Скрыть
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-39 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш

Кротость больше жестокости уязвляет сердца наши и причиняет рану более чувствительную. Как тот, кто наносит удар телам затверделым, производит ощущение не столь сильное, а кто наперед смягчит их и сделает нежными, тот поражает сильнее, так точно и здесь - прежде надобно смягчить, и тогда уже поразить. Смягчает же не гнев, и не сильное обвинение, и не порицания, но кротость. <…> Петр кротко напомнил иудеям об их преступлениях и ни чего более не прибавил; сказал о даре Божием, указал на благодать, как на свидетельство о минувших событиях, и еще далее простер слово, иудеи устыдились кротости Петра, потому что он с людьми, распявшими его Владыку и замыш­лявшими убийство против самих (апостолов), беседовал, как отец и заботливый учитель. Они не просто убедились, но и осу­дили самих себя, – пришли в сознание того, что сделали. Это потому, что он не дал им увлечься гневом и не допустил их разума до омрачения, но своим смиренномудрием рассеял, как некоторый мрак, их негодование, и тогда уже выставил на вид их преступление. Ведь так обыкновенно бывает: когда мы скажем, что нас обидели, обидевшие стараются доказать, что они не обижали; а когда скажем, что нас не обидели, но скорее мы сами обидели, – те поступают напротив. По­этому, если хочешь привесть обидевшего в затруднение, – не обвиняй его, но вступись за него, и он сам будет обвинять себя: род человеческий любит спорить. Так сде­лал Петр. Он не осудил (иудеев) со всею силою, а на­против, постарался еще с возможною кротостью почти защи­тить их и потому тронул их душу. Откуда же видно, что они умилились? Из их слов. Что именно говорят они? «Что нам делать, мужи братия?» Тех, которых называли обманщиками, теперь называют братьями, не столько для того, чтобы сравнить себя с ними, сколько для того, чтобы расположить их к любви и попечению. А с другой стороны, так как апостолы удо­стоили их этого названия, то они и говорят: «что нам делать»? Не сказали тотчас: итак, покаемся; но предали себя на их волю. Как человек, застигнутый кораблекрушением или бо­лезнью, увидя кормчего или врача, все предоставляет ему и во всем слушается его, – так и они признались, что находятся в крайнем положении и не имеют даже надежды на спасение. И смотри: не сказали они: как мы спасемся, но: «что нам делать»? Что же Петр? Здесь опять, хотя спрошены были все (апостолы), отвечает Петр. «Покайтесь», говорит он, «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (ст. 38). И еще не говорит: уверуйте, но: «да крестится каждый из вас», – потому что веру они получали в крещении. Потом показывает и пользу (крещения): «для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (ст. 38). Если вы получите дар, если крещением дается «прощение» (грехов), то зачем медлите? Потом, чтобы сделать свое слово убедительным, присовокупил: «ибо вам принадлежит обетование» (ст. 39). И здесь разумеет то же обетование, о котором говорил и выше. «И детям вашим». Значит, более велик дар, когда у них есть и наследники благ. «И всем дальним»: если дальним, то тем более вам – близким. «Кого ни призовет Господь Бог наш» (ст. 39). Смотри, когда говорит: «дальним»? Тогда, когда они были уже расположены к нему и осудили себя; ведь душа, когда осудит себя, уже не может завидовать.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-40 Слышавше же умилишася сердцем, и реша к Петру и прочым апостолом: что сотворим, мужие братие? Петр же рече к ним: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашым, и всем далним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетелствоваше и моляше их, глаголя: спаситеся от рода строптиваго сего

Видишь, сколько благоснисхождения, и как оно более, чем суровость, способно проникать в сердца людей и смягчать их. Хотя блаженный Петр и напоминает им в этом месте об их дерзновениях, но напоминает кротко, не прибавляя ничего оскорбительного для них. Устыдились благоснисхождения Петрова, то есть, того, что с ними, предавшими смерти самого Господа, поднимавшими руки на них самих и желавшими истребить их (апостолов), он (Петр) говорил с заботливостию, как отец и учитель. Умилишася, говорится: не просто убедились, но познав себя; потому что говорят: что сотворим, как бы недоумевая и беспокоясь за свои дерзновения. Кого прежде называли обманщиками, тех называют теперь братьями, и при этом не дерзают употреблять этого названия пред лицом тех, кого так называют, но желают заявить чрез это свою любовь и то, как сильно они (иудеи) стали расположены к апостолам. Поэтому, как показывает начало речи Петровой, и сами апостолы называли их этим именем. Хотя вопрос был предложен всем апостолам; однакож снова отвечает Петр, - так как сами апостолы предпочитали его уста, - и говорит: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа. Слова эти не противоречат следующим словам: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19); потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу). Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына - не Бог, и имя Святого Духа - не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только - в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа. И приимете дар Святаго Духа. Заметь: он показал, что дар Христов и дар Святого Духа - один и тот же дар; так как одно и то же и достоинство их. Беседуя выше он назвал этот дар обетованием. Далее говорит: и чадом вашым; потому, что дар ценнее, когда блага переходят и к наследникам. И всем далним. Если же этот дар - для дальних, то тем более для вас близких. Обрати внимание на то, когда указал им (иудеям) на призвание язычников, сказав: и далним. Когда? Тогда, когда нашел их умилившимися и познавшими себя. Когда душа осуждает себя саму, тогда она уже не может завидовать.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Крещение детей

 

Сектанты говорят: Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил... и все идут к Нему (Ин.3:22-26). Евангелист не говорит, что шли и несли детей, а только шли – идти могут только взрослые («Баптист». 11 г., №1, 5 стр.).

Православный ответ: Прежде всего «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2); во 2-х, в 3-й и в 4-й гл. Иоанна говорится не о крещении для прощения грехов (Деян.2:38) и присоединения к Церкви (Деян.2:41), а о крещении покаяния, как у Иоанна Предтечи. Церковное же крещение установлено пред Вознесением (Мф.28:19-20) и впервые практиковалось после сошествия Святого Духа (Деян.2:38-41). Что же касается Христа Спасителя, то не только взрослые к Нему приходили, но и детей приносили, и Он «обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16). Если дети способны принимать благодать Христова благословения, то они могут принимать и благодать крещения Христова.

Оружие правды


Крещение детей

 

Сектанты говорят: Деян.8:12: «крестились и мужчины и женщины», а не дети («Бапт.», 9, №10).

Православный ответ: Не сказано, что дети не крестились, а умолчено, но мы знаем, что дети не лишены обетования крещения (Деян.2:39).

Оружие правды


Крещение детей

 

Сектанты говорят: Деян.2:39: в словах: это «обетование принадлежат вам и детям вашим» – речь не о младенцах, а о детях, как потомках. Сравни места: Деян.2:39; Деян.13:32; 1Пет.3:6; 4Цар.17:41 («Бапт.», 9, №10, 14 стр.).

Православный ответ: Тексты приводимые сектантами против крещения детей не доказательны:

Деян.13:32: неужели обетование воскресения не касается наших малюток и они не будут воскрешены? Несомненно их воскресит Господь.

1Пет.3:6: взрослые называются детьми своих родителей. Не значит ли, что дети-младенцы лишаются возможности называться детьми и посему лишатся благодати прощения грехов. Несомненно, младенцы очищаются от грехов в крещении.

4Цар.17:41: Здесь взрослые названы тоже детьми, но это не лишает детей-младенцев благодати крещения.

Оружие правды

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

38–39. Не на обильные и богатые жертвоприношения и не на другие какие-либо подвиги ветхозаветной законной праведности указывает в своем ответе апостол Петр, как на то, чего требует от желающих спастись воля Божия. Два только дела он требует от них: покаяния и крещения во имя Иисуса Христа, духовно-нравственного исправления и веры в Иисуса как Христа и Господа богопоклоняемого, свидетельствуемой и запечатлеваемой крещением. И два обетования высказывает он им за эти два дела: прощение грехов и дар Духа Святого. Чтобы еще более возбудить своих слушателей к раскаянию и вере во Христа, апостол напоминает им и заставляет пожалеть, что, тогда как именно им прежде всего и детям их принадлежит обетование Божие о спасении чрез Мессию, они до сих пор были первыми врагами своего Спасителя. Помня заповедь Иисуса Христа идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари даже до края земли (Мф. 28, 19; Мк. 16, 15; Деян. 1, 8), апостол, впрочем, прибавляет здесь же, что спасение Божие во Христе не простирается только на иудеев, но на всех, кого ни призовет Господь наш.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш

Апостол ободряет слушателей, внушая им надежду на милость Божию. Может быть, между ними были и такие, которые думали, что их грех слишком велик, что они не могут более надеяться на милость Божию, чтобы им быть участниками выше показанного обетования (ст. 17, 18, 21). Как бы так говорит апостол Петр: не думайте, что то обетование, о котором предсказал Пророк, не вам принадлежит, что вы недостойны принять Святого Духа, по грехам вашим: нет, обетование то принадлежит и вам, и детям вашим, и всем дальним вашим потомкам, которые только послушают гласа призывающего Господа Бога нашего; ибо Господь Спаситель говорит: иже веру имет и крестится, спасен будет (Марк. 16, 16).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.

39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Петр же, от лица и прочих апостолов, к которым обращались вместе с Петром сокрушавшиеся сердцем, сказал им и пр.: апостол указывает путь примирения с Богом и отвергнутым Мессией в покаянии и крещении, и как на плоды этого примирения указывает на прощение им грехов и получение дара Св. Духа.

Покаяние – исповедание грехов с решимостью переменить жизнь греховную на праведную – есть перемена всего духовного религиозно-нравственного и умственного направления жизни, совершенный переворот в жизни, или, в частности, здесь отречение от иудейства в его отречении от Христа и обращение к христианству. Апостол сим требует того же, чего требовали от иудеев Предтеча Христов и сам Христос, первой проповедью которых, по вступлении в дело общественного служения, была проповедь о покаянии (Мф.3:2; Мф.4:17 и парал.; см. прим.). Такое покаяние есть необходимое условие для вступления в царство Христово или церковь Его.

Второе требование апостола есть требование крещения во имя Иисуса Христа: понятие и действие крещения предполагаются уже известными слушателям из действий Крестителя и учеников Христовых; оно определяется здесь только точнее, именно – как крещение во имя Иисуса Христа, во имя Иисуса как Мессии. Сим уже необходимо предполагается вера в Иисуса из Назарета как Мессию. Иисус есть Христос – в этом главное содержание веры и исповедания желающих принять крещение и через то войти в церковь Христову. Выражение сие не означает, что должно креститься, или тогда крестились, только во имя Христово; сам Господь повелел апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф.28:19); оно обозначает только главное, основное содержание веры и исповедания крестящихся, признание Иисуса Мессией, Господом и Богом, с чем необходимо соединяется принятие всего учения Его о Боге и мире и искуплении человечества, т.е. всего учения христианского. Бл. Феофилакт наводит еще такое толкование на сии слова апостола о крещении во имя Иисуса Христа: «слова эти не противоречат словам – крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф.28:19), потому что церковь мыслит Святую Троицу нераздельную, так что в следствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Св. Дух нераздельны по существу».

Для прощения грехов: через покаяние и в крещении по вере в Иисуса Христа как Искупителя, своей смертью примирившего человечество с Богом, снимается с человека ответственность за грехи, прощаются ему грехи. Это – отрицательная сторона, отложение ветхого человека с греховными деяниями его; положительная – принятие крещаемым даров Св. Духа, создание нового человека. Под даром Св. Духа разумеется здесь не дар языков, полученный апостолами в день Пятидесятницы, но вообще благодать Св. Духа, даруемая через покаяние в крещении, хотя не исключается сим и сей частный дар языков, как внешнее свидетельство и выражение и удостоверение в сообщении благодати Св. Духа (ср. Деян.10:45; Деян.11:17), а ровно и другие дары Духа, указанные выше в пророчестве Иоиля (ст. 17, 18). В уверение, что кающиеся и крестящиеся получают Св. Духа, апостол указывает общее основание, – о Божьем обетовании относительно сих даров Духа, перефразируя вышеприведенное пророчество Иоиля (ст. 17, 18).

Обетование об излиянии Духа Св. в последние дни, данное через пророка Иоиля и других пророков, принадлежит вам, т.е. всем иудеям, имеющим дожить до этих последних дней, следовательно, и теперешним слушателям ап. Петра, и всем их современникам, на них и в них должно придти в исполнение это обетование, хотя, конечно, не на всех, а только на тех, кто из них обратится от иудейства в христианство; и детям вашим, т.е. исполнение этого обетования не ограничивается только настоящим поколением, современным этим последним дням, но будет простираться и на все будущее время. Так как слова – сын, дети – не имеют значение непосредственных только сынов или детей известного лица или поколения, а означают, по еврейскому словоупотреблению, вообще потомство, как бы далеко оно ни продолжалось (ср. прим. к Мф.1:1): то исполнение обетования и здесь относится ко всему будущему потомству иудеев без ограничения времени, кто из этого потомства будет обращаться в христианство.

И всем дальним: под дальними разумеются здесь не отдаленные потомки иудеев (что заключается в понятии – и детям вашим) и не рассеянные по дальним странам между язычниками иудеи и их потомство (так как в словах – вам и детям вашим содержится понятие о всех иудеях, где бы они ни жили, ибо всем иудеям, как народу завета, дано это обетование), но язычники (ср. Феофил), имеющие быть призванными в царство Христово, все народы во все дальнейшее время. Этого значения слова дальние требует сам ход апостольской речи, в которой круг участников обетования постепенно расширяется: иудеи, потомки их, где бы и когда бы они не жили, и, наконец, язычники. О призвании язычников неоднократно говорил сам Христос и апостолам заповедал проповедовать Евангелие всем народам и крестить их (Мф.28:19; Деян.1:8 и др.). О сем говорит здесь ап. Петр, но говорит не прямо, а прикровенно, может быть потому, что мысль о Мессии всемирном, о Мессии и язычников не вмещалась еще тогда в уме иудеев, казалась им соблазнительной (ср. Ин.7:35–36 и прим.), и апостол щадил слабость их, тем более, что раскрывать мысль о призвании в царство Мессии язычников не было теперь особой нужды (после апостол раскрыл ее подробнее; см. гл. 10 и 11). – Кого ни призовет Господь: в сих словах содержится ограничение предшествующих слов. Обетование об излиянии даров Св. Духа дано всем, но осуществится оно только на тех, кто будет призван Господом в царство свое, т.е. кто обратится к вере во Христа, кто покается и крестится во имя Иисуса Христа, что зависит от Божия призвания и свободной воли человека (ср. Ин.6:44 и прим.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш

Вам… и детям вашим, т. е. вообще потомкам и всем дальним, т. е. отстоящим в самых далеких степенях родства и близости к народу иудейскому. Здесь можно мыслить также и язычников, о которых апостол говорит прикровенно, щадя слабость иудеев, могущих усмотреть нечто соблазнительное в предоставлении язычникам равного участия в Царстве Мессии. Вопрос этот должно было разрешить само время, здесь же - следовало избегать всего, что должно было бросить тень на достоинство проповедуемых новых истин.

Кого ни призовет Господь Бог наш Господь призывает всех, всем желает спасения; очевидно, здесь имеются в виду те, которые, прилагая к призванию Господню собственную свободную волю, осуществляют на деле призвание, принимая покаяние и крещение во Имя Иисуса Христа.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш

Принадлежность обетовании Божиих Еврейскому народу была прежде особенная, но потом эти обетования простерлись и на все народы, так что еще Симеон Богоприимец называл Иисуса Христа «Светом в откровение языком», но вместе и «славою Израиля». На сие то последнее, по-видимому, и намекал Апостол, возбуждая в Евреях благороднейшие чувства общей богоизбранности – отцов и детей, из рода в род, чего прочие народы не имели и не имеют, ибо там каждый должен призываться особо, через заявление каждым своей веры в Мессию, тогда как Евреи могут спасаться по вере уже существующей в них от предков – срвн. (Рим.3:23). Хотя о призвании язычников Апостол сказал здесь более прикровенно, нежели в других речах (в главах 10 и 11), однако в словах его о дальних и ближних, призываемых Богом, несомненно многие здесь бывшие прозелиты из далеких мест могли восчувствовать о своем призвании. История же первенствующей Церкви свидетельствует, что из числа ее членов многие были прежде прозелитами. Эту прикровенность речи о призвании язычников преосвящ. Михаил объясняет тем, что «мысль о Мессии всемирном не вмещалась еще тогда в умах Иудеев, казалась им блазнительной (Ин.7:35-36). Апостол же щадил слабость их, тем более что раскрывать (подробно) мысль о призвании в Царство Мессии язычников не было теперь особой нужды». Была же насущная нужда обращения Иудеев, с которых должна была начаться Апостольская проповедь по завещанию Иисуса Христа (Деян.1:8).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении младенцев.
 

Мф.16:16. Не только апостол Петр исповедовал Христа Сыном Божиим, но и дети Ему восклицали: осанна Сыну Давидову: Мф.21:15-16. Отсюда ясно, что сердечное исповедание может быть и у малолетних, поэтому грешно воспрещать детям, хотя бы и младенцам, родиться от воды и Духа: Ин.3:5; тем более, что апостол Петр говорит: Деян.2:39. Очевидно, крещение младенцев было и у первых христиан: Деян.16:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении младенцев.
 

Мф.21:15-16. Если дети по сердечному влечению могли приветствовать Господа восклицанием: осанна! и если Сам Господь воспретил препятствовать ученикам Своим приходить к Нему детям: Мф.19:14-15, то какое право имеем мы не допускать детей приходить к Господу чрез святое крещение: Ин.3:5; Деян.2:39?

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении младенцев.

Мк.2:3-5. «Иисус, видя веру их», т. е. принесших расслабленного, исцелил больного и простил ему грехи. По вере сотника исцелен слуга: Мф.8:13; по вере хананеянки исцелилась дочь её: Мф.15:28. По вере родителей и восприемников и по заповеди Господней приносятся к святому крещению младенцы: Мф.19:14; Деян.2:38-39;16:15,33; Рим.5:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении младенцев.
 

Мк.10:13-16. Если бы крещение детей излишне было, то излишне было бы молитвенное возложение рук и благословение их: Мф.19:13; Господь не сказал: «этих» детей, а таковых есть царство небесное, стало быть, разумеются все дети, необходимость крещения коих видна из Рим.5:12; Ин.3:5; Деян.2:38-41;18:8.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении младенцев.
 

Мк.16:15–16. Сердечную веру во Христа имеют и младенцы: Мф.21:16; не поэтому ли и Господь запретил препятствовать прихождению к Нему детей: Мф.19:14; а апостол говорил, что обетование принадлежит как взрослым, так и детям их: Деян.2:39;16:15; но, чтобы получить это обетование, необходимо креститься: Ин.3:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О покаянии.
 

Лк.1:69-72. Как в ветхом завете преступник, ухватившийся за рог храмового жертвенника, избавлялся от наказания: 3Цар.1:50;2:28, так и прибегающий к Господу с верою и покаянием получает отпущение грехов: Деян.2:38-39; Мф.18:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible