Скрыть
И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-17 Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос и оттуда в Патару, и, найдя корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли. Быв в виду Кипра и оставив его слева, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля. И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим. Проведя эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились. И, простившись друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой. Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день. А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим. С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить. По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас

«Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос и оттуда в Патару, и, найдя корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли. Быв в виду Кипра и оставив его слева, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля» (Деян. 21:1-3). Смо­три: он прибыл в Ликию и, отправившись в Финикию и ми­новавши Кипр, пристал в Тире, «ибо тут надлежало сложить груз с корабля». Это было причиною отбытия в Тир. «И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (ст. 4). Смотри, и эти пред­сказывают ему скорби. По устроению (Божию) они тоже говорят, чтобы кто не подумал, что Павел говорил об этом просто из тщеславия. Здесь опять помолившись, они разлучаются друг от друга. «Проведя эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились. И, простившись друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой. Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день. А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него» (ст. 5-8). Прибывши, говорит, в Кесарию, остались у Филиппа, одного из семи (диаконов). «У него были четыре дочери девицы, пророчествующие» (ст. 9). Впрочем, не они предсказывают Павлу, хотя они и пророчествовали, но Агав; а каким образом, послушай. «Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (ст. 10, 11). Он некогда предсказал голод; он же и те­перь говорит: «мужа, чей этот пояс, так свяжут». Про­роки изображали будущее видимыми знаками, когда предсказы­вали о пленении, напр., Иезекииль; тоже сделал и он. То тяжко, что «предадут в руки язычников». «Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим» (ст. 12). Мно­гие просили, чтобы он не ходил, но он не послушал их. «Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!» (ст. 13, 14).

Видишь ли? Это предсказывается для того, чтобы ты, услышав слова: «по влечению Духа иду», не подумал, будто он идет по необходимости или подвергся (страданиям), сам о том не зная? Те плакали, а он утешал, скорбя об их же слезах. «Что вы делаете?», говорит, «что плачете и сокрушаете сердце мое?» Никто (не был) любвеобильнее Павла; он огорчался, видя их плачущими, а о собственных страданиях не скорбел. Вы, говорит, обижаете меня, делая это; я разве скорблю? Тогда уже они перестали, когда он сказал: «что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое?» О вас, говорит, я плачу, а не о своих страданиях; а что касается до них, то я готов умереть.

«Расставшись», говорит (писатель). Этими словами вы­ражает особенное усилие. «Расставшись с ними»; и не напрас­но, – иначе им не выйти бы в море. Что значит: «прямо пришли в Кос»? Значит: никуда не заезжали и не останав­ливались в других местах. «На другой день», говорит, «в Родос». Смотри, как он спешил. «И, найдя корабль, идущий в Финикию». Может быть, он стоял там; они сели на него, потому что не нашли другого, который бы отправлялся в Кеса­рию. «Быв в виду Кипра и оставив его слева». Это сказано не без причины, но чтобы показать, что они не хотели и прибли­жаться к нему, а плыли прямо в Сирию: так они спешили «И пристали», говорит, «в Тире: и, найдя учеников, пробыли». Когда уже приблизились к Иерусалиму, то не спешат, а остаются у братий «семь дней». Исчислим все дни. После дней опресночных они прибыли в Троаду в пять дней; потом пробыли там семь, всего двенадцать; потом до Асса, Митилины, Хиоса, Трогиллии, Самоса и Милета, всего восемнадцать дней; затем до Коса, Родоса и Патары – двадцать один; оттуда в пять дней до Тира – двадцать шесть; там пробыли семь, – трид­цать три; потом в Птолемаиде один, – тридцать четыре: затем в Кесарии остается больше прочих дней; и оттуда, наконец, ведет их пророк. Таким образом исполняется пятидесят­ница, которую (Павел) там и проводит. Смотри, когда Дух не воспрещал ему, тогда он слушался (других). Так говорили ему: «не показываться на зрелище», он и не показывался (Деян. 19:31), часто выводили его, и он повиновался; опять – бежал чрез окно (Деян. 9:25). А теперь, так сказать, целые тысячи просят его и в Тире и в Кесарии, плачут, предсказывают множе­ство бедствий, и не смотря на то, он не соглашается; и притом предсказывали не просто, а по внушению Духа. Если же это по­велевал Дух, то почему воспротивились? Потому что не знали, что благоугодно было Духу; а с другой стороны потому, что сами не получили внушения от Духа. Ведь те не просто пред­сказывали Павлу бедствия, но говорили, что не следует ходить, щадя его. «Проведя эти дни», говорит (писатель), т.е. по исполнении их, – говорит об определенном числе дней, – «и нас провожали все с женами и детьми».

Смотри, каково было утешение: опять молятся, и таким образом расстаются. В Птолемаиде они остаются один день, а в Кесарии – несколько. Когда (Павел) услышал, что его ожи­дает множество бедствий, тогда и отправляется поспешно, не сам себя ввергая в опасности, но почитая это повелением Духа. «После сих дней», говорит (писатель), «приготовившись, пошли мы в Иерусалим» (ст. 15), т.е., взяв необходимое для пути. «С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить. По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас» (ст. 16, 17). Смотри: Агав не сказал, что свяжут Павла, чтобы не показалось, будто он говорит по соглашению (с вра­гами), но: «мужа, чей этот пояс». Следовательно, у него был пояс. Не могши уговорить его, они плакали, а потом успоко­ились. Видишь ли их любомудрие? Видишь ли горячность любви? «Успокоились», говорит, «сказав: да будет воля Господня!». Следовательно, не в церкви. В то время, когда приходили для (рассуждения) о догматах, они приняты были церковью (Деян.15:4); а теперь (жили) у одного старого ученика. Здесь (писатель) говорит о продолжи­тельном времени проповедания; потому, мне кажется, он в Деяниях сокращает здесь несколько лет, повествуя только более нужное. Что значит: «да будет воля Господня»? Господь, говорит, сам сотворит благоугодное Ему. Они успокаиваются и не принуждают, может быть, зная, что была на то воля Бо­жия, и заключая об этом из поспешности Павла; иначе Па­вел не спешил бы, не попустил бы и Бог, всегда избавляв­ший его от опасностей. Так они не хотели быть в тягость церкви, когда другой мог принять их, и так они не домога­лись почестей! «Братия», говорит, «радушно приняли нас». У иудеев было тогда мирное время, и не было войны, как прежде. «Провожая нас», говорит, «к некоему давнему ученику». Этот (ученик) оказал гостеприимство Павлу.

Скажи мне, что ты думаешь об этой стальной воле? Смогла слеза сокрушить ее? Да, говорит он, против всего держусь кроме любви. Она побеждает меня и властвует надо мной. В этом он мыслит божественно: бездна вод его не сокрушила, но маленькая слеза.

Беседы на Деяния Апостольские

Максим Исповедник, прп. (†662)

И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим

Вопрос: Что означают слова в «Деяниях»: Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим? Почему он не послушался Духа и пошел?

Ответ: Святой пророк Исаия в своем пророчестве говорит, что почиют семь духов на Спасителе, выросшем от корня Иесссева (Ис. 11:1-3), но он не ведает семи духов Божиих и не научает других так воспринимать это, а называет «духами» действия единого и того же самого Святого Духа, потому что во всяком действии целиком, полностью и соразмерно присутствует действующий Святой Дух. А божественный Апостол различные действия единого и того же самого Святого Духа называет различными дарами (1Кор. 12:4), поскольку они суть результаты действия одного и того же Духа. Если же явление Духа дается по мере веры каждого, во причастие такого дара каждым из верующих, то ясно, что соразмерно вере и имеющемуся у верующего душевному расположению воспринимается действие Духа, дарующее ему навык в той или иной заповеди, созвучный [этому] действию.

Стало быть, как один воспринимает слово мудрости, другой - слово знания, третий - [слово] веры, а четвертый - какой-либо из других перечисленных великим Апостолом даров Духа (1Кор. 12:8 и далее), так и один получает через Дух соразмерно [своей] вере дар совершенной, непосредственной и невещественной любви к Богу, другой через тот же Дух получает дар совершенной любви к ближнему, и, как я сказал, каждый обладает собственным даром, причиной которого является действие Самого Духа. И, думаю, если кто, следуя за святым Исаией, назовет эти дары «духами», то он не отпадает от истины. Ибо во всяком даре, большем или меньшем, целиком и соразмерно присутствует Святой Дух.

Поэтому подлинно великий и ставший служителем сверхчеловеческих таинств [Апостол] Павел, непосредственно получивший соразмерно своей вере дух совершенной благодати в отношении любви к Богу, и не послушался тех, кто получил дар совершенной любви к нему и глаголил через дух, то есть через дар любви к нему, производимый Духом (ведь, как я сказал, этот дух воспринимается от пророка в качестве дара), чтобы он не ходил в Иерусалим. [Апостол] отдал предпочтение не их духовной любви к себе, а любви божественной и премысленной, [сочтя] их несравнимыми; и не как ослушник пошел он [в Иерусалим], но их, пророчествующих через соразмерно данное им в дар действие Духа, примером своим стремился увлечь к любви, превышающей всё. Итак, не ослушался Духа великий Павел, но научал пророчествующих о нем дару любви относительно того, что надо от меньшего [восходить] к сопричастию с более высшим.

И опять же, если пророческий дар значительно уступает дару апостольскому, то нет основания исправлять всё и, поскольку каждому определен свой чин, не следует, чтобы лучшее уступало худшему, но, наоборот, худшее должно следовать за лучшим. Ибо тогда пророчествующие через пророческий дух в них, а не через [дух] апостольский, показывали святому Павлу образ того мучения, которое случится с ним, [как бы являя его] превышающим смысл [такого мучения]. Он же, обращая свой взор только к божественной цели, считал за ничто всё среднее, ревнуя не о том, чтобы перенести [всё], что с ним произойдет, но о том, чтобы стать другим Христом и, в подражание Христу, успешно довести до конца всё то, ради чего Христос человеколюбиво по Домостроительству [Божиему] провел жизнь во плоти.

Стало быть, кажущееся преслушание великого Апостола есть [на самом деле] оберегание благочиния, управляющего и устрояющего всё божественное, а также следящего за тем, чтобы каждый не изменил своего [надлежащего] местопребывания. Оно есть и ясное научение относительно того, что степени церковной иерархии, дивно распределенные Духом, ни в коем случае не должны смешиваться друг с другом.

Вопросоответы к Фалассию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-7 И обретше ученики, прибыхом ту дний седмь: иже Павлови глаголаху Духом не восходити во Иерусалим. Егда же бысть нам скончати дни, изшедше идохом, провождающым нас всем с женами и детми даже до вне града: и преклонше колена при брезе, помолихомся. И целовавше друг друга внидохом в корабль: они же возвратишася во свояси. Мы же плавание наченше от Тира, пристахом во Птолемаиде: и целовавше братию, пребыхом день един у них

Павлови глаголаху Духом. Итак, если повелевал Дух, то почему же он воспротивился? Ведь ученики говорили, зная об угрожавших ему опасностях от Духа. Да они не убеждали его по внушению Духа, не предсказывали ему прямо предстоящие ему опасности, а, щадя его, просто говорили, что не нужно восходить в Иерусалим. Скончати дни. Когда окончились дни опресноков, вышли из Тира. Перечти мне все дни с опресночными. В Тир пришли чрез пять дней, потом в Тире пробыли семь дней, - всего двадцать два.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос, и оттуда в Патару.
2. И нашедши корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли.
3. Бывши в виду Кипра и оставив его влеве, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире; ибо тут надлежало сложить груз с корабля.
4. И, нашедши учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа Святого, говорили Павлу, чтобы не ходил в Иерусалим.
5. Проведши сии дни, вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колена, помолились.
6. И простясь друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой.
7. Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день,
8. А на другой день, Павел и мы, бывшие с ним, вышедши, пришли
в Кесарию, и, вшедши в дом Филиппа, благовестника одного из семи диаконов, остались у него.
9. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.

 

 Расставшись с ними: греческое выражение сильнее и значит – вырвавшись от них. «Этими словами выражает (писатель) особенное усилие и – не напрасно: ибо иначе им не выйти бы в море» (Злат.).
– Прямо: не заходя никуда, не останавливаясь еще где-либо.
– Пришли (приплыли) в Кос: небольшой, славившийся виноделием и приготовлением дорогих материй, островок в юго-западном направлении от Милита. В 15 римских милях (около 23 верст) от него к юго-востоку лежит большой остров РодосПатара – большой приморский торговый город малоазийской провинции Ликии, с известным в древности оракулом Аполлона.
– Нашедши корабль: от Троады до Патары Павел и его спутники плыли на одном корабле, который, судя по некоторым распоряжениям апостола (Деян.20:13; Деян.20:16), был в полном его распоряжении. В Патаре они сели как пассажиры на другой купеческий корабль, который с грузом шел в Финикию (Деян.11:19 и прим.), и отплыли.

 В виду Кипра (морской термин) и оставив влеве (в левой от них стороне), так как им нужно было плыть в Сирию и именно, в Тир, – финикийский приморский город (см. прим. к Мф.11:21). Слово Сирия принимается здесь в обширном смысле; по римскому разделению провинций, к собственной Сирии присоединялись и Финикия, и вся Палестина.
– Нашедши учеников: выражение предполагает искание учеников, т.е. христиан, Павлом и его спутниками, а это заставляет полагать, что христиане там мало были известны и, вероятно, их было немного (ср. Деян.11:19; Деян.15:3), так что в большом городе их нужно было искать.
– Семь дней: Павел рассчитывал теперь уже наверное вовремя прибыть в Иерусалим к празднику Пятидесятницы (Деян.20:16), и вот он, поспешавший отшествием из Малой Азии (так как не знал, благополучно ли будет морское плавание и не задержится ли чем-либо на морском пути), теперь целую неделю проводит в Тире среди тамошних христиан, вероятно, ожидая, когда будет сдан с корабля груз, принят новый и корабль готов будет отправиться далее, ближе к Иерусалиму.
– Они (тирские христиане, т.е., вероятно, некоторые из них, обладавшие пророческим даром), по внушению Духа говорили и пр.: Дух Святой, свидетельствовавший по всем городам, что в Иерусалиме ждут апостола узы и скорби (Деян.20:23), открыл то же и некоторым из тирских христиан, и они в любвеобильной заботливости о судьбе апостола сами уже просили Павла не ходить туда, где грозили ему скорби и опасности. Эта просьба не ходить не была внушением Духа, а только их личная просьба, основанная на откровении Духа об опасностях для апостола в Иерусалиме (ср. Феофил.), но великий апостол совершеннее их знал волю о сем Духа Святого, и зная о предстоявшем ему, шел в Иерусалим по влечению того же Духа (Деян.20:22). – С женами и детьми: при небольшом числе христиан тамошних и при долговременном (сравнительно) пребывании среди них Павла, они стали в самые близкие отношения, и очень естественно, что все – и женщины, и дети – пошли провожать дорогого путника, который заведомо шел на скорбь и узы.
– Помолились: ср. Деян.20:36.

 Прибыли в Птолемаиду: это древний приморский город Акко, южнее Финикии, в пределах собственно Палестины, по древнему разделению – в колене Асировом (Суд.1:31), несколько севернее горы Кармильской.
– В Кесарию (Стратонову): см. прим. к Деян.8:40Вышедши: следовательно, путь от Акко до Кесарии совершен был не по морю. Расстояние между обоими городами было не более, как на один день ходу; путь лежал через прекрасную долину Ездрелонскую, мимо великолепного Кармила.
– Дом Филиппаодного из семи диаконов: см. Деян.6:5 и прим. к Деян.8:40Благовестник: евангелист, проповедник Евангелия. Под этим наименованием он известен был среди христиан, вероятно, и после, вследствие своей проповеднической деятельности в Самарии (Деян.8:5 и д.) по Палестинскому побережью Средиземного моря (Деян.8:40). Здесь в последний раз упоминается о нем. По церковному преданию, он после был епископом Траллийским (в Малоазийской провинции Карии) и скончался в глубокой старости (Чет.-Мин. окт. 11). Замечание дееписателя, что у него были четыре дочери девицы, пророчествующие, стоит совершенно отрывочно, не имея связи с предшествующим и последующим, и сделано, вероятно, только потому, что упомянуто о доме сего Филиппа, причем как замечательность этого дома или семьи Филиппа отмечено, что четыре дочери его имели дар пророчества (о даре сем см. прим. к Деян.11:27 и парал.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим

Нашедши учеников. Выражение предполагает искание здесь христиан Павлом, а отсюда следует, что христиане здесь были немногочисленны и мало известны (ср. Деян. 11:19; 15:3), так что их надо было искать в этом большом городе.

Семь дней. Поспешая прежде, ввиду неопределенности того, насколько благополучен будет далекий и трудный переезд через море, Павел получает возможность целую неделю провести в Тире.

Они, - т. е. вероятно - некоторые из тирских христиан, обладавшие пророческим даром.

По внушению Духа говорили Павлу, чтобы не ходил в Иерусалим. Собственно внушением Духа было только то, что тирские пророки узнали об участи, ожидавшей Павла в Иерусалиме (как Деян. 20:23). Просьба же не ходить туда была делом их личной любвеобильной заботливости о судьбе апостола (ср. Феофил. ). Но Апостол совершеннее знал волю о сем Духа Святого, и не только видел свою участь, но и шел на нее - по влечению того же Духа (Деян. 20:22).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. и, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим.

5. Проведя эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились.

6. И, простившись друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой.



Остановка в городе Тире была и продолжительная, и знаменательная. Древний Финикийский город Тир находился недалеко от Иерусалима. Посему Апостол теперь мог рассчитывать не опоздать в Иерусалим ко дню Пятидесятницы. И вот, он замедлил в Тире. Здесь нашлись христиане, которые очень участливо отнеслись к Апостолу. А некоторые даже упрашивали его не ходить в Иерусалим, чувствуя, что его ожидают там скорби. Но Апостол остался непреклонным. И когда, через неделю, груз был сдан, он со спутниками пошел к кораблю. Тирские христиане все радушно проводили их. А на берегу все коленопреклоненно помолились. Расставание было умилительное, ибо уезжавшие и остававшиеся прощались как многолетние друзья. Предупреждение Апостола о нехождении в Иерусалим – «это и было одно из тех свидетельств Святого Духа, бывших по городам, об узах в Иерусалиме, о которых Апостол упоминал в речи к Ефесским пресвитерам» (см. у иеромонаха Григория, стр.482).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible