Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 20:28
Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 17-31 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас
Смотри, как (Павел) спешит отправиться и вместе не оставляет ничего без внимания, но благоустрояет все. Он призвал к себе предстоятелей (Церкви) и излагает пред ними вышесказанное. Достойно удивления, как он, будучи поставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Подобно этому Самуил, намереваясь передать власть Саулу, говорил пред иудеями: «свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель» (1Цар. 7:5); и Давид, когда ему не доверяли, говорил: на пастбище я пас овец отца своего и «приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его» (1Цар. 17:35); и сам Павел в послании к Коринфянам говорит: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» (2Кор. 12:11). Также поступает и Бог; не без причины говорит о самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет Свои благодеяния (Иез. 16:6). Смотри, что и здесь делает (Павел): во-первых, он ссылается на их свидетельство, чтобы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного, в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот доблесть учителя, – когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих! И то удивительно, что он провел в таких делах не один день и не два, но много лет. «Вы знаете», говорит, «все время был с вами». Хочет убедить их, чтобы они мужественно переносили все, и разлучение с ним и предстоящие опасности, подобно как было при Моисее и Иисусе (Навине). И смотри, что он далее прибавляет. «Все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием». Смотри, что особенно свойственно начальствующим, именно: ненавидеть гордость; это особенно нужно начальствующим, потому что самые обстоятельства располагают предаваться гордости. Это есть основание доброго, как и Христос говорит: «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Сказал не просто: «со смиренномудрием», но: «со всяким». Ведь есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным. Желая научить их этому, он наперед полагает основание для устранения подозрения, чтобы не подумали, что он гордится. Если, говорит, я жил «со всяким смиренномудрием», то не по гордости говорю то, что говорю. Вместе с тем (выражает) кротость свою: «с вами», говорит, «работая Господу», представляя их сообщниками своими в этом добром деле. Так, общение всегда есть благо. Представляет добрые дела свои общими и не приписывает себе никакого преимущества. Неужели же, скажешь, он мог гордиться пред Богом? Есть много людей, которые гордятся и пред Ним; но он не гордился даже и пред учениками своими. Вот достоинство учителя: назидать учеников собственными добродетелями! Далее говорит о своем мужестве, но также смиренно: «многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев». Видишь ли, как он скорбит о случившемся? Здесь он, по-видимому, выражает свое сострадание; он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). И в другом месте он говорит: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас» (Кол.1,24); и еще: «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). Это говорил по смирению; а здесь показывает свое мужество, и не столько мужество, сколько терпение, и как бы так говорит: я тяжко страдал, но с вами, и, что особенно тяжело, от иудеев. Заметь, какие здесь он означает свойства учительства: любовь и мужество. «Как я», говорит, «не пропустил ничего». Этим выражает, как он был чужд зависти и лености. «Полезного». Хорошо и это сказано, иному ведь и не следовало учиться. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так и говорить все есть знак безумия. Потому и присовокупил: «полезного», и изъяснил, что он не говорил только, но и «учил», – я, говорит, делал это не небрежно. А что здесь именно такой смысл, послушай далее; далее он говорит: «всенародно и по домам», и этим выражает свое продолжительное старание, великое усердие и неутомимость. «Возвещая Иудеям и Еллинам». Не вам только, говорит, но и эллинам. Здесь (показывает) свое дерзновение и то, что мы должны говорить, хотя бы и не видели никакой пользы; это и значит свидетельствовать, если мы говорим пред людьми, не внимающими нам; слово: «возвещая» по большой части имеет такой смысл. «То свидетельствуюсь», говорит Моисей, «небом и землею» (Втор. 4:26). Так и здесь: «возвещая», говорит, «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом».
Что ты свидетельствовал? Чтобы имели попечение о жизни, чтобы покаялись и пришли к Богу. И иудеи не знали Его, потому что не знали Сына и не имели (добрых) дел и веры в Господа Иисуса. Для чего же ты говоришь это? Для чего напоминаешь об этом? Не случилось ли чего-нибудь? Не находишь ли нужным – в чем-нибудь упрекнуть их? Тронув наперед ум их, он потом продолжает: «и вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (ст. 22-24). Для чего он говорит это? Для того, чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу. Также изъясняет, что его ожидает нечто великое. «Только», говорит, «Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря». Чтобы показать, что он отправляется добровольно, и чтобы ты не думал об узах или необходимости, говорит: «по всем городам». Потом присовокупляет: «но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса». Видишь ли, что это слова не плачущего, но смиренно рассуждающего, поучающего других и состраждущего случившемуся? Не сказал: мы скорбим, а нужно терпеть, но: я и не думаю о том. Этими словами опять он не превозносит себя самого, а научает их, как прежде смиренномудрию, так теперь мужеству, дерзновению, и как бы так говорит: я не предпочитаю первое последнему, но более всего думаю о том, чтобы «совершить поприще мое и служение». Не сказал: проповедать или научить, но: «проповедать Евангелие благодати Божией». Далее намеревается сказать нечто более поразительное, именно: «чист я от крови всех»; потому предуготовляет их и показывает, что более ничего не остается. Намереваясь возложить на них все бремя и всю ношу, он наперед трогает их душу словами: «и ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» (ст. 25), И потом произносит: «чист я от крови всех» (ст. 26). Сугубая скорбь оттого, что «лица его» они уже не увидят, и оттого, что они «все» (не увидят): «вот, я знаю», говорит, «что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». Потому я не напрасно свидетельствую пред вами, как уже навсегда отсутствующий. «чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (ст. 27). Видишь ли, как он устрашает и поражает удрученные скорбью души их? И хорошо, потому что это было необходимо. «Не упускал», говорит, «возвещать вам всю волю Божию». Следовательно, не возвещающий виновен в крови, т.е. в убийстве. Ничего не может быть ужаснее этого. Он показывает, что и они, если не делают этого, то виновны в крови. По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (ст. 28). Видишь ли, что он дает две заповеди? Бесполезно как исправлять только других, – боюсь, говорит он же, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27), – так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо. «В котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Смотри, сколько побуждений. Вы, говорит, получили рукоположение от Духа; это означает слово: «поставил». Вот первое побуждение. Потом: «пасти Церковь Господа и Бога», вот второе. А третье заключается в том, что говорит далее: «которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и не малой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братий. Он пролил кровь Свою, чтобы примирить врагов; а ты не можешь поддерживать любовь даже с друзьями? «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (ст. 29). Представляет им новое побуждение, указывая на будущее, подобно как и в другом месте говорит: «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6:12). «По отшествии моем», говорит, «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать. Для чего же ты отходишь, если предвидишь это? Дух, говорит, влечет меня.
Смотри, не просто сказал: «волки», но прибавил: «лютые», желая выразить их силу и свирепость; а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «и из вас самих восстанут люди»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань. Хорошо сказал: «бодрствуйте», показав этим, что предмет заслуживает особенного внимания, – это именно Церковь, – что угрожает великая опасность, – так как (Господь) искупил ее кровию, – и что брань будет великая и сугубая. Это он выразил словами: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (ст. 30). Далее, после того, как устрашил их словами: «лютые волки» и: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно», как бы отвечая на чей-нибудь вопрос: что же будет, кто станет охранять нас? – говорит: «посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (ст. 31). Смотри, как чрезвычайны были дела его: «день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Он не тогда только оказывал попечение, когда видел многих, но не оставлял делать все это и для одной души. Таким образом, он и соединил их. А сами слова означают следующее: довольно сделано с моей стороны; я три года оставался (с здешними верующими), довольно они утверждены, довольно укоренены. «Со слезами», говорит. Видишь ли, что для этого (он проливал) слезы? «Не зная», говорит, «что там встретится со мною». Что? Не потому ли ты и отходишь? Нет; напротив, я очень знаю, «узы и скорби ждут меня». Я знаю, что меня ожидают искушения, но какие, не знаю; а это еще тяжелее. Впрочем, не подумайте, что я, говоря это, сокрушаюсь: я «не дорожу своею жизнью». Говорит это для того, чтобы ободрить их ум и научить не только не убегать (от опасностей), но и мужественно переносить их. Потому и называет дело свое «поприще» и «служение», течением означая блеск его, а службою – обязанность. Я служитель, говорит, и ничего более. Утешив их, чтобы они не скорбели о страданиях его, сказав, что он переносит их «с радостью», и, показав (происходящие от того) плоды, он потом и высказывает мысль прискорбную. Делает это для того, чтобы не слишком отягчить ум их. Какая же это мысль? Следующая: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно». Как, скажет кто-нибудь, – ты думаешь о себе так много, что если отойдешь, то и мы лишимся жизни? Нет, говорит, не то я говорю, чтобы мое отсутствие имело такие последствия, – но что? «И из вас самих восстанут люди» некоторые. Не сказал: по причине отшествия моего, но: «по отшествии моем», т.е. после отправления, как это уже и случалось; если же случалось доселе, то тем более случится после. Далее (показывается) цель: «дабы увлечь учеников за собою». Так, ереси бывают не для чего иного, как для этого. Вместе с тем и утешение: «которую Он приобрел Себе», говорит, «Кровию Своею». Если Он приобрел ее кровию моею, то, конечно, защитит ее. «День и ночь», говорит, «непрестанно со слезами учил». Это справедливо можно было бы сказать и нам. Слова его по-видимому относятся собственно к учителям, но вместе с тем они относятся и к ученикам. Для чего я говорю, увещеваю, плачу день и ночь, если ученик не слушает? Потому, чтобы кто не подумал в свое оправдание, что достаточно только быть учеником, хотя и без послушания, (Павел) сказавши: «свидетельствую», присовокупил: не упускал возвещать вам. Дело учителя – только возвещать, проповедовать, научать, не умолкать, увещевать день и ночь; если же при всем этом не будет никакого успеха, то сами знаете, что следует. Тогда будет другое оправдание: «что чист я от крови всех».
Ст. 28-31 Что же случилось? Почему ты увещеваешь? Не предвидишь ли какого-нибудь бедствия? Не предусматриваешь ли чего-нибудь страшного? Нет ли какой-нибудь опасности, какого-нибудь несчастья, какой-нибудь войны? Скажи нам; ты стоишь выше нас, и не только видишь настоящее, но прозираешь и будущее. Итак скажи: для чего ты возвещаешь это и увещеваешь? «Я знаю, что, по отшествии моем, – говорит он, – войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Видишь ли, как он, о чем я говорил, беспокоится и боится не за тех только, которые были в его время, но и за тех, которые имели быть после его отшествия? «Войдут к вам… волки», говорит; и не просто: «волки», но: «лютые волки, не щадящие стада».
Двоякое бедствие: отсутствие Павла и нападение волков; и нет налицо учителя, и явятся развратители. Посмотри на злобу зверей и на лукавство нечестивых людей: они подстерегли отсутствие учителя, и тогда напали на паству. Что же? Ты оставляешь нас беззащитными и предсказываешь одни только бедствия, а не придумываешь никакого утешения? Но, поступая так, ты еще более увеличиваешь страх, смущаешь души, ослабляешь силы, расслабляешь руки слушателей. Поэтому он наперед и напомнил им о Духе: «Дух Святый поставил вас блюстителями». Хотя не будет Павла, говорит он, но будет присутствовать Утешитель. Видишь ли, как он окрылил их душу, напомнив о Божественном Учителе, при помощи Которого и он сам был силен, присутствуя там? Для чего же он приводит их в страх? Для того, чтобы с другой стороны прогнать беспечность. Советующий должен делать и то и другое, и не допускать слушателя до самонадеянности, чтобы он не сделался беспечнейшим, а с другой стороны – не устрашать только, чтобы он не впал в отчаяние. Итак, напомнив о Духе, он предостерег от отчаяния, а сказав о волках, предостерег от беспечности. «Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; посему бодрствуйте» говорит, вспоминайте обо мне. Действительно достаточно было для ободрения – вспоминать о Павле. Но не просто о нем самом вспоминать увещевает их, а вспоминать о делах его. А что он не просто увещевал вспоминать о нем, но чтобы, вспоминая, они подражали ему, видно из слов, какие он прибавил слушателям: «памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Я желаю, говорит, чтобы вы вспоминали не просто обо мне, но и о времени, и учении, и усердии, и слезах, и всех этих воздыханиях. Как родственники больных, не успевая многими и длинными речами своими убедить их – принять пишу и лекарства, свойственные больным, плачут, чтобы скорее преклонить их, так и Павел поступал с учениками: когда видел, что слово учения действует слабо, тогда употреблял врачество слез.
Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею
Он сказал раньше, что эфесские пресвитеры были позваны в Милет, и теперь он их называет епископами, то есть блюстителями. Ведь один город не мог иметь многих епископов, но тех пресвитеров, как истинных священнослужителей, он называет епископами, ибо это звание является смежным и во многом практически одинаковым.
Он не побоялся говорить о крови Божьей из-за единства ипостаси в двух природах одного и Того же Иисуса Христа, о чем было сказано: Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3:13). Значит, пусть Несторий перестанет отделять Сына Человеческого от Сына Божия и делать себе двух Христов.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Внимайте себе и всему стаду, потому что спасительная польза состоит не в том только, чтобы исправлять других (боюсь, говорит апостол, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор. 9:27)), ни в том, чтобы заботиться только о себе, потому что таковой - самолюбец, ищет только своей выгоды и подобен зарывшему свой талант в землю. Внимайте себе - это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, но потому, что, когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу. В котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ЦСЯ епископы). Вы получили, говорит, хиротонию от Духа. Замечательно, что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать за словесными стадами Церкви, наблюдать, чтобы не ослабел кто верою, не томится ли кто голодом или жаждою, или не нуждается ли кто в каком-либо замечании или обличении, как заповедует сам же Павел: обличи, запрети, умоли (2Тим. 4:2); или же апостол епископами здесь и называет епископов. Которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Немаловажным вещам угрожала опасность, если Господь не пощадил даже крови своей. Да, чтобы примирить врагов, Он пролил даже собственную кровь; ты же можешь удержать их, когда они сделались уже друзьями.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею
Дух Святый постави епископы. Это учение веры. В епископе не должно видеть только начальника, подобнаго поставленным человеческою властию, исполнителя правил и законов, блюстителя порядка и благоустройства. Это не все. Епископ есть орудие Духа Святаго. Начало его начальствования есть таинство. Действователь, поставляемый земною властию, получает от нея имя и право действовать: поставляемый небесною властию приемлет от нея не только имя, но и силу, не только право действовать, но и вышнее содействие. Дух Святый не удаляется от поставленнаго Им, если сей не уклоняется от Него. Итак епископ всемерно должен иметь ум и сердце горe, как сосуды, верою и молитвою открытые к вышнему Источнику света и силы.
Дух Святый постави епископы. Это учит также страху Божию. Если поставленный земною властию действователь совестится не угодить начальству доброму, страшится подвергнуться прещению начальства строгаго: с каким страхом поставленный небесною властию должен проходить свое служение, чтобы не лишиться благоволения Духа Утешителя, чтобы не подвергнуться осуждению от Всеправеднаго и Всемогущаго!
Дух Святый постави епископы. Сие же слово, если отяготеет над нами страх, может облегчить нас надеждою. Дух Святый творит Свое дело, конечно, не для того, чтобы оное пренебречь и отвергнуть, но чтобы поддержать и сохранить. Кого он призвал, и поставил в служение благодати, в том Он, конечно, не отчаялся: да не отчаяваемся и мы в продолжении благодати Его.
Чтобы спасительный страх пред великою обязанностию пасти Церковь Господа и Бога, не был ослабляем чрезмерною надеждою или самонадеянием, чтобы в надежду не вкралась безпечность, чтобы многочисленныя внешния отношения пастыря к пастве не развлекали его, и не ослабляли внутренняго отношения его к Духу Святому, его поставившему, – предостерегая от сего, Апостол говорит пастырям: внимайте себе. Бодрствуйте над собою, поставленные на страже дома Божия: предавшись дремоте и сну, не сбережете ни себя, ни дома, вам ввереннаго. Осторожно наблюдайте за чистотою ваших мыслей и желаний, намерений и дел; светильник закона Божия и слова Христова, да освещает ваше внутреннее и внешнее, и да удаляет от вас мрак и зло.
Только внимающий себе пастырь способен с истинною пользою пещись о стаде. Посему и говорит Апостол: внимайте, во первых себе, а потом стаду.
Что значит: внимать стаду? – разсудительно и неослабно пещись о словесных овцах, подобно как добрый пастырь печется о безсловесных. Води овец на тучную пажить: то есть, питай души пасомых здравым учением истины и жизни христианской. Стреги овец от волков; то есть, охраняй православных от ересей и расколов. Ищи овец заблудших: то есть, старайся привести в Церковь блуждающих вне ея. Врачуй овча болящее, то есть, грешника увещанием к исправлению, и покаянием. Стань против овнов крепких, бодущих и реющих, и подъими овча немощное: то есть, дерзай поставить слово правды против неправды сильных, и словом утешения и делом помощи поддержи нищаго, оскорбляемаго, унывающаго.
Труден подвиг, особенно когда овны бодущие и против пастырей обращают роги, когда больныя овцы, не приемля врачевания, думают сами врачевать пастырей, когда и у тех, которые должны быть не от мира, мир уже не ныне вынудил слишком много снисхождения к нему, и даже преклонил их иное заимствовать от него.
Речь к Преосвященному Леониду, новорукоположенному Епископу Дмитровскому. 1859 год
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Рим.3:23-24: мы уже получили оправдание даром.
Православный ответ: Нет не получите, ибо все дарованное к жизни и благочестию (2Пет.1:3) в Церкви, которая приобретена Кровью Спасителя (Деян.20:28).
Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, №3, 18).
Православный ответ: 1Тим.4:14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
Еще: 2Тим.1:6. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян.20:28: «Дух Святой поставил вас».
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Кому подобает созывать на Соборы, и кто имеет на Соборах решающую власть и силу? Отвечаем. Многие могут присутствовать на Соборах, но различным образом и с различным намерением. Всех мы разделяем на четыре части. 1. Одни присутствуют как судьи, определяющие и решающие споры. 2. Другие присутствуют для рассмотрения, исследования и прений. 3. Некоторые присутствуют для служения, как писцы и стражи. 4. Затем иные как хранители Собора от внутренних и внешних беспорядков. Из всех этих четырех частей только одни пастыри, то есть епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи являются судьями, решающими споры и выносящими постановления. По их произволению или по обычаю с ними могут быть архимандриты, игумены и управители монастырей. Из пресвитеров же и младших клириков, если только искусные в Писании, те, кто может помочь в прениях или в иных нуждах. Цари же и вельможи присутствуют с тем намерением, чтобы сохранять Собор от всяких беспорядков и мятежа, и чтобы они были свидетелями Соборных законов и установлений, чтобы, если потом появятся некие законопреступники, не покоряющиеся Соборам, таковых сурово наказывать. Наконец же и из мирян могут присутствовать только те, которые покажутся полезными для некоего услужения. Но среди такого множества одним только пастырям (как мы уже говорили) свойственно определять на Соборах относящееся к вере. Ибо, так как пастырям надлежит пасти словесное стадо, они должны предлагать своим овцам не иную пажить, но только душеспасительное учение, ибо пасти и учить – это для пастырей одно и то же. И это ясно из Священного Писания. У пророка Иеремии Бог говорит: И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием (Иер.3,15). Апостол говорит (в послании – Примеч.) к Ефесянам: И Он (Христос) поставил… иных пастырями и учителями (Еф.4,11). Обрати внимание, что пастырей и учителей апостол объединяет, обозначая, что учить – это свойственное дело пастырей, так как миряне не являются пастырями и не другие из церковного причта, но только одни епископы. Ибо так говорит великий Павел в Деяниях апостольских: Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (є҆пⷭ҇кпы), пасти Церковь Господа и Бога (Деян.20:28). И епископу сказано: паси овец Моих (Ин.21:16). Из этого ясно, что одним только пастырям на Соборах, собранным во имя Господне, надлежит разрешать споры, определять соборные законы и предлагать эту духиовную пажить своим словесным овцам.
То же явствует из всех Соборов, установления которых, подписанные руками епископов, находятся в книгах. Ибо везде видны подписи одних епископов и только некоторых из начальствующих клириков по соизволению или повелению епископов. Если же подписывались и цари, то не таким образом, ибо епископы – как судьи и определители церковных догматов, а цари – как соизволители и хранители их. То же богомудрствуют и святые отцы. Киприан [Карфагенский] в послании к Юлиану, Амвросий [Медиоланский] в 32 послании, Афанасий [Великий, Александрийский] в послании к монахам и другие. Согласуется с ними и царь [Византийской империи] Феодосий Второй [V в.] в послании к [Третьему Вселенскому] Ефесскому Собору, в книге того же Собора, в главе 32: «Не позволительно (сказано) тем, которые не из чина святейших епископов, вмешиваться в церковные дела». Царица [Византийской империи] Пульхерия [V в.] в послании к правителю Вифинии повелевает клириков, монахов и мирян удалить от Собора. Смотри послание в начале Халкидонского Собора [Четвертого Вселенского]. На том же Халкидонском соборе [451 г.], когда святые отцы послали к Халкидонскому архимандриту Мартину за подписью, он отвечал: «Не мое (сказал) дело подписывать, но одних епископов». На том же Соборе, когда вошли единомышленники Диоскора – монахи и миряне, негодующе святые отцы тотчас возгласили: «Выведи их отсюда, Собор – дело епископов». И справедливо, ибо церковные и главные дела подобает судить и решать церковным и главным лицам, и таковы епископы. То же мы видим и в судах гражданских, где судит и разрешает споры противных сторон не всякий, но только те, кому дано.
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
Ст. 17-18, 28 От Мили́та же посла́в во Ефе́с, призва́ пресви́теры церко́вныя. И я́коже приидо́ша к нему́, рече́ к ним: ... Внима́йте у́бо себе́ и всему́ ста́ду, в не́мже вас Дух Святы́й поста́ви епи́скопы, пасти́ Це́рковь Го́спода и Бо́га, ю́же стяжа́ Кро́вию Свое́ю.
Вот примерная Апостольская добродетель - ревность Павлова проповедывать во Иерусалиме имя Христово не позволила ему зайти во Ефес, но пастырская бдительность заставила его призвать к себе Ефесское священство, и научить оное правилам, могущим спасти его самого, и вверенное ему стадо. Когда же Ефесские священники пришли к нему, то он между прочими наставлениями вещал им следующее: «внимайте себе и всему стаду». Сими словами означил он вкратце всю должность Церковных настоятелей, завещав им иметь сугубое внимание: одно внимание к самим себе, касательно то есть чистоты жития и исполнения добродетели, а другое к стаду своему, которому должны они проповедывать учение веры и законов, и неусыпное иметь попечение о спасении пасомых. Он далее приводит и причину, почему другое сие внимание необходимо должно иметь им. Дух Святый, говорит, благодатию священства данною вам, поставил вас Епископами, то есть, начальниками и блюстителями, пасти, то есть руководствовать ко благочестию и добродетели чад Церкви Божией, которую Он стяжал и облаготворил, искупив кровию Единородного Своего Сына. Здесь заметить должно, что пресвитерами Церковными называет святой историк священников, их же называет он и Епископами, не потому, чтобы они были Архиереи, но потому, что были начальники и смотрители Церкви, пасущие находящихся под их смотрением.
Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том I
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Итак, поскольку вина погибели кого-либо из вас или ваших пасомых будет лежать не на мне, а на вас, и так как после полного с моей стороны возвещения вам воли Божией вы не будете иметь извинения за эту погибель в неведении христианского учения, то будьте внимательны к себе и ко всему своему духовному стаду; помните, что Сам Дух Святой поставил вас блюстителями-епископами пасти Церковь Господа и Бога, руководить верующих ко спасению посредством учения и управления; помните, что это есть Церковь Господа и Бога (ср.:1Тим. 3:15); помните, наконец, что Он приобрел ее Себе в удел (ср.: Еф. 1:14) не сребром или златом, но Пречистою Своею Кровию (ср.: 1Кор. 6:20;1Пет. 1:18-19).
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею
Внимайте себе: заботьтесь о себе, т.е. заботьтесь о своем спасении, чтобы всегда хранить чистую веру и проводить святую жизнь, удаляясь всяких лжеучений и всяких пороков. Кто не заботится о самом себе; кто не ищет собственного спасения: тот не может, как должно, заботиться и о спасении других; тот не может преподавать им истинное, Божественное учение и внушать им христианские добродетели. Внимайте – и всему стаду. Заботьтесь о спасении общества верующих в Иисуса Христа, в котором вас Дух Святый поставил епископами (блюстителями или попечителями), пасти, т.е. научать и руководить Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею.
Два великие побуждения внимать себе и всему стаду: первое – то, что они, епископы, поставлены на эту должность Духом Святым; второе – то, что они поставлены пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровью своею. Какие побуждения могут быть выше и святее сих?
Внимайте – и всему стаду. Церковь Христова или общество верующих в Иисуса Христа называется стадом; а его епископы или блюстители именуются пастырями по некоторому внешнему сходству общества верующих со стадом, и его блюстителя – с пастухом стада. Это сравнение встречается и в других местах священного Писания (Лк. 12:32; Ин. 10:3 и след.).
В немже вас Дух Святый постави епископы. Правильно избранного епископа или пресвитера чрез архиерейское рукоположение таинственно утверждает в его звании Дух Святый. Как выше (ст. 17), в словах: призва пресвитеры церковные, надобно разуметь старейшин церкви, т. е. пресвитеров или священников и епископов: так в настоящем месте под епископами надобно разуметь и пресвитеров, или священников, и епископов. Название пресвитеров и епископов в первенствующей Церкви заменялось одно другим; потому что епископы исполняли обязанности и пресвитеров, а пресвитеры разделяли попечение о пастве с епископами, или были их сотрудниками (1Петр. 5:1).
Пасти церковь Господа и Бога значит охранять, наставлять и руководить общество верующих в Господа и Бога Иисуса Христа, как в обыкновенном смысле пасти стадо значит охранять стадо от опасностей и доставлять ему питание на пажити.
Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею, – «которую Он приобрел Себе кровью Своею». Господь и Бог Иисус Христос своими страданиями и крестною смертью приобрел Себе общество верующих в Него, или святую Церковь. Если бы единородный Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, своими страданиями и крестною смертью не принес умилостивительной жертвы за грехи мира: то не было бы и благодатной Церкви Христовой на земле, не было бы открыто и пути ко спасению чрез веру в Иисуса Христа; не было бы ни спасительной благодати, ни спасительных таинств; не было бы Апостолов; не было бы Евангельской проповеди, всех призывающей на путь спасения. Сын человеческий, учит Иисус Христос, не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20:28). Апостол пишет: Христос, Архиерей грядущих благ, вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр. 9:11, 12).
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
26. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех:
27. Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе кровию своею.
Посему «, т.е. потому что я теперь (в нынешний день) прощаюсь с вами навсегда, свидетельствую вам, удостоверяю вас и вместе призываю вас самих в свидетели, чувствуя долг совести дать перед вами и перед Богом отчет в своих действиях среди вас.
– Чист я от крови всех: неповинен ни в чьей погибели (Деян.18:6 и прим.), если бы таковая последовала в отношении к кому-либо, неповинен потому что я не упускал возвещать вам всю волю Божию относительно спасения всех, следовательно, всякий мог услышать от меня сию волю Божию и спастись, и, следовательно, если кто погибнет, то не я повинен, а он сам виноват, ибо или не хотел знать и слушать о сей воле Божией, или не радел об исполнении узнанного и слышанного. «По видимому оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от руки убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Злат.).
– Итак внимайте и пр.: итак, поскольку я чист от крови всех, смотрите, чтоб вам не быть повинными в крови чьей-либо; я неповинен, будьте неповинны и вы,
– будьте внимательны к себе и всему стаду, чтобы как вы сами, так и все стадо пребывало в чистом и полном евангельском учении (ср. 29–30), чтобы кто не погиб от неведения Евангелия, или от извращения евангельского учения. «Внимайте себе, – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил.). – «В котором Дух Святой поставил вас: не человеками поставлены вы, но Духом Святым чрез избрание и рукоположение (Деян.14:23 и прим.), и в этом новое и важнейшее побуждение внимать себе и всему стаду.
– Блюстителями, точнее – епископами: речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, общих им с епископами и – обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, чем пресвитер. Это не значит, что епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанности и правам в Церкви (хотя несомненно, что не различались иногда по названию; ср. Феофил.); тот же апостол строго различает их, когда присваивает только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит.1:5; 1Тим.5:19; 1Тим.22). Слово епископ (надзиратель, блюститель) лучше выражает обязанности пресвитера, обозначенный образно пасением стада – Церкви. Под образным выражением пасти Церковь – стадо (ср. Ин.10:1 и д. Ин.21:15-17 и парал.) обозначаются обязанности пресвитеров как учителей веры и управителей вверенного им частного христианского общества (1Тим.5:17; 1Тим.3:2; Еф.4:11; 1Пет.5:2), вообще же как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.
– Которую Он приобрел Себе (стяжал в собственное свое достояние, Еф.1:14; Тит.2:14; 1Пет.2:9) Кровию Своею: через крестную жертву, в коей излита Его кровь, как умилостивительная Богу Отцу жертва за грехи всего рода человеческого, Господь избавил своих верующих от царства дьявола и стяжал их в свое собственное царство на земле. Таким образом, это стадо – дорогое стадо, купленное дорогой ценой (1Кор.6:20) – новое побуждение для пастырей Церкви внимать себе и всему стаду.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Священство
Священство есть таинство, в котором Дух Святый, чрез молитвенное возложение рук архиерейских, поставляет правильно избранного совершать таинства и наставлять людей в вере и добрых делах. О священстве ясное свидетельство можно видеть в словах св. ап. Павла: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею (Деян.20:28), и в другом месте: Каждый должен разуметь вас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1Кор.4:1).
Главных степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. Различие между ними состоит в следующем: епископ имеет право совершать все таинства и рукополагать других для совершения таинств; пресвитер может совершать таинства кроме священства, и притом в зависимости от епископа, а диакон может только помогать епископам и пресвитерам при совершении таинств. Апостольское происхождение трех степеней священства ясно видно из Священного Писания. Так, в книге Деяний апостольских говорится об избрании и рукоположении самими апостолами первых семи диаконов (Деян.6:1-7) и рукоположении пресвитеров к каждой церкви (Деян.14:23).
О правах и власти епископов, избранных апостолами, ясно говорится в посланиях к (епископу эфесскому) Тимофею и (епископу критскому) Титу. Так, первому апостол пишет: Руки ни на кого не возлагай поспешно (1Тим.5:22), второму: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит.1:5). Отсюда ясно, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров чрез рукоположение и обязанность заботиться об устройстве дел церковных.
Церковь
Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости.
О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу (Евр.12:22-24). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры.
Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа.
В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины (Ин.1:14) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь (Ин.1:17). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век (Ин.14:16). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею (Деян.20:28). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос (Мф.28:20).
В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф. 4:4-6). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (1Кор.3:10-11). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.
Такое же духовное общение существует и между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах. Общение это выражается в молитвах и призывании Святых, в благотворных явлениях Святых с неба, их чудотворениях и разного рода посредствах. Верные, принадлажащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, а сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Бога молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимой силой, или чрез свои явления и другие образы. Пример призывания в молитвах Святых Церкви небесной мы видим, например, у пророка Давида, который взывал: Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших. В Церкви Христианской мы видим еще в первые ее времена обычай вспоминать в молитвах Святых и просить их покровительства и заступления в наших нуждах. Так, Кирилл Иерусалимский, в изъяснении Божественной литургии, говорит: «Поминаем и прежде почивших, вопервых, Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше» (Поуч. Тайновод. 5, гл. 9).
Василий Великий, в слове на день Святых четыредесяти мучеников, говорит: «Скорбящий к четыредесятим прибегает, веселящийся притекает к тем же: один, да обрящет разрешение скорбей, другий, да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящися зрится: отшедшего мужа возвращения, недугующему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши. Святым дано множество фимиам, чтобы они с молитвою возложили его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Бога» (Апок.8:3-4).
Не только своими молитвами, но и разного рода чудотворениях и явлениях с неба Святые благотворно действуют на живущих на земле и сим свидетельствуют о тесной связи умерших с живыми. Так, из истории ветхозаветной Церкви мы видим, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4Цар.13:21). Ев. Матфей повествует, что по крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа гробы отверзлись, и многие тела усопших Святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим (Мф.27:52,53). Чудо это, без сомнения, имело целью возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад, победоносном воскресении Его и сей проповедью споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную.
Ап. Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрузцы, в отсутствие его (Деян.19:12), и сим показывается, что даже предметы вещественные, получившие освящение от умерших Святых, чудотворно и благодетельно действуют на людей живущих.
В понятии о Церкви Христовой необходимый признак ее составляет святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства. В молитве к Богу Отцу о верующих Иисус Христос сказал между прочим: освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. За них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной (Ин.17:17,19). И действительно, Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:25-27).
В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие. Но сии, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а грешники нераскаянные, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святой. Ап. Павел дает наставление коринфянам, чтобы они сами извергли развращенного из своей среды (1Кор.5:13). В Послании к Тимофею Апостол говорит: твердое основание Божие стоит имея печать сию: познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2Тим.2:19).
Когда мы называем Церковь Соборной, или, что то же, Кафолической, или Вселенской, то это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Ап. Павел говорит, что в Церкви Христовой нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос (Кол.3:15). Церкви Вселенской принадлежат собственно высокие обетования, что врата ада не одолеют ее, что Господь пребудет с нею до скончания века; что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение.
В послании восточных патриархов о православной вере сказано: «Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Чл. 12). Если Кафолическая Церковь, долженствующая обнять собою все народы во все времена, непогрешима и ей, собственно, принадлежат высокие обетования главы Церкви, который есть и Спаситель тела (Еф.5:23), то для участия в Его спасении необходимо быть членом Его тела, необходимо принадлежать к Кафолической Церкви. Апостол Петр говорит, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега (2Пет.2:5). Как все, спасшиеся от Всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом, так и все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви.
Церковь Христова называется также Апостольской. Сие наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа, чрез священное рукоположение. Вы (христиане) не чужие, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:19,20). Принадлежность к Церкви Апостольской налагает на нас обязанность твердо держаться учения и предания апостолов, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает солунян твердо стоять и держать предания, которым они научены словом, или посланием его (2Сол.2:15). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3:10), заповедует тот же апостол своему ученику. Ибо есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит.1:10,11).
Власть апостольского служения в Церкви дана в ней особому учреждению – церковной иерархии, самим Иисусом Христом еще во время Его земной жизни Своим ученикам и апостолам, и особенно после сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства. Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф.4:11,12).
Высшие иерархические лица, которым подчинены отдельные части единой Вселенской Церкви, суть православные патриархи, Святейший Синод, митрополиты, архиепископы, епископы. Выше этой власти стоит Вселенский Собор, который простирает свои действия не на отдельные только части, но на всю Вселенскую Церковь. Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов, на которых раскрыты и утверждены как учение веры, так и правила, касающиеся порядка и управления Церковью.
Из всего сказанного о Церкви нужно видеть, что истинной Христовой Церковью должно признать только Греко-восточную Православную Церковь и единомысленные с нею, какова, по благодати Божией, Всероссийская Церковь. Глава Церкви есть един Господь наш Иисус Христос, учение ее есть учение апостолов, дух ее есть дух Церкви первенствующей. Только в ней неуклонно и без малейшего изменения соблюдаются те уставы и узаконения, которые утверждены семью Вселенскими Соборами.
Все другие Церкви, именующие себя Христианскими, более или менее удалены от истинной Церкви Христовой. Так:
а) Римская, или Западная, Церковь, отделившаяся окончательно от истинной Православной Церкви в девятом столетии, учит и верует: 1) что Дух Святый происходит не только от Бога Отца, но вместе и от Бога Сына; 2) в таинстве Причащения, вопреки всей древней Церкви, употребляются опресноки, и что причащение под обоими видами – тела и крови Господа принадлежит только духовным лицам, миряне же должны причащаться только тела Господня; 3) что чрез так называемые индульгенции, или разрешительные грамоты, можно покупать прощение во грехах не только содеянных, но и будущих; 4) что души умерших поступают в некое, внутри земли находящееся, огненное чистилище; 5) что Священное Писание написано исключительно для учителей Церкви и читать оное простому народу не позволительно; 6) что Папа есть наместник Христа на земле, вселенский первосвященник, верховный законоучитель, глава Церкви, от которого все иерархи заимствуют право и священие; 7) что его власть выше Вселенских Соборов; 8) что он может низлагать светских владетелей и епископов, разрешать подданных от клятвы венценосцам, судить всех, а сам не подлежит никакому суду; 9) что он есть лицо непогрешающее.
б) Лютеранская, или протестанская, Церковь, отделившаяся от Западной в шестнадцатом столетии, признает только два таинства: Крещение и Причащение. Высшее управление Церкви поручено консисториям, зависящим от гражданского правительства. Единственным источником вероучения признает Свящ. Писание, отрицая священное предание; учит, что оправдание приобретается только верой, без добрых дел; отрицает устное исповедание грехов; уничтожила посты; иконы позволяет держать в церкви, но не для молитвы, а для украшения; также не принимает призывания в молитвах Святых и поминовения по усопших.
В одно время с Церковью Лютеранской возникла Реформатская Церковь, основанная в Швейцарии Цвинглием и преобразованная Кальвином. Последователи этого учения признают: 1) что в таинстве Причащения совершается не таинство тела и крови Христовой, но только обряд, в котором воспоминается сие священнодействие, так что хлеб и вино суть только символы тела и крови Господа; 2) что Церковь не должна иметь никакой внешности, почему уничтожаются иконы, священные одежды и проч.; 3) что исповедь пред духовником не нужна; 4) что воля Божия, без всякого отношения к человеку, предопределяет вечное блаженство или вечное мучение, и проч.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею.
Смысл этих слов, весьма обширен и глубок и служит обличением многих ложных догматов сектантства. – Спаситель, проливший Свою Кровь на Голгофе для искупления людей, именуется здесь прямо Господом и Богом. Искупленные Кровью Его составляют Его стяжание или удел, составляют Его Церковь, члены которой по близости своей ко Христу-Богу, Который есть Глава ее, в другом месте именуются царями и священниками Богу (Откр.5:9). Однако, не смотря на великие преимущества Церкви, она нуждается в пастырях и в пасении; потому она и называется стадом. Если скажем, что ее Пастырь есть Христос, то, конечно, при здравом разумении этого, мы не погрешим, – Христос есть добрый пастырь по Его собственным словам (Ин.10:11). Однако, кроме этого Божественного Пастыря, Который Сам не причисляется к стаду, должны быть пастыри видимые, человеческие, которые и сами принадлежат к стаду Церкви; об этом учит ап. Павел, говоря: внимайте себе и всему стаду, давая понять, что слушатели его суть также члены или часть стада (себе и всему), а посему и к себе самим требуется от них внимание, и к тому целому совокупному стаду, часть которого они составляют. Еще апостол говорит: в немже (стаде) вас Дух Святой постави; следовательно, они не над стадом, не вне стада, но в самом стаде, избранные в пастыри из числа пасомых. Кто же их поставил? Не справедливо ли было бы сказать, что Господь Иисус Христос, Который есть Глава Церкви, Который по словам того же апостола, дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители (Ефес.4:11)? Конечно, это справедливо. Но Христос созидает Церковь чрез Святого Духа; Духом устрояется она, в жилище Божие (Еф.2:22; ср. 1Кор.12:13); таинствами созидается она в Тело Господне (Еф.4:12), так что, кто Духа Христова не имеет, тот и не Христов (Римл.8:9). Посему апостол не сказал: вас Христос поставил, разумея, что уже, конечно, в стяжании Господа, в Церкви, которую Он приобрел ценою Крови Своей, все совершается по воле Его, но сказал: вас Дух Святый постави, желая показать, что в Церкви намерение Христово исполняется Святым Духом чрез таинства, в которых Он сообщает Себя верующим вообще и пастырям в частности. В словах: вас Дух Святый постави епископы находится указание на таинство священства. – На какое служение поставлены были те, к которым обращался апостол? Они поставлены были епископами, иначе сказать, блюстителями, поставлены были пасти Церковь, следовательно; они суть пастыри. Чтобы понять все значение этих двух наименований, нужно вспомнить, что Сам Господь Иисус Христос называется у ап. Петра в 1 послании Пастырем и Блюстителем душ (ποιμὴν καὶ ἐπίοκοπος, 1Пет.2:25). Итак, служение епископов и пастырей подобно служению Самого Христа, имея целью вечное спасение людей, и возносит их над мирянами на такую степень превосходства, на какой стоит вообще пастырь в отношении стада.
В разъясненных словах ап. Павла к ефесским пресвитерам 1) обличается богохульное мнение (толстовцев), что Иисус Христос не есть Бог, 2) обличается штундистское учение, будто Церковь не имеет богоучрежденного священного начальства, 3) изъясняется, что пастыри Церкви поставляются Духом Святым; при сем ясно, что это поставление есть искони существующее в Церкви таинство священства, 4) изъясняется и достоинство, и обязанность лиц, поставленных Святым Духом: они суть блюстители и пастыри стада Христова.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею
Внимайте себе - это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу« (Феофил).
Дух Святый поставил вас - не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение (Деян. 14:23), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду.
Блюстителями - episkopoV… - епископами. Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, и обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, нежели пресвитер. Это не значит, чтобы епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию (ср. Феофил. ). Тот же апостол строго различает их, когда присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит. 1:5; 1Тим. 5:22, 19).
Под образным выражением «пасти церковь» - стадо Божие (Ин. 10:1 и д. ; Ин. 21:15-17) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества (1Тим. 5:17; 3:2; Еф. 4:11; 1Пет. 5:2), вообще - как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.
Которую Он приобрел кровию Своею. Ср. (Еф. 1:14; Тит. 1:14; 1Пет. 2:9; 1Кор. 6:20). «Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии» (Злат.).
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Наставление Апостола Павла пресвитерам прежде всего касается их самих, иˆименно, чтобы они были внимательны к себе самим вообще и, в частности, в отношении к тому служению, в которое они поставлены через священно-таинственное действие Святого Духа (данное через рукоположение, см. (Деян.14:23), – для наблюдения за благосостоянием Церкви, подобно тому, как пастыри поставляются для наблюдения за овцами, чтобы они были безопасны, сыты и напоены, ибо духовное стадо куплено ценою Крови Христовой (1Кор.6:20) и потому оно, как Христово, драгоценно. «Видишь ли (говорит святой Иоанн Златоуст), что он дает две заповеди? Ибо бесполезно, как исправлять только других (1Кор.9:27), так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому, что когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо. И смотри, сколько побуждений. Вы, говорит, получили рукоположение от Духа; ибо это означает слово: постави. Вот – первое побуждение. Потом: пасти Церковь Бога; вот – второе. А третье заключается в том, что говорят далее: юже стяжа Своею Кровию (приобрел Себе Кровию Своею). Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета и что немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной Крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братий. Он пролил Кровь Свою; а мы не можем поддержать любовь даже с друзьями?». «Замечательно (говорит Феофилакт), что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это – или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать (епископ значит наблюдатель) за словесными стадами Церкви, или же Апостол епископами называет здесь епископов», сравн.(1Тим.3:2). «Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, общих с епископами, и – обязанностей существенных, лучше выражаемых словом «епископ» (блюститель), нежели «пресвитер» (старец). Это, однако, не значит, что пресвитеры и епископы не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в Церкви; тот же Апостол строго различает их, когда присваивает только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит.1:5); (1Тим.5:22). Слово «епископ» лучше выражает обязанности пресвитера, обозначенные образно пасением стада – Церкви. Под образным выражением «пасти Церковь – стадо» (срвн.(Ин.10:1;21:15-17)) означаются обязанности пресвитеров как учителей в Церкви и управителей вверенного им частного христианского общества (1Тим.5:17;3:2); (Еф.4:11); (1Петр.5:2); вообще же как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада» (преосвящ. Михаил). Отвергающие священство стараются превратно истолковать все понятия о пресвитерстве и епископстве, но «Дееписатель, по-видимому, совершенно далек от мысли придавать им специфическое иерархическое значение, которое приурочивалось к ним позднее. Пресвитеров он называет епископами, совпадая в этой терминологии с Апостолом Павлом (Флп.1:1); (1Фес.5:12) и святыми отцами. Блаженный Иероним, например, свидетельствует, что в древности пресвитеры именовались епископами, а епископы – пресвитерами» (см. у Николина, стр.342).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О Свящ. Предании.
Этими словами апостола Павла: 1) обличается богохульное мнение тех, кто говорит, что Иисус Христос не есть Бог (ст. 28),
2) обличается лжеучение о том, будто Церковь не имеет богоучрежденного священноначалия: Еф.4:11;
3) изъясняется, что пастыри Церкви поставляются Духом Святым (ст. 28), ср. Ин.20:21-22; при сем ясно, что это постановление есть искони и во все времена существующее в Церкви – таинство священства: 1Пет.5:1,4; Деян.14:23;
4) изъясняется и достоинство, и обязанность лиц, поставленных Святым Духом: они суть блюстители и пастыри стада Христова (ст. 28);
5) и, наконец, здесь же указывается на появление лжеучителей (ст. 29), которые ясно разграничены с истинными пастырями: ст. 29; 2Петр.2:1.