Скрыть
И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю

Смотри, какой приговор опять произносят. И после того, как было сказано: безумствуешь ты (Деян. 26:24), признают его свободным не только от смерти, но и от уз, и совершенно отпустили бы его, если бы он не потребовал суда у кесаря. Но это случилось по смотрению Божию, и не только это, но и то, что он отправился в узах. Потому он и сказал: даже до уз, как злодей (2Тим. 2:9). Если Господь его и к злодеям причтен (Мк. 15:28), то тем более мог он; и как Господь не сделался оттого причастным их бесчестию, так и он: то и кажется удивительным, что, приобщившись им, не потерпел от них никакого вреда.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-32 Веруеши ли, царю Агриппо, пророком? вем, яко веруеши. Агриппа же к Павлу рече: вмале мя препираеши христианина быти. Павел же рече: молил убо бых Бога, и вмале и во мнозе, не токмо тебе, но и всех слышащих мя днесь быти им тацем, яков и из есмь, кроме уз сих. И сия рекшу ему, воста царь и Игемон, и Верникиа, и седящии с ними. И отшедше беседоваху друг ко другу, глаголюще, яко ничтоже смерти достойно или уз творит человек сей. Агриппа же Фисту рече: отпущен быти можаше человек сей, аще не бы кесаря нарицал; и тако суди Игемон, послати его к кесарю

Весть бо о сих царь (ст. 26). Здесь Павел говорит о кресте и о воскресении, так как учение об этом разнеслось по всей вселенной. Говорит же это в доказательство того, что Агриппа все знал; и едва не говорит и прочим присутствовавшим: и вам следовало знать это; потому что таков смысл следующих слов: несть бо во угле сотворено сие. Молил убо бых Бога, и вмале и во мнозе, не токмо тебе… кроме уз сих. Хотя узы за имя Христово и достойны славы; но Павел прибавил эти слова, то есть, кроме уз сих, приноравливаясь к пониманию присутствовавших. - Что говоришь ты, блаженный Павле: кроме уз сих? Какое же и дерзновение у тебя, если ты стыдишься и избегаешь уз? Не везде ли в своих посланиях ты хвалишься узами и называешь самого себя узником? И не везде ли выставляешь нам на вид кандалы вместо диадемы? Итак что же такое случилось, что ты отстраняешь от себя узы? Сам я, говорит он, ни отстраняю их от себя, ни стыжусь их, но говорю так по снисхождению к немощи слушателей; потому что они не могут еще вместить похвалы моей. От Господа же узнал я, что никтоже приложения плата небелена пришивает к ризе ветсе (Лук. 2:21). Вот почему я так сказал.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

30. Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали;
31. И, отшедши в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего достойного смерти или уз не делает.
32. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить сего человека, если бы он не потребовал суда у Кесаря. Посему и решился правитель отправить его к Кесарю.

 Когда он сказал это
 и пр.: разбуженное чувство царя было подавлено им и выразилось в легкомысленной остроте; но премудрый апостол не дал совсем подавить его и своим задушевным и трогательным ответом снова поднял его и поднял с такой силой, что царь не мог долее слушать его и потому поспешил закрыть, или собственно прервал, заседание (он же и открыл его, ст. 1), хотя, без сомнения, апостол готов был и еще говорить в свое оправдание, пользуясь дозволением царя (ст. 1).
– Царь встал, за ним Фест, Вереника и все присутствовавшие.
– Отошедши в сторону: греческое слово скорее означает удаление в другую комнату, чем удаление в сторону в той же комнате. Выйдя, они говорили между собою, т.е. выражали единодушно мнение, что если Павел действует по тем религиозным началам, какие он высказывает, то он не делает (настоящее – для обозначения всей деятельности Павла, и прошедшей) ничего достойного не только смерти, но и уз.
– Агриппа, мнение которого знать особенно желал прокуратор (Деян.25:26), выразил особенно свое мнение, сказав, что можно бы теперь же освободить его от оков и признать оправданным от возводимых на него обвинений, если бы он не апеллировал к Кесарю. Этой апелляцией Павел изъял себя от суда низшей инстанции – прокураторского и должен был отправиться в Рим, что и решил теперь Фест.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-32 Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали; и, отойдя в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю

Царь и правитель… встали - не потому, что Павел сказал все, но - чтобы прекратить столь пытавшее совесть царя слово апостола, встает Агриппа, и за ним правитель и все сидевшие с ними. Как бы то ни было, общее впечатление защиты апостола оставалось благоприятным. Любопытно, что Фест и Агриппа, признав Павла не сделавшим ничего достойного не только смерти, но и уз; все-таки посылают его к Кесарю, ссылаясь на то, что Павел требовал суда Кесаря. Но ведь это требование имело силу дотоле, доколе находили виновным Павла. Теперь, когда эта виновность торжественно снималась с Павла, он имел право на свободу, без отсылания к Кесарю. Очевидно, и Фест, и Агриппа не совсем искренно желали освобождения Павла, или, по меньшей мере, показали себя бездушными и мелочными формалистами, строго соблюдающими закон, который так легко мог быть обращен и тут в пользу Павла, стоило только спросить последнего, настаивает ли он на суде Кесаря, когда его совершенно готов освободить суд прокуратора? Ответ был бы, конечно, один: настаивать не для чего, достаточно освободить.

Отшедши в сторону - anacwrhsanteV, отойдя, удалившись, очевидно, в другую комнату, а не в сторону только той, где происходило собрание.

Ничего достойного смерти или уз не делает.

Настоящее время - не делает - выражает оценку бездеятельности Павла, доколе он действует по высказанным им религиозным началам. Важное и ценное признание, усугубляющее непоследовательность отправления Павла еще на суд Кесаря.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

30. Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали;

31. и, отойдя в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает.

32. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.



Прервалось заседание потому, что Агриппа не мог более выносить того, что производил в его душе Апостол. Царь встал, за ним встали другие и начали вслух делиться своими мыслями о виновности Павла, причем все единогласно говорили, что в нем нет ничего достойного не только смерти, но и уз. Агриппа же добавил, что его можно было бы и отпустить, если бы он не требовал суда кесаря. Посему и решено было послать Павла к кесарю. «Теперь Павел отправляется (в Рим) славнее, нежели если бы был свободен от уз. Ибо после того, как столько судей признали его невинным, он отправляется уже не как обвиняемый в возмущении и нечестии. Таким образом, раскрыв все, где он родился и как воспитан, он отправляется в Рим не просто, но уже чистым от всякого подозрения. Это случилось по смотрению (Божию), и не только это, но и то, что он отправился в узах. Посему он и сказал: «даже до уз, яко злодей (даже до уз, как злодей)» (2Тим.2:9). Если Господь его со беззаконными вменился (Мк.15:28), то тем более мог он; и как Господь оттого не сделался причастным их бесчестию, так и он; ибо то и достославно, чтобы, считаясь в числе их, не потерпеть от них никакого вреда» (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О тяжбах.
 

Мф.5:39-40. Здесь не требуется, чтобы, после нанесенной мне лично обиды, я искал себе новой обиды; этого не делал и Сам Иисус Христос: Ин.18:23; слова «кто хочет» есть идеальное делание, но мы не можем требовать и осуждать за то, если человек прибегает к суду законному, ибо суд есть дело Божие: Мф.23:23; Ис.1:17; Втор.1:17-25; справедливого суда требовал и апостол Павел: Деян.26:32.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible