Скрыть
И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-26 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших

«И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (ст. 16). Стараясь доказать это событие, тотчас упоминает и о чуде: «перед всеми», говорит, «вами». Так как он сильно укорил их и показал, что Распятый воскрес, то опять смягчает свою речь, давая им возможность покаяться, и говорит: «впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению» (ст. 17). «По неведению»: это – одно оправдание; а другое: «как и начальники ваши». Что Иосиф говорил братьям: «Бог послал меня перед вами» (Быт. 45:5), или лучше, что сам он прежде сказал кратко: «по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли» (Деян. 2:23), – то же самое говорит теперь пространнее. «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (ст. 18). Доказав, что это произошло по воле Божией, вместе с тем уже показывает, что это не их дело. А словами: «как предвозвестил» намекает на те слова, которыми они поносили (Христа) при кресте, когда говорили: «пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27:43,42). Ужели же то – пу­стые слова, безумные? Нет, но тому надлежало быть, и этому свидетели пророки. Следовательно, Он не по немощи Своей не сошел (со креста), но по Своей силе. Таким образом (апо­стол) представляет это, как оправдание для иудеев, для того, чтобы и они приняли (слова его). «Так», говорит, «и исполнил». Ви­дишь ли, как все приписывает Богу? «Итак покайтесь», говорит, «и обратитесь»; не говорит: от грехов ваших, но: «чтобы загладились грехи ваши» (ст. 19), чем показывает тоже самое. Потом говорит и о пользе: «да придут времена отрады от лица Господа» (ст. 20). Этим показывает, что они несчастны и удручены многими бедствиями. Потому-то он и сказал так, зная, что это слово вполне сообразно с состоянием человека, страждущего и ищущего утешения.

И смотри, как он мало-помалу идет вперед. В пер­вой речи он незаметно указал на воскресение и сидение на небе, а здесь ясно (говорит) и о Его пришествии. «И да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» (ст. 20). «Которого небо должно было принять», то есть, необходимо, «до времен совершения всего» (ст. 21). Почему не приходит теперь, – причина очевидна. «Что», говорит, «говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (ст. 21). «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (ст. 22). Там упомянул о Давиде, а здесь о Моисее. «Всех», говорит, «что говорил Бог». Не говорит: «что говорил» Христос, но: «что говорил Бог», чтобы прикровенною речью лучше привлечь их мало-помалу к вере. Затем обращается к тому, что достоверно, и говорит: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (ст. 22). Далее (указывает) и великое наказание. «И будет», го­ворит, «что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии» (ст. 23, 24). Здесь кстати сказал о погибели. Обращаясь (всегда) к пророкам, – когда говорит что-нибудь великое, – он представил (здесь) свидетельство, в котором содержится и то и другое. Так ска­зал и там: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). И удивительно, что в одном месте (говорится) о том и другом – и о подчинении, и о преслушании, и о наказании. «Как», говорит, «меня». Итак, чего вы боитесь? «Вы сыны пророков» (ст. 25). Следовательно, вам они говорили и все было для вас. А так как, по своему преступлению, они счи­тали себя отчужденными, – ведь не естественно думать, чтобы Тот, Кого они распяли, стал заботиться о них, как о сво­их, – то (апостол) показывает, что и то, и это согласно с про­рочеством. «Вы», говорит, «сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные» (ст. 25). «К вам первым», говорит, «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, послал Его благословить вас» (ст. 26). Зна­чит, и к другим; но прежде – к вам, распявшим Его. «Благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (ст. 26). Но посмотрим тщательнее на то, что выше прочитано. Сначала (апостол) внушает, что не они сделали чудо, сказав: «что дивитесь»? А чтобы не дать возможности сомневаться в словах своих и чтобы сделать их более достоверными, – предупреж­дает суд этих людей. «На нас», говорит, «что смотрите, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то»? Если это беспокоит и смущает вас, то поймите, кто сделал это, и не ужасайтесь. И смотри, как всегда безбоязненно порицает их, когда прибегает к Богу и говорит, что все – от Него. Поэтому и выше говорил: «Мужа, засвидетельствованного вам» (Деян. 2:22). И везде напоминает им об их злодеянии, чтобы и показать чудо, и подтвердить воскресение. А здесь присоединил и нечто другое. Не называет уже (Христа) Назореем, но – как? «Бог», говорит, «отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса».

Заметь и скромность его: не обвинил их и не сказал тотчас: и ныне веруйте, – вот человек, сорок лет бывший хромым, встал о имени Иисуса Христа. Не сказал так, – по­тому что чрез это сделал бы их еще более упорными; но сначала хвалит их за то, что они дивились случившемуся. И опять дает им название от (имени) предка. И не говорит: Иисус исцелил хромого, – хотя, действительно, Он исцелил его. А чтобы не говорили: как это возможно, чтобы (Бог) про­славлял законопреступника? – для этого напоминает им о суде пред Пилатом, показывая, что, если бы они захотели быть вни­мательными, то (узнали бы, что) Он – не законопреступник: иначе Пилат не пожелал бы освободить Его. И не сказал: когда тот хотел, но: «просили даровать вам человека убийцу», – т.е. вы просили отпустить того, кто убивал других, а Того, который оживотво­ряет убитых, – не захотели. А чтобы они еще не сказали: как теперь прославляет Его Тот, Кто тогда не помог Ему? – при­водит пророков, свидетельствующих, что тому надлежало быть. Затем, чтобы они не подумали, что оправданием для них служит определение Божие, – прежде всего упрекает их. Да и то, что они отреклись (от Христа) пред лицом Пилата, когда тот хотел освободить Его, не было делом случайным. Вам невозможно отречься от этого, потому что вас обвиняет тот, кого вы испросили вместо Его. Таким образом и в этом было великое смотрение (Божие). Здесь (апостол) показы­вает их бесстыдство и наглость, так как язычник, который, притом, видел Его тогда лишь в первый раз, освобождал Его, хотя ничего великого о Нем не слышал; а они, воспитан­ные среди чудес, поступили напротив. А что он по справедливости решил освободить Его, а не по милости делал это, – послушай, что говорит он в другом месте: «есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» (Ин. 18:39; Мф. 27:15) «Но вы от Святого и Праведного отреклись». Не сказал: предали, но везде – «отреклись». И справедливо, потому что так и говорили они: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15). И не сказал: вы не просили невинного; не (сказал) только: «отреклись», но и – «убили». Пока они были в ослеплении, он не сказал им ничего такого; а когда души их были в осо­бенности потрясены и когда они могли уже чувствовать, тогда поражает их с большою силою. Как мы людям пьяным не говорим ничего, а когда они отрезвятся и очнутся от опьянения, тогда укоряем их, так точно и Петр. Когда они могли понимать его слова, тогда уже он изощряет язык и исчисляет многие их преступления, именно, что они предали Того, Кого Бог прославил, что от Того, Которого Пилат освобождал, они отреклись пред лицом его, (Христу) предпочли разбойника.

Смотри опять, как прикровенно говорит об Его силе, показывая, что Он сам Себя воздвиг (из мертвых). Как в прежней проповеди говорил: «потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:24), так и здесь говорит: «Начальника жизни убили». Следовательно, не от другого лица Он получил жизнь. Как начальником злобы должен быть тот, кто родил злобу, а начальником человекоубийства – тот, кто первый ввел последнее, так точно и начальник жизни – Тот, Кто имеет жизнь от самого Себя. «Сего», говорит, «Бог воскресил».

Сказав это, присовокупил: «и ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление». Но, если все сделала вера в Него, потому что (хромой) уверовал в Него, то отчего (апостол) не сказал: именем, но: «во имя»? Оттого, что еще не осмеливались сказать: вера в Него. А чтобы выражение: «и ради веры» не было унизительно, он присоединил: «и ради веры во имя Его». И сначала сказав это, он затем говорит: «и вера, которая от Него, даровала ему исцеление». Смотри, как он показывает, что и те слова сказал по снисхождению к ним. Действительно, чье имя воз­двигло хромого, ничем не отличного от мертвого, Тот не имел нужды в другом для своего воскресения. Заметь, как везде указывает на их свидетельство. Так выше говорил: «как и сами знаете»; и: «среди вас» (Деян. 2:22); и опять: «которого вы видите и знаете, сие перед всеми вами» (3:16). Хотя они не знали, что (хромой) стоит здрав о имени Христа, но знали то, что он был хром. Да и сами сделавшие это исповедовали, что он укрепился не их силою, но Христовою. А если бы это было не так и если бы они не были действительно уверены в том, что (Христос) воскрес, то не захотели бы славу мертвого по­ставить выше своей, и особенно тогда, когда иудеи смотрели на них (как на виновников чуда). Затем апостол тотчас успокоил устрашенные их души, назвав их братьями и сказав: «мужи братия!» Там он ничего не говорил о себе, но только о Христе: «твердо знай, весь дом Израилев» (Деян. 2:36); здесь же предлагает и увещание. Там ожидал, что иудеи скажут, а здесь, когда уже так мно­гое (апостолы) сделали, – знал, что они были способнее к при­нятию слов его. Без сомнения, и то, что сказано выше, проис­ходило не от неведения. Ведь они просили о разбойнике, не приняли Того, Кого (Пилат) решил освободить, захотели даже убить Его: какое же тут неведение? Но, несмотря на все это, он дает им возможность отречься и раскаяться в том, что они сделали, даже представляет за них и благовидное оправ­дание и говорит: что вы убили невинного, это вы знали, а что (убили) Начальника жизни, – этого, может быть, не знали. И таким образом не их только оправдывает от преступлений, но и главных виновников зла. А если бы он обратил речь в обвинение, он сделал бы их более упорными. Ведь когда обвиняют кого-нибудь, совершившего что-либо ужасное, то он, пытаясь оправдываться, становится упрямее. И не говорит уже: вы распяли, убили, но: «сделали», чем ведет их к проще­нию. Если те (сделали) по неведению, то тем более эти; если тем прощается, то гораздо скорее этим. Но удивительно, что он, сказав и выше, и здесь, – там: «по определенному совету и предведению», а здесь: «предназначенного вам Иисуса Христа», – нигде не приводит свидетельства, потому что каждое из последних вместе с сильными обвинениями возвещает и о наказании пре­ступников. «Ему», сказано, «назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53:9). И опять: «как», говорит, «предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил». Этим показывает важность определения, так как все гово­рили это, а не один только. Значит, хотя это сделано по не­ведению, но совершилось не против воли Божией.

Смотри, какова премудрость Божия, когда и злодеяния других направляет к тому, чему следует быть! «Исполнил». Чтобы не подумали, что еще остается что-нибудь, он присово­купил это (слово), показывая, что совершилось все, что (Христу) надлежало претерпеть. Но не подумайте, что вам для оправдания достаточно того, что об этом сказали пророки, и что вы сделали это по неведению. Впрочем, он говорит не так, а с большею кротостью: «итак покайтесь». Для чего? – «чтобы загладились грехи ваши». Не говорю о том, на что вы дерзнули при кресте, – то было, может быть, по неведению; но – да очистятся другие ваши грехи. Потом прибавляет: «да придут времена отрады». Здесь прикровенно беседует о воскресении, так как то, поистине, времена отрады, которых желал и Па­вел, когда говорил: «ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем» (2Кор. 5 :4). Затем, показывая, что Христос – виновник времен отрады, говорит: «и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа». Не сказал: загладится грех ваш, но: «грехи», намекая и на тот (грех). «И да пошлет». Сказав это, он не говорит, откуда (пошлет), но только прибавляет: «Которого небо должно было принять». Еще только «принять». Отчего же он не сказал: которого небо приняло? Это потому, что он, беседуя, сказал как бы о временах древних: так, говорит, было определено, так было положено. О вечном же бытии Его еще не говорит, но останавливается на домостроительстве нашего спасения и говорит: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка». Таким образом сначала сказал: «до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века», – и затем, наконец, вводит самого Христа. Ведь, если Он многое предсказал и Его надобно слушать, то не погрешит тот, кто скажет, что это сказали пророки.

С другой стороны (апостол) желает показать, что то же самое предсказали и пророки. И если кто тщательно вникнет, тот найдет, что и в ветхом (завете) сказано об этом, хотя не ясно, так что в этом нет ничего особенно нового. «Предназначенного». Этим и устрашает их, так как многому остается еще быть. Как же он говорил: «исполнил» то, что надлежало (Хри­сту) претерпеть? Сказал: «исполнил», а не: исполнилось, – показывая, что (Бог) исполнил то, что надлежало (Христу) претер­петь, но еще не исполнил того, чему следует быть потом. «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня». Говорит то, что особенно привлекало их. Видишь ли, как он вместе сеет и низкое, и высокое? В самом деле, и низко и высоко, – если имеющий взойти на небеса подобен Моисею; впро­чем, в то время это и было (делом) великим. Ведь к Моисею не идут уже эти слова: «и будет, что всякая душа», кто не послушает, «истребится». Да он сказал весьма многое и другое, из чего видно, что (Христос) не подобен Моисею. Таким образом он кос­нулся великого свидетельства. «Бог», говорит, «воздвигнет» Его «из братьев ваших». И сам Моисей грозил тем, которые не слу­шали его. Все это имело силу привлекать их. «И все», гово­рит «пророки, от Самуила». Не захотел выводить каждого (про­рока) отдельно, чтобы не сделать речи слишком длинною; но, упомянув о важнейшем свидетельстве Моисеевом, опустил свидетельства прочих. «Вы сыны», говорит, «пророков и завета, который завещевал Бог». Вы, говорит, сыны, то есть, наслед­ники завета. Чтобы они не подумали, что получают это по ми­лости Петра, – показывает, что это издревле должно было при­надлежать им, чтобы они лучше поверили, что это угодно и Богу. «К вам первым», говорит, «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, послал». Не просто сказал: к вам послал Отрока Своего, но именно: по воскресении, после того, как Он был распят. Чтобы не думали, что Сын даровал это, а Отец – нет, для этого присовокупил: «благословить вас». Если Он брат ваш и благосло­вляет вас, то это и есть обещание, т.е., вы не только имеете участие в этих (благах), но Он хочет, чтобы и для осталь­ных вы стали их виновниками. Итак, не считайте себя отри­нутыми и отверженными. «Отвращая каждого», говорить, «от злых дел ваших». Вот в каком случае Он благословляет вас, а не просто. Какое же тут благословение? – Великое. Обращения от грехов недостаточно и для того, чтобы разрешить их. Если же этого недостаточно было и для разрешения (грехов), то как могло это дать благословение? Ведь кто поступил не­справедливо, тот получает прощение в своих грехах, но еще не благословляется. А выражение: «как меня», если не принять его в смысле законоположения, ни в каком другом значении не будет иметь основания. Того, говорит, «слушайтесь». И не про­сто, но как? «И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». Когда показал, что они согрешили, когда даровал им прощение и обещал блага, тогда показы­вает, что и Моисей говорит то же. Но что за последователь­ность – сказать: «до времен совершения всего», и затем приводит Моисея, который заповедует слушать все, что скажет Хри­стос, – и притом не просто, но с страшною угрозою? (После­довательность) строгая. Апостол показывает, что и поэтому они должны повиноваться Христу. Что значит: «сыны пророков и завета»? Значит – наследники, преемники. Итак, если вы сыны, то зачем вы к своему относитесь, как к чужому? Конечно, вы совершили достойное осуждения; но, несмотря на это, вы можете получить прощение. Сказав таким образом, он вслед за тем справедливо уже говорит: «к вам первым послал Его благословить вас». Не сказал: спасающего, но – что важнее – «благословить», показывая, что Распятый благословляет распявших.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-26 Моисей убо ко отцем рече: яко пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея, яко мене: того послушайте по всему, елика аще речет к вам. Будет же, всяка душа, яже аще не послушает пророка онаго, потребится от людей. И вси же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия. Вы есте сынове пророк, и завета, егоже завеща Бог ко отцем вашым, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная. Вам первее Бог воздвигий отрока своего Иисуса, посла его благословяща вас, во еже отвратитися вам комуждо от злоб ваших

Сказал: пророка яко мене. Выражение: яко мене, следует понимать не в смысле природы, а в смысле действия. Итак Моисей уподобил себя Христу не по природе, но по действиям; потому что если выражение: яко мене, он употребил в смысле природы, то воскрес не один, а многие. Пророка вам воздвигнет Господь. Пророком назван по человечеству Еммануил, - посредник, как в свое время Моисей, Бога и человеков. Уподобляя Его в переносном смысле Моисею, я позволяю себе назвать Его даже Моисеем; истину позволяю себе сопоставить с тенью. Христос рождается в Вифлееме, Моисей родился в Египте. Моисей - израильтянин, Христос - по плоти тоже. Моисей из рода священнического, Христос - чрез Деву из рода Давидова. При Моисее - Фараон, при Христе - Ирод. Фараон убивает детей, Ирод истребляет младенцев; тот избивает детей мужеского пола, и этот истребляет мужеский же пол. Моисей спасается при посредстве матери; Материю же и вместе с нею спасен и Христос. Потребится от людей. Будучи бессмертною, душа человеческая не совершенно истребляется, но ниспадает из какого-либо благого состояния, в какое прежде была поставлена. Так и Иуда потребися, то есть, исключен из лика апостолов. Итак, поелику душа бессмертна, то под потреблением ее мы разумеем лишение ею тех благ, какие она имела бы вкусить, если бы жила богоугодно. Вы есте сынове пророк… Говорит: сынове пророк, вместо того, чтобы сказать: не должно ни унывать, ни думать, что вы лишились обетований. Вы есте сынове пророк, так что они вам говорили и ради вас все это совершилось. А что значит: сынове завета? Это - вместо: наследники, но наследники, не приписанные только, а такие же, как сыны. Сынове - сказал между прочим и для того, чтобы показать, что они - наследники по сыноположению. Итак, если вы сами хотите, то вы - наследники. Вот почему говорит Петр: вы есте сынове пророк, и завета Иисуса, егоже посла благословяща вас… Послал Бог и к другим народам, но к вам, распявшим и убившим Его, послал прежде. Когда же? только со креста? Нет; и после того и после воскресения. Поэтому и говорит Петр: вам первее Бог воздвигий посла. Что сотворить? Благословить вас и спасти, если вы и сами действительно пожелаете отвратитися от злоб ваших.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? 13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. 14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. 16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. 17 Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; 18 Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. 19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенною вам Иисуса Христа, 21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. 22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. 24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. 25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. 26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

12–26. Речь апостола Петра к народу, последовавшая за исцелением хромого, точно так же, как и речь его в день Пятидесятницы, есть проповедь о Иисусе Христе, прославленном от Бога (ст. 13), но людьми распятом (ст. 14–15), воскресшем из мертвых (ст. 15) и вознесшемся на небо (ст. 21).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

22. Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам.

23. И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.

24. И все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорило, также предвозвестили дни сии.

Моисей сказал и пр.: после вводной мысли о плодах покаяния и обращения иудеев ко Христу (ст. 20, 21) снова возвращаясь к убеждению иудеев покаяться и обратиться к Христу, апостол в побуждение к сему указывает на одно особенно сильное наречение пророка Моисея, выразительно говорящее о необходимости для иудеев веры в одного великого пророка, подобного Моисею, под которым разумеется Мессия, как показывает самый контекст апостольской речи, как разумела вся древность и иудейская и христианская (ср. Деян.7:37). Место заимствовано из книги Второзакония (Втор.18:15; Втор.18:19), где Моисей предостерегая евреев от мерзостей ханаанских и запрещая слушать гадателей и прорицателей земли той, от лица Божия обещает, что Бог воздвигнет им пророка, которого они должны беспрекословно слушать. Речь идет ближайшим образом о всем сонме пророков еврейских (под общим собирательным именем – пророка), воздвигавшихся Богом; но так как цель всего пророчества ветхозаветного – во Христе и так как Христос есть исполнение всех пророков и венец пророчества, то справедливо вся древность и иудейская и христианская относила это пророчество к Христу и видела исполнение этого обетования в Христе, тем более, что из всех ветхозаветных пророков ни одного в частности пророка не было такого великого, как Моисей (Втор.34:10–12), кроме Христа, который еще выше Моисея (Евр.3:1–6). Для убеждения иудеев к вере в Христа это место должно было иметь особенно важное значение, так как иудеи считали Моисея выше всех пророков и слово его божественным, высшим, чем слова других пророков (ср. Ин.9:29; Ин.5:45–46). Место приведено несколько своеобразно, более по Семидесяти.

Пророка как меня: пророк – особенный, чрезвычайный посредник между Богом и народом, каков был первый Моисей. В отношении к Иисусу Христу как пророку, слова – как меня особенно характеризуют деятельность Его законодательную, какова была и деятельность Моисеева, и приложимы из всех пророков преимущественно, если не исключительно, к Нему (ср. Злат.).

Слушайтесь Его во всем и пр.: если Моисей сам повелевал (или Бог через него) слушаться во всем этого пророка, то это особенную могло иметь силу убедительности для иудеев.

Истребится из народа: с подлинника и у Семидесяти – Я взыщу с того. Чтобы сильнее подействовать на слушателей угрозой за непослушание, апостол сильное выражение – Я взыщу с того заменяет еще сильнейшим, часто встречающимся у Моисея – истребится из рода, или Я (Иегова) истреблю из народа, каковые выражения указывают на смертную казнь. Апостол, очевидно, прилагая пророчество к Мессии, этим выражением означает осуждение на лишение участия в царстве Мессии, на казнь геенскую, т.е. на вечную смерть: неверующий уже осужден (Ин.3:18).

Все пророки предвозвестили дни сии т.е. дни явления этого великого пророка во Израиле подобного Моисею, т.е. дни Мессии или времена царства Мессии, – в том же смысле, как и выше, ст. 18 и 21.

От Самуила: Самуил – величайший после Моисея пророк, с которого начинается непрерывный ряд пророков в еврейском народе, оканчивающийся с окончанием плена вавилонского.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии

Все пророки… провозвестили дни сии, т. е. дни явления Великого пророка Мессии (ср. 18 ст. и 21 ст. ).

От Самуила, который берется здесь, как величайший после Моисея пророк, с которого начинается непрерывный ряд ветхозаветных еврейских пророков, оканчиваясь с окончанием плена вавилонского.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.

Пророк Самуил упоминается после пророка Моисея потому, что у Евреев священные книги делились на три части: Закон Моисеев (Тора), Пророки (Небиим) и Псалмы (Кетубим). Первый из пророков, после Моисея, был писателем священных книг пророк Самуил. Ему приписываются книги: Судей, Руфь и две книги Царств, в которых особенно ясные пророчества находятся в 1-й книге Царств (1Цар.2:10) и во 2-й книге Царств (2Цар.7:12). Псалмов же Мессианских не касается здесь Апостол Петр, ибо он напоминал о них раньше. И сказанного было достаточно, ибо многие из слушающих сами знали пророчества о Мессии, почему Апостол касается и Самуила только для воздействия наиболее его авторитетом, нежели словом, приведение коего потребовало бы много времени, а вечер дня того уже приходил к концу. Следует еще сказать и то, что досточтимое имя пророка Самуила имело особливое, знаменательное значение. Он был основателем пророческих школ, в которых воспитывавшиеся, под его благотворным воздействием, вскоре же получали дары пророческие, которые действовали иногда даже и на людей, мало к тому подготовленных, так что однажды дух пророческий коснулся, например, Саула (1Цар.10:11-12).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible