Скрыть
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились

Чтобы величие сходящей такой благодати не было сокровенно, она как небесная труба восшумела - и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Знаменуя пришествие Благодеющего человекам с силою восхитить Царствие Божие, чтобы и глаза видели огненные языки и уши слышали шум - и наполнил весь дом, где они находились. Дом этот сделался вместилищем духовной воды. Ученики находились внутри, и дом весь наполнился. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душою и телом в божественную и спасительную одежду.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились

Но никто, даже и больший из пророков Моисей, не получил так, как апостолы. Моисей, когда нужно было другим сделаться духовными, сам претерпевал уменьшение, а здесь не так. Напротив, как огонь, сколько бы кто ни захотел зажечь от него светильников, нисколько не уменьшается, так произошло тогда и с апостолами. Посредством огня показывалось не только обилие благодати, а и каждый получил источник Духа, как и Сам Христос сказал, что верующие в Него будут иметь источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). И это весьма естественно, потому что они шли не говорить с фараоном, а сражаться с дьяволом. И, что более удивительно: будучи посылаемы, они нисколько не противоречили и не сказали, что они худогласны и косноязычны - в этом вразумил их Моисей; не сказали, что они слишком молоды - в этом умудрил их Иеремия . Хотя они слышали много страшного, и гораздо больше, чем те пророки, однако боялись противоречить. Отсюда видно, что это были ангелы света и высших дел служители. Пророкам никто не является с неба, потому что они еще заботятся о том, что на земле; но после того, как человек восшел на высоту, и Святой Дух сходит с высоты: как бы от несущегося сильного ветра. Это показывает, что им ничто не в состоянии будет противиться, но что они развеют, как прах, своих противников.

Гомилии на Деяния Апостолов


Так на собрании апостолов был шум сильного ветра, и явились видения огненных языков, не для самих апостолов, но для иудеев, которые тогда находились с ними. Между тем и мы приемлем то, что единожды утверждено чудесами, хотя и нет более чувственных знамений. Так и при крещении голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой. Но нам нет нужды уже в чувственном видении, потому что для нас вместо всех знамений довольно одной веры; знамения даются не для верующих, а для неверующих (1Кор. 14:22).

См. также Толкование на Деян. 2:1

Гомилии на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились

Я же удивляюсь, что тебе показалось, что звук того голоса, которым было сказано: Ты Сын Мой (Мф. 3:16-17; Мк. 1:10-11; Лк. 3:22), мог явиться без помощи души, но лишь по Божественному мановению единой телесной природой, и что тебе не показалось, что таким же образом по Божественному мановению может существовать телесная внешность какого-либо существа и движение, похожее на живое, без привлечения какого-то одушевленного духа. Если телесное творение повинуется Богу без помощи животворящей души, так что издаются звуки, которые обычно исходят из одушевленного тела, и образ членораздельной речи доходит до слуха, то почему же оно не будет повиноваться так, чтобы без помощи животворящей души вид и движение птицы той же силой Создателя вводилось в поле зрения? <…> Итак, нет необходимости спрашивать, каким образом появился телесный образ голубя, как мы не спрашиваем, каким образом звучали отдельные телесные голоса. <…> Таким образом, говорится следующее: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И явились им разделяющие языки, как бы огненные. Здесь говорится о чем-то, что подобно ветру и чувственному огню, похоже на обыкновенно используемые и известные природы, а не о самих обыкновенно используемых и известных природах, существующих во времени.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-4 И егда скончавашася дние пятдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати

Почему (случилось это) егда скончавашася дние пятдесятницы? Потому, что когда должен был сойти серп на жатву, когда следовало собирать плоды, тогда должен был сойти и серп слова; и как бы вместо серпа слетал изощренный Дух Святый. И Христос говорит: жатва многа, делателей же мало (Мф. 9:37), и в другом месте: видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Ин. 4:35). Восприняв начатки, Христос сам первый вознес их; сам же первый послал и серп. Почему же (послал) егда скончавашася дние пятдесятницы? Потому, что этому следовало быть, когда снова наступит праздник, чтобы бывшие при кресте Христовом могли видеть и это. Разделени языцы яко огненни. Пострадавший по плоти добровольною страстию и воскресший из мертвых Господь совоскресил с Собою и нас, умерших грехом, и разрушил власть диавола. Поэтому до пятьдесятницы (от пасхи) мы на молитве не делаем земных поклонов, воспевая победу над нашими врагами: тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся (Пс. 19:9). Но, при явлении нам в огненных языках Духа Святого, мы преклоняем колена, не вынося этого зрелища и показывая, что чрез Святого Духа мы познали совершенное поклонение Святой Троице; потому что Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:24). Сошествие Святого Духа совершилось в день пятьдесятницы по следующей причине. В день пятьдесятницы, в ветхом завете, дан был закон. Итак, в какой день дан был закон, написанный на скрижалях, в тот же день даровано законоположение Святого Духа, начертанное не на скрижалях, но на сердцах. В день пятьдесятницы народ (израильский) получил закон в пустыне синайской; потому что в четырнадцатый день первого месяца, по лунному счислению, когда праздновали опресноки и тайну пасхи, вышли сыны Израиля из Египта. От четырнадцатого дня считай до конца месяца семнадцать дней, потом тридцать дней следующего месяца и три дня третьего. Вот на сколько дней пятьдесятница позже праздника опресноков или пасхи. Итак от четырнадцатого дня (первого месяца) до третьего дня третьего месяца пятьдесят дней. Посему говорится: месяца же третияго изшествия сынов Исраилевых от земли Египетския, рече Господь Моисею: сошед засвидетельствуй людем, и очисти я днесь и утре (Исх. 19:1-10). Это Господь говорит в новомесячии. В третий день, говорится далее, снидет Господь на гору Синайскую, пред всеми людьми (Исх. 19:11). Итак, в какой день дан закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа; потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, но в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самым образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святый. Итак в ветхом завете закон дан был в пятидесятый день. А после пришествия в обетованную землю израильтяне в память об этом событии устроили праздник; и в это время от начатков новых плодов и от новых колосьев приносили Богу; и это было символом праздника. Так как в день пятьдесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо: то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу. Сноп колосьев служил прообразом этого, чтобы предобозначить собою снопы душ, избираемых из разных стран и приводимых к Богу. Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Потому, что если и при этом говорили, яко вином исполнени суть, то чего не сказали бы, если бы этого не было? Не просто был шум, но шум с неба и внезапный, чтобы более изумить их. Яко носиму дыханию бурну. Говорит, что сошествие Духа было с большой и сильной быстротой и заставило всех сойтись и сбежаться туда. И исполни весь дом. Дух Святый наполнил весь дом, чтобы показать, что дар этот дарован не отдельно кому-нибудь, но всей полноте Церкви; потому что дом был символом Церкви, как купель - символом воды; а это - знак обилия и силы. Но дом наполнился не огнем; потому что это принудило бы их удалиться. Что же всего удивительнее, так это то, что языки разделились и седе на едином коемждо их. Прекрасно говорит, что разделились, дабы ты узнал, что посланная Утешителем сила одна и та же. Прекрасно также говорит: яко огненни, и: яко носиму дыханию, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе. Итак не просто был ветер, не просто огонь, но Дух Святый, являвшийся там. Наблюдай: когда Иоанн видел Святого Духа, то видел Его в образе голубя; апостолам же нужно было видеть Его в образе огня. Седе на едином коемждо их, то есть, остался и начал обитать, потому что выражение «сидеть» есть знак прочного и постоянного пребывания. На кого же седе Святый Дух, на двенадцать ли только, или на сто двадцать? Ясно, что на всех; потому что апостол Петр не напрасно приводит слова пророка, когда говорит: и будет в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть (Деян. 2:17). И они не просто приняли, но исполнишася от Духа Свята, и притом вси, а не апостолы только. - Наблюдай: когда они бяху терпяще в молитве и молении (Деян. 1:14), когда были исполнены любви, тогда сходит Дух. Для чего же Он явился в виде огня? Для того, чтобы показать, что Он одного и того же существа с Тем, кто над купиною явился также в виде огня. И седе на голову; с головы же исполнил всего человека; и был виден на головах у них огонь не сожигающий, но освящающий и просвещающий. Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины: так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову; каковой образ рукоположения в силе и доныне. Так как сошествие Святого Духа бывает ныне невидимым образом: то на голову рукополагаемого архиерея возлагается евангелие; и когда оно возлагается, тогда в этом следует видеть не иное что, как покоящийся на голове огненный язык, - язык - ради проповеди, огненный - в силу слов: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12:49). Не сказал: утвердился или поместился, но: седе; не сказал также: занял поверхность, но: седе на…, чтобы показать, что всякий муж, совершающий священнодействие, есть трон Божий. И начаша глаголати иными языки. Благодать Божия благоволила определить исперва, чтобы слово апостолов было действенно; потому что зачем проповедники, если бы не было слушателей? А так как начаткам из язычников следовало стать участниками в вере с самых первых дней, то писатель прибавляет: и начаша глаголати иными языки. Почему же дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому, что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке; и один и тот же человек, по внушению Святого Духа, стал говорить и на персидском и на римском и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков; потому что апостолы могли говорить на многих языках. - Якоже Дух даяше им провещавати. Не от себя говорили, но провещавали от Духа Божия, проповедуя, то есть, уразумевая и провозглашая изреченные святыми пророками свидетельства о Христе.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Григорий Палама, свт. (†1359)

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились

Это – тот шум, о котором предрекла Анна Пророчица, когда приняла обетование о Самуиле, говоря: «Господь взыде на небеса, и возгреме: Той даст крепость и вознесет рог Христа Своего» (1Цар.2:10). Этот шум был также предвозвещен и в видении Илии; ибо говорится: «Се глас хлада тонка, и тамо Господь» (3Цар.19:12); ибо «глас хлада тонка» это – шум ветра. Предызображение сего гласа и дыхания ты можешь найти и в Евангелии Христовом. Ибо в последний день великого Праздника, т.е. в Пятидесятницу, стал Иисус – как повествует Богослов и Евангелист Иоанн, – и воззвал, говоря: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин.7:37–39). Но и по Воскресении, Он дохнул на Учеников Своих и сказал: «Приимите Дух Свят» (Ин.20:22). Таким образом, оный глас предобозначал сей шум, и дуновение – сие дыхание, которое ныне бурно разлившись свыше, испустив с неба великий и мощный шум, призывает всю землю под солнцем и всем, в вере приходящим, дарует благодать и вселяется в них. Является же с силою, как – все побеждающее и попирающее стены лукавого, уничтожающее грады и всякие твердыни врага, и смиряющее превозносившегося, возносящее же смиренных сердцем, и скрепляющее то, что было дурным образом разрешено, разбивающее же оковы грехов и разрешающее узы рабства. Исполнило же Оно дом, где они находились, делая его духовной купелью, и этим исполняя оное обетование Спасителя, которое, возносясь, Он им изрек: «Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех» (Деян.1:5). Но и то наименование, которое Он им дал, Он показал этим, как – справедливое: ибо силою сего шума с неба, Апостолы действительно стали «Сыны Громовы».

Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 2-11 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих

Что это за шум? Не шум ли это воинства ангельского? Не шум ли это херувимских крыльев, который слышал пророк Иезекииль (Иез. 1:24)? Чем бы он ни был, был он не с земли, но с неба и не от земных ветров, но от силы небесной. Шум сей объявляет о сошествии Царя Небесного, Бога Духа Утешителя. Дух не есть огонь, как не есть Он и голубь. Но Он явился на Иордане как голубь, а ныне является как огонь. Там – чтобы знаменовать невинность и чистоту Господа нашего Иисуса Христа, на Коего Он и сошел; здесь же – чтобы знаменовать огненную силу, теплоту и свет: силу, попаляющую грехи, теплоту, согревающую сердца, свет, просвещающий умы. Дух бесплотен и не воплощается ни в каком теле, но при необходимости Он является в том телесном виде, который лучше всего символизирует значение данного момента. А почему Дух Святый в этом случае явился в виде разделяющихся огненных языков, которые почили по одному на каждом из апостолов, сразу же становится понятно из последовавшего:

И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Вот и объяснение, почему Бог Дух явился в виде языков, и при том разделяющихся. Да станет первым Его действием то, чтобы апостолы смогли говорить на иных языках. А из сего ясно, что с самого начала Церкви Христовой Евангелие спасения было предназначено всем народам земли, как и определил Господь после Своего Воскресения, заповедав апостолам: идите, научите все народы. Ибо после того как иудеи, народ богоизбранный, отвергли Господа и распяли Его, Господь Победитель свершил для Себя новое избрание из всех народов на земле, и так возник новый богоизбранный народ, не единого языка, но единого духа, народ святой, или Церковь Божия. Как же апостолы Христовы пошли бы ко всем народам и научили бы все народы, если бы не знали языков тех народов? Таким образом, первой силою, потребной этим первым миссионерам Евангелия, дабы они могли начать свою миссию, была возможность понимать иностранные языки и говорить на них. Люди простые, они знали лишь свой родной язык, еврейский, и больше никаких. Если бы они стали учить многие иные языки обычным путем и способом, то когда бы они их выучили? И за всю свою жизнь они не выучили бы того, чему научил их Дух Святый в одно мгновение. Ибо, взгляните, сколько разных народностей, говорящих на разных языках, собралось тогда в Иерусалиме: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне!

Каждый слышал их говорящих его наречием.

Беседы. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

2–3. Однако же верующие не знали и не могли знать, что обетование Христово должно было исполниться над ними именно в день Пятидесятницы. Поэтому в известном смысле неожиданно для них, «внезапно» последовало сошествие на них Святого Духа. Очень может быть, что незадолго перед молитвенным часом верующие готовились, собирались идти в храм, чтобы принять участие там в богослужении вместе с прочими своими соотечественниками. Мысль же о Христе и Его обетовании и в этот момент была первою и господствующею их мыслию, дававшею тон их душевной настроенности.

И вот внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Внутреннему, духовному действию Духа Святого предшествовали внешние, ощущаемые телесными чувствами явления. Это были знамения, или вестники имевшего непосредственно за сим последовать сошествия Духа Божия внутрь верующих. Они имели прежде всего то значение, что возбуждали и возвышали дух верующих и чрез то окончательно подготовляли их к принятию Святого Духа именно в этот момент. В то же время эти явления символически изображали самое духовное событие. Они последовали с неба; не в окна ворвавшийся сильный ветер произвел шум в доме, но шум шел по направлению сверху вниз, чем указывалась небесная причина совершающегося (Лк. 24, 49). Знамения эти были для слуха и зрения. Для слуха последовал шум, который наполнил весь дом и который был так велик, что привлек к нему многих жителей Иерусалима (ст. 6).

Это явление чувственно изображало, с одной стороны, могучую силу, которая имела снизойти и обитать в апостолах, с другой – то, что этою силой будет Дух, именно Дух Божий. Для зрения открылись пред верующими многие огни, имевшие форму человеческого языка; число их равнялось числу присутствующих; они шли также сверху вниз и почили по одному на каждом верующем. Огни были символом очищающего, освящающего и просвещающего души верующих действия Духа Божия. Языки, в виде которых явился этот огнь, указывали прямо на то, в чем выразилось очевидно, убедительно и для самих верующих, и для всякого стороннего наблюдателя внутреннее действие Духа Божия, – на дар языков. Что эти видимые явления были необыкновенные, чудесные, это очевидно не только для нас, созерцающих эти знамения вместе с теми чудесными духовными действиями, которые за ними непосредственно последовали, но сразу очевидно было и для апостолов. Шум, наполнивший весь дом, где находились верующие, не только по своему направлению, но и сам в себе был какой-то особенный, необычайный, так что дееписатель только сравнивает его с шумом от несущегося сильного ветра. Что же касается явления, наблюдаемого зрением, то чудесность его была еще более очевидна. Языки, снисшедшие на верующих, не были обычные огни. С последними дееписатель опять только сравнивает их, чтобы нагляднее описать явление: они были светящиеся, как бы огненные; они лишь светили, но не жгли. Самая форма, вид этих огней, а также разумность их движения указывали прямо на скрывающуюся за ними чудодействующую, высшую, духовную причину.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 2-3 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Так изображает Лука чудесные знамения, которые свидетельствовали о великом событии сошествия Святого Духа. При наступлении дня Пятидесятницы все были единодушно вместе, т.е. двенадцать Апостолов, преблагословенная Мария, Матерь Господа Иисуса, и другие, верующие в Иисуса Христа, о которых прежде упомянул Апостол (Деян. 1:14, 16), и, без сомнения, как и прежде, они проводили время в молитве и благоговейном ожидании обещанного от Отца (ст. 4). И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханью бурну, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра». Это не шум обыкновенного ветра: он идет не по закону обыкновенного ветра, не с востока или запада, не с севера или полудня, а сверху, с неба, и Апостол не называет этого явления шумом ветра или ветром, а объясняет его сравнением с шумом как бы от несущегося сильного ветра.

И исполни весь дом, идеже бяху седяще. «И наполнил весь дом, где они находились». Смотрите, как опять изображает Апостол дивное явление: шум пришел с неба, а не с какой-нибудь стороны, по обыкновенному теченью ветра, и этот шум не пошел в которую-нибудь сторону через дом, а только наполнил дом. Поэтому для всех понятно было, что это явление не есть обыкновенное, а чрезвычайное и чудесное. И что говорит Апостол далее? И явишася им разделена язы́цы яко огненна. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные». Опять Апостол, изображая новое чудесное явление, объясняет его сравнением: «явились разделяющиеся языки» – какие языки? Не огненные, а как бы огненные; не называет их Апостол огненными, а как бы огненными, может быть, потому, что они, показываясь огненными по виду, не обнаруживали действия огня, не жгли, не опаляли; а вместе с шумом только служили чудесным знамением невидимого действия Духа Божия. Называя языки разделяющимися, Апостол указывает на другое явление, не объясненное им: предполагается одно основание, или как бы одно огненное пламя, от которого отделялись языки, или это пламя разделялось на языки, или на части, представлявшие вид языков. "Они были от одного корня", – замечает св. Златоуст, – "чтобы ты знал, что это сила, посланная Утешителем". Происходящий с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и как бы огненные языки не были явлением самого Святого Духа: потому что Дух Святый, по своему существу, невидим, не подлежит наблюденью внешних чувств, не может быть ни слышим ушами, ни видим глазами.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И внезапно: это слово не означает здесь совершенной неожиданности для апостолов описываемого далее явления. По обетованию Господа, данному им за несколько дней перед сим, что они будут крещены Духом Св. чрез несколько дней в Иерусалиме (Деян.1:4–5; ср. Лк.24:49), ученики Господа, без сомнения, ожидали исполнения этого обетования. Очень вероятно, что они ожидали это именно в этот великий праздник для прославления имени Господня перед всем собравшимся на праздник народом. Поэтому надобно полагать, что внезапно относится к неожиданности самого способа исполнения этого обетования, самого образа крещения их Духом Св.; внезапно, неожиданно для них было явление Духа Св. в этом шуме и огненных языках, без всякого особого предварения и посредства, и именно в этот час, а не другой.

Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра: выражение показывает, что это не был собственно ветер шумящий, а шум подобный (как бы) тому, какой бывает от сильного ветра, но – без ветра (ср. Злат. и Феофил.). Направление силы, производивший этот шум, было сверху вниз, с неба к тому дому, в котором было собрание учеников Господних. Этот шум был так силен, что слышен был не только собравшимся в доме, но и посторонним (ст. 6) не на малое, вероятно, расстояние.

Наполнил дом: шум этот как бы сосредоточился в доме, к которому принесся с неба, и наполнил его собой.

Где они находились: точнее – где они сидели. До наступления часа молитвы (ст. 15) собравшиеся представляются сидящими, вероятно, слушая поучение; впрочем сидели может быть употребляется в общем смысле

пребывали, может быть пребывали в молитве и молении (как Деян.1:14). В обычные, назначенные часы молитвы верующие в Господа, вероятно, ходили в храм (ср. Деян.3:1; Лк.24:53), но вот в час третий (ст. 15), который был также час молитвы, они сподобились того, чего ожидали по обетованию и о чем, конечно, молились.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

Бысть – шум яко носиму дыханию бурну. И явишася им разделены язы́цы яко огненны Сектанты,
отвергающие видимую сторону таинств и утверждающие с самохвальством, что они приемлют благодать крещения без погружения в воду, – помазание от Святого (1Ин.2:20) без миропомазания от рук иерея и т. д., – пусть обратят внимание на то, что сошествие Св. Духа на апостолов не лишено было видимой, телесной, внешней стороны: напротив, оно было столь изобильно этой внешностью, что действовало на все телесные чувства: на слух, как шум, на осязание, как буря, наполнившая весь дом, на зрение, как схождение огненных языков. Только мертвец не ощутил бы тогда телом этого сошествия. Штундисты и прельщаются долей такого мертвеца, когда хотят, чтобы при сошествии к ним благодати не было никакого действия видимого, слышимого, осязаемого.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились

Шум… как бы от несущегося сильного ветра. Следовательно, самого ветра не было, только шум (ср. Злат. и Феофил. ), несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания апостолов, - шум настолько сильный, что привлек всеобщее внимание (6 ст. ).

Наполнил весь дом, т. е. сосредоточился в этом доме. Где они находились, собственно, где они сидели, пребывая в молитве и благочестивых собеседованиях, в ожидании исполнения обетования.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились

Явлению Духа Святого предшествовал шум, как бы от веяния сильного ветра, причем шум этот внезапно, но ясно и определенно несся с неба и распространился по всему дому, в котором находились Апостолы, т. е. где была Сионская горница. «Не ветер наполнил дом, а шум или звук, который верным сначала слышался отдаленным (с неба), потом приближающимся к месту их», которое и наполнилось им. «Только ход ураганов всегда горизонтальный. Но бури здесь на самом деле вовсе не было, здесь говорится только о бывшем шуме или звуке, и для объяснения его делается сравнение – указывается на гул и шум сильного ветра. Необычайный звук с неба, при тишине воздуха, как трубный глас (Евр.12:19), возвестил им об исполнении их единодушного желания. Этими словами указывается тот момент, когда верные, подняв свои взоры, увидали сходящие на них огненные языки» (у прот. Полотебнова, стр. 57). Гремели громы, сверкала молния и совершались другие страшные явления в природе, когда совершалось дарование закона при Синае. И здесь совершается нечто необычайное, но совершенно иначе. Не для того, чтобы устрашить долженствующих иметь участие в сем деле, но для того, чтобы обратить их достодолжное внимание на то, к чему они уже приготовились, а отчасти и для всех окружающих их. Домом у Евреев называлось все строение, принадлежащее домохозяину. Горница же была как бы на кровле (плоской). Поэтому распространение шума по всему дому должно представлять слышным здесь и вокруг повсюду, как и находящиеся в горнице были видимы всеми, кто находился около. Таким образом, явление великого шума могло быть сколь естественным выражением явления великой Божественной силы, столь же и необходимым для обращения на нее внимания верующих и всех, кто мог быть свидетелем сего славного и знаменательного явления Духа Святого.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении.


Лк.3:16. Под крещением «Духом Святым» и «огнем» разумеется не словесное научение истинам веры: Мф.28:19-20, а сошествие Св. Духа на Апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4. Водное крещение есть самостоятельно: Лк.3:21; Мф.3:16; Ин.3:5,23; Деян.8:35-39;10:44-47.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Ин.1:33. Под крещением «Духом Святым и огнем» (Лк.3:16) разумеется не словесное научение истинам веры, а coшествие Святаго Духа на апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4; стало быть, здесь об отрицании водного крещения и речи нет: Ин.3:5,23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О ниспослании Святаго Духа.
 

Ин.14:16-20. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31;14:30, таковы представители этого Мира – Иудеи, говорившие о Христе, что в Нем бес: Мф.12:24; знающими Дух истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святаго Духа, чрез слово Господа: Ин.15:3. Действие Святаго Духа было еще предуготовительно: Ин.7:39, и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святаго Духа: Деян.2:1-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Боговдохновенности новозаветных Писаний.

Ин.14:26. Это обетование исполнилось на святых апостолах в день Пятидесятницы: Деян.2:1-4; апостолам тогда вполне открылась истина Христова учения; отсюда непререкаемое свидетельство о боговдохновенности новозаветных Писаний, в которых апостолы изложили и объяснили учение Христово: 2Кор.2:17;4:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible