Скрыть
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

«Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами» (ст. 14). Прекрасно! Молитва – сильное ору­жие среди искушений. Этому, с одной стороны, они уже были достаточно научены самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение: потому они и восхо­дят на горницу, что сильно боялись иудеев. «С женами», – го­ворит (писатель), так как (в Евангелии) он сказал, что они следовали за Христом. «И Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». Но как же (Иоанн) говорит, что тогда «ученик взял ее к себе» (Ин. 19:27)? После того, как Христос снова собрал учеников, и она была опять с ними. «С братьями Его», – говорит о тех, которые прежде не верили Христу.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-14 И егда внидоша, взыдоша на горницу, идеже бяху пребывающе, Петр же и Иаков, и Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеов и Симон Зилот, и Иуда Иаковль. Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Материю Иисусовою, и с братиею Его

Благоразумно перечисляет учеников. Так как один из них предал, другой отрекся, третий не поверил; то показывает, что кроме предателя все были налицо. Но как говорит: с Материю Иисусовою? Хотя и сказано: и от того часа поят ю ученик во свояси (Ин. 19:27), но это нисколько не противоречит предыдущему; потому что если сам ученик этот был тут, то ничто не препятствовало соприсутствовать и Ей. Как не упоминает здесь об Иосифе? Не упоминает потому, что Иосиф уже умер; потому что если уверовали и соприсутствовали братья, которые прежде часто выражали недоверие, то гораздо более оказался бы верным и не захотел бы удалиться от лика апостолов, если бы был еще жив, Иосиф, который никогда не выразил никакого сомнения.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

Какое неожиданное повествование! Не только после Апостолов, но даже после неких неизвестных жен едва наконец вспомнили наименовать Марию Матерь Иисусову. Что это такое? Неужели повествователь не довольно чтит Матерь Божию? — Сохрани Бог допустить сию мысль, оскорбительную не только для Пресвятыя Девы, но и для святаго евангелиста Луки! Что ж это значит? — То, что святый Лука так пишет в книге Деяний Апостольских, как вела себя Пресвятая Дева между Апостолами; а Она, хотя по высоте благодати, в духе, невидимо председательствовала в соборе Апостолов, — по смирению сердца, во плоти, видимо, не допускала до Себя никакой славы, не употребляла никаких преимуществ, поставляла Себя в ряду с прочими женами, учила их Своим примером тому, чему после учил их апостол Павел словом: Жены ваша в церквах да молчат (1Кор. 14, 34). Жена в безмолвии да учится со всяким покорением; жене же учити не повелеваю (1Тим. 2, 11-12).

Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1832 год

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

Святой евангелист Лука называет эти молитвы молитвами и молениями, чем он изображает, что все занятия Богоматери и апостолов сосредоточивались в разных видах молитвы, что все время их было посвящено молитве.

Аскетическая проповедь

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. 14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

13–14. Последуем теперь за апостолами в Иерусалим, куда они с горы Елеонской, с которой произошло вознесение нашего Господа, чрез какие-нибудь полчаса после того прибыли. Пред нашим взором очень небольшое время – десять дней – и столь же незначительное по числу лиц общество – не свыше 120 душ. Кроме известных нам, теперь пока одиннадцати, апостолов, здесь находятся некоторые благочестивые и верующие жены, которые во время жизни Иисуса Христа всегда следовали за Ним, с открытым сердцем слушая Его слово и служа Ему имением своим (см., напр., Лк. 8, 1–3). А здесь (ст. 14) между ними названа по имени только Богоматерь Мария, Которая здесь в последний раз упоминается в новозаветных Священных книгах и – только упоминается. Благословенная в женах, Она едва превознесена пред прочими верующими женами прямым упоминанием Ее имени. Но несомненно, что не только Иоанн, которому она была поручена Господом со креста (Ин. 19, 25–27), но и прочие апостолы и все верующие, сознавшие теперь все Божественное величие своего Учителя и Господа и, однако же, лишенные чувственно-телесного лицезрения Его, тем с большею честию, любовию и нежностию окружают теперь Его глубоко смиренную Матерь, Которая и Сама по Себе была верх добродетелей тварных существ.

Другие члены этого небольшого общества были братья Господни по плоти. Во время жизни Спасителя они долгое время не присоединялись к числу верующих (Ин. 7, 5). Однако же нужно полагать, что еще при жизни Господа они уверовали в Него как Мессию: мы видим, что воскресший Господь является особо одному из Своих братьев по плоти – Иакову (1Кор. 15, 7), а теперь они вместе с апостолами и Богоматерью составляют первоначальное, основное христианское общество. Наконец, дееписатель указывает еще один класс лиц, входивших в состав первого христианского общества, – более обширный класс учеников (ст. 15), которые вместе с апостолами, Богоматерью и братьями Господними по плоти образовали все собрание человек около ста двадцати (ст. 16). Всех учеников Господних, верных Его последователей, было гораздо более: так, воскресший Господь является более нежели 500 братий вместе (1Кор. 15, 6). Следовательно, те ученики, которые удостоились быть свидетелями вознесения Господня и быть вместе с апостолами основными камнями в здании христианской Церкви, были ученики лучшие, способнейшие, с более развитым духовным взором; очень вероятно, что в числе их были те 70 учеников, которых Господь еще при жизни Своей посылал благовествовать близкое наступление и открытие Царства Мессии (Лк. 10, 1 и далее).

Итак, вот то первоначальное общество Христово, которое, быв свидетелем славного вознесения своего Господа, возвратилось теперь, по Его повелению, с горы Елеонской в Иерусалим и взошло здесь в молитвенную горницу одного дома, хозяин которой, конечно, был одним из последователей Иисуса Христа и свидетелей Его вознесения. Характерной чертой внешнего состояния этого общества было то, что члены его пребывали все вместе. Внутреннее же их состояние выражается в том, что главным, почти исключительным занятием их в это время была молитва. В часы молитвенных собраний они посещали храм и вместе с другими участвовали в молитвах пред Иеговою (Лк. 24, 53); в прочее же время все они единодушно пребывали в молитве и молении (ст. 14) в том доме, в который пришли они все после вознесения Господа. В молитве и молении пребывали они все единодушно: как ни разнообразны были здесь личности по своему характеру и природным дарованиям, но все они были едино в вере в Иисуса Христа и надежде на Его обетование. Молитва всех их, как Молитва одной души, как слово одних уст, неслась к Сердцеведцу – Богу. Так приготовлялись верующие к принятию обетованного им Духа Святого.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

В горнице они пребывали не без дела: они помнили слова Господа, что чрез несколько дней будут крещены Духом Святым и получат силу, когда сойдет на них Дух Святый. В ожидании обещанного, они усердно, постоянною молитвою приготовляли себя к достойному принятию обещанного Всесвятого Духа. Молитва питала их веру в Иисуса Христа и поддерживала духовное их общение с Господом: они теперь чувствовали Его невидимое присутствие среди них. Это увидим сейчас же из их молитвы ко Господу, при избрании Апостола на место отпадшего Иуды.

Пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса Христа, и с братьями Его. С Апостолами в горнице были некоторые жены, без сомнения, те, которые сопутствовали Иисусу Христу из Галилеи, которые были свидетельницами Его страданий, смерти и погребения (Матф. 27, 55; Лук. 8, 2, 3). С ними была и Матерь Господа Иисуса, преблагословенная Мария. Она, без сомнения, составляла отраду этого общества верующих в Иисуса; она служила залогом того, что все обетования Господа исполнятся; она была живым примером веры, терпения и упования, как много видевшая и много испытавшая в продолжение земной жизни Господа Иисуса. Как до вознесения Господа на небо, Богородица Мария везде являлась смиренною; так и теперь она сохраняет прежнюю свою добродетель и остается в прежнем отношении к ученикам Иисусовым. Потому и Апостол упоминает о ней на ряду с другими, или после других, изображая то, что было на деле, по высокому свойству глубокого смирения преблагословенной Марии.

И с братьями Его. Под сими братьями разумеются родственники Иисуса Христа по плоти, о которых упоминается у евангелиста Иоанна (7, 3, 4), и которые теперь уверовали в Господа Иисуса; иначе они не были бы вместе с учениками Христовыми.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, матерью Иисуса, и с братьями Его.

Единодушно пребывали в молитве и молении: общее обозначение того духовного религиозного настроения, в каком находились ученики Господа после Его вознесения, как и в Евангелии от Луки (Лк.24:53). Возвратились с Елеона они с радостию великою (Лк.24:52), и эта радость выражалась в единодушии и молитве. Притом они были как овцы среди волков; молитва и единодушие необходимы были для них и посему. «Прекрасно! Молитва – сильное оружие против искушений. Этому они, с одной стороны, уже достаточно научены были самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение; потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев» (Злат.). Наконец, молитва и моление были для них лучшим средством приготовления их к принятию обетованного им Духа и к исполнению того великого служения, на которое они призваны Христом. Вместе с апостолами упоминаются здесь жены; это, без сомнения те жены, которые сопутствовали Господу в Его путешествиях по Палестине с проповедью Евангелия и служили Ему имением своим, о коих повествует ев. Лука в своем Евангелии (Лк.8:2–3), и которые пришли с Ним из Галилеи в Иудею на последний праздник Пасхи (Лк.23:55; Лк.24:1). Между ними упоминает дееписатель выразительно о пречистой Матери Господа. Здесь были названы братья Господа (ср. прим. к Мф.1:25; Мф.13:55 и парал.), которые еще не так давно не веровали в Него, как Мессию (Ин.7:5 и прим.), а теперь уже были в числе верующих. Были здесь, без сомнения, и другие верующие, о которых упоминается далее (ст. 16).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;

вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Материю Иисусовою и с братиею его. И во дни тыя востав Петр посреде ученик, рече, бе же имен народа вкупе яко сто и двадесят мужие: братие, подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух святый усты Давидовыми о иуде, бывшем вожди емшым Иисус:

В этом первоначальном христианском обществе все ли имели одинаковое положение? Нет. От всех прочих отличались одиннадцать апостолов, как приявшие жребий службы сея (Деян.1:17) и апостольства (Деян.1:25); служба сия состояла в том, чтобы им по преимуществу се ли имели одинаковое быть свидетелями воскресения Господня (Деян.1:22, ср. Деян.1:8). Итак не все без различия могут быть свидетелями, или проповедниками, или учителями веры Христовой. Сделаться одним из апостолов, сопричислиться к ним мог только тот, кого показал, как Своего избранника, Сам Господь (Деян.1:24). Так и получен Матфием жребий апостольства, после чего он сопричислен к одиннадцати, как двенадцатый (Деян.1:26).

Замечательно, что Пресвятая Матерь Христова, пребывавшая тогда с верующими (Деян.1:14), хотя превосходила всякое творение как духовным совершенством, так и естественною близостью к Своему Божественному Сыну, 1) не получает апостольства (значит служения в Церкви получаются не всегда совершеннейшими людьми, и степень служения не всегда совпадает со степенью святости и даже близости к Господу), 2) не приемлет на себя и раздаяния служений, напр., апостольства (раздаятелем их пребывает тот же непрерывно сущий с Церковью Своею Господь, Деян.1:24, ср. Мф.28:20).

Рассуди же, всякий благоразумный, представляет ли какое-нибудь сходство со всем этим штундистское общество, в котором все хотят быть равными, все считаются вправе причислять самих себя, когда захотят, к учителям веры.

 

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

С женами. Здесь разумеются, очевидно, те благочестивые почитательницы Господа, которые сопутствовали Ему при жизни, служа от имений своих (Лк VIII:2-3; ср. Лк XXIII:55; XXIV:1). Драгоценно упоминание о Матери Иисусовой, а также и братиях Его, которые еще не так давно не веровали в Него, как в Мессию (Ин VII:5), но теперь, очевидно, были в числе верующих.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

все они единодушно пребывали в молитве и молении

Единодушное пребывание в молитве и молениях – вот средство, коим Апостолы готовились к восприятию Духа Святого. Разность молитв и молений могла быть по их составу и образу совершения, обычному со всеми другими, в храме (Лк.24:53), где они прославляли Господа в псалмах и пениях, и в горнице Сионской, где они совершала особливые христианские моления и прошения. Кроме радостного ожидания Духа Святого, они имели и противоположные чувства – чувства страха пред гонителями Иисуса Христа. «Молитва – сильное орудие против искушений. Потому они и восходят в горницу, что сильно боялись Иудеев». Но главное, молитва и моление были для них лучшим средством приготовления их к принятию Духа Святого. Посему и мы, ожидая получения даров Святого Духа должны тоже единодушно пребывать в молитве общей, т. е. церковной, как составляющей полноту духовной жизни о Христе, ибо Он говорил: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф.18:20). И Он же повелел Апостолам пребывать вместе, чтобы получить обещанного Духа. Где общение, там и милость Господня, там и благодать Божия с ее многоразличными дарами, потребными нам в спасение общее.

с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его

О женах бывших с Апостолами, известно, что некоторые из них постоянно следовали за Иисусом Христом и даже помогали Ему из имений своих. Из числа этих жен известны: Мария Магдалина; Мария, мать Иакова и Иосии; Саломия, мать сынов Зеведеевых; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, и Сусанна (Лк.8:2;3;23:49;24:10); (Мф.27:55;56); (Мк.15:40). Кроме того, некоторые Апостолы, как, например, Петр, были женаты. Богоматерь упоминается здесь в последний раз, ибо кротко и смиренно живя у Иоанна Богослова (Ин.19:26;27), чтимая однако всеми, как это оказалось при Ее погребении, когда ко гробу Ее Апостолы стеклись со всех краев земли. Ее обрученик, Иосиф, скончался, но его дети, известные под именем братьев Иисуса Христа и не веровавшие прежде в Него (Ин.7:5), теперь были в числе верующих. Это были: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф.12:47); (Мк.6:3).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible