Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-30 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его

Затем прежде, чем в уме их могла родиться какая-нибудь мысль, он выставил им Давида, отстраняющего всякий помысл чело­веческий. «Ибо Давид говорит о Нем» (ст. 25). И смотри, какое опять уничиженное свидетельство! Для того он и привел его сначала, сказав то, что более уничиженно, чтобы показать, что смерть (Христова) не была событием горестным. «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Ибо Ты не оставишь души моей в аде» (ст. 25, 27). Затем, докончив свидетельство пророческое, присовокупляет: «мужи братия!» (ст. 29). Когда намерен говорить что-нибудь особенно важное, всегда употребляет такое вступление, чтобы тем воз­будить их внимание и привлечь к себе. «Да будет позволено», говорит, «с дерзновением сказать вам о праотце Давиде» (ст. 29). Какая великая скромность! Так он всегда снисходит, когда это было безвредно. Потому и не сказал: это сказано о Христе, а не о Давиде; напротив, весьма благоразумно выказывает глубокое уважение к блаженному Давиду, чтобы тем тронуть их; и о том, что всеми признано, говорит так, как будто это было дерзко сказать, стараясь расположить их в свою пользу теми похвалами (Давиду), какие незаметно вводит в свою речь. Потому и не просто говорит: о Давиде, но: «о праотце Давиде». «Что он и умер и погребен». Не говорит пока: и не воскрес; но другим образом сейчас же высказывает и это, говоря: «и гроб его у нас до сего дня» (ст. 29). Теперь он доказал то, что желал; но и после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде: «будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему» (ст. 30).

Так говорит он с тою целью, чтобы они, по крайней мере, хоть из уважения к Давиду и к его роду, приняли слово о воскресении, – так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь. «И зная», говорит, «что Бог с клятвою обещал ему» (ст. 30). Не сказал просто: обещал, но, что было сильнее: «с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» (ст. 30). Смо­три, как опять указал на высокую истину. Так как он смягчил их своими словами, то смело предлагает это изре­чение пророка и беседует о воскресении.

Гомилии на Деяния Апостолов

Августин Аврелий, блж. (†430)

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня

Я знаю, что некоторым кажется, что смертью Господа Христа праведникам было даровано воскресение, обещанное нам в конце. Ибо написано, что из-за этого потрясения земли во время Его страдания камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52) и были увидены вместе с Ним, когда Он воскрес, в святом городе. Но, если они не продолжили своего сна, будучи вновь погребенными, то надо посмотреть, каким образом Христос считается первенцем из мертвых (Кол. 1:18), если они Его так опередили в этом воскресении. На это можно ответить, что так было сказано с предчувствием событий, что имеется в виду, что гробы отверзлись из-за потрясения земли, когда Христос висел на кресте, а тела святых воскресли не тогда, но после того, как Он прежде воскрес. Хотя «тогда», как я сказал, было добавлено с опережением событий, так что Христос, действительно, без сомнений считается первенцем из мертвых, и эти святые, следовательно, воскресли после Него в вечное нетление и бессмертие. Но остается одно, что занимает: каким образом Петр мог говорить - а сказано, действительно, правдиво, когда он признал, что через это пророчество предвозвещался не Давид, а Христос - что плоть Его не видела тления (Деян 2:31), добавив о Давиде, что гроб его у них. Как бы то ни было, он бы их не убедил, если его [Давида] тела там уже не было, так как если бы он воскрес раньше и плоть его не увидела бы тления, то гроб этот, тем не менее, мог бы остаться. Однако кажется неправильным, что в то воскресение святых, если даже оно им даровано было навечно, не было Давида, из рода которого так часто и с таким почитанием объявляется Христос. В опасности окажется и то, что говорится евреям о древних святых, потому что они увидели лучшее по сравнению с нами. Пусть они совершенствуются не без нас, если они уже находятся в этом нетлении воскресения, которое нам, обязанным совершенствоваться, обещано в конце.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 29-31 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Изложив свидетельство Давида, присовокупляет: мужие братия. Когда намерен сказать что-либо великое, предварительно пользуется этим оборотом, воодушевляя их и примиряя. А где не представлялось ничего такого, что могло бы быть вредным, там говорит с большою умеренностию. Если бы таким образом он сказал просто: «это сказано Давидом», то показался бы суровым и скорее возбудил бы в них гнев, чем соделал бы их послушными. Оказанием же большой чести блаженному Давиду он достигает того, что является удобоприемлемою мысль, что пророчество это сказано о Христе. В таком духе построена и вся эта речь его. Так, сказав, о Давиде, что он и умер и погребен, не сказал: и востал, но: и гроб его у нас до сего дня. Это равняется выражению: и он не восстал. Далее не прямо переходит ко Христу, но снова прославляет Давида, и этими прославлениями его (Давида) достигается цель слова; потому что для того и говорится это, чтобы иудеи ради чести, оказываемой ими Давиду, и ради его рода приняли слово о воскресении (Христа); так что если бы этого не было (т. е. если бы они не приняли слова о воскресении), то и оказали бы пренебрежение к пророчеству и подорвали бы уважение к себе самим. Бог с клятвою обещал ему. Не сказал: обетова, но: с клятвою обещал, указывая этим на непреложность обетования. Посадить на престоле его. Престол употребляется вместо царства во многих местах божественного Писания; так и здесь и в следующем месте: престол твой, Боже, в век века. Воздвигнуть Христа во плоти . Во плоти, говорит; потому что по божеству Он от века и всегда сидит вместе с Отцом; приписывает же все Отцу, чтобы удобнее могли принять то, что говорится. Но каким образом сидит на престоле Давидовом? Таким, что Он есть царь и иудеев и тем более тех, которые распяли Его.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

22–36. Когда апостол рассказывал пред своими слушателями, что чудесное событие, которого они суть свидетели, есть исполнение ветхозаветного пророчества об излиянии на всякую плоть Духа Святого в мессианское время, то это само собою рождало мысль, что, следовательно, мессианское время уже наступило, Мессия уже пришел. Итак, кто же и где Мессия?

И вот апостол Петр начинает свое благовествование о Христе. Он возвещает, что Мессия явился в Лице известного всем мужа – Иисуса Назорея; Мессиею, Христом Бог блистательно засвидетельствовал Его многими чудесами и знамениями, совершенными чрез Него. Апостол не имеет нужды приводить какие-либо другие доказательства мессианского достоинства Иисуса; достаточно было для него напомнить о многоразличных и великих чудесах Иисуса Христа и таким образом сослаться на собственный опыт слушателей.

Но для иудеев того времени был соблазном крест Христов. Чтобы устранить этот соблазн, апостол, благовествуя дальнейшую историю Спасителя, напоминая израильтянам, что этот Иисус Назорей был предан в их руки лукавым учеником и ими, при содействии римской власти и римских воинов, пригвожден ко кресту и умерщвлен, прибавляет, что все это совершилось не против воли Божией, но по определенному совету и предведению Божию. Но еще более нуждалось в подтверждении слово апостола о воскресении Иисуса Христа. Посему, благовествуя о Его воскресении, он не только дает об этом свое собственное свидетельство (ст. 24–32), но и обосновывает его на слове Божием, показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя Он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. В приводимых апостолом словах псалма (15, 8–11) богоблаженный дух Давида на основании своего живого и постоянного общения с Богом высказывает надежду и уверенность, что и смерть не разлучит его от Господа, что Бог не допустит, чтобы душа его навсегда осталась во аде, а тело подверглось безвозвратному тлению, что, напротив, в настоящей близости к нему Бога заключается для него твердый залог вечной жизни его с Богом. Апостол теперь свидетельствует не только то, что исполнение этой надежды Давида на освобождение из ада и воскресение зависит от воскресения Иисуса Христа, но что и Давид сам высказал эту свою надежду и уверенность ввиду имеющего некогда последовать воскресения Христова, которое есть основание и залог воскресения людей, что и для Псалмопевца победоносное сошествие Христа во ад и воскресение из мертвых было основанием его надежды на собственное, личное освобождение от уз ада и воскрешение; так что он, говоря в первом лице, говоря о себе, мыслил прежде всего Христа, на Котором на первом в полноте и должно было исполниться то его ожидание (ст. 25–31). К этому пророческому слову апостол Петр в заключение присоединяет свидетельство апостолов, что пророчество Давида о воскресении Христа действительно исполнилось на Иисусе (ст. 32).

В своем продолжении евангельская речь апостола Петра необходимо возвращается к тому, из чего исшел он в своем благовестии, – к ниспосланию на верующих Духа Святого, ибо это было и после плодом вознесения Иисуса Христа на небо, о котором апостолы теперь проповедуют. Но самое вознесение Иисуса Христа, поскольку оно, подобно Его воскресению, не было событием, опытно наблюдаемым слушателями апостола, нуждалось в подтверждении. Поэтому он свое свидетельство о вознесении Иисуса Христа также обосновывает на слове Божием, приводя слова Псалмопевца, которые ясно относятся не к кому другому, как к Мессии (Мф. 22, 41 и далее), и которые прямо говорят о возвеличении Его до приятия Им участия в славе и силе Божией (ст. 33–35).

В заключение апостол с силою высказывает и твердо устанавливает самую первую и основную истину, на которой зиждутся все другие, раскрытые им в продолжение своей речи. Эта истина есть та, что Мессия явился именно в лице Иисуса Назорея, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса (ст. 36). Чтобы еще более возбудить в них раскаяние, напоминает им, как несправедливы и злобны были они по отношению к этому Иисусу, Которого Бог так возвысил и возвеличил: Бог соделал Его Господом и Христом, а вы Его распяли. Он приписывает им вину распятия Господа: Сего Иисуса вы распяли, хотя среди слушателей его, конечно, было много и таких людей, которых во время страданий Спасителя и не было в Иерусалиме и которые поэтому не могли лично участвовать в умерщвлении Иисуса. В данном случае неважно, кто, собственно, принимал непосредственное участие в распятии Господа. Апостол противополагает здесь действия Божии действиям человеческим и ближайшим образом поведению в отношении к Мессии народа иудейского вообще и говорит, что распятие Господа есть общее дело, общая вина всего народа; поэтому совесть каждого человека должна мучиться при воспоминании об этом беззаконии и подвигать его искать средства примирения с Богом, прощения содеянного греха.

Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 29-31 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления

Апостол доказывает, что приведенное им пророчество из псалма Давидова относится не к самому пророку Давиду, но к обетованному Спасителю: оно предсказывает о воскресении Иисуса Христа. Повторю слова Пророка: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его (2Цар. 7, 12; Псал. 131, 11), он, провидя, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

И это пророчество святой Петр приводит для того, чтобы слушатели более приготовились к принятию проповеди его об Иисусе Христе. Намереваясь говорить о воскресшем Спасителе, он поставляет впереди себя одного за другим ветхозаветных проповедников-Пророков. Уважая Пророков, слушатели должны были внять словам их проповеди, которая так ясно говорит об обетованном Спасителе; а внимая сей проповеди, они мало-помалу располагались слушать и продолжение сей проповеди, которую предложил Апостол.

Что пророчество относится не к Давиду, это Петр доказывает очевидным образом: да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде. Говорит: с дерзновением, потому что проповедуемая истина очевидна и неоспорима. Всем известно, что Давид и умер и погребен, и гроб его, говорит Апостол, у нас до сего дня. Затем указав на достоинство Давида как пророка, и потому заслуживающего полное доверие, он продолжает: Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престол его, он провидя сказал о воскресении Христа, обетованного Искупителя мира. Обетование, данное Давиду, ближайшим образом относилось к его преемникам; но в совершенной полноте относится к вечному Царю-Христу и Его царству, как царству вечному (2Цар. 7, 13, 17).

Яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл ею по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле его. Клятвою клятся: это означает: Бог с клятвою или торжественно обещал и не отменит обещания, как сказано в псалме: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Псал. 131, 11). О происхождении обетованного Искупителя, Иисуса Христа, по плоти от Давида, многократно было предсказываемо Пророками (Парал. 17, 16, 17; Пс. 88, 4, 5; Ис. 11, 1 и след., Иер. 23, 5, Иер. 23, 6 6;]] 33, 14 и след.). Посадити на престоле его — это значит, что обещаемый великий потомок Давида будет царем Израильского царства, не того, которое составляют Израильтяне по плоти, но того, которое составляют дети обетования, истинные потомки Авраама и наследники веры его (Рим. 9, 6-8), то есть все истинно верующие в Иисуса Христа.

Предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Егo во аде, ни плоть Его виде истления. Так Апостол прилагает пророчество к событию: Пророк, по откровению Духа Божия, предвидел будущее и предсказал о том, что ныне совершилось, предсказал о воскресении Христа, о том, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления (Псал. 15, 10). Хотя тело Господа Иисуса Христа, по смерти Его на кресте, было положено во гроб; но, как оно оставленное на время душею, не было оставлено Божеством Сына Божия, потому и не могло подвергнуться тлению, не могло долго оставаться в области смерти.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

29. Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

Приведя вполне текст псаломного пророчества, ап. Петр указывает, что это место псалма пророчески предвозвещает о воскресении Христовом. К воскресению Христову он относит только главные, основные черты приведенного псаломного изречения, но, конечно, и все другие черты относит ко Христу.

Да будет позволено: о величайшем, одном из самых уважаемых праотцев народа, апостол выражается с особенной осторожностью и почтением, намереваясь говорить о нем, как о низшем Иисуса распятого.

С дерзновением: открыто, прямо, хотя бы истина, которая имеет быть изречена вслед за сим показалось кому-либо несоответственной с представлением об отношении Давида к Иисусу из Назарета.

О праотце: или патриархе – высокопочтительное название, употребленное здесь может быть нарочито по вышеприведенной причине.

Умер и погребен: как обыкновенный человек, с которым по его смерти и погребении не случилось ничего особенного, необыкновенного, т.е. собственно подразумевается, что он не воскрес из мертвых (ср. Злат. и Феофил.), и, следовательно, не на нем исполнилось то, что он говорил в своем лице о праведнике, который не останется во гробе.

Гроб его у нас до сего дня: т.е. с останками его тела, подвергшегося тлению подобно телам всех других людей. Давид был погребен в Иерусалиме (Неем.3:16. Флав. – о войне иуд. 1, 2. 5; Древн. 7, 15. 3. 13, 8. 4). «Теперь он (Петр) доказал то, что ему было нужно; и после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде… чтобы они по крайней мере хотя из уважения к Давиду и к его роду приняли слово о воскресении (Иисуса Христа), так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь» (Злат., ср. Феофил).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Давид


Давид (возлюбленный) (1Цар.16:13) – был младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился, по мнению большинства историков, в 1085 г. до Р. X. в г. Вифлееме. Господь отверг Саула за непокорность и противление слову Божию и вместо него царем над Израилем избрал одного из сыновей Иессея и повелел Самуилу отправиться в Вифлеем для помазания избранника на престол израильский.

Старшие семь сыновей Иессея, представленные Самуилу, не были избранниками Божиими. Избранником оказался младший сын – это был Давид, который среди братьев его и был помазан Самуилом на царство. Ему тогда было только еще 19 лет, и он пас стада овец на полях отца своего. Он был весьма красивой наружности, имел белокурые волосы и, подобно своему племяннику Азаилу, отличался быстротой бега и крепостью мускулов (Пс.16,33-35). Его рассказ Саулу о том, как он убивал льва или медведя, нападавших иногда на овец (1Цар.16:34-36), пастушеский посох в руке и сумка на шее, с которыми не расставался он при исполнении своих пастушеских занятий (ст. 40), и особенно многочисленные указания на пастушескую жизнь, которые мы находим в кн. Псалмов (Пс.22:16,77:70,72), – все это прямо говорит в пользу того обстоятельства, что Давид большую часть своей юношеской жизни провел среди величественной природы Палестины, при обстоятельствах, наиболее способствующих развитию благочестивых размышлений и благоговейному созерцанию творений Божиих, где он всюду видел неизгладимые следы Его премудрости, всемогущества и благости. Давид не вдруг вступил на престол, но сначала сделался оруженосцем Саула (1Цар.16:21).

Затем он удалился в Вифлеем, но вскоре снова возвратился для единоборства с филистимлянином-исполином, Голиафом, которого и убил (IЦар.17), поразив в лоб камнем из пращи, и затем отсек ему его же мечом голову. Эта победа очень прославила Давида. Когда он возвращался с Саулом с поля единоборства, то выходившие им навстречу женщины, с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами, восклицали: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч (1Цар.18:7). Она же доставила ему высокое положение при дворе и войске Саула.

В сих счастливых обстоятельствах Давид вступил в самые близкие и искренние отношения к Ионафану, сыну Саула. И полюбил его Ионафан, как свою душу, замечает священный историк (1Цар.18:1).

Вскоре после того Саул стал завидовать славе вифлеемского юноши, он боялся, как бы Давид не отнял его собственную славу, и потому искал случая погубить его; и хотя Давид, после новых счастливых побед над филистимлянами, сделался зятем Саула, женившись на его дочери Мелхоле, но и это не доставило ему безопасности (1Цар.18:10-29). После неоднократных воинских подвигов и успехов, в которых проявлялись храбрость и мудрость Давида, и нескольких случаев почти чудесного избавления от злобы и ненависти искавшего погубить его царя, подробно описанных свящ. историком и воспетых самим Давидом в его псалмах, он наконец получил помощь от колен Иудина и Вениаминова, по крайней мере, достаточную на первое время для того, чтобы иметь защиту и помощь ему в изгнании и странничестве (1Пар.12). Это еще более раздражило Саула, так как он видел в этом начало явного возмущения и потому стал преследовать Давида с большей силой и ненавистью.

Два или три раза, во время преследования Саулом Давида в пустыне, Саул всецело находился в руках Давида, но он щадил жизнь его как помазанника Господня 1Цар.24,26). Кто, подняв руку на помазанника Господа, останется ненаказанным, сказал он Авессе при последнем случае (1Цар.26: 9) и запретил убивать Саула.

Во время последней несчастной войны Саула с филистимлянами Ионафан и два брата его были убиты в сражении на горе Гелвуе (1Цар.312Цар.1), а сам Саул, ввиду поражения своего войска, израненный, пал на свой меч и кончил жизнь самоубийством. Тогда Давид, по Божественному указанию, удалился в Хеврон, и пришли мужи Иудины, говорит свящ. повествователь, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным (2 Цар.2:4). Он царствовал над коленом Иудиным 7,5 лет, но в конце этого времени, когда окончилась продолжительная распря между домом Давидовым и домом Сауловым, он был торжественно помазан царем над всеми коленами Израилевыми (2Цар.5:1-5), к чему, как мы видели выше, он был предназначен Богом чрез пр. Самуила еще задолго до сего торжественного дня.

Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, вообще же царствование его продолжалось с лишком 40 лет (ст. 4). В начале своего царствования Давид овладел Иерусалимом, взял крепость Сион у иевусеев, владевших Сионом, и сделал означенный город своей столицей, который и получил название: Город Давидов (2Цар.5:6-11). При его мудром и кротком правлении город быстро и значительно расширился. В нем всюду появились величественные здания, воздвигнуты сильные укрепления, и Ковчег Завета, остававшийся доселе без определенного местопребывания, с особым религиозным торжеством и весельем был перенесен в новый город, в новую Скинию. С сего времени Иерусалим сделался царской столицей, местопребыванием царского семейства и, что всего важнее, градом Божиим, городом Великого Царя (Пс.48,2, Мф.5:35). В него стекались сотнями тысяч израильтяне, со всех концов страны, для отправления своих ежегодных праздников, и народонаселение города, его богатство и слава быстро распространялись. Теперь Давид возымел желание соорудить величественный храм для поклонения Господу, вместо Скинии, устроенной лишь на времга и переносившейся с места на место. Но Бог возвестил ему чрез пророка Нафана, что этот храм построится в мирное царствование сына его Соломона (2Цар.7).

После различных, всегда победоносных войн для Давида с народами, обитавшими на границах царства Израильского, возникла война с аммонитянами (см. Аммонитяне), во время которой Давид впал в одно из самых тяжких преступлений, которое состояло в том, что он вступил после насильственной смерти Урия в незаконное сожительство с его женой Вирсавией, что навлекло на него гнев Божий и различные бедствия на семейство царя в последние годы его царствования (2Цар.12: 9). Его домашнее спокойствие было нарушено кровосмешением сына его, Амнона, с единокровной дочерью его Фамарью (2Цар.13). Затем последовало возмущение Авессалома, побудившее царя бежать из столицы и скрываться, чтобы спасти свою жизнь от руки мятежного сына (2Цар.14, 2Цар.15). Хотя смерть Авессалома и положила конец междоусобице, но всетаки оставила глубокую и кровавую рану в сердце огорченного отца (2Цар.18). Бунт Савея (2Цар.20), трехлетний голод (2Цар.21:1-14) и убийство Амессая Иоавом скоро следовали одно за другим как неизбежные спутники грехопадения, хотя он в нем и глубоко раскаялся, выразив свое сокрушение о грехе в 50-м псалме, составляющем доселе искреннейший и глубоко трогательный памятник чувств истинного покаяния.

В заключение всего последовало грозное наказание Божие – моровая язва, постигшая Давида и его царство, за тщеславие, обнаруженное им в исчислении народа израильского, которое, несомненно, было греховно в очах Божиих. Давиду теперь исполнилось уже 70 лет от роду. Почти пред самой его смертью сын его Адония сделал дерзкое покушение незаконно вступить на престол отца своего, но, к счастью, он не успел в своем преступном намерении. Чтоб оградить на будущее время свой престол от всяких незаконных притязаний, Давид передал кормило правления и венец своему сыну Соломону, вручил ему план и чертежи храма, равно как и сокровища, собранные им для сооружения храма; затем он созвал со всех пределов своего царства многочисленное собрание и обязал всех, равно как и сына своего Соломона, соблюдать повеления Господни и мирно скончался и был погребен в городе Давидовом.

По возвращении иудеев из Вавилонского пленения гробницы Давидовы указывались между водоемом Салах и домом храбрых (Неем.3:16). Его гробница, сделавшаяся усыпальницей последующих царей Иуды, упоминается и в позднейшее время. Гроб его (Давидау нас до сего дня (Деян.2:29), говорит св. ап. Петр в день чудесного излияния Св. Духа на апостолов. При императоре Траяне гробница находилась в развалинах, а во времена Иеронима она служила особенно важным пунктом странничества и паломничества благочестивых верующих христиан. Внизу coenaculum на Сионе указывают ныне здание, бывшее, по преданию, гробницей Давида.

Имя Давид у пророков иногда относится к Мессии (Иез.34,23,24, Ос.3:5). В тех местах, где Свящ. Писание упоминает о Давиде как о муже по сердцу Божию (1Цар.13:14, Деян.13:22), очевидно, указывается вообще на его возвышенный характер и благочестивую деятельность.

Всегда преданный Богу и покровительствуемый Богом, Давид привел вверенное ему царство в самое цветущее состояние, утвердил его единство, расширил его пределы, от Египта до Ливана, и от Евфрата до Средиземного моря, оградил его безопасность от внешних врагов, возвысил внутреннее его благоустройство и пр. Псалмы (Псалтирь – книга хвалений, 150 псалмов), написанные Давидом, ставят его наряду с величайшими свящ. писателями и пророками. Справедливо замечают, что псалмы по возвышенности и трогательности выражений, величию и чистоте религиозного чувства, одушевляющего их, почти беспримерны. Они, так сказать, воплощают в себе всемирный язык для выражения различных религиозных сердечных движений души верующей.

Эти священные песнопения, раздававшиеся некогда в пустынях Энгадди и одушевлявшие евреев среди долин и гор Иудеи, повторялись после того в течение целых веков и повторяются доселе почти во всех частях света – и на отдаленнейших островах Океана, и в лесах Америки, и в пустынях Африки. Глубоким благочестивым чувством и сердечной теплотой, сокрытыми в них, сколько человеческих сердец смягчили, очистили, утешили, возвысили к небу эти священные песнопения! Сколько людей привели они к Богу чрез размышление о Божественной премудрости, святости и любви Божией, так часто проповедуемых и возвещаемых в этой поистине книге хвалений!

Кроме того, Псалтирь можно назвать еще и книгой пророчеств, в которой ясно изображены многие черты и обстоятельства из жизни Спасителя: так, напр., предвечное Его бытие, Его воплощение, вочеловечение, Его страдания и искупительная смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, распространение Его учения до концов Вселенной, вечное царство и др.

В заключение скажем, что память о Давиде никогда не умирала в потомстве, и само Божественное Откровение многократно указывает на него, как на избранного помазанника Божия, от семени которого имел родиться и родился по плоти Спаситель мира Христос Господь (3Цар.9,4,54Цар.14,3; Ис.27:35; Иер.23:5; Иез.34:23,24; Ос.3:5; Мф.1:1; Лк.1:27; Ин.5:42; Деян.2:25-29 и пр.). Память царепророка Давида празднуется Церковью 26 декабря.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня

Да будет позволено с дерзновением. Намереваясь говорить о величайшем, наиболее уважаемом праотце, как о низшем Иисуса Распятого, апостол употребляет нарочито столь осторожное и мягкое выражение.

Умер и погребен, как обыкновенный человек, с которым по его смерти и погребении не случилось ничего особенного, необыкновенного, т. е. собственно подразумевается, что он не воскрес из мертвых, и что, значит, не на нем исполнилось то, что он говорил в своем лице о праведнике, который не останется во гробе.

Гроб его у нас до сего дня - т. е. с останками его тела, подвергшегося тлению подобно телам всех других людей.

Златоуст говорит, переходя к толкованию дальнейшего: «теперь он (Петр) доказал то, что ему было нужно. И после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде…. чтобы они, по крайней мере, хотя из уважения к Давиду и его роду приняли слово о воскресении, так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь…»

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня

Выясняя отношение пророчества к Иисусу Христу, Апостол обращает внимание на самое существенное, т. е. на слова о воскресении, и доказывает, что Давид умер и погребен, но не воскрешен, причем ссылается даже на присутствие его гроба (бывшего недалеко от Сионской горницы, так как здесь же были дворцы и усыпальницы царей Иудейских). «Почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом», говорится в 3-й книге Царств (3Цар.2:10). Неемия эту гробницу исправлял (Неем.3:16). А так как гробницы у Евреев были священны, а потому и неприкосновенны, посему-то там же сохраняли и сокровища. Когда в 130 г. до Рождества Христова напал на Иерусалим Антиох VII, то Иоанн Гиркан раскрыл комнату гроба Давида и достал оттуда более 3000 талантов, частью которых и откупился от Антиоха VII, как рассказывает о сем Иосиф Флавий в своем сочинении «О древностях» (VII, 15–XIII, 8). По сообщению же блаженного Иеронима, гроб Давида был хорошо известен многим даже в его время († 420 г.). Царь Давид пользовался у Евреев великою славою и потому Апостол ограничивается на первый раз сказанием о несомненности его смерти, не упоминая о его тлении (которое, по народному Иудейскому представлению, не касалось некоторых ветхозаветных праведников). И сказанное Апостол, как бы не решаясь сказать, просил дозволения изложить откровенно, но осторожно, хотя и с некоторою смелостью. «Оказанием большей чести блаженному Давиду он достигает того, что является удобоприемлемою мысль, что пророчество это сказано о Христе. В таком духе построена и вся речь его. Так, сказав, что Давид умер и погребен, не сказал: «и восстал», но: «и гроб его у нас». Для того это и говорится, чтобы Иудеи ради чести, оказываемой Давиду, и ради его рода приняли слово о воскресении Христа» (Феофилакт).

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Зачем нам священники, когда Сам Бог научает нас? (Ин.6:45)

Ответ:  

Господь Свое учение возвестил апостолам и, возносясь, не сказал им, что Он Сам непосредственно научит людей, но повелел: «Идите и научите все народы» (Мф.28:19). Апостолы, исполняя волю Господа, проповедовали, «вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости» (Кол.1:28), и для научения новых человеческих поколений и всех народов поставили преемников, продолжателей своего дела, которые и возвещают не свое учение, а Господне.

Так как Господь возвестил миру Свое учение, поставил и послал апостолов и пастырей на проповедь, Сам Он управляет Церковью, поэтому и сказано: «будут все научены Богом» (Ин.6:45) через проповедь); «Господь прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47) не непосредственно, а через апостолов (Деян.2:14-42).

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты (адвентисты) говорят:   Смерть есть разрушение всего человека – не только тела его, но и души: «мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Фес.4:16). «Отцы ваши ели манну во пустыне и умерли» (Ин.6:49). «Он (Давид) умер и погребен» (Деян.2:29). «Моисей, раб Мой, умер» (Нав.1:2). «Авраам умер, и пророки умерли» (Ин.8:53). «Лазарь умер» (Ин.11:14). «Как ясны сии выражения! Моисей умер, Давид умер, Лазарь умер. Умереть значит перестать жить. Итак, эти люди все мертвы и нет их в живых… «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач нем» (Деян.8:2) Кто был погребен? Не только хижина Стефана, но сам Стефан».

Ответ:   Слово Божие свидетельствует, что умирает в человеке телесный состав его, который по своей природе есть прах, а душа, будучи существом духовным, продолжает свое самостоятельное бытие и по разлучении с телом. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). «Повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю» (телом, конечно – Тов.3:6). «Выходила из нее душа, ибо она умирала» (Быт.35:18), т.е. тело умирало, разрушалось, а душа, будучи живой, разлучалась с ним. «Испустил Исаак дух и умер» (телом – Быт.35:29). Моисей умер телом, а душа жива, так как он с пророком Илиею являлся на горе Преображения. Тело Стефана, умерщвленное камнями (Деян.7:58), погребли благоговейные мужи, а душу принял Господь: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59). Самое наименование тела хижиной (2Кор.5:1) должно убеждать в существовании отдельного от нее по природе жильца – бессмертного духа. Иисус Христос умер на кресте Своею Плотию (Ин.19:33), а душою сходил во ад (1Пет.3:18-19). Он учил, что умершие люди мертвы телом, но живы духом: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38; Откр.6:9-10; Евр.12:22-23). Следовательно, выражения «мертвые» и «умер», в указанных сектантами местах, говорят о смерти одной телесной природы в человеке.
«В той мысли, наилучшие – учит святой Исидор Пелусиот, – будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания; но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, – самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10:28), – самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать сильнейшим всякого доказательства».
«Впрочем, уступим ему, – говорит святой Епифаний, епископ Кипрский, – пусть он признает душу смертною. Тогда одно из двух должно положить: или что Господь возвестил истину, когда учил (Лк.16:19-31), что душа бессмертна, и, следовательно, несправедливо говорить, что она подлежит тлению, или что она подвержена тлению и что Христос и в речи о богатом и нищем, и в явлении Моисея и Илии ложно учил, что она негибнуща и бессмертна. Но Господь ничего не говорил несправедливого и не лгал. Ибо не как призрак и привидение из желания обмануть апостолов показал им на горе Моисея и Илию, но то, что они были на самом деле. Из этого, так сказать, и самый необразованный поймет, что Он сим подтвердил бессмертие и непогибаемость души».

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible