Скрыть
И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-31 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят. И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

Хорошо и прилично поступает, приглашая знатнейших из иудеев для беседы. Он хотел оправдать и себя и дру­гих: себя – чтобы они не обвиняли его, что могло повредить им самим, а тех – чтобы кто не подумал, что все (случившееся) было их делом. Конечно, распространилась молва, что он предан иудеями; а это могло тронуть их. Потому он немед­ленно обращает на это внимание и кротко говорит в свое оправдание. И смотри, какими словами он выражает свое оправ­дание: «мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян». После этого, так как некоторые из слушателей, вероятно, сказали бы: чем доказать, что ты предан без вины? – он присовокупляет: «они, судив меня, хотели освободить», и как бы так говорит: свидетели тому рим­ские начальники, которые судили и хотели освободить меня. По­чему же не освободили? «Но так как Иудеи противоречили», говорит. Видишь ли, как он смягчает их вины? Если бы он хотел преувеличить, то мог бы сказать гораздо сильнее. Затем при­совокупляет: «то я принужден был потребовать суда у кесаря»; все это заслужи­вает одобрения. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: что же? не для обвинения ли их ты сделал это? – он отклоняет та­кое предположение, прибавляя: «впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ», т.е. я потребовал суда у кесаря не для того, что­бы обвинять вас, но чтобы избежать опасности. Для вас я «обложен я этими узами». Я так далек, говорит, от враж­ды к вам, что даже обложен (для вас) цепями. Что же они? Они были так увлечены его речью, что стали оправдывать не толь­ко себя, но и единоплеменников своих, как показывает (пи­сатель), продолжая: «они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят» (ст. 21, 22). Как бы так говорят: ни чрез пись­мо, ни чрез людей не сообщили нам о тебе ничего худого; впрочем мы желали бы послушать тебя. А вместе с тем уже наперед высказывают свое мнение, прибавляя: «ибо известно нам, что об этом учении везде спорят». Не сказали: мы противоречим, но: «везде спорят», – чтобы откло­нить от себя осуждение. «И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили» (ст. 23, 24). Видел ли ты, как он не тотчас отвечает им, но назначает день, в который им придти и слушать; и когда они пришли, говорит из за­кона Моисеева и пророков. «Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (ст. 25-27). Когда они уходили, не согласившись между собою, тогда он приводит слова Исаии, не для того, чтобы укорить этих (не веровавших), но чтобы утвердить (уверовавших). Какие слова? «Слухом услышите, и не уразумеете». Видишь ли, как он показывает, что они не достойны прощения, если, имея и пророка, издревле предвозвестившего это, не обратились? А словом: «хорошо» выра­жает, что они справедливо и отвергнуты; язычникам же дано познание этой тайны. Потому нисколько не удивительно, что они противоречили; это предсказано издревле. Потом снова возбуж­дает в них соревнование, указывая на язычников следующи­ми словами: «итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (ст. 28-31). Здесь (писатель) по­казывает, как Павел был наконец свободен; в Риме он проповедует невозбранно, между тем как в иудеи встре­чал препятствия, и оставался там учить в продолжение двух лет.

Но обратимся к вышесказанному. «По этой причине», го­ворит (Павел), «я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами», т.е. для того я хотел этого, чтобы никто не мог обвинять меня и по собственному соображению говорит, будто я, избегши рук иудеев, прибыл сюда для их обвинения; я прибыл не с тем, чтобы сделать зло другим, но чтобы самому избавиться от зла. «Желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь». Смотри, как и они выражаются кротко: «желательно нам слышать», говорят; а вместе хо­тят оправдывать и тех; потому и пришли в назначенный день. Это доказывает, что они считали себя не совсем правыми и чувствовали робость; если бы они не чувствовали робости, то со­шлись бы и тотчас напали бы на него; а теперь, не смея сделать этого, они приходили не вдруг; также и частый приход их доказывает, что они чувствовали робость. «Одни», говорит (писатель), «убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили», т.е. уходили те, которые не веро­вали. Смотри: теперь они не замышляют против него козней, подобно как в иудеи, где они как бы господствовали. Для чего же (Бог) устроил, чтобы он удалился туда, и сказал ему: «поспеши и выйди скорее из Иерусалима» (Деян. 22:18)? Для того, чтобы обнаружилась и злоба (иудеев), и истина пророчества Христова о том, что они не примут свидетельства, и чтобы все увидели, как он был готов страдать, равно и для того, чтобы и находившиеся в Иудеи получили от того утешение; ведь и там он претерпел много бедствий. Если он претер­пел это, когда возвещал учение иудейское, то чего они не сделали бы, если бы он проповедовал славу Христову? Если тог­да, когда принимал очищение, был для них несносен, то как они потерпели бы его, если бы он предлагал проповедь? В чем вы обвиняете его? Что вы слышали от него? Ничего такого он не сказал: только явился, и все восстали на него. Потому справедливо спасение передано язычникам, справед­ливо он послан далеко, чтобы там говорить язычникам. Но, смотри, и здесь он наперед призывает иудеев, и объяснив им дело, потом уже обращается к язычникам. Выражение: «Дух сказал» нисколько не удивительно; (иногда) и ангелу при­писывается то, что сказал Господь. «Хорошо сказал», говорит, «Дух Святый»; здесь так, а в другом месте иначе. Иногда и о словах ангела не говорят: хорошо сказал ангел, но: хо­рошо сказал Господь. «Хорошо Дух Святый сказал»: как бы так гово­рит: не мне вы не веруете, но Духу; Бог издревле предви­дел это. «Они, судив меня», говорит, «хотели освободить»; т.е. не нашедши во мне ничего достойного осуждения, хотели освободить меня; тогда как иудеям следовало отпустить меня, они предали меня в руки римлян, и такова была дерзость их, что даже и эти, хотя не могли ни в чем обвинить меня, оста­вили меня связанным. «Я принужден был», говорит, «потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ», т.е. я сде­лал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и не по своей воле, но, будучи вынуж­ден. Смотри, какой любви исполнены слова его: не считает себя чужим, но близким к ним, говоря: «мой народ»; опять внушает учение (любви). Не сказал: не клевещу, но: «не с тем, чтобы обвинить», хотя потерпел от них столько худого. Не напоминает им ни о чем подобном, чтобы не сделать слов своих тягостными для них; впрочем и не льстит им, и потому не (прямо) говорит, но только намеком и мимохо­дом, так как главным образом он хотел выразить то, что иудеи предали его римлянам, как узника. Им следовало осудить тех (иудеев), следовало обвинить; а они оправдывают их, но оправданием своим обвиняют самих себя. «Ибо известно нам», говорит, «что об этом учении везде спорят». Правда, бывает и это, но также и принимаете веру повсюду. «Приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе», гово­рит (писатель), «из закона Моисеева и пророков». Смотри, как он опять заграждает им уста не знамениями, но словами из закона и пророков, как он делал везде; хотя он мог сотворить знамения, но и тогда они не поверили бы; а и то великое знамение – говорит из закона и пророков. Затем, чтобы не по­казалось странным, что они остались неверующими, он присовокупляет и пророчество: «слухом услышите», говорит, «и не уразумеете», – еще более теперь, нежели тогда, – «и очами смотреть будете, и не увидите», – еще более теперь, нежели тогда. Это ска­зано к неверовавшим, и не укорять он хотел, а предотвра­тить соблазн. «Да будет вам известно», говорит, «что спасение Божие послано язычникам: они и услышат». Для чего же ты говоришь нам? Разве ты не знал этого? Знал; но я говорю в свое оправдание, чтобы убедились и никто не имел предлога (к обвинению меня). «И жил Павел целых два года», говорит (писатель), «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Прекрас­но он прибавил это, потому что можно учить с дерзнове­нием, но и с препятствиями; а Павлову дерзновению ничто не препятствовало; он говорил невозбранно. «И жил Павел», гово­рит, «целых два года на своем иждивении»: так он был уме­рен, или лучше, так во всем подражал своему Учителю, что имел и жилище не на чужой счет, но на счет того, что сам зарабатывал; это именно означают слова: «на своем иждивении». А что Господь не имел и жилища, послушай, как Он сам в ответ сказавшему необдуманно: «я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», говорит: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:19-20). Так собственным примером Он учил не искать ничего и не слишком прилепляться к предметам житейским. «И принимал всех», говорит, «приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие». Смотри: он не говорил ничего о настоящем, но все о царствии Божием. Видишь ли благоустроение Божие? Этим писатель окан­чивает свое повествование и оставляет жаждущего слушателя, чтобы остальное он дополнил собственным умозаключением. Так делают и внешние (языческие) писатели, потому что зна­ние всего может располагать к лености и небрежности. Так и он делает, не говорит о последующем, считая это излиш­ним для тех, которые внимательно читают написанное и из сказанного научаются дополнять остальное. Конечно, каково было прежнее, таково же было и последующее. Впрочем, послушай, что сам (Павел) говорит о последующем в послании к Римлянам: «как только предприму путь в Испанию, приду к вам» (Рим. 15:24).

Через три дня Павел созвал знатнейших из иудеев и, когда они сошлись, говорил им; они же не соглашаются с ним и, услышав от него укоризну, удаляются, не смея сказать ничего, так как здесь уже не позволялось им сделать что-нибудь против него. Удивительно, как все - не только то, что, по-видимому, служит к нашей безопасности, но и противное тому - обращается нам во благо. Чтобы убедиться в этом, выслушай следующее. Фараон повелел бросать младенцев в реку (Исх. 1:22). Если бы младенцы не были бросаемы, если бы не было такого повеления фараонова, то Моисей не был бы сохранен и воспитан в царских чертогах. Когда он был скрываем, то не был в чести; а когда был положен в реку, тогда стал в чести. Это сделал Бог, чтобы явить Свое могущество и мудрость. Иудеянин с угрозою говорил Моисею: не думаешь ли убить меня (Исх. 2:14); но и это принесло ему пользу, случилось по устроению Божию для того, чтобы он удостоился видения в пустыне, чтобы исполнилось надлежащее время, чтобы он любомудрствовал в уединении и жил в безопасности. И при всех огорчениях, причиненных ему иудеями, было тоже: он делался еще славнее, подобно как было и с Аароном. На него восстали, но через это сделали его более славным (Чис. гл. 16). После того он украшается священническою одеждою, на него возлагается кидари прочие принадлежности одеяния, так что посвящение его становится несомненным, и после того он делается предметом удивления по своей медной дщице. Впрочем, вы знаете эту историю; потому я более и не распространяюсь. Если хотите, обратимся еще дальше. <…> Три отрока ввержены были в печь, но через это сделались более славными; Даниил был ввержен в ров, но через это сделался более знаменитым (Дан. 3:6). Видишь ли, как искушения всегда служат к великому благу и здесь, а не только там? В несчастье бывает подобное тому, как если бы кто-нибудь стал тростью сражаться с огнем; по-видимому он поражает огонь, но делает его еще светлее и изнуряет самого себя. Так и несчастье бывает для добродетели причиною и поводом к ее прославлению. Когда при несправедливости (других) мы вверяемся управлению Божию, как следует, тогда наши достоинства сияют яснее. Также, когда действует дьявол, то подвергающиеся его действию становятся светлее.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-24 Уставивше же ему день, приидоша к нему в странноприемницу множайшии: имже сказаше свидетелствуя царствие Божие и уверяя их, яже о Иисусе, от закона Моисеова и пророков, от утра даже до вечера. И ови убо вероваху глаголемым, ови же не вероваху

Веру во Христа иудеи называют ересью. Но вот и они свидетельствуют, что Христос проповедуется всюду, хотя и не все принимают эту проповедь, а некоторые из иудеев и еллинов даже противодействуют ей.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

21. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе, и не сказал чего-либо худого.
22. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь: ибо известно нам, что о сем учении везде спорят.
23. И назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о царствии Божьем, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24. Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим чрез пророка Исаию:
26. Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам; они и услышат.
29. Когда он сказал сие, Иудеи ушли, много споря между собою.

 

 Мы ни писем не получали и пр.: иудеи говорят неправду или неполную правду. Если они слышали о христианском учении споры (ст. 22), то не могли не слышать и не знать о Павле, почти главном деятеле и проповеднике этого спорного учения. Может быть за последнее время, время суда Павлова перед Фестом, когда он потребовал суда Кесарева, они не получали о нем ни писем, ни устных известий, но о прежней деятельности апостола не могли не слышать. Цель и причину такого притворства иудеев понять трудно, точно так же трудно понять, почему они выражаются о христианском учении (собственно – ереси, с их точки зрения), что они знают о нем только то, что о нем везде спорят, как будто они совсем не знают о христианской общине римской, тогда как она, по посланию к Римлянам, в значительном числе состояла из обращенных иудеев. Может быть это притворство объясняется высокомерным отношением их к этой ереси? Несмотря, однако же, на это высокомерие, они интересуются слышать это учение из уст одного из главных его проповедников, именно потому, что он один из главных его проповедников, и сами вызывают его на это, вероятно, в надежде посрамить его; но, как оказалось, сами были посрамлены.

 В назначенный самими иудеями день уже не только знатнейшие, но очень многие пришли к апостолу в гостиницу, или то помещение, которое он занимал особо (ст. 16). В этот раз апостол целый день от утра до вечера излагал им учение христианское, и именно: 1) излагал учение о царствии Божием, т.е. об основании и утверждении царства Божия на земле пришедшим Мессией, Господом Иисусом Христом; вероятно, это изложение состояло в подробном рассказе о евангельской истории, о жизни, учении и деятельности Господа, о Его страданиях, смерти, воскресении и вознесении; 2) приводил свидетельства из закона Моисеева и пророков, удостоверяя их об Иисусе, т.е. снесением пророчеств ветхозаветных о Мессии с событиями из жизни Господа Иисуса удостоверял, что именно сей Иисус из Назарета и есть обетованный и предреченный в Ветхом Завете Мессия (ср. Деян.17:3 и прим.). Следствием беседы было то, что одни убеждались его словами, вероятно, меньшая часть, как видно из дальнейшей речи апостола к иудеям (ст. 25 и д.), другие же не верили, и таких, вероятно, была большая часть. Сила слова Павлова подействовала на некоторых предубежденных против него и его учения, но другие были слепы и глухи к истине, им возвещаемой. В спорах между собой те и другие уходили от проповедника, так что общий результат беседы был неутешительный для ревностного апостола Христова и извлек из его огорченной души строгое слово пророка, которое он и приложил к римским иудеям.
 Когда они уходили, но еще не ушли (ст. 29), Павел сказал следующие слова (точнее – одно слово, еще одно изречение, после целодневной беседы): хорошо (верно, справедливо; ср. Мф.15:7Дух Святой сказал отцам нашим и пр.: приводятся слова пророка Исаии (Деян.6:9 и д.) об ожесточении сердца народа израильского в отношении к божественной истине. Изречение это (приведенное буквально по LXX) применяет апостол к свои теперешним слушателям – римским иудеям, не верившим слову его, в том же смысле, в каком Господь применял сии же самые слова к неверующим Ему иудеям своего времени и евангелист Иоанн, когда изъявлял удивление свое о неверии иудеев Господу при стольких и таких знамениях Его (см. Мф.13:14 и д. Ин.12:40 и прим.).
– Итак да будет известно и пр.: см. прим. к Деян.13:46 и Мф.21:43.
 Много споря: как и 25 ст. только еще сильнее.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков

Очень многие - уже не одни знатнейшие приходят к Павлу в назначенный ими самими день.

О Царствии Божием - т. е. об основании и утверждении его на земле пришедшим Мессию, Господом Иисусом Христом, конечно, с сообщением сведений о Его жизни, учении и деятельности, о Его страданиях, смерти, воскресении и вознесении, подтверждая и проверяя все это пророчествами о Мессии из Ветхого Завета (ср. Деян. 17:3).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

23. И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

24. Одни убеждались словами его, а другие не верили.


 

Вторая беседа Апостола Павла с Римскими Евреями была более продолжительная и обстоятельная. С утра до вечера он раскрывал пред множеством Евреев учение о христианстве, как истинном Царстве Божием, причем относительно Иисуса Христа приводил многие пророчества из закона Моисеева и из книг других пророков, доказывая, что Он есть Мессия, ожидаемый истинно верующими Евреями. Уже не раз подобным образом Апостол Павел раскрывал христианское учение, почему можно думать, что богодухновенная речь его лилась быстрым и живым потоком, который многих истинно верующих утолял и освежал, почему они убеждались в правильности всех доводов Апостола, радостно уверялись в пришествии Мессии и принимали учение о Нем с полною верою. Большинство же относилось к проповеди Апостола с предубеждением, а потому многие оставались неверующими. Очевидно, что большая часть Римских Иудеев привыкла жить по влечениям своих страстей, а не по закону Божию; посему истина была им ненавистна. И чем яснее она раскрывалась пред ними, тем более уязвляла их порочное сердце наполняла преступным негодованием против проповедника истины. Они презрели истину, и Господь отъял от них благодатный Свой свет. Вот откуда проистекало неверие многих. Каждый порок есть новый шаг к неверию и, наконец, греховная нечистота совершенно ослепляет дух наш. Не в уме, а в сердце зарождается неверие, не сомнения развращают большую часть людей, а развращение порождает неверие, из которого с усилием порока образуется нечестие. Следовательно, каждому нужно быть внимательным к себе (см. «Воскресное Чтение» XV, стр. 41 и далее).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible