Скрыть
Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-31 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

Смотри, как (Павел) спешит отправиться и вместе не оставляет ничего без внимания, но благоустрояет все. Он призвал к себе предстоятелей (Церкви) и излагает пред ними вышесказанное. Достойно удивления, как он, будучи по­ставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Подобно этому Самуил, намереваясь передать власть Саулу, говорил пред иудеями: «свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель» (1Цар. 7:5); и Давид, когда ему не доверяли, говорил: на пастбище я пас овец отца своего и «приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его» (1Цар. 17:35); и сам Павел в послании к Корин­фянам говорит: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» (2Кор. 12:11). Также поступает и Бог; не без причины говорит о самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет Свои благодеяния (Иез. 16:6). Смотри, что и здесь делает (Павел): во-первых, он ссылается на их свидетельство, чтобы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слуша­телей свидетелями сказанного, в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот доблесть учителя, – когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих! И то удивительно, что он провел в таких делах не один день и не два, но много лет. «Вы знаете», говорит, «все время был с вами». Хочет убедить их, чтобы они мужественно пе­реносили все, и разлучение с ним и предстоящие опасности, подобно как было при Моисее и Иисусе (Навине). И смотри, что он далее прибавляет. «Все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием». Смотри, что особенно свойственно начальствующим, именно: ненавидеть гордость; это особенно нужно начальствующим, потому что самые обстоятель­ства располагают предаваться гордости. Это есть основание до­брого, как и Христос говорит: «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Сказал не просто: «со смиренномудрием», но: «со всяким». Ведь есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным. Желая научить их этому, он наперед полагает основание для устранения подозрения, чтобы не поду­мали, что он гордится. Если, говорит, я жил «со всяким смиренномудрием», то не по гордости говорю то, что говорю. Вместе с тем (выражает) кротость свою: «с вами», говорит, «работая Господу», представляя их сообщниками своими в этом добром деле. Так, общение всегда есть благо. Представляет добрые дела свои общими и не приписывает себе никакого преимущества. Неужели же, скажешь, он мог гордиться пред Богом? Есть много людей, которые гордятся и пред Ним; но он не гордился даже и пред учениками своими. Вот достоин­ство учителя: назидать учеников собственными добродетелями! Далее говорит о своем мужестве, но также смиренно: «многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев». Видишь ли, как он скорбит о случившемся? Здесь он, по-видимому, выражает свое сострадание; он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). И в другом месте он говорит: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас» (Кол.1,24); и еще: «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). Это гово­рил по смирению; а здесь показывает свое мужество, и не столько мужество, сколько терпение, и как бы так говорит: я тяжко страдал, но с вами, и, что особенно тяжело, от иудеев. Заметь, какие здесь он означает свойства учитель­ства: любовь и мужество. «Как я», говорит, «не пропустил ничего». Этим выражает, как он был чужд зависти и лености. «Полезного». Хорошо и это сказано, иному ведь и не следо­вало учиться. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так и говорить все есть знак безумия. Потому и присовоку­пил: «полезного», и изъяснил, что он не говорил только, но и «учил», – я, говорит, делал это не небрежно. А что здесь именно такой смысл, послушай далее; далее он говорит: «всенародно и по домам», и этим выражает свое продолжи­тельное старание, великое усердие и неутомимость. «Возвещая Иудеям и Еллинам». Не вам только, говорит, но и эллинам. Здесь (показывает) свое дерзновение и то, что мы должны говорить, хотя бы и не видели никакой пользы; это и значит свидетельствовать, если мы говорим пред людьми, не внимающими нам; слово: «возвещая» по большой части имеет такой смысл. «То свидетельствуюсь», говорит Моисей, «небом и землею» (Втор. 4:26). Так и здесь: «возвещая», го­ворит, «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом».

Что ты свидетельствовал? Чтобы имели попечение о жизни, чтобы покаялись и пришли к Богу. И иудеи не знали Его, потому что не знали Сына и не имели (добрых) дел и веры в Господа Иисуса. Для чего же ты говоришь это? Для чего напоминаешь об этом? Не случилось ли чего-нибудь? Не на­ходишь ли нужным – в чем-нибудь упрекнуть их? Тронув наперед ум их, он потом продолжает: «и вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (ст. 22-24). Для чего он говорит это? Для того, чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу. Также изъясняет, что его ожидает нечто великое. «Только», говорит, «Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря». Чтобы показать, что он отправляется добро­вольно, и чтобы ты не думал об узах или необходимости, го­ворит: «по всем городам». Потом присовокупляет: «но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса». Видишь ли, что это слова не пла­чущего, но смиренно рассуждающего, поучающего других и состраждущего случившемуся? Не сказал: мы скорбим, а нужно терпеть, но: я и не думаю о том. Этими словами опять он не превозносит себя самого, а научает их, как прежде смирен­номудрию, так теперь мужеству, дерзновению, и как бы так говорит: я не предпочитаю первое последнему, но более всего думаю о том, чтобы «совершить поприще мое и служение». Не сказал: проповедать или научить, но: «проповедать Евангелие благодати Божией». Далее намеревается сказать нечто бо­лее поразительное, именно: «чист я от крови всех»; потому предуготовляет их и показывает, что более ничего не остается. Намереваясь возложить на них все бремя и всю ношу, он на­перед трогает их душу словами: «и ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» (ст. 25), И потом произносит: «чист я от крови всех» (ст. 26). Сугубая скорбь оттого, что «лица его» они уже не увидят, и оттого, что они «все» (не увидят): «вот, я знаю», говорит, «что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». Потому я не напрасно свидетельствую пред вами, как уже навсегда отсутствующий. «чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (ст. 27). Ви­дишь ли, как он устрашает и поражает удрученные скор­бью души их? И хорошо, потому что это было необходимо. «Не упускал», говорит, «возвещать вам всю волю Божию». Следова­тельно, не возвещающий виновен в крови, т.е. в убийстве. Ничего не может быть ужаснее этого. Он показывает, что и они, если не делают этого, то виновны в крови. По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (ст. 28). Видишь ли, что он дает две заповеди? Бесполезно как исправ­лять только других, – боюсь, говорит он же, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27), – так и заботить­ся только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, ко­торый ищет только полезного для него самого и подобен че­ловеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Па­вел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо. «В котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Смотри, сколько побуждений. Вы, говорит, полу­чили рукоположение от Духа; это означает слово: «поставил». Вот первое побуждение. Потом: «пасти Церковь Господа и Бога», вот второе. А третье заключается в том, что говорит далее: «которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и не малой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братий. Он пролил кровь Свою, чтобы примирить врагов; а ты не можешь поддер­живать любовь даже с друзьями? «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (ст. 29). Представляет им новое побуждение, указывая на будущее, подобно как и в другом месте говорит: «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6:12). «По отшествии моем», говорит, «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Двоякое бедствие: и его не бу­дет, и другие станут нападать. Для чего же ты отходишь, если предвидишь это? Дух, говорит, влечет меня.

Смотри, не просто сказал: «волки», но прибавил: «лютые», желая выразить их силу и свирепость; а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «и из вас самих восстанут люди»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань. Хорошо сказал: «бодрствуйте», показав этим, что предмет заслуживает особенного внимания, – это именно Церковь, – что угрожает великая опас­ность, – так как (Господь) искупил ее кровию, – и что брань бу­дет великая и сугубая. Это он выразил словами: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (ст. 30). Далее, после того, как устрашил их словами: «лютые волки» и: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно», как бы отвечая на чей-нибудь вопрос: что же будет, кто станет охранять нас? – говорит: «посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (ст. 31). Смотри, как чрезвычайны были дела его: «день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Он не тогда только оказывал попечение, когда видел многих, но не оставлял делать все это и для одной души. Таким образом, он и соединил их. А сами слова означают следующее: доволь­но сделано с моей стороны; я три года оставался (с здешни­ми верующими), довольно они утверждены, довольно укоренены. «Со слезами», говорит. Видишь ли, что для этого (он проливал) слезы? «Не зная», говорит, «что там встретится со мною». Что? Не потому ли ты и отходишь? Нет; напротив, я очень знаю, «узы и скорби ждут меня». Я знаю, что меня ожидают искушения, но какие, не знаю; а это еще тяжелее. Впрочем, не подумайте, что я, говоря это, сокру­шаюсь: я «не дорожу своею жизнью». Говорит это для того, чтобы ободрить их ум и научить не только не убегать (от опасностей), но и мужественно переносить их. Потому и назы­вает дело свое «поприще» и «служение», течением означая блеск его, а службою – обязанность. Я служитель, говорит, и ничего более. Утешив их, чтобы они не скорбели о страданиях его, сказав, что он переносит их «с радостью», и, показав (про­исходящие от того) плоды, он потом и высказывает мысль прискорбную. Делает это для того, чтобы не слишком отяг­чить ум их. Какая же это мысль? Следующая: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно». Как, скажет кто-нибудь, – ты думаешь о себе так много, что если отойдешь, то и мы лишимся жизни? Нет, говорит, не то я говорю, что­бы мое отсутствие имело такие последствия, – но что? «И из вас самих восстанут люди» некоторые. Не сказал: по причине отшествия моего, но: «по отшествии моем», т.е. после отправления, как это уже и случалось; если же случалось доселе, то тем более случится после. Далее (показывается) цель: «дабы увлечь учеников за собою». Так, ереси бывают не для чего иного, как для этого. Вместе с тем и утешение: «которую Он приобрел Себе», говорит, «Кровию Своею». Если Он приобрел ее кровию моею, то, конечно, защи­тит ее. «День и ночь», говорит, «непрестанно со слезами учил». Это справедливо можно было бы сказать и нам. Слова его по-види­мому относятся собственно к учителям, но вместе с тем они относятся и к ученикам. Для чего я говорю, увещеваю, плачу день и ночь, если ученик не слушает? Потому, чтобы кто не подумал в свое оправдание, что достаточно только быть учеником, хотя и без послушания, (Павел) сказавши: «свидетельствую», присовокупил: не упускал возвещать вам. Дело учителя – только возвещать, проповедовать, научать, не умол­кать, увещевать день и ночь; если же при всем этом не бу­дет никакого успеха, то сами знаете, что следует. Тогда бу­дет другое оправдание: «что чист я от крови всех».

Гомилии на Деяния Апостолов

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Помимо духовного видения отцами почтен плач. О блаженном Арсении сказано, что веки его глаз совсем опухли от постоянного плача. И почему я говорю о них? Ведь есть апостол Павел, та сила, тот сосуд, исполненный Духа. На протяжении трех лет его глаза не высыхали от плача, как написал о нем апостол Лука в книге Деяний.

Первое слово о знании

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 29-31 Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики в след себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас

Двоякое несчастие: с одной стороны то, что его не будет, с другой - то, что иные будут нападать и притом, - что особенно горько, - из вас самих. Тяжело бывает, когда происходит междоусобная война. Отторгати ученики в след себе. Цель еретиков стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того, или другого еретика, как от Манеса - манихеи, от Ария - ариане и другие виды ересей. Вот что значит отторгати ученики в след себе. Поэтому, умеряя, еще ранее, их ревность, Павел поносит и прощает тех, которые говорили, аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов (1Кор. 1:12).

Толкование на Деяния святых Апостолов

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

Вот вам, священники, образец вашего служения пастве Господней. Не дорожите своею жизнию для спасения овец Христовых, но думайте только, как бы вам окончить свое служение с радостию, несмотря ни на какие неприятности, могущие встретиться в вашем служении. Старайтесь сказать вашим пасомым всю волю Божию, чтобы они не отговаривались неведением. Будьте внимательны к себе и к своему стаду постоянно, во всякое время: ваше стадо куплено Кровию Господа. Если можно, если потребуют обстоятельства, не поленитесь день и ночь учить своих прихожан со слезами.

Дневник. Том I. 1856

Аратор (†VIв.)

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

В словах Павла: «Три года я преподавал день и ночь учение о спасении», - число имеет аллегорическое значение. Он наставлял Церковь, и очень часто указывал на три смысла: исторический, моральный и типологический. Так, три меры вмещал в себя каждый из шести водоносов (Ин. 2:6), в которых окрасилась и обновилась влага ветхого закона. Правила совершения безупречного жертвоприношения предписывали взять из корзины три хлеба (1Цар. 10:3). Сюда же относятся и слова Христа Своим ученикам о том, что даже ночью просящему три хлеба (Лк. 11:5) необходимо дать. Эта ночь - образ мира. И если кто-нибудь жаждет словесного наставления, ты, достойнейший, должен приготовить ему пиршественную трапезу и с рвением преподать учение о том, что Отец, Рожденный и Святой Дух - единый Бог, но простая сущность исчисляется числом три.

История апостолов

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

Посему бодрствуйте: это наставление много говорило предстоящим слушателям после предложенных побуждений к бодрствованью. Надобно бодрствовать пастырям и по отношенью к самим себе, чтобы быть достойными пастырями, и по отношенью к другим, чтобы неопустительно исполнять свой долг по отношенью к тем, над которыми Духом Божиим поставлены они пастырями. Но в дополнение к сказанным побуждениям, святой Павел указывает на свои пример, – на то, что они видели в нем своими глазами, что делал он с ними самими: памятуя, говорил Апостол, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас. Как бы так говорит: бодрствуйте, и помните, как я бодрствовал пред вашими глазами, заботясь о вас самих, три года день и ночь непрестанно со слезами поучая то того, то другого из вас.

Нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас. Ночь и день, т.е. во всякое время, при каждом случае Павел поучал небесным истинам с неутомимою ревностью: упорство и легкомыслие слушателей, глубокое раскаяние обращающихся и другие обстоятельства могли извлекать слезы у Павла, так искренно и так горячо сочувствовавшего нуждам ближних. Сам он говорит о себе: для немощных был я как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1Кор. 9: 22, 23).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

29. Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

 Ибо я знаю, что 
и пр.: заботливое внимание к себе и стаду тем более нужно для эфесских пастырей, что вскоре угрожают им великие опасности и извне, и изнутри.
– По отшествии моем: разумеется не отшествие апостола от мира сего, не смерть его, а удаление от эфесского и малоазийского христианского общества, с которым он теперь видится в последний раз. Представляется, что пребывание его среди христиан малоазийских было препятствием для волков вторгнуться в стадо, когда Павел был тут.
– Лютые волки, не щадящие стада: волк – враг овец и домашних животных, образ волка – образ врага общества, представляемого под образом стада (Ин.10:12 и прим.); лютый волк – опаснейший враг. Кто же эти опасные враги? Они придут извне, но войдут в общество христианское; следовательно, опасность грозит не со стороны совсем чуждых Церкви врагов – язычников или иудеев, и речь не о внешнем, политическом, например, будущем гонении со стороны языческих властей. Под именем лютых волков надобно разуметь здесь лжеучителей, которые как волки будут терзать и распугивать общество верующих и притом без всякой пощады: ибо лжеучение для общества верующих хуже всякого внешнего гонения, оно развращает и губит самую душу общества, тогда как то губит лишь тело, а душу даже укрепляет, как свидетельствуют о том все гонения первенствующей Церкви. Эти лютые волки придут извне и проникнут в общество, но потом и из среды самого общества (из вас, т.е. не из среды бывших перед апостолом пресвитеров, а из среды общества, которого они были теперь только представителями) восстанут также лжеучителя (говорящие превратно, т.е. учащие не соответственно чистому евангельскому учению и извращающие это самое учение), которые будут учить в своекорыстных интересах партии (увлечь учеников за собою – составить среди правоверного общества свою партию с превратным учением). – Нет сомнения, что богопросвещенный взор апостола мог проникать в будущее безо всяких указаний или признаков того в настоящем; но нет сомнения и в том, что сей взор апостола мог усматривать и в настоящем такое, что от других менее проницательных было еще закрыто, и предречение апостола может быть основывалось на том, что он видел и наблюдал в настоящем и близком прошедшем; в продолжение долговременной деятельности своей в Эфесе и вообще Малой Азии он мог примечать те семена, не заметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Эфес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение религиозные и философские системы востока и запада; появления лжеучений здесь естественнее было ожидать, чем в каком-либо другом месте. Когда апостол, спустя года три после сего, писал из своих римских уз послание к эфесской церкви, в ней не появлялись еще лжеучителя, но они появились уже (Ессео-гностического направления) во фригийском (в Малой Азии) городе Колоссах, как видно из написанного в то же время послания Павла к Колоссянам. Из посланий апостола к эфесскому епископу Тимофею видим уже появление таковых лжеучителей и в Эфесе. Затем, здесь нужно искать лжеучителей, против которых направлены некоторые апокалипсические письма Иоанна Богослова, послание Иудино и первое послание Иоанна Богослова. Предречение Павла исполнилось в точности.
– Это предречение изложено в общих выражениях соответственно общности пророческого созерцания Павла.
 Посему, в виду этой грозной опасности, бодрствуйте, как бодрствует пастырь, охраняя стадо от волков, будучи предварен о предстоящих нападениях их на стадо. Бодрствовать в этом смысле – то же, что внимать себе и всему стаду (ст. 28). К таковому бодрствованию апостол воодушевляет их снова указанием на свою усиленную деятельность в устроении им христианских обществ в Эфесе: они устроены непрестанными и усиленными трудами, с великой тяготой душевной; посему не надобно допускать, чтобы волки расхищали и распугивали это стадо безо всякого противодействия со стороны пастырей.
– Три года: круглое общее число вместо точно определенного; собственно – три месяца в синагоге (Деян.19:8) и два года – в училище Тиранна (Деян.19:10).
– Со слезами: ст. 19. «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Злат.); помните это и бодрствуйте, иначе кровь погибших придет на вас.
– И ныне предаю вас Богу (Деян.14:23и слову благодати Его (т.е. Евангелию – ст. 24 – которое здесь олицетворяется как живое): вы бодрствуйте, делайте все, что только возможно с вашей стороны, по человеческим вашим силам, но помните, что вся сила ваша в Боге, всесильному покрову коего я вас и предаю. Бог и Евангелие могут назидать вас, устраивать вообще вашу христианскую жизнь более, чем я – человек, и по совершении сего назидания или устроения сделать вас наследниками (ср. прим. к Мф.5:5) царствия своего небесного вместе со всеми освященными благодатью Господней и предназначенными к вечной славе в царствии небесном (Мф.13:43).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас

Бодрствуйте, - то же, что внимайте (Деян. 20:28). Как лучшее воодушевление к этому, апостол снова указывает на свои непрестанные усиленные труды и тяготы в устроении христианских обществ.

Три года - круглое общее число вместо определенного: собственно три месяца в синагоге(Деян. 19:8) да два года в училище Тиранна (Деян. 19:10).

Со слезами (ст. 19). «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Злат.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.



Предсказание о лжеучителях как бы естественно вылилось из уст Апостола Павла, после того как он сравнил пресвитеров с пастырями стад, более всего долженствующими бороться с волками, хищниками овец. Горестно было предсказание Апостола потому, что он сказал, что и из бывших пред ним некоторые будут действовать неблагоприятно, а именно: будут учить так, чтобы только увлекать за собою, а не для созидания Церкви, что подобно хищению волков, хотя и не столь заметно, как то которое будут совершать прямо уподобленные волкам, для которых духовное стадо, помимо их выгод, не имеет никакой цены. Чтобы не подвергнуться этим опасностям, Апостол увещавает бодрствовать, как бодрствуют добрые пастыри, желающие соблюсти вверенные им овцы. Как бы в пример Апостол указывает, как он бодрствовал три года, поучая их; хотя это было и очень тяжело, сопровождалось многими его скорбями и даже рыданиями. «Двоякое несчастие: с одной стороны – то, что его не будет, а с другой – то, что иные будут нападать и притом, что особенно горько, из вас самех... отторгати ученики вслед себе (дабы увлечь учеников за собою)... Цель еретиков – стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того или другого еретика, как от Манеса – манихеи, от Ария – ариане, и др. Поэтому, умеряя их ревность, Павел поносит и порицает тех, которые говорили: «аз убо Павлов, аз Аполлосов» (1Кор.1:12) (см. у блаженного Феофилакта). Посему, в виду этой опасности, бодрствуйте. Бодрствовать значит то же, что и внимать себе и всему стаду (28 ст.). К такому бодрствованию Апостол воодушевляет их указыванием и на свою личную деятельность» (преосвящ. Михаил).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible