Скрыть
ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-31 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

Смотри, как (Павел) спешит отправиться и вместе не оставляет ничего без внимания, но благоустрояет все. Он призвал к себе предстоятелей (Церкви) и излагает пред ними вышесказанное. Достойно удивления, как он, будучи по­ставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Подобно этому Самуил, намереваясь передать власть Саулу, говорил пред иудеями: «свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель» (1Цар. 7:5); и Давид, когда ему не доверяли, говорил: на пастбище я пас овец отца своего и «приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его» (1Цар. 17:35); и сам Павел в послании к Корин­фянам говорит: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» (2Кор. 12:11). Также поступает и Бог; не без причины говорит о самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет Свои благодеяния (Иез. 16:6). Смотри, что и здесь делает (Павел): во-первых, он ссылается на их свидетельство, чтобы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слуша­телей свидетелями сказанного, в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот доблесть учителя, – когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих! И то удивительно, что он провел в таких делах не один день и не два, но много лет. «Вы знаете», говорит, «все время был с вами». Хочет убедить их, чтобы они мужественно пе­реносили все, и разлучение с ним и предстоящие опасности, подобно как было при Моисее и Иисусе (Навине). И смотри, что он далее прибавляет. «Все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием». Смотри, что особенно свойственно начальствующим, именно: ненавидеть гордость; это особенно нужно начальствующим, потому что самые обстоятель­ства располагают предаваться гордости. Это есть основание до­брого, как и Христос говорит: «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Сказал не просто: «со смиренномудрием», но: «со всяким». Ведь есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным. Желая научить их этому, он наперед полагает основание для устранения подозрения, чтобы не поду­мали, что он гордится. Если, говорит, я жил «со всяким смиренномудрием», то не по гордости говорю то, что говорю. Вместе с тем (выражает) кротость свою: «с вами», говорит, «работая Господу», представляя их сообщниками своими в этом добром деле. Так, общение всегда есть благо. Представляет добрые дела свои общими и не приписывает себе никакого преимущества. Неужели же, скажешь, он мог гордиться пред Богом? Есть много людей, которые гордятся и пред Ним; но он не гордился даже и пред учениками своими. Вот достоин­ство учителя: назидать учеников собственными добродетелями! Далее говорит о своем мужестве, но также смиренно: «многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев». Видишь ли, как он скорбит о случившемся? Здесь он, по-видимому, выражает свое сострадание; он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). И в другом месте он говорит: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас» (Кол.1,24); и еще: «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). Это гово­рил по смирению; а здесь показывает свое мужество, и не столько мужество, сколько терпение, и как бы так говорит: я тяжко страдал, но с вами, и, что особенно тяжело, от иудеев. Заметь, какие здесь он означает свойства учитель­ства: любовь и мужество. «Как я», говорит, «не пропустил ничего». Этим выражает, как он был чужд зависти и лености. «Полезного». Хорошо и это сказано, иному ведь и не следо­вало учиться. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так и говорить все есть знак безумия. Потому и присовоку­пил: «полезного», и изъяснил, что он не говорил только, но и «учил», – я, говорит, делал это не небрежно. А что здесь именно такой смысл, послушай далее; далее он говорит: «всенародно и по домам», и этим выражает свое продолжи­тельное старание, великое усердие и неутомимость. «Возвещая Иудеям и Еллинам». Не вам только, говорит, но и эллинам. Здесь (показывает) свое дерзновение и то, что мы должны говорить, хотя бы и не видели никакой пользы; это и значит свидетельствовать, если мы говорим пред людьми, не внимающими нам; слово: «возвещая» по большой части имеет такой смысл. «То свидетельствуюсь», говорит Моисей, «небом и землею» (Втор. 4:26). Так и здесь: «возвещая», го­ворит, «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом».

Что ты свидетельствовал? Чтобы имели попечение о жизни, чтобы покаялись и пришли к Богу. И иудеи не знали Его, потому что не знали Сына и не имели (добрых) дел и веры в Господа Иисуса. Для чего же ты говоришь это? Для чего напоминаешь об этом? Не случилось ли чего-нибудь? Не на­ходишь ли нужным – в чем-нибудь упрекнуть их? Тронув наперед ум их, он потом продолжает: «и вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (ст. 22-24). Для чего он говорит это? Для того, чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу. Также изъясняет, что его ожидает нечто великое. «Только», говорит, «Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря». Чтобы показать, что он отправляется добро­вольно, и чтобы ты не думал об узах или необходимости, го­ворит: «по всем городам». Потом присовокупляет: «но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса». Видишь ли, что это слова не пла­чущего, но смиренно рассуждающего, поучающего других и состраждущего случившемуся? Не сказал: мы скорбим, а нужно терпеть, но: я и не думаю о том. Этими словами опять он не превозносит себя самого, а научает их, как прежде смирен­номудрию, так теперь мужеству, дерзновению, и как бы так говорит: я не предпочитаю первое последнему, но более всего думаю о том, чтобы «совершить поприще мое и служение». Не сказал: проповедать или научить, но: «проповедать Евангелие благодати Божией». Далее намеревается сказать нечто бо­лее поразительное, именно: «чист я от крови всех»; потому предуготовляет их и показывает, что более ничего не остается. Намереваясь возложить на них все бремя и всю ношу, он на­перед трогает их душу словами: «и ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» (ст. 25), И потом произносит: «чист я от крови всех» (ст. 26). Сугубая скорбь оттого, что «лица его» они уже не увидят, и оттого, что они «все» (не увидят): «вот, я знаю», говорит, «что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». Потому я не напрасно свидетельствую пред вами, как уже навсегда отсутствующий. «чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (ст. 27). Ви­дишь ли, как он устрашает и поражает удрученные скор­бью души их? И хорошо, потому что это было необходимо. «Не упускал», говорит, «возвещать вам всю волю Божию». Следова­тельно, не возвещающий виновен в крови, т.е. в убийстве. Ничего не может быть ужаснее этого. Он показывает, что и они, если не делают этого, то виновны в крови. По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (ст. 28). Видишь ли, что он дает две заповеди? Бесполезно как исправ­лять только других, – боюсь, говорит он же, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27), – так и заботить­ся только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, ко­торый ищет только полезного для него самого и подобен че­ловеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Па­вел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо. «В котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Смотри, сколько побуждений. Вы, говорит, полу­чили рукоположение от Духа; это означает слово: «поставил». Вот первое побуждение. Потом: «пасти Церковь Господа и Бога», вот второе. А третье заключается в том, что говорит далее: «которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и не малой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братий. Он пролил кровь Свою, чтобы примирить врагов; а ты не можешь поддер­живать любовь даже с друзьями? «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (ст. 29). Представляет им новое побуждение, указывая на будущее, подобно как и в другом месте говорит: «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6:12). «По отшествии моем», говорит, «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Двоякое бедствие: и его не бу­дет, и другие станут нападать. Для чего же ты отходишь, если предвидишь это? Дух, говорит, влечет меня.

Смотри, не просто сказал: «волки», но прибавил: «лютые», желая выразить их силу и свирепость; а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «и из вас самих восстанут люди»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань. Хорошо сказал: «бодрствуйте», показав этим, что предмет заслуживает особенного внимания, – это именно Церковь, – что угрожает великая опас­ность, – так как (Господь) искупил ее кровию, – и что брань бу­дет великая и сугубая. Это он выразил словами: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (ст. 30). Далее, после того, как устрашил их словами: «лютые волки» и: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно», как бы отвечая на чей-нибудь вопрос: что же будет, кто станет охранять нас? – говорит: «посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (ст. 31). Смотри, как чрезвычайны были дела его: «день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Он не тогда только оказывал попечение, когда видел многих, но не оставлял делать все это и для одной души. Таким образом, он и соединил их. А сами слова означают следующее: доволь­но сделано с моей стороны; я три года оставался (с здешни­ми верующими), довольно они утверждены, довольно укоренены. «Со слезами», говорит. Видишь ли, что для этого (он проливал) слезы? «Не зная», говорит, «что там встретится со мною». Что? Не потому ли ты и отходишь? Нет; напротив, я очень знаю, «узы и скорби ждут меня». Я знаю, что меня ожидают искушения, но какие, не знаю; а это еще тяжелее. Впрочем, не подумайте, что я, говоря это, сокру­шаюсь: я «не дорожу своею жизнью». Говорит это для того, чтобы ободрить их ум и научить не только не убегать (от опасностей), но и мужественно переносить их. Потому и назы­вает дело свое «поприще» и «служение», течением означая блеск его, а службою – обязанность. Я служитель, говорит, и ничего более. Утешив их, чтобы они не скорбели о страданиях его, сказав, что он переносит их «с радостью», и, показав (про­исходящие от того) плоды, он потом и высказывает мысль прискорбную. Делает это для того, чтобы не слишком отяг­чить ум их. Какая же это мысль? Следующая: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно». Как, скажет кто-нибудь, – ты думаешь о себе так много, что если отойдешь, то и мы лишимся жизни? Нет, говорит, не то я говорю, что­бы мое отсутствие имело такие последствия, – но что? «И из вас самих восстанут люди» некоторые. Не сказал: по причине отшествия моего, но: «по отшествии моем», т.е. после отправления, как это уже и случалось; если же случалось доселе, то тем более случится после. Далее (показывается) цель: «дабы увлечь учеников за собою». Так, ереси бывают не для чего иного, как для этого. Вместе с тем и утешение: «которую Он приобрел Себе», говорит, «Кровию Своею». Если Он приобрел ее кровию моею, то, конечно, защи­тит ее. «День и ночь», говорит, «непрестанно со слезами учил». Это справедливо можно было бы сказать и нам. Слова его по-види­мому относятся собственно к учителям, но вместе с тем они относятся и к ученикам. Для чего я говорю, увещеваю, плачу день и ночь, если ученик не слушает? Потому, чтобы кто не подумал в свое оправдание, что достаточно только быть учеником, хотя и без послушания, (Павел) сказавши: «свидетельствую», присовокупил: не упускал возвещать вам. Дело учителя – только возвещать, проповедовать, научать, не умол­кать, увещевать день и ночь; если же при всем этом не бу­дет никакого успеха, то сами знаете, что следует. Тогда бу­дет другое оправдание: «что чист я от крови всех».

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-27 И ныне се аз вем, яко ктому не узрите лица моего вы вси, в нихже проидох проповедуя царствие Божие. Темже свидетельствую вам во днешний день, яко чист аз от крове всех. Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию

Яко чист аз от крове всех. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ; потому что я исполнил обязанность учителя. Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию. Значит, кто не говорит всей воли Божией, тот виновен в крови, то есть, в убийстве. По-видимому оправдываясь, он однако же заставляет их остерегаться.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 25-27 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию

Вот обстоятельство, которое дает особенную силу словам Апостола, и которое внушает ему говорить с особенною откровенностью: вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя царствие Божие. Знаю, что все вы, с которыми я так близко обращался, которым преподавал учение о достижении царствия Божия чрез веру в Господа Иисуса Христа, видите меня в последний раз. Поэтому в нынешний день, сказывая вам, что я более уже не увижусь с вами, свидетельствую вам, что чист я от крови всех,– что, если кто из вас не будет исполнять моих наставлений, и пойдет путем погибели, то я невинен в погибели всех таковых; ибо я открыл вам, что необходимо для спасения, я раскрыл пред вами путь спасения: вы знаете Спасителя, знаете Бога Отца, пославшего в мир единородного Сына своего для спасения человеков; знаете Духа Утешителя, освятителя человеков; знаете учение Христа Спасителя, которое Он преподал нам, для спасения верующих; знаете спасительные таинства, которыми необходимо должно пользоваться, чтобы всегда быть в единении с Господом Иисусом и наследовать с Ним жизнь вечную. Все это открыл я вам, чтобы вы, исполняя волю Божью, шли путем спасения и достигли вечной жизни.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

26. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех:
27. Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе кровию своею.

 Посему 
«, т.е. потому что я теперь (в нынешний день) прощаюсь с вами навсегда, свидетельствую вам, удостоверяю вас и вместе призываю вас самих в свидетели, чувствуя долг совести дать перед вами и перед Богом отчет в своих действиях среди вас.
– Чист я от крови всех: неповинен ни в чьей погибели (Деян.18:6 и прим.), если бы таковая последовала в отношении к кому-либо, неповинен потому что я не упускал возвещать вам всю волю Божию относительно спасения всех, следовательно, всякий мог услышать от меня сию волю Божию и спастись, и, следовательно, если кто погибнет, то не я повинен, а он сам виноват, ибо или не хотел знать и слушать о сей воле Божией, или не радел об исполнении узнанного и слышанного. «По видимому оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от руки убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Злат.).
– Итак внимайте и пр.: итак, поскольку я чист от крови всех, смотрите, чтоб вам не быть повинными в крови чьей-либо; я неповинен, будьте неповинны и вы,
– будьте внимательны к себе и всему стаду, чтобы как вы сами, так и все стадо пребывало в чистом и полном евангельском учении (ср. 29–30), чтобы кто не погиб от неведения Евангелия, или от извращения евангельского учения. «Внимайте себе, – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил.). – «В котором Дух Святой поставил вас: не человеками поставлены вы, но Духом Святым чрез избрание и рукоположение (Деян.14:23 и прим.), и в этом новое и важнейшее побуждение внимать себе и всему стаду.
– Блюстителями, точнее – епископами: речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, общих им с епископами и – обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, чем пресвитер. Это не значит, что епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанности и правам в Церкви (хотя несомненно, что не различались иногда по названию; ср. Феофил.); тот же апостол строго различает их, когда присваивает только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит.1:51Тим.5:191Тим.22). Слово епископ (надзиратель, блюститель) лучше выражает обязанности пресвитера, обозначенный образно пасением стада – Церкви. Под образным выражением пасти Церковь – стадо (ср. Ин.10:1 и д. Ин.21:15-17 и парал.) обозначаются обязанности пресвитеров как учителей веры и управителей вверенного им частного христианского общества (1Тим.5:171Тим.3:2; Еф.4:111Пет.5:2), вообще же как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.
– Которую Он приобрел Себе (стяжал в собственное свое достояние, Еф.1:14; Тит.2:141Пет.2:9Кровию Своею: через крестную жертву, в коей излита Его кровь, как умилостивительная Богу Отцу жертва за грехи всего рода человеческого, Господь избавил своих верующих от царства дьявола и стяжал их в свое собственное царство на земле. Таким образом, это стадо – дорогое стадо, купленное дорогой ценой (1Кор.6:20) – новое побуждение для пастырей Церкви внимать себе и всему стаду.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

25. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.

26. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,

27. ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.



Предсказывая о вечной разлуке со слушателями, Апостол как бы оправдывается перед ними в том, что он (будто бы) недостаточно учил их, причем однако говорит, что повсюду ходил к ним для проповеди и все, что надлежало сказать о Царстве Божием и воле Божией, все возвестил, пользуясь для того всеми подходящими обстоятельствами. И во всем этом пресвитеры должны были видеть для себя уроки, достойные осуществления в их пастырской деятельности. «Видишь ли (говорить святой Иоанн Златоуст), как он устрашает и поражает удрученные скорбью души их? И хорошо; потому что это было необходимо. Необинухся бо, говорит, сказати вам всю волю Божию (не упускал возвещать вам всю волю Божию.). Следовательно, не возвещающий виновен в крови, т. е. в убийстве. Ничего не может быть ужаснее. Так и они, если не делают этого, то виновны в крови. По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их». «Так говорит святой Павел, чтобы приготовить своих слушателей к принятию последних наставлений, которыми он напутствовал своих возлюбленных учеников и детей по духу на всю остальную жизнь, не надеясь более видеться с ними в настоящей жизни» (см. у преосвящ. Евсевия, т.2, стр.129).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церкви.

Мф.28:20. Слова Иисуса Христа о вечности пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20-21, удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18; Деян.16:4-5; 20:17-28; Еф.1:22-23; 2:20-21.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible