Скрыть
и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

В приложении к нам, по плоти значит то же, что быть во грехах, а не по плоти - то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, по плоти не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9; 1Пет. 2:22), почему и говорил: Кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин. 8:46); и еще: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 14:30); а не по плоти означает то, что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже не причастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную. В такое состояние придем и мы, когда тело наше будет сообразно телу славы Его (Флп. 3:21).

Гомилии на 1-е послание к Коринфянам.

См. также Толкование на Деян. 1:9

Августин Аврелий, блж. (†430)

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Как они видели Его восходящим? Во плоти, до которой они дотрагивались, к которой прикасались, чьи раны они осязали, в том теле, в котором Он ходил с ними в течение сорока дней, являя им Себя в истине - ни каким-либо обманом, ни как призрак, тень или дух. Но как Он Сам сказал, не обманывая: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). Ибо это тело достойно небесного жительства, не подвержено смерти, не изменяется во времени. <…> Он остается таким, как возносится, собираясь прийти к тем, кому - прежде чем Он придет - Он хотел, чтобы Его слово было проповедано. Следовательно, Он придет в человеческом образе; это увидят и нечестивые, увидят и находящиеся по правую сторону, и по левую, как написано: Воззрят на Того, Которого пронзили (Ин 19:37; Зах 12:10). Если они воззрят на Того, Которого пронзили, то увидят и само тело, которое они поразили копьем: Слово не поражается копьем. Следовательно, нечестивые смогли увидеть то, что могли ранить. Они не увидят Господа, скрытого в теле. После суда Он будет увиден теми, кто будет находиться по правую сторону. Вот что Он говорит: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин 5:22), ибо Сын придет на суд въяве, являясь людям в человеческом облике, говоря находящимся по правую сторону: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство (Мф 25:34), а находящимся по левую: Идите… в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф 25:41).

Трактат на Евангелие от Иоанна

Феодорит Кирский, блж. (†457)

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Они увидели определенную природу, а не неописуемую. И я слышал, как Господь говорил: Вы узрите Сына Человеческого… грядущего на облаках небесных (Мф 26:64). И я знаю, что видимое людьми можно определить, ибо невидимой является природа, которую определить невозможно. А сидеть на престоле Славы и ставить овец по правую сторону, а козлищ - по левую как раз и означает то, что можно определить.

Эранист

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Ангелы явились им по двум причинам: чтобы очевидно смягчить печаль вознесения [Христа] напоминанием о возвращении и чтобы показать, что Он истинно взошел на небо, а не по видимости только, как Илия.

Это значит, что Имеющий судить придет в том же телесном облике и в той же субстанции, в которых Он приходил, чтобы быть судимым. Ведь у Того, Кому Он даровал бессмертие, Он не отнял Его природы. Вечная и Божественная слава Его, явленная некогда на горе трем ученикам, по свершении суда будет видима всем святым; тогда взят будет нечестивый, так что не увидит славы Божией.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Иже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо

Воспользовались наглядным образом выражения, сказав: сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо. Не сказал: поднимаемого или несомого, но: идущего. Если Он прежде креста, облеченный еще подверженным страданию и тяжелым телом, ходил по водам: то никто не должен сомневаться, что Он, после того, как принял тело нетленное, рассекал воздух. Приидет, говорится, а не: послан будет. Такожде приидет, то есть, с телом. Вот о чем они желали слышать, а также и о том, что Он снова придет во дни суда на облаце. Мужами же называет ангелов, показывая событие в том виде, в каком оно представлялось зрению; так как ангелы и на самом деле приняли на себя образ мужей, чтобы не устрашить. Два же мужа предстали потому, что при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол (Мф. 18:16). Сказав: что стоите зряще на небо, они не позволяли им оставаться более на месте и надеяться снова увидеть Его, но побуждали их возвратиться наконец в Иерусалим на дело проповеди. Ангелы везде служат Ему, как Господу, и при рождении, и при воскресении, и при вознесении, и прежде этого, пред явлением Его в мире плотию. Но ангелы являлись так, что люди могли их видеть. Выражение же: во одежди беле, указывает или на чистоту ангелов, или на то озарение, которое имело быть даровано святым апостолам. Иначе надобно смотреть на выражение: зрящим им. Зная, что явятся люди с поврежденным умом, которые будут говорить, что Он не с неба, или пришел не с неба и не вознесся на небо, но перемещен в какое-нибудь место за пределы земли, к числу каковых относятся и последователи секты Виталия, - зная это, Господь вознесся пред глазами апостолов, когда они пристально смотрели на небо.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 10-11 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Для чего ангелы явились апостолам на горе Елеонской тотчас по вознесении Господа Иисуса Христа?

И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? (Деян. 1:10–11).

А мне удивительным кажется то, что вы, светоносные мужи вопрошаете сих мужей галилейских, для чего смотрят они на небо. Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено их сокровище, куда взята их надежда и радость, где жизнь их скрылась? Если бы теперь смотрели они на землю, тогда надлежало бы спросить их, – и надлежит спросить их, – и надлежит спросить всех последователей Иисуса Христа, которые пристрастным оком смотрят на землю: что смотрите на землю? Чего вам искать в ней после того, как единственное ваше и ее сокровище, найденное в Вифлееме, рассыпанное по всей Иудее и Самарии, прошедшее через руки разбойников в Гефсимании, в Иерусалиме, на Голгофе, скрытое под камнем в саду Иосифа Аримафейского, взято и отнесено в сокровищницу небесную? Вам сказано, и так должно быть, да идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6:12): итак, если сокровище ваше на небесах, там должно быть и сердце ваше; туда должны быть устремлены взоры ваши, помышления ваши, желания ваши.

Два мужа во одежди беле, которые тотчас, по вознесении Господнем, явились апостолам и вопрошали их, для чего смотрят они на небо, без сомнения, сами были небесные жители: потому нельзя думать, чтобы сие было им неприятно, и чтобы они куда-нибудь на иное хотели обратить взоры мужей Галилейских. Нет! Они хотели только прекратить бездейственное изумление апостолов: что стоите зряще на небо? Пробудив их от сего изумления, они вводят в размышление и наставляют апостолов и нас, с какими мыслями должно взирать на небо во след Господа Иисуса, который туда вознесся. Сей Иисус, продолжают они, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо.

Хотя многократно Господь наш, по воскресении Своем, являлся апостолам и становился невидим; и потому они могли некоторым образом привыкнуть к сим чудесным нечаянностям; но, когда разлучаясь с ними на горе Елеонской, не просто удалился Он, или сделался невидим, а, восходя видимо превыше облаков, только по причине безмерной высоты, перестал быть видим ими; нет сомнения, что сей новый образ отшествия Его показался им, и после привычки к чудесному, необычайным и знаменательным. Им представилось тогда ясное исполнение слов Его, которые им пересказала Мария Магдалина: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:17). Должно было заключать, что сии поучительные собеседования с Ним, сии ощутительные общения с го Богочеловечеством, продолжавшиеся четыредесять дней, преращает настоящая минута. Когда рука и голос не могли уже достигнуть Возносящегося: Его преследовали взорами, желающими удержать Его. Взирающе бяху на небо, идущу Ему. Можно вообразить, какое безмерное лишение должны были ощутить апостолы по удалении на небо Иисуса, Который Един был для них все в мире. И сие-то безмерное лишение поспешают исполнить небесные силы. Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, приидет.

О вознесении Иисуса Христа (1, 9–11) Публ. в "Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов" сост. М.В. Барсов.

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 10-11 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Два мужа в белой одежде суть два ангела Божия. Незримые воинства ангельские сопровождали своего Владыку с земли на небо, как некогда сопроводили они Его на землю с небес при Его Зачатии в Назарете и Рождестве в Вифлееме. Два из них при Вознесении Господнем стали зримы очам людским, по Промыслу Божию, для поучения апостолам. Поучение это было необходимо для учеников Христовых, кои могли чувствовать себя покинутыми и одинокими по отшествии Учителя. Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Сие передает им Сам Христос чрез этих двух ангелов. Видите ли вы, как велико человеколюбие Господне? Даже и во время Своего Вознесения на небеса, к престолу славы Триединого Бога, Он не думает ни о Себе, ни о Своей славе, последовавшей за унижениями, ни о Своем отдохновении после многотрудного дела на земле; но думает Он о Своих, кои остаются после Него на земле. И хотя Он Сам лично достаточно наставлял их и укреплял, все же Он посылает к ним ангелов Своих, дабы еще более укрепить их и обрадовать. И хотя Он обещал послать им Духа Утешителя; и хотя Он Сам лично сказал им: Не оставлю вас сиротами; приду к вам, – все же Он делает и больше того. Он делает то, чего им не обещал: показывает им ангелов небесных, вестников и служителей Своих, во-первых, чтобы тем уверить их в Своем могуществе, а во-вторых, чтобы чрез ангельские уста повторить им обетование, что Он снова придет к ним. Он все, все делает для того, чтобы избавить их от страха и печали и обогатить их смелостью и радостью.

Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

11 и сказали: мужи Галилейские! Что́ вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

11. Мужи Галилейские! чтó стоите зряще на небо? Мужи галилейские, – как бы так говорили ангелы апостолам, – для чего исполнились сердца ваши печалию? Для чего вы пали духом и теперь стоите, продолжая взирать на небо и не зная, что начать, что предпринять? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо. Сколько истин заключено в этой вести ангелов! Иисус вознесся на небо; вознесшийся на небо Христос опять приидет; Он приидет таковым же, в таком же виде, в каком они видели Его, возносящегося на небо, то есть со Своею богопрославленною плотию; Он приидет таким же образом, то есть видимо и величественно. Теперь мы видим, что этою вестию ангелов докончено было для веры апостолов то, чего сами они не могли постигнуть или, по крайней мере, к чему умственный взор их сейчас не был направлен. Эта весть отвлекла их от печальной мысли, на которой они остановились, о том, что Господь уже не будет более видимо присутствовать среди них и беседовать с ними, и влила в их сердца веру и надежду, что скрывшийся от их чувственного взора Господь вознесся в славу Божественную, как и Сам Он о том предсказывал им, и что Он снова приидет столь же славным образом для открытия вечного Царства славы. Когда это воспоследует, – не их дело знать. Их дело идти и поступать так, как повелел им Господь, – исполнять свое призвание быть свидетелями Христа, начиная от Иерусалима и даже до последних земли.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 10-11 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Апостолы видели, как Господь и Учитель их, благословив их, стал подниматься в глазах их, — видели, как облако взяло Его из вида их, и затем перестали видеть Его; но взоры их, естественно, не могли не устремляться туда, куда пошел возлюбленный их Учитель. Может быть, они ожидали еще явления Господа хотя издали или с высоты. Может быть, в душах их и такой был помысл: не есть ли это явление славы Господней, подобное фаворскому, после которого Господь опять явится среди их. Беседуя с ними пред вознесением, Господь не открывал им, когда именно в последний раз он оставит их и более не будет видимо обращаться с ними. Поэтому и благоугодно было Господу чрез послание небесных вестников удостоверить их в том, в чем они могли встречать недоумение.

Се мужа два стаста пред ними в одежди беле. Вестники небесные, бесплотные духи, являются в образе двух мужей. Это — для того, чтобы удобнее могли они исполнить свое служение по отношению к ученикам Господа; чтобы ученики лучше могли принять наставление небесных Ангелов; чтобы, как говорит святой Златоустый, они не испугались. Являются в белой одежде подобно тому, как прежде при гробе жены видели Ангела в ризах блещащихся (Лук. 24, 4), который возвестил им о воскресении Господа. И свидетелями вознесения Господня являются Ангелы в белых одеждах, как служители вечнаго Света, как вестники радостного и преславного восхождения Господа с прославленным Его человечеством от земли на небо, т. е. воспринятое им естество человеческое вознесшего к престолу Отца небесного, чтобы вечно ходатайствовать пред Ним за верующих в Него человеков.

Иже и рекоста: Мужие Галилейстии: что стоите зряще на небо? Ангелы являются в то время, когда взоры Апостолов еще устремлены были вслед за Господом, которого облако взяло из вида их. Слова небесных посланников вывели Апостолов из этого положения; отвлекли взоры их и мысли от того пути, которым они не могли уже теперь идти вслед за вознесшимся своим Учителем и Господом. Ангелы сказали: мужи Галилейские! — Вестники являются из неведомой страны, но приветствуют учеников Господа, как хорошо знающие их; называют их Галилеянами, по их отечеству, хотя теперь вышли они из Иерусалима и были близ Иерусалима. Этот привет как бы знакомых к знакомым мог сильно подействовать на учеников. — Что стоите и смотрите на небо? Нам неизвестны помыслы и душевные расположения учеников Господа, взиравших на небо. Может быть, слова Ангелов имели ближайшее отношение к ним; может быть, слова явившихся мужей можно так применить ко внутреннему состоянию учеников: что стоите и ожидаете своего Учителя и Господа? Нет, Он уже не возвратится теперь к вам; уже более не увидите Его среди вас так же, как прежде Он бывал с вами. Он вознесся на небо. — Или вы думаете идти за Ним? Или ожидаете, что Он возьмет вас с собою? Нет, идите в свое место; исполняйте обязанности вашего призвания; будьте постоянны и тверды среди всех подвигов вашего служения; будьте верны наставлениям Господа Иисуса и достойны Его благоволения.

Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде пpиидет, имже образом видесте Егo идуща на небо. Как бы так говорят Ангелы: Сей Иисус, к которому вы устремляете взоры, не будет более видимо находиться между вами; Он, как видели вы, с естеством человеческим вознесся на небо. Но радуйтесь: Он и опять придет также видимым образом, с прославленным своим человечеством, на облаках Божеской славы, — придет, и тогда воздаст каждому по делам его, воздаст за все ваши труды, скорби и болезни, какие вы понесете для Него, исполняя обязанности вашего служения.

Святой Златоуст говорит: «Такожде приидет. Итак, если кто желает видеть Христа, кто скорбит, что не видел Его; тот, слыша о Его будущем пришествии, пусть покажет совершенную жизнь, и тогда непременно увидит Его, и не обманется в надежде. Он придет с большею славою, но так же в облаке, также с телом; и гораздо чуднее видеть Его сходящим с неба, нежели восходящим от земли».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Что стоите и пр.: вопрос небесных вестников содержит некоторый кроткий и любвеобильный упрек ученикам, что нечего долго оставаться в таком созерцательном и недеятельном положении (стоите и смотрите), вперив взгляд и мысли на небо, как будто с желанием, если возможно, и самим последовать также туда и остаться там; надобно быть не в недеятельном и теперь уже бесцельном созерцании высот воздушных, но деятельно и ревностно готовиться делать дело, к совершению которого они призваны (ср. Феофил.).

Приидет таким же образом и пр.: вот к чему должны быть теперь устремлены духовные взоры учеников Господа и готовиться к этому великому дню исполнением заповедей и учения Господня. Под пришествием Господа разумеется здесь не то таинственное духовное пришествие Его к ученикам, о котором Он говорит им в последней прощальной беседе Его с ними (Ин.14:3; Ин.14:18; Ин.16:16), но второе славное Его пришествие, о котором Он сам также говорил ученикам (ср. Мф.25:31 и прим.); приидет таким же образом, т.е. в том же прославленном теле, с которым Он вознесся на небо и восседает одесную Бога Отца, приидет также на облаках небесных (Мф.24:30, ср. Злат.). Итак, второе славное пришествие Господа телесное, видимое также несомненно будет, как было несомненно Его телесное вознесение.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

С недоумением и удивлением должны были апостолы вперить свои взоры в небо, где только что скрылся от них Господь. Это недоумение, быть может, близкое к оцепенению, разрешают Ангелы кротким и ласковым как бы упреком: что стоите и смотрите. Время обратиться от бесцельного уже созерцания вьют воздушных к обычной действительности, где их ожидает полная кипучей деятельности жизнь апостольского призвания.

Придет таким же образом. Здесь разумеется, очевидно, второе славное пришествие Господа, о котором говорил ученикам и Сам Он (Мф 25:31) и которое будет в том же прославленном Его теле и тоже на облаках небесных (Мф 24:30).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Вопрос Ангелов к Апостолам, зачем они продолжают стоят и смотреть на небо, куда вознесся Иисус Христос, очевидно, содержит и ответ на то, что вознесение Иисуса Христа – полное, совершенное, так что теперь нечего ждать Его возвращения, как бы после некоего временного восхищения... Придет Он и опять, но не сейчас. Несомненно, в душах Апостолов возникали тогда многоразличные чувства, из коих одним из первых было сожаление о разлуке со Христом. Может быть, им и самим желалось последовать на небо за Иисусом Христом, как думают некоторые толковники (см. у преосвящ. Михаила). Посему на вопрос Ангелов можно смотреть и как на участливое утешение, тем более что Апостолам не безызвестно было о восшествии Сына Божия к Отцу, ибо Он говорил им, что им лучше, если Он пойдет к Отцу, так как Он уготовает там место им (Ин.14:3).

Возвещение же Ангелов о вознесении Иисуса Христа, как о деле уже совершившемся, еще более должно было обрадовать их. Наконец и то, что Он опять придет, хотя и не сейчас, тоже должно было укрепить их взволнованные сердца и ободрить их волю. О втором пришествии Иисуса Христа в Евангелиях возвещено, что оно совершится более торжественно, предшествуемое и сопровождаемое многими чудесными событиями: тогда солнце померкнет, луна не даст света своего и силы небесные подвинутся. «Тогда явится знамение Сына Человеческого (крест) на небе»; и «все племена земные увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» и с сонмом «Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут (Ангелы) избранных Его от четырех ветр, от края небес до края их» (Мф.24:29,31); срвн. (Лк.17:24). Но сущность Его снисхождения на землю будет подобна восхождению Его на небо, т.е. так же будет совершаться скоро, в сопутствии облаков воздушных, как сверкает молния (Мф.24:27). «Что Христос придет, Ангелы сказали о сем; но – для чего, этого не присовокупили. Это служить подтверждением воскресения; ибо, если Он вознесся с телом, то тем более воскрес» (Златоуст). Следовательно, с телом придет и опять. И в этом было утешение, ибо Апостолы слышали от Христа Его обетование: где будет Он, там будут и они (Ин.14:3); и когда вознесен будет, то всех привлечет к Себе (Ин.12:32).

Ангелы назвали Апостолов «мужами Галилейскими» потому, что они были из Галилеи, а также отчасти потому, что Иисуса Христа звали Галилеянином (Мф.26:69); (Лк.22:59), и потому они могли так называться и как последователи Иисуса Галилеянина (Мк.14:70); (Лк.22:59)

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible