Скрыть
Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-31 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят. И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

Хорошо и прилично поступает, приглашая знатнейших из иудеев для беседы. Он хотел оправдать и себя и дру­гих: себя – чтобы они не обвиняли его, что могло повредить им самим, а тех – чтобы кто не подумал, что все (случившееся) было их делом. Конечно, распространилась молва, что он предан иудеями; а это могло тронуть их. Потому он немед­ленно обращает на это внимание и кротко говорит в свое оправдание. И смотри, какими словами он выражает свое оправ­дание: «мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян». После этого, так как некоторые из слушателей, вероятно, сказали бы: чем доказать, что ты предан без вины? – он присовокупляет: «они, судив меня, хотели освободить», и как бы так говорит: свидетели тому рим­ские начальники, которые судили и хотели освободить меня. По­чему же не освободили? «Но так как Иудеи противоречили», говорит. Видишь ли, как он смягчает их вины? Если бы он хотел преувеличить, то мог бы сказать гораздо сильнее. Затем при­совокупляет: «то я принужден был потребовать суда у кесаря»; все это заслужи­вает одобрения. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: что же? не для обвинения ли их ты сделал это? – он отклоняет та­кое предположение, прибавляя: «впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ», т.е. я потребовал суда у кесаря не для того, что­бы обвинять вас, но чтобы избежать опасности. Для вас я «обложен я этими узами». Я так далек, говорит, от враж­ды к вам, что даже обложен (для вас) цепями. Что же они? Они были так увлечены его речью, что стали оправдывать не толь­ко себя, но и единоплеменников своих, как показывает (пи­сатель), продолжая: «они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят» (ст. 21, 22). Как бы так говорят: ни чрез пись­мо, ни чрез людей не сообщили нам о тебе ничего худого; впрочем мы желали бы послушать тебя. А вместе с тем уже наперед высказывают свое мнение, прибавляя: «ибо известно нам, что об этом учении везде спорят». Не сказали: мы противоречим, но: «везде спорят», – чтобы откло­нить от себя осуждение. «И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили» (ст. 23, 24). Видел ли ты, как он не тотчас отвечает им, но назначает день, в который им придти и слушать; и когда они пришли, говорит из за­кона Моисеева и пророков. «Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (ст. 25-27). Когда они уходили, не согласившись между собою, тогда он приводит слова Исаии, не для того, чтобы укорить этих (не веровавших), но чтобы утвердить (уверовавших). Какие слова? «Слухом услышите, и не уразумеете». Видишь ли, как он показывает, что они не достойны прощения, если, имея и пророка, издревле предвозвестившего это, не обратились? А словом: «хорошо» выра­жает, что они справедливо и отвергнуты; язычникам же дано познание этой тайны. Потому нисколько не удивительно, что они противоречили; это предсказано издревле. Потом снова возбуж­дает в них соревнование, указывая на язычников следующи­ми словами: «итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (ст. 28-31). Здесь (писатель) по­казывает, как Павел был наконец свободен; в Риме он проповедует невозбранно, между тем как в иудеи встре­чал препятствия, и оставался там учить в продолжение двух лет.

Но обратимся к вышесказанному. «По этой причине», го­ворит (Павел), «я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами», т.е. для того я хотел этого, чтобы никто не мог обвинять меня и по собственному соображению говорит, будто я, избегши рук иудеев, прибыл сюда для их обвинения; я прибыл не с тем, чтобы сделать зло другим, но чтобы самому избавиться от зла. «Желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь». Смотри, как и они выражаются кротко: «желательно нам слышать», говорят; а вместе хо­тят оправдывать и тех; потому и пришли в назначенный день. Это доказывает, что они считали себя не совсем правыми и чувствовали робость; если бы они не чувствовали робости, то со­шлись бы и тотчас напали бы на него; а теперь, не смея сделать этого, они приходили не вдруг; также и частый приход их доказывает, что они чувствовали робость. «Одни», говорит (писатель), «убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили», т.е. уходили те, которые не веро­вали. Смотри: теперь они не замышляют против него козней, подобно как в иудеи, где они как бы господствовали. Для чего же (Бог) устроил, чтобы он удалился туда, и сказал ему: «поспеши и выйди скорее из Иерусалима» (Деян. 22:18)? Для того, чтобы обнаружилась и злоба (иудеев), и истина пророчества Христова о том, что они не примут свидетельства, и чтобы все увидели, как он был готов страдать, равно и для того, чтобы и находившиеся в Иудеи получили от того утешение; ведь и там он претерпел много бедствий. Если он претер­пел это, когда возвещал учение иудейское, то чего они не сделали бы, если бы он проповедовал славу Христову? Если тог­да, когда принимал очищение, был для них несносен, то как они потерпели бы его, если бы он предлагал проповедь? В чем вы обвиняете его? Что вы слышали от него? Ничего такого он не сказал: только явился, и все восстали на него. Потому справедливо спасение передано язычникам, справед­ливо он послан далеко, чтобы там говорить язычникам. Но, смотри, и здесь он наперед призывает иудеев, и объяснив им дело, потом уже обращается к язычникам. Выражение: «Дух сказал» нисколько не удивительно; (иногда) и ангелу при­писывается то, что сказал Господь. «Хорошо сказал», говорит, «Дух Святый»; здесь так, а в другом месте иначе. Иногда и о словах ангела не говорят: хорошо сказал ангел, но: хо­рошо сказал Господь. «Хорошо Дух Святый сказал»: как бы так гово­рит: не мне вы не веруете, но Духу; Бог издревле предви­дел это. «Они, судив меня», говорит, «хотели освободить»; т.е. не нашедши во мне ничего достойного осуждения, хотели освободить меня; тогда как иудеям следовало отпустить меня, они предали меня в руки римлян, и такова была дерзость их, что даже и эти, хотя не могли ни в чем обвинить меня, оста­вили меня связанным. «Я принужден был», говорит, «потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ», т.е. я сде­лал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и не по своей воле, но, будучи вынуж­ден. Смотри, какой любви исполнены слова его: не считает себя чужим, но близким к ним, говоря: «мой народ»; опять внушает учение (любви). Не сказал: не клевещу, но: «не с тем, чтобы обвинить», хотя потерпел от них столько худого. Не напоминает им ни о чем подобном, чтобы не сделать слов своих тягостными для них; впрочем и не льстит им, и потому не (прямо) говорит, но только намеком и мимохо­дом, так как главным образом он хотел выразить то, что иудеи предали его римлянам, как узника. Им следовало осудить тех (иудеев), следовало обвинить; а они оправдывают их, но оправданием своим обвиняют самих себя. «Ибо известно нам», говорит, «что об этом учении везде спорят». Правда, бывает и это, но также и принимаете веру повсюду. «Приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе», гово­рит (писатель), «из закона Моисеева и пророков». Смотри, как он опять заграждает им уста не знамениями, но словами из закона и пророков, как он делал везде; хотя он мог сотворить знамения, но и тогда они не поверили бы; а и то великое знамение – говорит из закона и пророков. Затем, чтобы не по­казалось странным, что они остались неверующими, он присовокупляет и пророчество: «слухом услышите», говорит, «и не уразумеете», – еще более теперь, нежели тогда, – «и очами смотреть будете, и не увидите», – еще более теперь, нежели тогда. Это ска­зано к неверовавшим, и не укорять он хотел, а предотвра­тить соблазн. «Да будет вам известно», говорит, «что спасение Божие послано язычникам: они и услышат». Для чего же ты говоришь нам? Разве ты не знал этого? Знал; но я говорю в свое оправдание, чтобы убедились и никто не имел предлога (к обвинению меня). «И жил Павел целых два года», говорит (писатель), «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Прекрас­но он прибавил это, потому что можно учить с дерзнове­нием, но и с препятствиями; а Павлову дерзновению ничто не препятствовало; он говорил невозбранно. «И жил Павел», гово­рит, «целых два года на своем иждивении»: так он был уме­рен, или лучше, так во всем подражал своему Учителю, что имел и жилище не на чужой счет, но на счет того, что сам зарабатывал; это именно означают слова: «на своем иждивении». А что Господь не имел и жилища, послушай, как Он сам в ответ сказавшему необдуманно: «я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», говорит: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:19-20). Так собственным примером Он учил не искать ничего и не слишком прилепляться к предметам житейским. «И принимал всех», говорит, «приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие». Смотри: он не говорил ничего о настоящем, но все о царствии Божием. Видишь ли благоустроение Божие? Этим писатель окан­чивает свое повествование и оставляет жаждущего слушателя, чтобы остальное он дополнил собственным умозаключением. Так делают и внешние (языческие) писатели, потому что зна­ние всего может располагать к лености и небрежности. Так и он делает, не говорит о последующем, считая это излиш­ним для тех, которые внимательно читают написанное и из сказанного научаются дополнять остальное. Конечно, каково было прежнее, таково же было и последующее. Впрочем, послушай, что сам (Павел) говорит о последующем в послании к Римлянам: «как только предприму путь в Испанию, приду к вам» (Рим. 15:24).

Через три дня Павел созвал знатнейших из иудеев и, когда они сошлись, говорил им; они же не соглашаются с ним и, услышав от него укоризну, удаляются, не смея сказать ничего, так как здесь уже не позволялось им сделать что-нибудь против него. Удивительно, как все - не только то, что, по-видимому, служит к нашей безопасности, но и противное тому - обращается нам во благо. Чтобы убедиться в этом, выслушай следующее. Фараон повелел бросать младенцев в реку (Исх. 1:22). Если бы младенцы не были бросаемы, если бы не было такого повеления фараонова, то Моисей не был бы сохранен и воспитан в царских чертогах. Когда он был скрываем, то не был в чести; а когда был положен в реку, тогда стал в чести. Это сделал Бог, чтобы явить Свое могущество и мудрость. Иудеянин с угрозою говорил Моисею: не думаешь ли убить меня (Исх. 2:14); но и это принесло ему пользу, случилось по устроению Божию для того, чтобы он удостоился видения в пустыне, чтобы исполнилось надлежащее время, чтобы он любомудрствовал в уединении и жил в безопасности. И при всех огорчениях, причиненных ему иудеями, было тоже: он делался еще славнее, подобно как было и с Аароном. На него восстали, но через это сделали его более славным (Чис. гл. 16). После того он украшается священническою одеждою, на него возлагается кидари прочие принадлежности одеяния, так что посвящение его становится несомненным, и после того он делается предметом удивления по своей медной дщице. Впрочем, вы знаете эту историю; потому я более и не распространяюсь. Если хотите, обратимся еще дальше. <…> Три отрока ввержены были в печь, но через это сделались более славными; Даниил был ввержен в ров, но через это сделался более знаменитым (Дан. 3:6). Видишь ли, как искушения всегда служат к великому благу и здесь, а не только там? В несчастье бывает подобное тому, как если бы кто-нибудь стал тростью сражаться с огнем; по-видимому он поражает огонь, но делает его еще светлее и изнуряет самого себя. Так и несчастье бывает для добродетели причиною и поводом к ее прославлению. Когда при несправедливости (других) мы вверяемся управлению Божию, как следует, тогда наши достоинства сияют яснее. Также, когда действует дьявол, то подвергающиеся его действию становятся светлее.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-18 Бысть же по днех триех, созва Павел сущыя от иудеев первыя: сшедшымся же им, глаголаше к ним: мужие братие, аз ничтоже противно сотворив людем, или обычаем отеческим, узник от иерусалимлян предан бых в руце римляном: Иже разсудивше, яже о мне, хотяху пустити, зане ни едина вина смертная бысть во мне

Ихже видев Павел прият дерзновение (ст. 15). Хотя и сотворил столько чудес Павел, однакож получил больше дерзновения от того, что увидел братию. Отсюда мы узнаем, что он по-человечески принимал и утешение и противоположные отношения к нему. Павлу же повеле (ст. 16). Павел был уважаем настолько, что ему дозволено было пребывать отдельно; так как если до сих пор сотник относился к нему благосклонно, то гораздо более теперь. С соблюдающим его воином, чтобы предотвратить возможность новых ков против Павла; так что воин не за ним наблюдал, а за тем, чтобы не было с ним какой-либо неприятности.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Аммоний Александрийский (†Vв.)

Ст. 17-22 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят

Иудеи называют ересью веру во Христа, ибо об этом учении везде спорят. И вот, иудеи свидетельствуют, что о Христе было возвещено повсюду, однако не все принимают эту весть, но некоторые иудеи или эллины возражают против этого, или как еретики по-другому не соглашаются с истинной верой. Ибо нужно было, чтобы существовали ереси, чтобы явились избранные люди, и над всеми исполнилось пророчество Симеона о Христе: Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).

Катены на Деяния Апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

17. Чрез три дня, Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти.
19. Но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у Кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
20. По сей причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я сими узами,

 Чрез три дня
: т.е. по прибытии в Рим; эти три дня, вероятно, были употреблены отчасти на отдых после многотрудного путешествия, главным же образом – на принятие посещений римских христиан, которые, без всякого сомнения, желали видеться и беседовать с великим апостолом.
– Павел созвал знатнейших из Иудеев: и здесь апостол язычников следует своему обыкновению (ср. прим. к Деян.17:2 и парал.) – по прибытии в языческий город обращаться прежде всего к иудеям с проповедью. Не имея возможности, как узник, посетить их синагогу, апостол приглашает знатнейших из них, т.е., вероятно, старейшин синагоги и с ними именитых по общественному положению между иудеями людей, к себе. Те принимают его приглашение, и апостол начинает с ними беседу. Эта (первая) беседа с ними носит на себе чисто личный характер и есть как бы самооправдание апостола перед иудеями. Она имеет целью устранить предубеждения римских иудеев против апостола, какие могли возникнуть в них частью – из узничества апостола вообще, частью – из апелляции его к суду Кесареву, частью – из разных наговоров на него всегдашних его врагов: неверующих иудеев, могущих и письменно, и устно сообщать о нем иудеям столицы мира неблагоприятные для него сведения. Вследствие сего апостол: 1) утверждает, что он в узах невинно; он не сделал никакого преступления ни против народа, ни против отеческих обычаев или против закона Моисеева. Народ он обращал к Мессии, закон Моисеев видел исполнившимся в Христе (Мф.5:17); если говорил или учил против закона, то, собственно, против мысли об оправдании одним законом Моисеевым, что неизбежно следует из правильного понятия о царстве Мессии (см. прим. к Деян.24:14). Следовательно, он невинно предан в узах в руки светского языческого правительства. 2) Свою апелляцию к суду Кесаереву апостол объясняет незаслуженной ненавистью к нему иерусалимских иудеев, которые добивались его осуждения, тогда как римский суд иудейского прокуратора признал его невинным и хотел освободить; следовательно, он вынужден был отдать себя на суд Кесаря.
 Хотели освободить, но Иудеи противоречили: черты, дополняющие рассказ дееписателя о суде Павла перед Фестом (гл. 25). Из снесения их с тем рассказом выходит, что после сказанного Павлом перед Фестом (Деян.25:8) прокуратор изъявил желание отпустить его, но этому воспротивились иудеи (Деян.28:19), тогда Фест предложил Павлу судиться в Иерусалиме (Деян.25:9), в ответ на что Павел потребовал суда перед Кесарем (Деян.25:11).
 Впрочем, присовокупляет апостол, я не с тем потребовал суда Кесарева, чтобы пред Кесарем обвинять в чем-либо народ мой, не с враждебной против народа моего целью, а единственно ради самозащиты, «т.е. я сделал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и – не по своей воле, но быв вынужден» (Злат.).
– По сей причине, т.е. потому что я вынужден был просить суда у Кесаря и не с враждебной для народа целью, я и призвал вас, чтобы объяснить недоразумение и рассеять могущие возникнуть подозрения. Не враг я народа и закона, напротив, за надежду народа я и обложен сими узами: апостол говорит о Мессианской надежде в том же самом смысле, как и Деян.26:6 (см. прим. к эт. ст.).

 

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян

Чрез три дня - т. е. по прибытии в Рим, проведенных отчасти в отдыхе, отчасти в беседах с посещавшими апостола христианами и т. п.

Павел созвал знатнейших из иудеев - и здесь апостол следует своему обыкновению (Деян. 17:2 и Пар. ) - обращаться с проповедью прежде всего к иудеям, причем, так как сам он был лишен возможности прибыть для сего в синагогу, то и приглашает представителей иудейства к себе.

Первая беседа апостола с приглашенными иудеями имела целью устранить предубеждения их против апостола и, в устранение каких-либо наговоров на него, дать верные сведения о его деле.

Главные мысли этой беседы апостола таковы: 1) он содержится в узах невинно, не сделав никакого преступления ни против народа, ни против отеческих обычаев или закона Моисеева. 2) На суд Кесаря отправил себя сам апостол, и не с целью обвинить в чем-либо свой единоверный народ, а с целью лишь избежать самосуда иудеев, противоречивших признанию его невинным и подлежащим освобождению, со стороны палестинских римских судей… Потребовав суда Кесаря, «я сделал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и не по своей воле, но был вынужден» (Злат.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.


Проповедь Апостола Павла в Риме прежде всего была обращена к Евреям, из множества коих он вскоре же пригласил к себе знатнейших и объяснил им, что он явился в Рим, как узник, из Иерусалима, не сделавши, однако, ничего преступного ни против народа, ни против старых обычаев. Это самооправдание необходимо было для рассеяния предубеждения слушателей против него, как узника. Мог он предположить, что о деле его сделалось известным и Римским Евреям, имевшим широкие сношения со своим священным градом, и жителями всей Палестины.

По мнению святого Иоанна Златоуста, «хорошо и правильно поступает (Павел), приглашая знатнейших из Иудеев для беседы. Он хотел оправдать и себя, и других: себя, дабы они не обвиняли его, что могло повредить им самим; их, дабы кто не подумал, что все (случившееся) было их делом. Ибо, конечно, распространилась молва, что он предан Иудеями; а это могло тронуть их. Посему он обращает на это внимание немедленно, и кратко говорит в свое оправдание».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible