Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 3:4
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
Святые отцы
Прочие
- Аратор (†VIв.)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-4 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас
Везде являются Петр и Иоанн в великом между собою согласии. Иоанну Петр подает знак (на вечери); вместе идут они ко гробу; об Иоанне (Петр) говорит Христу: «а он что?» (Ин. 21:21) Прочие знамения опустил писатель этой книги, а о том, которое произвело великий ужас и всех поразило, говорит. И заметь опять, что (апостолы) шли собственно не для того, чтобы совершить это (чудо): так они были свободны от честолюбия и подражали своему Учителю. Зачем же они шли в храм? Разве они жили еще по-иудейски? Нет; однако, этот поступок их сопровождался пользою. Опять происходит чудо, которое и их утверждает, и остальных привлекает, – чудо, какого они еще не совершали. Болезнь (хромого) происходила от природы и превышала врачебное искусство. Уже более сорока лет он прожил в хромоте, как говорится далее, и во все это время никто не исцелил его. Ведь вы знаете, что те (болезни) особенно трудны, которые бывают от рождения. Болезнь была столь ужасная, что (хромой) не мог даже доставать себе необходимую пищу. И он был всем известен как по месту, так и по болезни. А как (совершилось чудо), – слушай. «И был человек», сказано, «хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм» (ст. 2). Следовательно, он желал получить милостыню и не знал, кто были – Петр и Иоанн. «Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас» (ст. 3, 4). Он слышит это, но и при этом не встает, а все еще продолжает просить. Такова бедность: когда и отказываются дать, он настаивает и понуждает. Устыдимся же мы, так поспешно удаляющиеся при просьбах! Смотри, какую кротость тотчас выказал Петр, сказав: «взгляни на нас». Так сам внешний вид их обнаруживал их душевное свойство.
Аратор (†VIв.)
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас
Был хромой сорока лет от рождения, ему даровал увечье первый день жизни, и ему вместе с Иоанном Петр сказал: Взгляни! Надежда обманула жадное прошение, но вместе с отказом готовилось лучшее. Как часто безнадежность становится началом радости для сокрушенных, а благополучие, проистекая из злого начала и скрывая связь своей радости с чужим горем, приходит к мольбам. Возрадуется нищий и признает, что пустая рука стоила большего для того, кто, прося о подаянии, получил сам себя, как дар.
История апостолов
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Глава 3: 1–8. После того как в предыдущем, в первых двух главах своего повествования, дееписатель передал нам, как подготовлялось, началось и совершилось открытие Царства Божия, или Церкви Христовой на земле, он рассказывает нам теперь об одном замечательном чрезвычайном событии, имевшем великое значение и для успеха проповеди апостольской, и для споспешествования внутреннему состоянию первоначального христианского общества, и для внешних отношений и положения его в Иерусалиме, – о чудесном исцелении апостолом Петром одного хромого от рождения.
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас
Это — приготовление к совершению чуда. Петр с Иоанном всматриваются в человека, представившегося им среди нищих, просящих милостыни. Что это значит? Можно думать, что это духовное испытание человека, достоин ли он чудесного благодеяния? Угодно ли Духу, действующему в них, Апостолах, явить свою силу к исцелению недужного? Петр сказал: взгляни на нас. Взор человека многое говорит о человеке, и также взор на человека или на человеков, каковы были здесь святые апостолы Петр и Иоанн, мог иметь на взирающего особенное благотворное действие, приготовляющее его к принятию благодатного, чудесного дара.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
4. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас.
5. И он пристально посмотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
Всмотревшись – взгляни – пристально смотрел: примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и апостолами; это было как бы взаимное приготовление к необычайному делу – чуду. Петр с Иоанном всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взором и этим взглядом, равно и привлечением на себя взгляда хромого (взгляни на нас) хотели узнать, насколько в нем есть духовной восприимчивости к преднамереваемому чудесному благотворению (ср. Деян.14:9), а равно сосредоточить его дух и возбудить веру и надежду. Но надежды хромого привязаны были более к земному: он смотрел на апостолов пристально в надежде получить от них милостыню. Впрочем, вероятно, во взоре его апостолы усмотрели и нечто большее, почему и сочли его достойным и способным получить необычайный дар милости Божией.Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас
Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Прошение милостыни калеками дело, так сказать, общечеловеческой общности жизни, как и то, что прошение ее совершается при храме, где она имеет значение как бы подготовительное для дела совершения молитвы и особливо приношения жертв, от которых у многих народов отделялись части для подобных несчастных. Охотно, видимо, многие помогали и сему бедняку, а потому он дерзновенно обратился за милостынею и к Апостолам. Но Петр и Иоанн почему-то особенно пристально взглянули на него и даже велели ему взглянуть на них, чтобы убедиться, что это именно тот несчастный, у которого и на лице изображено его горе, а вместе в надежда на милость Божию, совершающуюся чрез людскую милостыню. Проникновенный взор многое сказал хромому, у которого (как и у всех подобных) могло быть особливое развитие некоторых внешних чувств. Еще большее прочли в нем озаренные свыше взоры Апостолов, показующие сим, что не всегда и все способы оказания милости калекам могут делаться без всякого разбора, но многие требуют осмотрительности и вдумчивости в это дело.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий