Скрыть
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-7 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати

Много отличались от того (Аполлоса) эти мужи, незнавшие даже, есть ли Дух Святый. А его посылают и пишут о нем те, которые подробнее изложили ему путь Гос­подень. Впрочем, он и сам хотел идти в Ахаию; но не по­шел прежде, нежели братия отправили его и дали ему послание.

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел», говорит, «пройдя верхние страны, прибыл в Ефес». Это – страны, лежащие близ Кесарии и далее. «И, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?» Они не веровали и во Христа, как видно из слов: «чтобы веровали в Грядущего по нем». Не сказал: крещение Иоанново есть ничто, но назвал его несовершенным; и это присовоку­пил не без причины, но чтобы научить и убедить их крес­титься во имя Иисуса, что они и делают и получают Духа Святого чрез возложение рук Павловых. «Когда Павел возложил», гово­рит, «на них руки, нисшел на них Дух Святый». Таким образом, на кого он возлагал руки, те получали Духа. Мож­но было иметь Духа и не обнаруживать этого, но они обнаруживали это действием, – тем, что говорили (иными) языками.

Далее, откуда видно, что бывшие в Ефесе (ученики) име­ли крещение Иоанново? Из того, что на вопрос: «во что же вы крестились?» они отвечали: «во Иоанново крещение». Может быть, они хо­дили в Иерусалим и возвратились оттуда крестившись; но и крестившись, не знали Иисуса. Не говорит им: веруете ли во Иисуса, но что? – «приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?» Знал, что они не имели Его, но хочет, чтобы они сказали это, чтобы, узнав, чего недостает им, сами просили о том. «И, когда Павел возложил», гово­рит, «на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». С самого крещения пророчествуют. Этого не сообщало крещение Иоанново; потому оно и было несовершенно. Оно только приготовляло к получению таких (благ), так как Иоанн, крещая, хотел, чтобы веровали в Грядущего по нем. Отсюда открывается великая истина, что крещающиеся (во имя Христово) совершенно очищаются от грехов. Если бы не очи­щались, то эти люди не получили бы Духа и не сподобились бы тотчас же даров Его. И смотри, дар был двоякий: языки и пророчества. Хорошо он назвал крещение Иоанново крещением покаяния, а не отпущения, возводя их к тому убеждению, что оно не сообщало последнего, так как отпущение есть дело кре­щения, после данного. Почему же они, получив Духа, не учили, тогда как Аполлос и не получив Его (учил)? Потому, что они не были столько ревностны и столько научены; а он был и научен и весьма ревностен. Мне кажется, что этот муж имел и великое дерзновение. Впрочем, хотя он и правильно учил «что Иисус есть Христос», однако имел нужду еще в подробнейшем научении. Таким образом, хотя он и не знал всего, но за свое усердие сподобился Святого Духа, подобно тому как бывшие с Корни­лием.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-5 Бысть же внегда быти Аполлосу в Коринфе, Павел прошед вышния страны, прииде во Ефес: и обрет некия ученики, Рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса

Но ниже аще Дух Святый есть. Эти, не знавшие даже того, что есть Дух Святый, много отличались от прочих учеников; потому что из следующих слов: да во грядущаго по нем веруют, видно, что они не веровали и во Христа. Не сказал, что крещение Иоанново − ничто, но что оно несовершенно. Как же они, будучи в Ефесе, приняли крещение Иоанново? Быть может, они путешествовали в то время в Иерусалим и возвратились оттуда, не получив даже сведений о Христе. Не говорит им: веруете вы во Иисуса? Но что же говорит: аще Дух Свят прияли есте веровавше? Павел знал, что они не имели Духа Святого; но у него является желание сказать так, чтобы узнав, чего они лишаются, они сами потребовали этого.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

 

В то время как Аполлос находился в Коринфе, апостол Павел, пройдя верхние страны (сравнительно с низменною береговою полосой, где находился Ефес), именно Галатийскую страну и Фригию (Act. 18, 23), прибыл в Ефес. Этот большой торговый город на берегу Эгейского моря был главным городом провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда проконсульской Азии, или Асии. Как в приморском торговом городе, в нем всегда скоплялось большое и самое разнообразное народонаселение. Кроме этого, в нем находился знаменитый храм Дианы, считавшийся тогда одним из чудес света; он точно так же привлекал постоянно в Ефес большое число поклонников. А вследствие этого и для языческой образованности, точно так же, как для языческого суеверия, Ефес был главным малоазийским городом. Таким образом, Ефес был главным в Малой Азии центром торговли, языческой религии и языческой науки. Понятно поэтому, что, как скоро здесь основана была христианская Церковь, она сделалась для малоазийских Церквей тем же, чем была Антиохия для Сирии.

Апостол Павел еще во время второго путешествия намерен был просветить проповедию о Христе Асию. Но Дух Святой, призывая апостола перенести свою проповедь в Европу, возбранил ему посещение этой малоазийской провинции (Act. 16, 6). На обратном пути апостол имел возможность быть в Ефесе, посетил здесь раз синагогу и своими беседами произвел такое благоприятное для Евангелия впечатление на иудеев, что они просили его побыть у них долее. Но он, спеша в Иерусалим на приближавшийся праздник, не мог исполнить их желания и скоро оставил Ефес, обещав, однако, возвратиться к ним (Act. 18, 19-21), что и исполнил во время третьего путешествия.
 

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес, и, нашедши там некоторых учеников,
2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.
3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: в Иоанново крещение.
4. Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, во Иисуса Христа.
5. Услышав сие, они крестились во имя Господа Иисуса.
6. И когда Павел возложил руки на них, низшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7. Всех их было человек около двенадцати.

 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе
: в Ахаии (Деян.18:27); следовательно, он в Эфесе не дождался апостола Павла по какой-то причине, может быть потому, что в Эфесе не имелось сведений о времени прибытия сюда апостола.
– Прошедши верхние страны: сравнительно с низменным морским берегом, на котором стоял Эфес, верхние страны суть страны нагорные, лежавшие вне Эфеса. Это – внутренние провинции Малой Азии, между прочими Фригия и Галатия, которые посещал Павел в продолжении этого путешествия (Деян.18:23). Во время второго своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в Проконсульской Азии (Деян.16:6 и д. и прим.) и только на обратном пути он побыл недолго в Эфесе (Деян.18:19 и д.); теперь же прямо из Фригии, пройдя с проповедью Проконсульскую Азию, он прибыл в Эфес и оставался здесь долго (ст. 10).
 Нашедши там некоторых учеников: именем учеников дееписатель называет, обыкновенно, учеников Христовых – христиан; судя по всему, и эти ученики принадлежали к числу христиан, но из дальнейшего видно, что эти ученики были крещены только в Иоанново крещение, и, следовательно, дееписатель называет их учениками, т.е. христианами, только в обширном смысле. Они были, вероятно, из иудеев (ибо ниоткуда не видно, чтобы и между язычниками были ученики Иоанна) и, вероятно, пришельцы, и притом недавние, в Эфес; по прибытии сюда они примкнули к небольшому еще тогда христианскому обществу в Эфесе, ибо веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос до времени, и не успели еще или не могли быть точнее наставленными пути Господню (Деян.18:25-26). Где и кем они крещены были в Иоанново крещение и как стали учениками Иоанна – неизвестно, но в Эфесе они держались христианского общества, так что сам Павел счел их сначала за христиан (ст. 2: уверовав) и лишь из обращения с ними узнал, что они только ученики Иоанна. Из разговора и обращения с ними Павел заметил в них недостаток чистого христианского духа в жизни и неполноту ведения ими пути Господня (ср. Деян.18:26) и как видно – удивился сему и недоумевал, что это значит; отсюда такой именно вопрос его к ним.
– Приняли ли вы Святого Духа: особые дарования Святого Духа, какие принимали все верующие и крестившиеся, через возложение на них рук?
– Уверовав: Павел не считает их иудеями и полагает, что они уверовали, т.е. в Господа Иисуса Христа, обратились из иудейства в христианство. Ответ их на этот прямой вопрос был также решительный: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. С одной стороны, как ученики Иоанна Крестителя, с другой – как иудеи, знакомые с ветхозаветными книгами, каждую субботу по всем городам в синагогах читаемыми, они не могли не знать, есть ли Дух Святой, ибо Иоанн крестя проповедовал, что грядущий по нем будет крестить Духом Святым (Мф.3:11 и парал.), и из ветхозаветных писаний они несомненно должны были знать, что Дух Святой есть; следовательно, в их ответе речь не о бытии Святого Духа, не о том, будто они не знают о самом бытии Святого Духа, что Он есть, как Дух Божий; они говорят о Духе Святом в том же смысле, как у Ин.7:39 – о бытии и действиях Духа Святого в мире, дарован ли Он миру Мессией, проповеданным от Иоанна, крестил ли сей Мессия мир Духом Святым, как предрекал их учитель – Иоанн Креститель, или еще нет, т.е. они не имели сведений о всем, что произошло в Иерусалиме со времени проповеди и смерти их учителя. Нельзя думать, что они по упорству не веровали в проповеданного Крестителем Господа Иисуса, как Мессию, ибо только что они услышали о Нем, тотчас и крестились (ст. 5); нет, они просто не знали о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя. Как это случилось, представить трудно; может быть с того времени они жили в таком уголке мира, куда проповедь и даже слухи о Христе Иисусе еще не проникали, и только теперь, переселившись в Эфес, они услышали о сем, но до встречи с апостолом им, по не давности их пребывания в Эфесе, никто точно не объяснил сего. Такой ответ этих учеников, конечно, не мог не удивить апостола и он спрашивает: во что же вы крестились?. Что было предметом вашей веры и исповедания при крещении, если вы о Духе Святом даже и не слыхали, не только сами не приняли Его?
– В Иоанново крещение: в то, что составляло предмет крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. В ответ на этот ответ апостол кратко и сжато, но весьма рельефно характеризует крещение Иоанново и его отношение ко Христу.
– Иоанн крестил только крещением покаяния (см. прим. к Мк.1:4 и парал.); цель его – приготовление людей (говоря людям) к вере грядущего по нем, то есть во Христа (Мессию) Иисуса, поясняет кратко апостол; следовательно, это только приготовительное к христианскому, а не само христианское крещение.
– Услышав сие, т.е. что проповеданный их учителем Иоанном Мессия действительно пришел и есть именно Иисус из Назарета и что недостаточно одного Иоаннова крещения для вступления в царство Мессии, ученики крестились во имя Господа Иисуса, т.е. крещением христианским (см. прим. к Деян.2:38 и Мф.28:19), и по возложении на них рук Павлом (см. прим. к Деян.8:15-17) приняли Духа Святого, вследствие чего начали говорить иными языками (см. прим. к Деян.2:4; Деян.10:44-48 и парал.) и пророчествовать (см. прим. к Деян.11:27; ср. Деян.13:11Кор.14).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников

Прошедши верхние страны − страны нагорные, лежавшие выше Ефеса и низменного морского берега, на котором он был расположен; это, очевидно, внутренние провинции Малой Азии, между прочим − Фригия и Галатия, которые посещал Павел во время этого путешествия (Деян. 18:23). Если во время 2-го своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в проконсульской Азии (Деян. 16:6 и д.), и только на обратном пути побыл недолго в Ефесе (Деян. 18:19 и д.), то теперь, прямо из Фригии, прошедши проконсульскую Азию, он прибыл в Ефес и здесь оставался довольно долго (ст. 10).

Некоторых учеников. Из дальнейшего видно, что это были собственно ученики Иоанновы, а не Иисусовы, которых Дееписатель по преимуществу именует учениками. Крещеные только во Иоанново крещение, эти «ученики» веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос, до времени; впрочем, как достаточно подготовленные к вере во Христа, могли быть названы христианами, или учениками Христовыми в обширном смысле слова. Эти ученики были, по всей вероятности, из иудеев, недавно поселившихся в Ефесе, где они примкнули к христианскому обществу, так что сам Павел счел их за христиан (ст. 2: «уверовав»).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

2. сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.


 

О пребывании Апостола Павла в Ефесе, в отсутствии Аполлоса, говорится для показания того, что учение Аполлоса было далеко от полноты и совершенства и что Павел усовершил учеников Аполлоса, почему между ними в данное время была великая разность. Апостол Павел прибыл в Ефес, обозревши многие Малоазийские Церкви, местность коих сравнительно с Ефесскою (приморской) была возвышенная, и потому Дееписатель именует страны те «верхними». Несомненно, вскоре же по прибытии в Ефес, Апостол Павел узнал об учительстве здесь Аполлоса и о том, что он проповедовал только крещение Иоанново, о чем могли поведать ему Прискилла и Акила, наставлявшие Аполлоса (Деян.18:25-26). Поэтому естественно было Павлу преподать те же наставления и прочим пришельцам из Александрии, знавшим только крещение Иоанново. И вот он спрашивает их: «приняли ли вы Духа Святого, уверовавши?». Слово «уверовавши» (πιστεύσαντες) показывает, что эти лица, как и Аполлос (Деян.18:27-28), приняты были, как верующие во Христа (Деян.18:28). Отлагательство крещения уверовавшими было и позднее. Но ученики или спутники Аполлоса не принимали крещения и возложения рук для восприятия Духа по неведению, как в начале это было и с Аполлосом. Учение о Христе (Мессии) Спасителе они знали, как явно проповедуемое, а то, что совершалось сокровенно (как таинство), того они могли и не знать, так как священно-таинственные действия, совершаемые над вновь уверовавшими, могли и не сказываться всем без разбора, ибо Христос сказал: «не бросайте бисера вашего пред свиньями, не давайте святыни псам» (Мф.7:6).

По сообщению блаженного Феофилакта, «Павел знал, что они не имели Духа Святого, но у него является желание сказать так, чтобы узнав, чего лишаются, они сами потребовали этого». Что касается до выражения учеников, что они даже и не слыхали, есть ли Дух Святой, то по изъяснению преосвящ. Михаила, это должно понимать не в том смысле, что «будто они не знают о самом бытии Духа Святого, что Он есть, как Дух Божий; они говорят о Духе Святом в том же смысле, как у Иоанна (Ин.7:39) – о бытии и действиях Духа в мире, дарован ли Он миру Мессиею, проповедуемым от Иоанна; крестил ли Мессия сей мир Духом Святым, как предрекал их учитель, Иоанн Креститель, или еще нет, т. е. они не имели сведений о всем, что произошло в Иерусалиме со времени проповеди и смерти их учителя». Но как могло случиться, что ученики Иоанна ничего не знали о Христе Иисусе? Иеромонах Григорий разрешает это так, что они жили где-то в углу темном и только перед проповедью Апостола Павла явились в Ефес, когда Аполлос уже ушел оттуда (см. стр. 374 и далее).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible