Скрыть
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Итак, Сын знает то, что знает Отец. И не является незнающим Сын, потому что знает один Отец, так как Отец и Сын пребывают в единой природе. Но то, о чем не знает Сын, в Котором скрыты все сокровища мудрости и знания, есть домостроительство молчания, как свидетельствовал Сам Господь, когда ответил апостолам, спрашивающим о временах: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Отрицается знание, и не только отрицается, но и забота о знании прекращается, так как не их дело знать эти времена. Теперь после воскресения определенно о временах спрашивают те, кому раньше было сказано, что даже Сын об этом не знает. Может показаться, что они не совсем поняли, что Сын не знает, так как сами спрашивают Его как знающего. Но, понимая, что таинство незнания − это домостроительство молчания, они спрашивают теперь, считая, что после воскресения наступило время говорить.

И Сын им говорит не о том, что Он не знает, но что не их дело знать, ибо Отец положил это в Своей власти. Итак, если апостолы считают, что тот день, о котором не знает Сын, является домостроительством, а не слабостью, то разве мы будем говорить, что Сын не знает об этом дне, потому что Он не Бог? Бог-Отец в Своей власти определил день не для того, чтобы это стало доступно человеческому знанию; и Сын, будучи спрошенным раньше и сказав, что Он не знает, теперь же не ответил, что Он не знает, но что не их дело знать. Ибо Отец положил времена не в Своем знании, но в Своей власти. Ведь так как день и срок существуют в пределах времен, то не может показаться, что Тот, Кто собирается восстановить царство Израиля, не знает дня и срока его восстановления. Но, наставляя нас в понимании Своего рождества через особые условия власти Отца, Он не ответил, что не знает, и, показывая, что для них возможность знания не дана, объявил, что это находится в таинстве власти Отца.

О Троице

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Не ваше дело знать времена или сроки. Он скрыл это от нас, чтобы мы могли быть бдительными, и каждый из нас мог бы думать, что пришествие произойдет в течение нашей жизни. Если бы время Его пришествия было явлено, Его пришествие было бы тщетно, и народы, и времена не так желали бы этого. Он сказал, что Он придет, но Он не определил когда, поэтому все поколения и все возрасты жаждут Его.

Толкование на Диатессарон Татиана

Василий Великий, свт. (†379)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Одним словом, познание этого Царства не есть познание того, что связано с плотью и кровью. Такое видение Отец положил собственному уделу, под «уделом» понимая тех, кто находится под Его властью, а под «собственным» тех, кого не коснулось заблуждение слишком низменного понимания. Времена же и сроки тоже не представляй естественными, но некоторыми этапами в познании, установленными мыслимым Солнцем.

Послания

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Но Отец не ошибается, и Сын не обманывает. Действительно, в божественных Писаниях есть такой обычай, о чем свидетельствуют предшествующие и многие другие примеры, что Бог делает вид, что Он не знает того, о чем знает. И этим доказывается единство Божественности и единство установления в Отце и Сыне, если так же, как Бог Отец скрывает известное, так и Сын − даже и в этом подобие Божие − скрывает то, что Ему известно.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Он очень заботился о том, чтобы учеников уважали и чтобы не было скрыто от них ничего; но в этом случае предоставляет Самому Отцу знать времена и сроки, дабы внушить страх к делу и воспретить им даже спрашивать о нем. Если бы это было не так, если бы в самом деле Сын Божий не знал этого, то когда же бы Он узнал? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца совершенно, так же, как и Отец Сына, а не знал об этом дне? Кроме того, Дух все проницает, и глубины Божьи (1Кор. 2:10), а Сын будто бы не знал и времени суда? Он знал, каким образом должно судить, знал тайны каждого, − и мог не знать того, что гораздо менее важно? Если все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин 1:3), то как может быть, чтобы Он не знал этого дня? Тот, Кто сотворил веки, сотворил без сомнения и времена; если же сотворил и времена, то сотворил и день: как же Ему не знать того дня, который Он сотворил?

Гомилии на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Деян. 1:6

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Он говорит, что время наступления этого царства − столь великая тайна, что открыта она лишь знанию Отца. И когда Он говорит: не ваше дело знать, Он обнаруживает, что и Сам знает, Кому принадлежит все, что принадлежит Отцу, но не сообщает об этом смертным, дабы они, никогда не зная с точностью времени пришествия Судии, каждый день жили так, словно на другой день должны быть судимы.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-8 Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти: Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы

Намереваясь спросить, они приходят к Учителю вместе, чтобы подействовать на Него своим количеством; так как знали, что прежний ответ Его, именно: о дни же том никтоже весть (Мф. 24:36), был таким ответом не вследствие незнания, а вследствие уклонения от ответа. Поэтому снова спрашивают. Когда услышали, что имеют получить Духа Святого, тогда пожелали узнать об этом и избавиться от бедствий, уже как достойные; так как не хотели снова подвергать себя крайним опасностям. Не спрашивают: когда, но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? «Не теперь ли», говорят. Так сильно желали они этого дня. Мне же кажется, что для них и неясно еще было, что такое это царство; так как еще не было Духа Святого, который наставил бы их. Не спрашивают: когда настанет, но: аще устрояеши сам? Так высоко уже думали они об Нем. Поэтому и Он беседует с ними без настойчивости; потому что не говорит уже, что о дни же том никтоже весть, ни даже Сын; но что (говорит)? Несть ваше разумети времена и лета. Не потому приписал Отцу знание исполнения времен, что бы сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним; и посему Он с пользою для них ответил на него молчанием. Целью у Него было при этом то, чтобы пресечь крайнее любопытство своих учеников; так как Он посылал их проповедывать царствие небесное, а не обозначать количество времен. Не говорит им об этом времени, тогда как научил их гораздо большему, - с тою целию, чтобы, как не раз упоминали мы, заставить их бодрствовать, и потому что, не зная об этом, они ничего не теряли; так как Он открыл им истины гораздо высшие, чем эта, − открыл, что Он есть Сын Божий, что Он равен Отцу, что Он воскрес, что будет воскресение (мертвых), что настанет суд и что Он воссел одесную Отца. Скажи же мне, что важнее - знать, что Он будет царствовать, или − когда? Узнал Павел то, что не леть есть человеку глаголати (2Кор. 12:4); Моисей узнал начало мира и то, когда и за сколько веков (он сотворен) и исчисляет годы, хотя познать начало вообще труднее, чем конец. Впрочем апостолы спрашивали Господа не об окончательном совершении (времен), но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Но Он и этого не открыл им, а как отвечал прежде, отклоняя их от мысли об этом, чтобы не думали, что близко избавление от бедствий, но знали, что подвергнутся еще многим опасностям, так отвечает и теперь, только мягче: но приимете силу. Потом, чтобы снова не спросили Его, тотчас вознесся. Кроме того, чтобы не спросили: почему оставляешь нас в недоумении относительно этого предмета?, Сын говорит: яже Отец положи во своей власти. Но власть Отца есть конечно и власть Сына; потому что как Отец воскрешает мертвых и животворит, так и Сын животворит ихже хощет. Если же в тех случаях, когда нужно совершить что-либо чрезвычайное и чудесное, Сын творит с такою же властию, как и Отец, то тем более в случаях, где требуется знание; потому что воскрешать мертвых и притом со властию, равною власти Отца, гораздо важнее, чем знать день. Почему же Христос не ответил на то, о чем спрашивали ученики, но сказал: приимете силу? В ответ им Он сказал: несть ваше разумети; и тогда уже прибавил: но приимете силу. Слова эти объясняют некоторым образом сошествие и, так сказать, излияние Святого Духа. - Здесь следует упомянуть о фригийской ереси, полагавшей, что Утешитель послан, спустя двести лет по вознесении Христовом, на жен, считавшихся за пророчиц, Прискиллу и Максимиллу и на зараженного одним и тем же с ними безумием Монтана; тогда, говорят, исполнилось обетование: пошлю к вам Утешителя (Ин. 16:7). − Почему же объявляет им то, о чем они не спрашивали, именно: приимете силу? Потому, что Он есть учитель; призвание же учителя учить не тому, чего хочет ученик, но тому, что полезно знать.

и будете ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли

Так как прежде говорил: на путь язык не идите и во град Самарянский не внидите (Мф. 10:5), желая, чтобы слово Божие проповедано было прежде иудеям, а теперь оно должно было разлиться уже по всей вселенной: то благовременно присовокупляет: во Иудеи и Самарии, потом: и до последних земли. Изречение же: будете ми свидетели, есть вместе и увещание и непреложное пророчество; потому что свою проповедь они засвидетельствовали до последних пределов земли.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 1-7 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Когда ласточкам начинает не хватать пищи и когда приближаются холода, тогда они отправляются в теплые края, в края, обильные солнечным светом и пищею. Впереди летит одна из ласточек, рассекая воздух и прокладывая путь, а за нею следует остальная стая.

Когда закончится пища для души нашей в этом материальном мире и когда приблизится холод смертный – о, есть ли такая ласточка, которая поведет нас в теплые края, изобилующие теплом и пищею духовной? Есть ли такой край? Есть ли, есть ли такая ласточка?

Вне ограды Церкви Христовой никто не сможет дать вам на вопрос сей достоверного ответа. Только Церковь знает это, и знает достоверно. Она видела Райский край сей, по коему душа наша томится в ледяном сумраке этого бытия на земле. Она видела и Сию благословенную Ласточку, Которая первой вознеслась в этот желанный край, рассекая Своими сильными крылами темную и тяжкую атмосферу между небом и землею и прокладывая за Собою путь стае. Кроме того, Церковь на земле может рассказать вам и о бесчисленной стае ласточек, кои последовали за Той, Первою Ласточкой и улетели за Нею в землю благую, обильную всяким добром, в землю вечной весны.

Вы догадываетесь, что под Этою Спасительною Ласточкой мы подразумеваем Вознесшегося Господа нашего Иисуса Христа. Разве Он не сказал Сам о Себе, что Он есть начаток (начало), начаток и путь? И разве Сам Он не рек Своим апостолам: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» (Ин. 14:2-3)? И еще до того не говорил ли Он им: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32)? Сказанное Им сразу же, спустя несколько недель, начало исполняться, продолжает исполняться доныне и будет исполняться до скончания века. То есть, являясь началом первого сотворения мира, Он стал началом и второму сотворению, или благодатному обновлению старого творения. Грех сломал крылья Адаму и всему потомству Адамову, и все они отпали от Бога, удалились от Него и прилепились к праху, из которого было сотворено их тело.

Христос есть Новый Адам, Первый Человек, Первенец среди людей, Который на крылах духовных вознесся на небо, к престолу вечной славы и силы, проложив таким образом путь на небо и распахнув все врата небесные Своим духовно окрыленным последователям. Как орел, что прокладывает путь своим орлятам. Как ласточка, что летит впереди, указывая путь стае и побеждая сильное сопротивление воздуха. «И рех: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию? – умилительно восклицал пророк до пришествия Христова» (Пс. 54:7). Почему? Он сам объясняет: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма» (Пс. 54:5-6). Подобное страшное чувство, боязнь смерти и ужас существования в пределах этой жизни, не могли не угнетать, словно тяжкий ночной кошмар, всех разумных и честных людей до пришествия Христова. «Кто даст мне крылья, да полечу из этой жизни?» – должно быть, спрашивало множество благородных и чутких душ. Но куда тебе лететь, грешная душа человеческая? Помнишь ли ты еще, как сквозь сон, тот теплый и светлый край, из коего ты изгнана? Се, врата за тобою затворены, и поставлен херувим с пламенным мечем, дабы преградить тебе вход. Се, грех сломал твои крылья, не птичьи, но Божественные, и крепко придавил тебя к земле! Нужен кто-то, кто сперва освободит тебя от бремени греховного, кто омоет тебя и восставит. И тогда тебе понадобится тот, кто посадит и возрастит тебе новые крылья, чтобы ты смогла полететь. И нужен тебе тот, кто проводит тебя в твою светлую отчизну, кто-то очень сильный, при виде коего и херувим с пламенным мечем уклонится с пути. И, наконец, нужен кто-то, кто умилостивит оскорбленного Творца, дабы Он снова принял тебя в пределы бессмертной державы Своей. Дохристианский мир не ведал, кто это может быть.

Он явился как Господь и Спаситель твой, Иисус Христос, Сын Бога живаго. Из любви к тебе Он приклонил небеса к земле и сошел на землю, облекся во плоть, стал рабом ради тебя, рабы; претерпел зной и холод, перенес голод и жажду, предал лице Свое на заплевание и дал приковать Свое тело гвоздями ко Кресту; лег во гроб как мертвый, спустился во ад, чтобы разорить темницу, худшую, чем сия жизнь, темницу, ожидавшую тебя по исходе от тела; – и все это, дабы омыть тебя от нечистоты греховной и восставить тебя. Потом Он воскрес из гроба, дабы тем посадить тебе крылья для полета в небо; и наконец вознесся на небеса, дабы проложить тебе путь и привлечь тебя в обитель ангельскую. Итак, теперь ты можешь не воздыхать в страхе, трепете и боязни, как царь Давид, можешь не мечтать о крыльях голубиных, ибо явился Орел, показавший и проложивший тебе путь. От тебя требуется лишь взращивать духовные крылья, кои даны тебе Крещением во имя Его, и своею волею желать подняться туда, куда поднялся Он. Он сделал для твоего спасения девяносто девять процентов того, что надо было сделать; неужели ты не постараешься сделать этот один оставшийся процент для твоего собственного спасения, и это после того, как открылся тебе «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:11)?

Вознесение Господа от земли на небеса было для людей столь же великою неожиданностью, сколь великою неожиданностью для ангелов было Его Сошествие с небес на землю и Рождество во плоти. Впрочем, какое из событий Его жизни не представляет собою единственной в своем роде новости и неожиданности для людей? Как, должно быть, ангелы при первом творении с удивлением взирали на то, как Бог отделяет свет от тьмы и воду от суши, как Он создает звезды на тверди небесной, как воздвигает от земли зелень травную и зверей и как, наконец, создает человека и вдувает в лице его дыхание жизни; точно так же всякий из нас вынужден волей-неволею удивляться, рассматривая события жизни Спасителя, начиная с чудного Благовещения архангела Гавриила Пресвятой Деве в Назарете и заканчивая славным Вознесением Господним на Горе Елеонской. Все это в первый момент поражает, но, когда человек разумный осознает план Домостроительства нашего спасения, все заставляет его радостными воскликновениями прославлять силу, премудрость и человеколюбие Божие.

Нельзя изгладить из жизни Христовой ни одного великого события, не изуродовав при этом всего, как нельзя, отрезав живому человеку руку или ногу, при этом его не искалечить; или как нельзя убрать луну с тверди небесной или погасить какую-нибудь часть роя звездного, не испортив стройной красоты неба. Потому не вздумай сказать: «Вознесение Господне было не нужно!» Если даже некоторые иудеи, несмотря на всю свою злобу, не могли не воскликнуть и не признать, что Господь «все хорошо делает» (Мк. 7:37); ты ли, крещенный во имя Его, не будешь веровать, что все, Им сделанное, Он сделал хорошо, целесообразно, стройно, премудро? И Вознесение Его, таким образом, также хорошо, целесообразно, стройно, премудро, как и Его Воплощение, как и Крещение, как и Преображение или Воскресение. «Лучше для вас, чтобы Я пошел», – сказал Господь Своим ученикам (Ин. 16:7). Видишь, как Он все устрояет и делает так, чтобы было лучше для людей? Цель всякого Его слова и всякого поступка – наше благо. Его Вознесение является бесконечным благом для всех нас. Если бы сие было не так, Он не вознесся бы. Но остановимся прежде всего на самом событии Вознесения, как Его описывает Евангелист Лука в двух своих трудах, в Евангелии и в Деяниях святых апостолов.

Сказал Господь Своим ученикам: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. Кем написано? Написано Духом Святым, по Совету Святой Троицы, чрез пророков и тайновидцев, в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Книгам сим Господь придает такое важное значение, поскольку они предсказывают произошедшее с Ним. Там – предсказание, здесь – исполнение. Там – тень и образ, здесь – жизнь и действительность. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Отверзть ум есть чудо, равное чуду воскрешения из гроба. Ибо ум человеческий находится под тяжелым покрывалом грехов, словно в могильной тьме: читает и не разумеет, смотрит и не видит, слушает и не постигает. Кто более смотрел на буквы Писаний и читал их, чем иерусалимские книжники, и все-таки – кто видел в прочитанных буквах менее, чем они? Почему и им Господь не снял мрачное покрывало с ума, да разумеют и они, как и апостолы? Потому что апостолы желали, чтобы Он сделал сие, а книжники – нет. Ибо в то время как книжники и старейшины говорили о Нем: Человек Тот грешник, – и искали случая убить Его, апостолы говорили: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Бог отверзает ум лишь желающим этого; лишь жаждущим дает Он воду жизни; и открывается лишь тем, кто ищет Его с тоскою.

Так написано, и так надлежало. Если бы то писали обычные люди, руководствуясь своим человеческим разумом, Сын Божий не ссылался бы на их писание и не спешил бы его исполнить. Но пророческие писания суть писания Духа Божия, и Бог, будучи верен Себе и своим обетованиям, послал Сына Своего Единородного, дабы и исполнить сии написанные обетования. Так надлежало, – говорит Тот, Кто видит весь сотворенный мир от края до края, как человек видит пред собою лист исписанной бумаги. И если Всевидящий глаголет, что так надлежало, не смешны ли слепцы, говорящие, что так не надлежало? Надлежало Господу нашему Иисусу Христу пострадать во времени, чтобы мы радовались в вечности. И надлежало Ему воскреснуть, чтобы и мы чрез Него воскресли в жизнь вечную.

И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Если бы Господь наш Иисус Христос не пострадал и не умер за наши грехи, кто из нас знал бы, что грех является столь ужасным ядом? И если бы Он не воскрес, кто из нас, осознав весь ужас греха, имел бы надежду? Тогда и покаяние было бы бесполезно, и прощение – невозможно. Ибо покаяние соответствует страданию за грех, а прощение – Воскресению силою Божией. Чрез покаяние ветхий человек, прокаженный грехом, ложится во гроб, а чрез прощение рождается новый человек в жизнь новую. Се, предивное благовещение всем народам на земле, начиная с Иерусалима! То, что служитель Всевышнего архангел Гавриил предрек Пресвятой Деве глаголами пророческими: Он спасет людей Своих от грехов их, ныне подтверждает Сам Владыка, с опытом страдальца и с правом победителя. Но почему сказано: начиная с Иерусалима? Потому что в Иерусалиме принесена великая жертва за весь род человеческий и здесь воссиял от гроба свет Воскресения. В таинственном же смысле – если под Иерусалимом понимать ум человека – ясно, что с ума надлежит начаться покаянию, смирению и сокрушению, а затем распространиться оттуда на всего внутреннего человека. Гордость ума низвергла сатану во ад; гордость ума отлучила Адама и Еву от Бога; гордость ума подвигла фарисеев и книжников на убийство Господа. Гордость ума и до сего дня является главным червем греха. Если ум человека не преклонится пред Христом, не преклонятся и колени. Начавший смирять свой ум покаянием начал лечить свою главную рану.

Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа

Евагрий Понтийский (†399)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Под «временами и сроками» я понимаю не чувственно воспринимаемые времена и сроки, но некие протяжения ведения, возникающие благодаря умному Солнцу. Ибо надлежит, чтобы молитва Владыки нашего исполнилась. Иисус же молится так: Дай им, чтоб и они были единое с нами, как Я и Ты, Отче, единое (Ин. 17:21). Ведь Бог, будучи Единым, соединяет всех, когда оказывается в каждом, а поэтому с пришествием единицы исчезает число.

Послание о вере

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Люди не знали того, что им не следовало знать, и никоим образом Сын Божий не мог этого не знать по немощи плоти. Поэтому, если предположить, что этого величия, о котором невозможно говорить, коснулось незнание, то тогда незнание оказалось бы непременно более сильным, чем Божественная природа, и, нелепо сказать, смогло бы оказаться сильнее провидения, которым создано все. Но так как это кажется слишком абсурдным, то следует верить, что вся Троица, имеющая единую и всемогущую природу, всегда владеет неумаляемым знанием всего.

Изъяснения Псалмов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

7–8. Как мы видим, в основе этого вопроса апостолов лежало неправильное представление о Царстве Мессии как царстве земном, видимом. Но Господь знал, что апостолы с сошествием на них Святого Духа будут верно понимать ветхозаветные пророчества и обетования о Мессии, как сыне Давида. Поэтому сейчас Он ничего не говорит к обличению и исправлению неверного взгляда их на Мессию и Его Царство, а говорит только против их желания знать время устроения Царства Божия на земле: не ваше дело знать времена или сроки4, которые Отец положил в Своей власти. После того Господь указывает, в чем же состоит дело апостолов и о чем они прежде и более всего должны думать и заботиться. Не ваше дело знать времена или сроки... но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Их дело, их назначение – быть свидетелями Христа; силу, способность для этого они получат от Духа Святого; свидетельство это начнется с Иерусалима, продолжится в его окрестностях, затем перейдет в Самарию и, распространяясь далее и далее, должно пройти даже до края земли.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Как вопрос учеников был неуместен и происходил из неправильного их понятия о царстве Израильском, о котором говорили древние Пророки (Амос. 9, 11, Ос. 14, 6; Иоил. 3, 20); то Господь не благоволил дать им прямой ответ, а преподает сперва наставление о том, что они, сознавая свою ограниченность и внимая непостижимым для них судьбам Божеским, не должны испытывать то, что в делах Божеских сокрыто от их разумения. Долг человека с благоговейным смирением внимать делам Божеского промысла и повиноваться премудрому и всеблагому Его управлению. Вечность ведома одному вечному, всеведущему Богу. Времена и лета, как ограниченные проявления безграничной вечности, доколе не открылись, также ведомы одному вечному Богу. Иисус Христос, как Сын Божий, Сый в лоне Отчи, без сомнения знал все то, что Отец положил в Своей власти; но не открывал ученикам потому, что они не должны были знать это. Как бы так говорил Господь: не пытайтесь узнавать, когда и как восстановится царство Израилево; не пытайтесь узнавать и вообще сокровенные от вас времена и сроки, которые во власти Божией и ведомы одному Богу. Но не давши прямого ответа, Иисус Христос не оставил их без утешительного слова, которого значение они и теперь отчасти могли понять, а в то время, когда были просвещены сошедшим на них Святым Духом и когда стали видеть исполнение слов Господа, — без сомнения и вполне уразумели.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти.

Не ваше дело и пр.: Господь премудро устраняет этот неуместный, отзывающийся еще предрассудками, вопрос своих возлюбленных учеников, зная, чрез несколько дней после сего, когда Он пошлет им иного Утешителя, они не задали бы Ему подобного вопроса, и в успокоение им указывает именно на это событие. Господь говорит, что они не должны допытываться узнать времена и сроки, это не их дело, это им не нужно; они к другому делу предназначены, пусть же и делают это дело, а о временах и сроках пусть не допытываются, они известны только Всеведущему (ср. прим. к Мк.13:32). «Не потому Отцу приписал знание исполнения времен, чтобы Сам не знал, но потому, что сам вопрос был излишним, и посему Он с пользою для них ответил молчанием» (Феофил., ср. Злат.). Господь не утверждает сим, что они и не должны и не будут знать о сих временах и сроках; если Всеведущий благоволит им открыть это, они будут знать, насколько это нужно. Так в свое время Иоанну открыты были времена и сроки раскрытия царства Божия на земле (в Апокалипсисе), и другим Апостолам было нечто открыто (2Пет.3:3 и д.; Рим.11:25 и д.; 1Сол.5:1 и д.; 2Сол.2:1 и д.), но допытываться о сем они не должны: ибо должны быть не столько пророками – предвозвестниками будущего, сколько свидетелями о прошедшем (ст. 8).

Времена и сроки: выражение указывает на вторую главу книги пророка Даниила (Дан.2:21), и означает первое слово – продолжительные периоды времени, второе – краткие сроки; по тем и другим раскрываться будет царство Божие на земле, но знать их точно не их дело, это Отец небесный предоставил Себе.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Не ваше дело − несколько грубоватый перевод греч, − οὐκ ὑμῶν ἐστιν , − точнее слав. несть ваше. Лучше и вернее выразить ответ Спасителя в такой форме: «не вам знать» и т. д. Деликатно уклончивый ответ Господа на столь неуместный, отзывавшийся грубыми предрассудками вопрос своих возлюбленных учеников по первому впечатлению как будто оставляет их в тех же предрассудках, лишь изменяя время их исполнения; в действительности этот ответ верно рассчитывал на изменение воззрений апостолов самым ходом событий, имеющих наступить в ближайшее время: но приимите силу и т. д. Бесполезно было бы теперь же, сразу, всецело разочаровывать учеников в том, с чем они слишком сжились, тем более, что носящие характер грубого предрассудка воззрения и ожидания их так или иначе получили осуществление, лишь в высшем лучшем, благороднейшем смысле. На это можно находить указание в выражении Спасителя καιροὺς − не вам знать времена или способы обстоятельства, характер осуществления ваших надежд, что все Отец положил в Своей власти. Русский перевод выражения καιροὺς − сроки − не точно выражает мысль Господа и сообщает ей излишнюю тавтологию.

«Значение времени и способов осуществления надежд на Царствие Мессии Господь усвояет лишь Отцу − не потому, чтобы Сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним, и посему Он с пользою для них ответил молчанием» (Феофил. ).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Времена и сроки для людей, как живущих во времени, всегда составляли глубокий интерес. Вот почему Апостолы нередко обращались к Иисусу Христу с вопросами, например, о времени славного Его пришествия и кончины века. Но Иисус Христос всегда отклонял эти вопросы, как не существенные для спасения, говоря, что нужно быть всегда готовым в тому, чтобы встретить Христа, как люди, находящиеся на брачном пиру, должны встречать жениха (Мф.25:13). Здесь дело касалось восприятия Апостолами Духа Святого, а потому, кратко отклонив их вопрос, не касающийся должного предмета, Он направляет их на существенное дело этого времени, причем всю полноту их внимания обращает на всемогущую волю Бога Отца, Который, как начинательная Сила, всему определяет время и сроки, так что, например, о времени второго пришествия Иисуса Христа (по слову Его) не знают не только Ангелы, но даже и Он Сам, как Сын Человеческий (Мк.13:32). Выражение «времена и сроки» указывает на 21 стих 2-ой главы книги пророка Даниила, которому были открыты продолжительные периоды и краткие сроки времени устроения Царствия Божия (70 седьмин). Так было многое открываемо и Апостолам (2Петр.3:3); (Рим.11:25); (1Сол.5:1), в особенности Иоанну (в Апокалипсисе), но сами они допытываться о сих и подобных временах не должны были. Так и мы не должны много заботиться, например, о знании дня своей кончины, но должны всемерно позаботиться о том, чтобы быть всегда готовыми к смерти, а вместе с тем и к суду Божию, сначала частному, а потом и всеобщему.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible