же времени они жили в Коринфе; о них он превосходно отзы­вается и приветствует их в послании к Римлянам (Рим.16:3-4).

Потому мне кажется, что они впоследствии отбыли в Рим, так как любили жить в этих местах, из которых были изгнаны при Нероне. «Побывав в Кесарии», говорит, «он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию». Мне кажется, что верующие там собирались (к нему); он не тотчас оставляет их. И смотри, как он спешит к ним. Прочие же страны проходит, чтобы своим посещением утвердить учеников. «Некто Иудей», говорит (писатель), «именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес». Он был муж ревностный; по­тому и предпринимает путешествие. «И он, прибыв туда (в Ахаию)», говорит, «сильно опровергал Иудеев всенародно». О нем говорил (Павел) в послании: «а что до брата Аполлоса» (1Кор. 16:12). В том, что он обличал «всенародно», являлась его смелость; в том, что – «сильно», открывалась сила; а в том, что «доказывая» из божественных «Писаний», выражалась опытность, так как и сме­лость сама по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без смелости. Итак, не напрасно Павел оста­вил Акилу в Ефесе, но, может быть, для Аполлоса Дух устроил это, чтобы он явился в Коринф с большею силою. Но почему против него ничего не делали, а на Павла нападали? Они знали, что этот муж был главою, или – что велико было имя его. «Услышав его», говорит (писатель), «Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь» Божий. Смотри, как все (тогда) совершалось с верою; не было ни зависти, ни ненависти. Акила учит, но большему и сам научается. Пробывши некоторое время с (Павлом), они так научились, что стали способными учить и других. «А когда он вознамерился», говорит, «идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его». Объясняет, для чего они пишут послание; для того, говорит, чтобы приняли его.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 24-25 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Некоторые утверждают, что Аполлос этот есть Аполлос, епископ коринфский, о котором Павел пишет: о Аполлосе же брате, много молих его (1Кор. 16:12), – также: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1Кор. 2:6).

Толкование на Деяния святых Апостолов

Аммоний Александрийский (†Vв.)

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес

Он изучил Божественное Писание и мог ответить спрашивающим, и был способен показать, что недавние события согласуются с Ветхим Заветом.

Катены на Деяния Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. 


Начало третьего путешествия Павла ознаменовалось событием, имевшим большое значение в истории апостольской деятельности его во время путешествия, – присоединением к Церкви Христовой и выступлением на деятельность в качестве благовестника Христова – Аполлоса. Он был родом иудей, по происхождению же александрианин. Александрия была тогда центром того особенного направления в иудейском богословии, которое развивалось под решительным влиянием греческой философии и представителем которого был в то время известный иудей Филон. Происходя из такого города, Аполлос был муж ученый и красноречивый и в то же время иудейский богослов, сведущий в Писаниях. Этот-то муж пришел в Ефес в то время, как апостол Павел проходил страну Галатийскую и Фригию.

Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25. Он был наставлен в начатках пути Господня, и горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его, и точнее объяснили ему путь Господень.
27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия писали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, благодатью много содействовал уверовавшим.
28. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

 

 Некто иудей, именем Аполлос и пр.: Аполлос был сильным деятелем в утверждении христианства, особенно в Коринфе, как видно из первого послания апостола Павла к Коринфянам, и – в этом, вероятно, причина того, что дееписатель, прерывая рассказ о путешествии Павла, сообщает эпизодически сведения о начале деятельности Аполлоса в это время в Эфесе и в Ахаии (ср. ст. 12, 27),
– Аполлос (сокращенное имя из Аполлониос, Аполлоний) был Иудей из Александрии. Александрия – в Египте – приморский город, построенный Александром Великим – Македонским, обширный и богатый торговый город, был в то время во множестве населен иудеями (ср. прим. к Деян.6:9), был вместе центром развития иудейско-эллинской науки, представителем коей в то время был знаменитый иудей Филон.
– Муж красноречивый (греческое слово означает и красноречивого, и ученого человека) и сведущий (точнее – сильный) в Писаниях, т.е. в в ветхозаветных книгах Св. Писания и, следовательно, сильный в понимании и истолковании ветхозаветных писаний и, вместе с тем, ученый и красноречивый. Вероятно, что развитием в себе этих свойств и качеств он обязан был александрийско-иудейской школе Филона.
– Пришел в Ефес: вероятно, именно в это время, когда апостол совершал свое третье путешествие по Малой Азии, и еще до прибытия его в Эфес отправился в Грецию (Деян.19:1). «Вот и ученые мужи начинают проповедовать… Видишь ли успех проповеди?» (Злат.).
 – Он был наставлен в начатках пути Господня (точнее – в пути Господнем); путь Господень – учение и жизнь соответственно заповедям Господа (ср. Деян.9:2 и прим.), т.е. он научен был христианству, но не вполне, и нуждался еще в точнейшем объяснении этого пути Господня (ст. 26), ибо он знал только крещение Иоанново. Вероятно, что он и сам был крещен только крещением Иоанновым, как и ученики эфесские, упоминаемые далее (Деян.19:2-3), и учениками Иоанна наставлен был в пути Господнем; следовательно, ему не доставало крещения во имя Господа Иисуса Христа, а вместе с тем точнейшего и подробнейшего познания учения Господа, и, конечно, дара Духа Святого (см. прим. к Деян.19:2-5). Несмотря на это недостаточное наставление в истинах христианских, он, горя духом (Рим.12:11), т.е. имея пламенную ревность к наставлению и других в пути Господнем, говорил и учил о Господе правильно: зная крещение Иоанново, он, конечно, знал, что это крещение было крещением покаяния для веры в грядущего по нем Мессию (Мф.3:1 и дал. и парал.), следовательно, имел понятие о Мессии Иисусе, только неполное, и, следовательно, мог учить правильно, только неполно, так как неполнота знания и учения не есть неправильность знания и учения. Имея такое неполное, но правильное познание о Мессии, он смело начал проповедовать в синагоге Эфесской; но слушавшие его проповедь Акила и Прискилла, наставленные в пути Господнем более полно великим апостолом Павлом, сейчас же приметили, что он недостаточно наставлен в сем пути, взяли его к себе, может быть как пришельцу дали ему приют у себя, и точнее объяснили ему путь Господень (собственно – путь Божий, так как все дело Христово есть вместе и дело Божие): сообщили ему точнейшее и подробнейшее познание об учении и делах и лице Господа Иисуса Христа. Вероятно, он здесь же принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Святого Духа (ср. Злат.), ибо в Ахаии он является уже облагодатствованным проповедником (ст. 27).

 Вознамерился идти в Ахаию (см. прим. к ст. 12): причиной сего были, вероятно, рассказы Акилы и Прискиллы о деятельности там апостола Павла и состоянии христианского общества в Коринфе, куда, главным образом, направлял путь свой Аполлос (Деян.19:1). – Братия, т.е. эфесские христиане, тогда еще немногочисленные (ст. 19 и д.), писали к ученикам, т.е. христианам, бывшим в Ахаии, рекомендательное письмо, располагая их принять его приветливо, вероятно, как красноречивого, ученого, ревностного и опытного в писаниях учителя христианского. – Благодатью много содействовал уверовавшим: теперь природные богатые дарования его усилились еще благодатью, т.е. дарованиями особенными Святого Духа, и его деятельность в Ахаии была сильна и плодотворна в укреплении веры уже уверовавших по слову Павла. Особенно сильно он содействовал верующим тем, что сильно опровергал Иудеев всенародно, не только в синагогах, доказывая Писаниями, т.е. ветхозаветными, особенно, конечно, изъяснением пророчеств, что Иисус из Назарета, а не кто-либо другой, есть Христос, т.е. Мессия (ср. Деян.18:5 и прим.). Таким образом, насажденное Павлом Аполлос поливал (1Кор.3:6). «В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что – твердо, открывалась сила; в том, что доказывал божественными писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Злат.). После Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) перед известным Поликарпом (Чет.-Мин. Янв. 4).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Александрия

Александрия
 (город, названный именем Александра) – знаменитый город, основанный Александром Великим в Египте (Деян.18:24,27:6) около 333 г. до Р. X. Она была расположена на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря и между Средиземным морем и озером Мареотисом, более к югу, чем настоящий город того же самого наименования.

Древняя Александрия была некогда центром науки и ученых знаний; она соперничала с Римом по своему пространству и некогда считалась первым коммерческим городом на земле. Историки передают, что свободное народонаселение Александрии превышало 300 тыс. человек и что она имела в то же самое время равное число невольников. О древнем великолепии ее можно судить по развалинам древних улиц, обломкам колонн, обелисков, храмов. По смерти Александра она сделалась столицей Египта и была резиденцией Птоломеев в продолжение 292 лет, которые украсили город многочисленными изящными зданиями и снабдили его библиотекой, состоявшей из 700000томов, сожженной в VII ст. сарацинами. Она славилась также своим маяком, построенным на острове Фарос. От дней апостольских до сарацинского вторжения она находилась под владычеством Рима. Так как Александрия была громадным рынком для сбыта между прочим пшеницы, то сотник, наблюдавший за Павлом, во время его путешествия в качестве пленника в Рим, скоро нашел корабль александрийский, нагруженный пшеницей и отправлявшийся в Италию.

Некоторые из гонителей архидиакона Стефана были из этого города; жителем этого города был красноречивый Аполлос; здесь жили Климент, Ориген – знаменитые христианские учители, и Арий, основатель секты ариан. Здесь был сделан греческий, или александрийский, перевод Библии 70 учеными иудеями (толковниками), называемый посему переводом LXX. В Александрии жило множество иудеев. Они имели несколько синагог. Новейшая Александрия построена на развалинах древнего города; она служит только портом города Каира, в котором производится мена товаров; находится на расстоянии 125 англ. миль к с.-з. от Каира и служит местопребыванием многих европейских купцов и факторов, с народонаселением около 40 тыс. человек.

Библейская энциклопедия 1891г


Ефес (желательный, вожделенный)

Известнейший из малоазийских городов, расположенный на р. Каистре, близ ее устья, в 30 англ. милях на ю. от Смирны. Ефес служил украшением и митрополией проконсульской Азии и славился знаменитым храмом Дианы.

Св. ап. Павел прибыл в означенный город в 54 г. по Р. X. и начал свою проповедь в иудейской синагоге. Многие из обратившихся в христианство вследствие его проповеди крестились, и им был ниспослан свыше дар языков и пророчества. Затем он проповедовал в общественном здании, именно в школе некоего Тиранна. Проповедь его в Ефесе продолжалась до 3 лет и сопровождалась многими чудесами (Деян. 19:12 и сл.), и успехи ее были весьма велики. В это время апостол написал свое I Послание к Коринфянам. Посему бодрствуйте, говорил он в продолжительной речи к пастырям ефесской церкви, памятуя, что я три года, день и ночь, непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20:31).

Вследствие неутомимой и энергичной проповеди ап. Павла в Ефесе было то, что многие оставили свои дурные обычаи, что, конечно, возбудило противодействие со стороны многих неверующих, особенно в том классе людей, который главным образом содержался на счет благотворения Дианы.

В одно время ап. Павел едва-едва не впал в руки своих врагов (Деян. 19:13-41). В этом городе ап. Павел воспользовался гостеприимством Онисифора. Ефес посетил некто Аполлос Александриец, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян. 18:24).

Ефес был местопребыванием св. ап. и ев. Иоанна Богослова, который здесь и скончался. В Откровении Иоанна Богослова (Откр. 2:1-11) содержится грозное вразумление ангелу (предстоятелю) Церкви Ефесской за ее холодность и за то, что она оставила первую любовь свою.

Это предсказание, по свидетельству многих путешественников, исполнилось с совершенной точностью: от прежнего величия Ефеса и Церкви Ефесской в настоящее время не осталось ни малейших следов. Бедная турецкая деревушка, называемая Айся Солюк, занимает теперь место древнего славного города. В 431 г. в Ефесе был собран третий Вселенский собор.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес

Аполлос – сокращенное имя из Аполлониос. Аполлоний – был сильный деятель по насаждению христианства в Коринфе (см. 1 Кор), почему Дееписатель и отмечает его особым вниманием.

Иудей из Александрии (Египетской), бывшей центром не только обширной торговли, но и высшего развития иудейско-еллинской образованности, представителем которой тогда был знаменитый иудей Филон.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

25. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.


 

Сообщение об Аполлосе делается отчасти потому, что он вошел в труд Апостола Павла, отчасти же потому, что он и сам подвергся его воздействию, начиняя с того, что Акила и Прискилла его, неведующего полноты учения о Христе, наставили в должной мере. Аполлос был человек очень образованный. Прибывши из Александрии, где многие Евреи отдавались усердно образованности, так процветавшей там, он в Ефесе скоро сошелся с почитателями Предтечи Христова и стал усердно возвещать о пути Господнем, который завещал уготовлять Иоанн. Но Акила и Прискилла вразумили его, что этот путь уже спеется, что он уже пройден Христом и что потому нужно следовать по Христе, а не по Иоанне. Как муж благоразумный, он не отверг учения простецов.

«Вот и ученые мужи начинают проповедовать (восклицает святой Иоанн Златоуст). Видишь ли успех проповеди? Вероятно, он и крестился. По крайней мере, если и (другие) ученики Иоанновы после своего крещения опять крестились (Деян.19:2-5), то и этим ученикам следовало сделать то же». Блаженный Феофилакт замечает, что это тот Аполлос, о котором Павел писал: о Аполлосе же брате, много молих его (1Кор.16:12); аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1Кор.3:6); и прибавляет, что он был потом епископом Коринфским.

«Нет ничего удивительного, что Аполлос на родине (в Александрии) получил серьезное образование (и направление – под воздействием Иудейско-еллинистического богословствования Филона и подобных). По свидетельству святого Дееписателя, он был муж словесный (муж красноречивый). Этим названием святой Лука хочет дать понятие и об общенаучной образованности Аполлоса, а также и об его ораторском таланте. Последним Аполлос владел настолько, что впоследствии в Коринфе благодаря ему приобрел среди некоторых славу большую, чем какою пользовался даже сам Апостол Павел. Очевидно, это была богато одаренная натура, сумевшая удержаться на истинном пути в изучении и понимании Писаний. Когда до Аполлоса дошли слухи об Иоанне Крестителе, который проповедовал о грядущем по нем Мессии, то он горячо и искренно уверовал в эту проповедь и принял Иоанново крещение. Непреложно уверовавший в истину Иоанновой проповеди, он для возвещения ее является в Ефес. Вот он и в синагоге Ефесской. Не выходя из пределов полученного Иоаннова оглашения, он слегка начал говорить о Господе. Красноречие и сердечный пыл убежденного благовестника производили на слушателей сильное впечатление. Но самое содержание проповеди не было новым. Посещавшие синагогу Акила и Прискилла сблизились с ним, ввели его в образовавшуюся вокруг них христианскую общину и точнее объяснили ему путь Господень» (см. у иеромонаха Григория, стр. 349–352).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible