Скрыть
и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-7 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати

Много отличались от того (Аполлоса) эти мужи, незнавшие даже, есть ли Дух Святый. А его посылают и пишут о нем те, которые подробнее изложили ему путь Гос­подень. Впрочем, он и сам хотел идти в Ахаию; но не по­шел прежде, нежели братия отправили его и дали ему послание.

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел», говорит, «пройдя верхние страны, прибыл в Ефес». Это – страны, лежащие близ Кесарии и далее. «И, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?» Они не веровали и во Христа, как видно из слов: «чтобы веровали в Грядущего по нем». Не сказал: крещение Иоанново есть ничто, но назвал его несовершенным; и это присовоку­пил не без причины, но чтобы научить и убедить их крес­титься во имя Иисуса, что они и делают и получают Духа Святого чрез возложение рук Павловых. «Когда Павел возложил», гово­рит, «на них руки, нисшел на них Дух Святый». Таким образом, на кого он возлагал руки, те получали Духа. Мож­но было иметь Духа и не обнаруживать этого, но они обнаруживали это действием, – тем, что говорили (иными) языками.

Далее, откуда видно, что бывшие в Ефесе (ученики) име­ли крещение Иоанново? Из того, что на вопрос: «во что же вы крестились?» они отвечали: «во Иоанново крещение». Может быть, они хо­дили в Иерусалим и возвратились оттуда крестившись; но и крестившись, не знали Иисуса. Не говорит им: веруете ли во Иисуса, но что? – «приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?» Знал, что они не имели Его, но хочет, чтобы они сказали это, чтобы, узнав, чего недостает им, сами просили о том. «И, когда Павел возложил», гово­рит, «на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». С самого крещения пророчествуют. Этого не сообщало крещение Иоанново; потому оно и было несовершенно. Оно только приготовляло к получению таких (благ), так как Иоанн, крещая, хотел, чтобы веровали в Грядущего по нем. Отсюда открывается великая истина, что крещающиеся (во имя Христово) совершенно очищаются от грехов. Если бы не очи­щались, то эти люди не получили бы Духа и не сподобились бы тотчас же даров Его. И смотри, дар был двоякий: языки и пророчества. Хорошо он назвал крещение Иоанново крещением покаяния, а не отпущения, возводя их к тому убеждению, что оно не сообщало последнего, так как отпущение есть дело кре­щения, после данного. Почему же они, получив Духа, не учили, тогда как Аполлос и не получив Его (учил)? Потому, что они не были столько ревностны и столько научены; а он был и научен и весьма ревностен. Мне кажется, что этот муж имел и великое дерзновение. Впрочем, хотя он и правильно учил «что Иисус есть Христос», однако имел нужду еще в подробнейшем научении. Таким образом, хотя он и не знал всего, но за свое усердие сподобился Святого Духа, подобно тому как бывшие с Корни­лием.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-7 И возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня: глаголаху же языки и пророчествоваху. Бяше же всех мужей яко дванадесять

Не видели Духа, – потому что Он невидим; но некоторое подлежащее чувствам доказательство Его присутствия представлял дар языков: один говорил по-персидски, другой по-римски, третий на каком-либо ином языке; и по внешним признакам видно было, что в каждом говорит Дух.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. 7 Всех их было человек около двенадцати.


И они, услышав это, крестились во имя Господа Иисуса, а Павел возложением на них рук низвел на них Духа Святого, что с очевидностию для всех выразилось в том, что они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес, и, нашедши там некоторых учеников,
2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.
3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: в Иоанново крещение.
4. Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, во Иисуса Христа.
5. Услышав сие, они крестились во имя Господа Иисуса.
6. И когда Павел возложил руки на них, низшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7. Всех их было человек около двенадцати.

 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе
: в Ахаии (Деян.18:27); следовательно, он в Эфесе не дождался апостола Павла по какой-то причине, может быть потому, что в Эфесе не имелось сведений о времени прибытия сюда апостола.
– Прошедши верхние страны: сравнительно с низменным морским берегом, на котором стоял Эфес, верхние страны суть страны нагорные, лежавшие вне Эфеса. Это – внутренние провинции Малой Азии, между прочими Фригия и Галатия, которые посещал Павел в продолжении этого путешествия (Деян.18:23). Во время второго своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в Проконсульской Азии (Деян.16:6 и д. и прим.) и только на обратном пути он побыл недолго в Эфесе (Деян.18:19 и д.); теперь же прямо из Фригии, пройдя с проповедью Проконсульскую Азию, он прибыл в Эфес и оставался здесь долго (ст. 10).
 Нашедши там некоторых учеников: именем учеников дееписатель называет, обыкновенно, учеников Христовых – христиан; судя по всему, и эти ученики принадлежали к числу христиан, но из дальнейшего видно, что эти ученики были крещены только в Иоанново крещение, и, следовательно, дееписатель называет их учениками, т.е. христианами, только в обширном смысле. Они были, вероятно, из иудеев (ибо ниоткуда не видно, чтобы и между язычниками были ученики Иоанна) и, вероятно, пришельцы, и притом недавние, в Эфес; по прибытии сюда они примкнули к небольшому еще тогда христианскому обществу в Эфесе, ибо веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос до времени, и не успели еще или не могли быть точнее наставленными пути Господню (Деян.18:25-26). Где и кем они крещены были в Иоанново крещение и как стали учениками Иоанна – неизвестно, но в Эфесе они держались христианского общества, так что сам Павел счел их сначала за христиан (ст. 2: уверовав) и лишь из обращения с ними узнал, что они только ученики Иоанна. Из разговора и обращения с ними Павел заметил в них недостаток чистого христианского духа в жизни и неполноту ведения ими пути Господня (ср. Деян.18:26) и как видно – удивился сему и недоумевал, что это значит; отсюда такой именно вопрос его к ним.
– Приняли ли вы Святого Духа: особые дарования Святого Духа, какие принимали все верующие и крестившиеся, через возложение на них рук?
– Уверовав: Павел не считает их иудеями и полагает, что они уверовали, т.е. в Господа Иисуса Христа, обратились из иудейства в христианство. Ответ их на этот прямой вопрос был также решительный: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. С одной стороны, как ученики Иоанна Крестителя, с другой – как иудеи, знакомые с ветхозаветными книгами, каждую субботу по всем городам в синагогах читаемыми, они не могли не знать, есть ли Дух Святой, ибо Иоанн крестя проповедовал, что грядущий по нем будет крестить Духом Святым (Мф.3:11 и парал.), и из ветхозаветных писаний они несомненно должны были знать, что Дух Святой есть; следовательно, в их ответе речь не о бытии Святого Духа, не о том, будто они не знают о самом бытии Святого Духа, что Он есть, как Дух Божий; они говорят о Духе Святом в том же смысле, как у Ин.7:39 – о бытии и действиях Духа Святого в мире, дарован ли Он миру Мессией, проповеданным от Иоанна, крестил ли сей Мессия мир Духом Святым, как предрекал их учитель – Иоанн Креститель, или еще нет, т.е. они не имели сведений о всем, что произошло в Иерусалиме со времени проповеди и смерти их учителя. Нельзя думать, что они по упорству не веровали в проповеданного Крестителем Господа Иисуса, как Мессию, ибо только что они услышали о Нем, тотчас и крестились (ст. 5); нет, они просто не знали о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя. Как это случилось, представить трудно; может быть с того времени они жили в таком уголке мира, куда проповедь и даже слухи о Христе Иисусе еще не проникали, и только теперь, переселившись в Эфес, они услышали о сем, но до встречи с апостолом им, по не давности их пребывания в Эфесе, никто точно не объяснил сего. Такой ответ этих учеников, конечно, не мог не удивить апостола и он спрашивает: во что же вы крестились?. Что было предметом вашей веры и исповедания при крещении, если вы о Духе Святом даже и не слыхали, не только сами не приняли Его?
– В Иоанново крещение: в то, что составляло предмет крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. В ответ на этот ответ апостол кратко и сжато, но весьма рельефно характеризует крещение Иоанново и его отношение ко Христу.
– Иоанн крестил только крещением покаяния (см. прим. к Мк.1:4 и парал.); цель его – приготовление людей (говоря людям) к вере грядущего по нем, то есть во Христа (Мессию) Иисуса, поясняет кратко апостол; следовательно, это только приготовительное к христианскому, а не само христианское крещение.
– Услышав сие, т.е. что проповеданный их учителем Иоанном Мессия действительно пришел и есть именно Иисус из Назарета и что недостаточно одного Иоаннова крещения для вступления в царство Мессии, ученики крестились во имя Господа Иисуса, т.е. крещением христианским (см. прим. к Деян.2:38 и Мф.28:19), и по возложении на них рук Павлом (см. прим. к Деян.8:15-17) приняли Духа Святого, вследствие чего начали говорить иными языками (см. прим. к Деян.2:4; Деян.10:44-48 и парал.) и пророчествовать (см. прим. к Деян.11:27; ср. Деян.13:11Кор.14).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

6. и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7. Всех их было человек около двенадцати.


 

Крещение 12 учеников Иоанна во второй раз отмечается некоторыми в смысле повторения крещения. Но все предшествующее ясно показывает, что здесь явно различается крещение Иоанново (как недостаточное) от истинного крещения во имя Христово, полнота которого свидетельствуется сообщением крещаемым оным через возложение рук Апостольских Духа Святого, видимым проявлением Которого было обнаружение дара говорить на разных языках и предсказывать будущее.

Очевидно, ученики Иоанна, как и Аполлос, хотя и принимались христианами, но не считались вполне принадлежащими к оным. До прихода Апостола Павла в Ефес, никто не мог взять на себя дело определительной постановки их в должное отношение. И вот, Апостол совершает это трудное дело, ясно показывая всем великую разность учеников Иоанна от последователей Христа. «Личности этих 12 учеников с некоторых сторон не особенно ясно и определенно очерчены в книге Деяний», говорит специальный исследователь этой части книги (иеромонах Григорий). Но святой Дееписатель называет их ученики без всякого другого определяющего слова. Нет нужды предполагать, что здесь этот термин святой Лука употребляет «в обширном или несобственном смысле». Скорее надо видеть в этом приложении эпитета к ученикам Иоанна, при краткости рассказа, стремление удержать ту черту из этого эпизода, что первоначально и сами эти Иоанновы ученики выдавали себя, а Ефесские христиане и даже сам Апостол Павел принимали их за действительных учеников Христовых. Сие показывает и вопрос к ним: «приняли ли вы Духа Святого, уверовавши?» Этот вопрос предполагает, с одной стороны, уведомление Апостола о том, что эти ученики уверовали, а с другой – что или сам святой Апостол, или представившие их ему возыимели сомнение в полной их принадлежности к христианству. Апостол усомнился в полноте, точности сведений о Том, в Кого они уверовали, т. е. об Иисусе Христе. Поэтому он и спрашивает их о самом конечном акте всякого обращения ко Христу, т.е. о получении даров Святого Духа, подававшихся обычно после крещения. Вопрошаемые заявили, что они приняли только крещение Иоанна Крестителя, а о совершившейся на земле сокровищнице благодатных излияний на верующих даров Святого Духа еще не слыхали. Первое крещение (Иоанново) не давало положительного содержания для духовной жизни крещаемого, а второе сообщало благодать отпущения грехов и имело значение действительного и существенного перерождения духовной природы крещаемого.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Миропомазании.

Ин.3:6. Для духовного возрождения человека и прощения его грехов Господь установил, кроме таинства крещения, в котором дается благодать Св. Духа, еще и возложение рук, замененное затем таинством миропомазания, сообщающим дары Св. Духа. Что крещение одно таинство, а возложение рук – другое, видно из многих мест Свящ. Писания: Деян.8:12-18;19:6; 2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20-27 и др.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible