Скрыть
И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Галилеянин Петр и Андрей то персидским, то мидийским языком изъяснялись; Иоанн и прочие апостолы на всех языках говорили перед язычниками. Ибо не ныне начали собираться сюда во множестве чужестранцы отовсюду, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они, не учась, узнали? Столько лет с помощью грамматики и наук учатся только греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и не все в равной степени говорят. Ритор может преуспеть в речи, а грамматик иногда и не очень хорошо говорит, и даже знающий грамматику не знает философии. А Дух Святой вдруг научает многим языкам, которых апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость, это Божественная сила. Какое сравнение их долговременного невежества с совершенным и внезапным, многообразным и необычайным действием языков?! Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому вавилонскому смешению. Ибо при смешении языков первом было разрушение замысла, так как замысел был богопротивным, здесь же утверждение и соединение мыслей, так как благочестивым был помысел. Через что отпадение, через то же и восстановление.

Поучения огласительные 17

Григорий Богослов, свт. (†389)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на родном, и, что особенно чудно, стали говорить не учившись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1Кор.14:21; Ис.28:11).

Слова. Слово 41

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-7 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне

«И исполнились», прибавляется далее, «все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (ст. 4). Прежде всякого другого знамения получают они именно это, так как оно было необыкновенно, и не было нужды в другом знамении. «И почили», сказано, «по одному на каждом из них», – следовательно, и на том, кто не был из­бран; потому-то он уже и не скорбит, что не избран подобно Матфию. Сказано: и исполнились все. Не просто приняли благо­дать Духа, но исполнились. «И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Не сказал бы: «все», хотя тут были и апостолы, если б и остальные не участвовали. С другой стороны, сказав о них прежде отдельно и поименно, он и теперь не сказал бы о них на ряду с прочими. Если там, где нужно было сказать только, что тут апостолы, он упоминает о них отдельно, то тем больше (упомянул бы) здесь.

Но заметь, прошу тебя, как Дух приходит именно тогда, когда они пребывают в молитве, когда имеют любовь. А слова: «как бы огненные» напомнили им и о другом видении, потому что, как огонь, Он явился и в купине. «Как Дух давал им провещевать»; их слова, действительно, были провещаниями (αποφθέγματα). Сказано: «в Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные» (ст. 5). Что они были благоговейны, свидетель­ством тому служит именно то, что они тут жили. Каким образом? Принадлежа к столь многим народам и оставив свое отечество, свои домы, своих родственников, они жили тут. «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение» (ст. 5, 6). Так как это событие случи­лось в доме, то, естественно, сбежались находившиеся вне дома. «Народ, и пришел в смятение». Что значит: «в смятение»? Смутился, удивился. За­тем (писатель), разъясняя, чему удивлялись, прибавляет: «ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Итак, собрался народ «говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (ст. 6-7). Тотчас же обратили взоры на апостолов.

Беседы на Деяния Апостольские

Августин Аврелий, блж. (†430)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

В этой удивительной согласованности есть то большое несоответствие, что там народу строго запрещалось собираться в том месте, где давался закон, а здесь Святой Дух сходит на тех, кто был собран вместе, ожидая Его, обещанного им. Там перст Господа действовал на каменных скрижалях, а здесь - в сердцах людей. Значит, там закон был дан извне, для устрашения несправедливых людей, здесь закон был дан изнутри, которым они оправдываются. «Не прелюбодействуй, не убивай, не пожелай», и все прочие заповеди, написанные на этих скрижалях, повторяются и в той проповеди, где говорится: Люби ближнего своего как самого себя (Мф 19:19). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (Рим 13:10). Эта любовь записана не на каменных скрижалях, но излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:5). Значит, закон Божий - это любовь. Плотская мудрость ему не подчиняется, ибо не может. Но когда на скрижалях пишутся дела любви для устрашения этой плотской мудрости, то это есть закон дел и буква, убивающая лицемера. А когда сама любовь распространя ется в сердцах верующих, то это - закон веры и Дух, животворящий любящего.

О духе и букве


Ведь и само это видимое дарование Святого Духа Господь осуществил не однажды, но дважды. Ведь сразу же после воскресения из мертвых Он сказал, дунув: Примите Духа Святаго (Ин 20:22). Итак, разве тогда дав Его, Он поэтому не послал позже Того, Кого обещал? Или Он не Тот же ли Святой Дух, Который и тогда был выдохнут Им, и после Им Самим послан с неба? Поэтому другой вопрос состоит в следующем: почему сам дар Его, сделанный очевидно, был сделан дважды? Возможно, из-за заповеди любви к двоим - к ближнему и к Богу, чтобы видно было, что любовь при надлежит Святому Духу, этот Его дар был явным образом дан дважды. А если надо искать другую причину, то теперь в ее поисках не следует рассуждать дольше, чем нужно. Только пусть будет известно, что без Святого Духа мы не сможем любить Христа и соблюдать Его заповеди. И мы можем это делать тем меньше, чем меньше мы Его принимаем; и тем больше, чем больше мы Его принимаем. Поэтому не напрасно Он посылается не только не имеющим, но и имеющим. Не имеющим, чтобы они имели, а имеющим, чтобы имели еще больше. Ведь если бы один не имел меньше, а другой больше, то святой Елисей не сказал бы святому Илии: Дух, Который в тебе, пусть будет на мне вдвойне (4Цар 2:9).

Трактат на Евангелие от Иоанна

Лев Великий, свт. (†461)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Сколь быстрой является речь мудрости, и как быстро постигается то, чему учат, там, где Бог является учителем! Не надо было слушать объяснения, привыкать пользоваться. Не надо было времени для изучения, но, так как Дух истины дышит, где хочет (Ин. 3:8), собственные языки отдельных народов стали общими в устах Церкви. Итак, с этого дня прозвучала труба евангельской проповеди, с этого дня ливни благодатных даров и потоки благословений стали орошать всякую пустыню и высохшую вселенную, так как для возобновления лица земли (Пс. 103:30) Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2), а для рассеивания древних сумерек засверкало сияние нового света, когда в блеске сверкающих языков слышится Слово Господа сверкающее и огненная речь, у которой для творения понимания и для искоренения греха есть и действенность озарения, и сила сожжения.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Единство языков, уничтоженное гордостью Вавилона, было восстановлено смирением Церкви, а в духовном смысле разнообразие языков означает многие благодатные дары. В действительности, не так, как следует, воспринимается то, что Святой Дух для того впервые дал людям дар языков, которыми человеческая мудрость извне учится и которым научает, чтобы показать, как легко Он может сделать людей мудрыми через Божественный разум, который у них внутри.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-4 И егда скончавашася дние пятдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати

Почему (случилось это) егда скончавашася дние пятдесятницы? Потому, что когда должен был сойти серп на жатву, когда следовало собирать плоды, тогда должен был сойти и серп слова; и как бы вместо серпа слетал изощренный Дух Святый. И Христос говорит: жатва многа, делателей же мало (Мф. 9:37), и в другом месте: видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Ин. 4:35). Восприняв начатки, Христос сам первый вознес их; сам же первый послал и серп. Почему же (послал) егда скончавашася дние пятдесятницы? Потому, что этому следовало быть, когда снова наступит праздник, чтобы бывшие при кресте Христовом могли видеть и это. Разделени языцы яко огненни. Пострадавший по плоти добровольною страстию и воскресший из мертвых Господь совоскресил с Собою и нас, умерших грехом, и разрушил власть диавола. Поэтому до пятьдесятницы (от пасхи) мы на молитве не делаем земных поклонов, воспевая победу над нашими врагами: тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся (Пс. 19:9). Но, при явлении нам в огненных языках Духа Святого, мы преклоняем колена, не вынося этого зрелища и показывая, что чрез Святого Духа мы познали совершенное поклонение Святой Троице; потому что Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:24). Сошествие Святого Духа совершилось в день пятьдесятницы по следующей причине. В день пятьдесятницы, в ветхом завете, дан был закон. Итак, в какой день дан был закон, написанный на скрижалях, в тот же день даровано законоположение Святого Духа, начертанное не на скрижалях, но на сердцах. В день пятьдесятницы народ (израильский) получил закон в пустыне синайской; потому что в четырнадцатый день первого месяца, по лунному счислению, когда праздновали опресноки и тайну пасхи, вышли сыны Израиля из Египта. От четырнадцатого дня считай до конца месяца семнадцать дней, потом тридцать дней следующего месяца и три дня третьего. Вот на сколько дней пятьдесятница позже праздника опресноков или пасхи. Итак от четырнадцатого дня (первого месяца) до третьего дня третьего месяца пятьдесят дней. Посему говорится: месяца же третияго изшествия сынов Исраилевых от земли Египетския, рече Господь Моисею: сошед засвидетельствуй людем, и очисти я днесь и утре (Исх. 19:1-10). Это Господь говорит в новомесячии. В третий день, говорится далее, снидет Господь на гору Синайскую, пред всеми людьми (Исх. 19:11). Итак, в какой день дан закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа; потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, но в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самым образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святый. Итак в ветхом завете закон дан был в пятидесятый день. А после пришествия в обетованную землю израильтяне в память об этом событии устроили праздник; и в это время от начатков новых плодов и от новых колосьев приносили Богу; и это было символом праздника. Так как в день пятьдесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо: то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу. Сноп колосьев служил прообразом этого, чтобы предобозначить собою снопы душ, избираемых из разных стран и приводимых к Богу. Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Потому, что если и при этом говорили, яко вином исполнени суть, то чего не сказали бы, если бы этого не было? Не просто был шум, но шум с неба и внезапный, чтобы более изумить их. Яко носиму дыханию бурну. Говорит, что сошествие Духа было с большой и сильной быстротой и заставило всех сойтись и сбежаться туда. И исполни весь дом. Дух Святый наполнил весь дом, чтобы показать, что дар этот дарован не отдельно кому-нибудь, но всей полноте Церкви; потому что дом был символом Церкви, как купель - символом воды; а это - знак обилия и силы. Но дом наполнился не огнем; потому что это принудило бы их удалиться. Что же всего удивительнее, так это то, что языки разделились и седе на едином коемждо их. Прекрасно говорит, что разделились, дабы ты узнал, что посланная Утешителем сила одна и та же. Прекрасно также говорит: яко огненни, и: яко носиму дыханию, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе. Итак не просто был ветер, не просто огонь, но Дух Святый, являвшийся там. Наблюдай: когда Иоанн видел Святого Духа, то видел Его в образе голубя; апостолам же нужно было видеть Его в образе огня. Седе на едином коемждо их, то есть, остался и начал обитать, потому что выражение «сидеть» есть знак прочного и постоянного пребывания. На кого же седе Святый Дух, на двенадцать ли только, или на сто двадцать? Ясно, что на всех; потому что апостол Петр не напрасно приводит слова пророка, когда говорит: и будет в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть (Деян. 2:17). И они не просто приняли, но исполнишася от Духа Свята, и притом вси, а не апостолы только. - Наблюдай: когда они бяху терпяще в молитве и молении (Деян. 1:14), когда были исполнены любви, тогда сходит Дух. Для чего же Он явился в виде огня? Для того, чтобы показать, что Он одного и того же существа с Тем, кто над купиною явился также в виде огня. И седе на голову; с головы же исполнил всего человека; и был виден на головах у них огонь не сожигающий, но освящающий и просвещающий. Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины: так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову; каковой образ рукоположения в силе и доныне. Так как сошествие Святого Духа бывает ныне невидимым образом: то на голову рукополагаемого архиерея возлагается евангелие; и когда оно возлагается, тогда в этом следует видеть не иное что, как покоящийся на голове огненный язык, - язык - ради проповеди, огненный - в силу слов: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12:49). Не сказал: утвердился или поместился, но: седе; не сказал также: занял поверхность, но: седе на…, чтобы показать, что всякий муж, совершающий священнодействие, есть трон Божий. И начаша глаголати иными языки. Благодать Божия благоволила определить исперва, чтобы слово апостолов было действенно; потому что зачем проповедники, если бы не было слушателей? А так как начаткам из язычников следовало стать участниками в вере с самых первых дней, то писатель прибавляет: и начаша глаголати иными языки. Почему же дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому, что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке; и один и тот же человек, по внушению Святого Духа, стал говорить и на персидском и на римском и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков; потому что апостолы могли говорить на многих языках. - Якоже Дух даяше им провещавати. Не от себя говорили, но провещавали от Духа Божия, проповедуя, то есть, уразумевая и провозглашая изреченные святыми пророками свидетельства о Христе.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 3-4 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси, – дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранее, воистину, действовал Дух Святый, – потому что это Он говорил чрез Пророков и предвозвещал будущее – ныне же чрез огненные языки явился всем в Своей Ипостаси, и Владычным образом, как бы на престоле, сев на Христовы Ученики, сделал их орудиями Своей силы.

Но по какой причине Он явился в виде языков? – Дабы показать, что Он – сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем – язык. Но также – и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же – огненные языки? – Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, – ибо Бог наш есть Огнь, и то – Огнь, поядаяй беззаконие, – но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе – просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, – не «огненные», но – «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано – чтобы на основании примера – у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? – Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый – один одно, другой – другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством. Выражение же «седе» не только обозначает Владычнее достоинство, но – и единость Божественного Духа. «Седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята»: ибо и разделившись согласно различным силам и действиям Своим, Дух Святый в каждом действии представляется целостным, нераздельно разделяемый и полностью даемый в участие, по образу солнечного луча. «Глаголаша иными языки» т.е. на разных наречиях к собравшимся от всех народов», «якоже Дух даяше им провещевати»; ибо они стали орудиями Божественного Духа, действующими и движущимися по Его воле и силе; всякое же орудие со вне восприемлемое, становится причастным не естества, но энергии действующего, которая восприемлется от него; так бывает и в отношении орудия Святого Духа, как и Давид, говоря в Духе Святом, глаголет: «Язык мой трость книжника скорописца» (Пс.46:2). Следовательно, пишущая трость есть орудие пишущего, становясь причастной, конечно, не естества писца, но его энергии, и то начертывая оное, что пишущий желал бы и мог.

Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: 1Кор.14:26-31. Не нужно священноначальствующих нам, мы и сами можем назидаться по Апостолу: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а один изъясняй. Если же будет истолкователь, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение».

Православный ответ: Здесь не о священноначалии, а о чрезвычайных дарах Божиих: дар языков, пророчеств и истолкования. Верующие, не знающие иностранных языков, как и Апостолы в Пятидесятницу (Деян.2:4), могли говорить языками, а иные разъясняли. Были и пророки. Ничего подобного у сектантов нет: они и на русском языке ничего толком сказать не умеют, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим.1:7). Дары, о которых упоминается у апостола, прекратились еще в 4 веке (Златоуст, 34 беседа на 1Кор.13:8), и эти дары никогда не отменяли священноначалия, ибо в том же послании оно признается ап. Павлом: 1Кор.12:28-29, ср. Еф.4:11.

Оружие правды

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 2-11 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих

Что это за шум? Не шум ли это воинства ангельского? Не шум ли это херувимских крыльев, который слышал пророк Иезекииль (Иез. 1:24)? Чем бы он ни был, был он не с земли, но с неба и не от земных ветров, но от силы небесной. Шум сей объявляет о сошествии Царя Небесного, Бога Духа Утешителя. Дух не есть огонь, как не есть Он и голубь. Но Он явился на Иордане как голубь, а ныне является как огонь. Там – чтобы знаменовать невинность и чистоту Господа нашего Иисуса Христа, на Коего Он и сошел; здесь же – чтобы знаменовать огненную силу, теплоту и свет: силу, попаляющую грехи, теплоту, согревающую сердца, свет, просвещающий умы. Дух бесплотен и не воплощается ни в каком теле, но при необходимости Он является в том телесном виде, который лучше всего символизирует значение данного момента. А почему Дух Святый в этом случае явился в виде разделяющихся огненных языков, которые почили по одному на каждом из апостолов, сразу же становится понятно из последовавшего:

И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Вот и объяснение, почему Бог Дух явился в виде языков, и при том разделяющихся. Да станет первым Его действием то, чтобы апостолы смогли говорить на иных языках. А из сего ясно, что с самого начала Церкви Христовой Евангелие спасения было предназначено всем народам земли, как и определил Господь после Своего Воскресения, заповедав апостолам: идите, научите все народы. Ибо после того как иудеи, народ богоизбранный, отвергли Господа и распяли Его, Господь Победитель свершил для Себя новое избрание из всех народов на земле, и так возник новый богоизбранный народ, не единого языка, но единого духа, народ святой, или Церковь Божия. Как же апостолы Христовы пошли бы ко всем народам и научили бы все народы, если бы не знали языков тех народов? Таким образом, первой силою, потребной этим первым миссионерам Евангелия, дабы они могли начать свою миссию, была возможность понимать иностранные языки и говорить на них. Люди простые, они знали лишь свой родной язык, еврейский, и больше никаких. Если бы они стали учить многие иные языки обычным путем и способом, то когда бы они их выучили? И за всю свою жизнь они не выучили бы того, чему научил их Дух Святый в одно мгновение. Ибо, взгляните, сколько разных народностей, говорящих на разных языках, собралось тогда в Иерусалиме: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне!

Каждый слышал их говорящих его наречием.

Беседы. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Следовательно, он услышал язык, которого не знал (Пс 80:6). Здесь под языком мы должны понимать наставления Нового Завета. Ведь если ты понимаешь речь, то каким образом еврейский народ услышал язык, которого не знал, в то время, как не подлежит сомнению, что Господь Христос говорил на еврейском? Значит, это говорится, потому что они услышали язык через Евангелие, то есть предписания, которых они раньше не знали. Или это означает время, когда апостолы, исполненные Святого Духа, разговаривали на разных, хотя и не известных им языках.

Изъяснения Псалмов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

4. Непосредственно за этими или даже вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, в душах верующих совершившееся событие: исполнились все Духа Святаго. Духа Святого исполнились все присутствующие без различия пола и состояния; действие Духа не соединялось здесь с какою-либо должностью, оно потребно было для каждого верующего. Духовных дарований апостолы удостаивались и прежде (Мф. 10, 8; Ин. 20, 22); но это были частные отдельные дары Духа Святого, они не касались всей личности облагодатствуемого и притом не были постоянною его принадлежностию, а лишь временно сообщались ему по нуждам спасения человечества. Но теперь апостолы исполнились Духа Святого, на них снизошла полнота духовных благодатных дарований, весь человек преобразился, очистился, освятился и просветился действием Духа Божия, и этот Дух стал постоянным их руководителем и учителем (Ин. 14, 16–17).

Как скоро огнь божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли к небу слово хвалы и благодарения великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу (ст. 11). Это слово хвалы и благодарения верующие начали выражать на других языках, как Дух давал им провещевать. Каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь ином, дотоле ему неизвестном языке, – на языке страны, где он не жил и языка которой никогда не изучал; знание этого языка было для него исключительно даром Духа Святого. Как различны были языки, на которых начали говорить верующие, это видно из обозначения тех стран, из которых происходили по рождению и языку собравшиеся около учеников Христовых иудеи (ст. 9–11). Здесь были и жители восточной Азии, и западной, и Африки, и Европы, и все они слышали между говорившими учениками Христовыми свой язык, понятную для себя речь. И из всех этих различных и разнообразных языков составился теперь один согласный хор славословия Богу Спасителю.

Таким образом, первоначальное Христово общество является здесь прообразом Церкви Христовой во всем ее будущем, когда в нее должны были войти все племена и народы и все составить одно тело, один дух о Христе Иисусе, единым сердцем и едиными устами вознося к Богу молитвы, моления, благодарения, прошения. При этом определяется и другое значение дара языков, в котором выразилась при сошествии Святого Духа облагодатствованная жизнь верующих: этот дар впоследствии сделается средством для распространения Евангелия между всеми народами земли.

Нельзя не припомнить при этом, что то же самое, что теперь является даром Божиим, некогда было в руках Того же Бога наказанием самомечтательной гордости. Было некогда время, когда бе вся земля устне едине, и глас един всем (Быт. 11, 1). Но человек пошел вопреки определениям Промысла Божия и для этого задумал безумное предприятие, которое должно было исполниться общими согласными усилиями всех людей. Но Бог ниспосылает неразумным труженикам различные языки, и это производит между ними такое разъединение, что они, не кончивши работы, должны были разойтись в разные стороны (Быт. 11, 3–9). Теперь же разделение языков является таким даром небесным, посредством которого доселе разделенные и разобщенные народности слагаются воедино целое, воедину Церковь Христову. Прекрасно выражает это церковная песнь: «егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа».

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

4. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать.

Исполнились все Духа Святого: под этим видимыми, чувственными, символическими знаками все бывшие в собрании получили невидимые, таинственные дары Духа Св. во всей их полноте, доступной для их приемлемости и потребной для их будущего служения. Слово исполнились надобно здесь принимать во всем его точном и обширном значении: Дух Св. сообщался верующим и в Ветхом Завете, дарован был и апостолам во время пребывания с ними Господа на земле, Он действовал и в верующих современниках Господа (Креститель, Елисавета, Захария, Симеон и др.), но в такой полноте и обилии даров Он не сообщался никогда и никому прежде, как теперь, и в смысле этой-то полноты даров Духа снисшедшего в день Пятидесятницы, и надобно понимать здесь выражение: исполнились все Духа Св. «Дух Св. действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах, в тех, которые первые по Боге и окрест Бога… Потом действовал в отцах и пророках… После же всего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времени: до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо или устроении (Деян.3:21), как показывает первое очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа; также по совершении домостроительства – дуновение Христово, которое очевидно было божественным вдохновением, и, наконец, нынешнее разделение огненных языков, которое и празднуем. Но первое было неясно, второе явственнее, а нынешнее совершеннее: ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует и – как сказал бы иной – сопребывает и сожительствует Дух» (Григ. Бог. IV, 16). "Наполнил весь дом: сей дом соделался вместилищем духовной воды, ученики сидели внутрь его и – весь дом был наполнен. Поэтому всецело крестились они, по обетованию, душой и телом облеклись в божественное и спасительное одеяние» (Кирилл Иерус., Твор. в рус. пер. стр. 309. М. 1855. Ср. Злат. и Феофил.).

Начали говорить на других языках: внешнее проявление внутрь воспринятой силы Духа Св. Это явление совершенно новое, небывалое прежде (что и обозначается словом начали), предреченное впрочем самим Господом (Мк.16:17) и следы которого мы видим только в апостольской церкви. Что выражение – говорить на других языках – означает здесь говорить на чуждых, неизвестных прежде говорившим, наречиях, это очевидно из дальнейшего повествования дееписателя (ст. 4–11; см. примеч.), где это выражение заменяется другими, его поясняющими, что Парфяне, Мидяне и пр. слышали учеников, говоривших их наречием, каждый из них слышал из уст учеников собственное его наречие, в котором родился. Это было величайшим чудом, поразительным как для самих учеников, ибо это явственно удостоверяло их самих, что они получили Св. Духа действительно и непреложно (ср. Деян.10:44–47), так и для собравшихся около них в то время неверовавших, ибо этот чудный дар есть особенно поразительное знамение для неверующих (ср. 1Кор.14:22). Что это был особенный дар Духа, внезапный, без предварительного упражнения учеников в изучении языков, это выразительно высказывает повествователь в дальнейших словах: как Дух давал им провещавать. Они были на этот раз как бы невольными органами особенного действия Духа Св., который своей волей и властью вкладывал в их уста речь на чужих, доселе неизвестных им, языках. «Петр и Андрей – галилеяне – говорят по-персидски и по-мидийски, Иоанн и прочие апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников. Дух Св. научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали наученные Им. Это – Божественная сила! Какое сравнение между долговременным их неведением и между этой всеобъемлющей, многосторонней, необычайной, внезапной силой говорить на всех языках!» (Кирилл Иерус. стр. 309–310). «Почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Св., стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском, и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках» (Феофил.). Или: «прежде всякого другого знамения получают они именно это потому, что оно было необыкновенно, и не было нужды в другом знамении» (Злат.). Предметом их теперешнего глаголания или провещавания на чуждых языках была не проповедь Евангелия, ибо в собрании были одни только верующие, наученные евангельской проповеди, а величие и слава Божия, как указывается далее (ст. 11), т.е. на незнакомых языках они славословили, величали Бога, как давал им Дух. В этом чудном событии прообразовательно представлялось учениками Господа, славящими Бога на разных языках, все будущее человечество, которое, входя и войдя в царство Христово, на разных языках, на языках всего мира как бы едиными устами и единым сердцем будет славить и воспевать пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Св. Духа ныне и присно и вовеки веков.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

И начата глаголати иными языки.

Для чего подается апостолам такой дар? Для того, чтобы проповедь их была понятною всем народам. Христос был чаянием языков (Быт.49:10), в обновленный Иерусалим должны были прийти все народы (Ис.2:2), ведение Бога должно было покрыть землю, аки вода много (Ис.11:9); вот для чего начинают апостолы говорить на разных языках; пользуясь этим дарованием, они должны были соединить в Церковь Христову народы, разъединенные смешением языков. Поэтому на разных языках апостолы возвещают величия Божия (Деян.2:11). А к чему служат неистовства штундохлыстов, когда они в своих собраниях выкрикивают бессмысленные звуки и слова?

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Исполнились все Духа Святого «Дух Святый, - говорит Григорий Богослов (Деян. 4:16), - действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах…, потом в отцах и пророках…, после же всего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно - по мере их удобоприемлемости и в три различные времена: до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо или устроении (Деян. 3:21), как показывает первое - очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа; также по совершении домостроительства - дуновение Христово, которое очевидно было Божественным вдохновением, и наконец - нынешнее разделение огненных языков… Но первое было не ясно, второе явственное, а нынешнее совершеннее: ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует и как бы сказал иной - сопребывает и сожительствует Дух…»

Начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать. В объяснение сего так говорит св. Кирилл Иерусалимский: «Петр и Андрей - галилеяне говорят по-персидски и по-мидийски, Иоанн и прочие апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников. Дух Св. научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали наученные Им. Это - Божественная сила! Какое сравнение между долговременным их неведением и между этою всеобъемлющею, многостороннею, необычайною, внезапною силою говорить на всех языках…»

Св. Феофилакт поучает: «почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многое, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках…»

Св. Ириней (202 г.) говорит о многих, еще в его время живших христианах, которые имеют «пророческие дарования, говорят на разных языках (pantodapaiV glwssaiV), открывают тайны сердца человеческого в назидание и объясняют тайны Божии» (adv. haer. V:6). В собеседованиях о жизни италийских Отцов - творении Григория Двоеслова - упоминается об одном отроке Арментарии, который говорил на иноземных языках, не учившись им (с. 304). Следы древности понимания дара языков в собственном смысле можно видеть и в том, что Фипострат, описывая жизнь Аполлония Тианского, которого хотел противопоставить Иисусу Христу, заметил о нем, что он знал не только все языки человеческие, но и язык животных. В Церковной Истории встречаются позднее примеры чудесного разумений иностранных языков, напр., в Ефреме Сирине.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Исполнение всех Духом Святым должно понимать в смысле совершенного облагодатствования всех, получивших дар Духа Святаго. Они наполнились Им в такой полноте и совершенстве, в каком каждый сосуд может наполниться. «Не просте прияша благодать, но исполнишася», говорит святой Иоанн Златоуст, причем делает намек, что этого исполнения Духа Святаго не лишился и тот (Иуст), который не был избран в число 12-ти Апостолов, равно как и другие, бывшие здесь, христиане. «Дух Святой сообщался верующим и в Ветхом Завете, дарован был и Апостолам, во время пребывания с ними Господа на земле. Он действовал и в верующих, современниках Господа (Крестителе Иоанне, Елисавете, Захарии, Симеоне и других), но в такой полноте и обилии даров Он не сообщался никогда и никому прежде, как теперь, и в смысле этой-то полноты и надобно понимать здесь выражение: «исполнились все Духа Святаго» (у преосвящ. Михаила, стр.49). Это наполнение верующих Духом Святым святой Григорий Богослов называет «сопребыванием и сожительством». По слову же Кирилла Иерусалимского, «верующие здесь крестились и облеклись душою и телом в божественное и спасительное одеяние». Внешним выражением этой внутренней полноты было нужное тогда говорение на других языкахнеизвестных прежде говорившим на них, о чем и предсказывал Иисус Христос (Мк.6:17). Это было удостоверением в совершившемся исполнении обетования о ниспослании Духа Святаго и видном как для самих говоривших на неизвестных прежде языках, так и в особенности для слышавших их. Но этот чрезвычайный дар, как и другие особливые дары (1Кор.14:22), совершался лишь временно и настолько, насколько было дано каждому, по особливому дарованию Духа Святаго. «Какое сравнение между долговременным их неведением и между этою всеобъемлющею, многостороннею, необычайною, внезапною силою говорить на всех языках» (говорит святой Кирилл Иерусалимский). «В этом чудном событии преобразовательно представлялось учениками Господа, славящими Бога на разных языках, все будущее человечество, которое, входя и войдя в Царство Христово, на разных языках будет славить и воспевать пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа» (см. у преосвящ. Михаила стр.51)

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении.


Лк.3:16. Под крещением «Духом Святым» и «огнем» разумеется не словесное научение истинам веры: Мф.28:19-20, а сошествие Св. Духа на Апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4. Водное крещение есть самостоятельно: Лк.3:21; Мф.3:16; Ин.3:5,23; Деян.8:35-39;10:44-47.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Ин.1:33. Под крещением «Духом Святым и огнем» (Лк.3:16) разумеется не словесное научение истинам веры, а coшествие Святаго Духа на апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4; стало быть, здесь об отрицании водного крещения и речи нет: Ин.3:5,23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О ниспослании Святаго Духа.
 

Ин.14:16-20. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31;14:30, таковы представители этого Мира – Иудеи, говорившие о Христе, что в Нем бес: Мф.12:24; знающими Дух истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святаго Духа, чрез слово Господа: Ин.15:3. Действие Святаго Духа было еще предуготовительно: Ин.7:39, и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святаго Духа: Деян.2:1-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Боговдохновенности новозаветных Писаний.

Ин.14:26. Это обетование исполнилось на святых апостолах в день Пятидесятницы: Деян.2:1-4; апостолам тогда вполне открылась истина Христова учения; отсюда непререкаемое свидетельство о боговдохновенности новозаветных Писаний, в которых апостолы изложили и объяснили учение Христово: 2Кор.2:17;4:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible