Скрыть
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. //*Евреи из стран языческих.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-7 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере

«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Не в те именно дни, о которых говорится (выше), но, как обыкно­венно употребляется в Писании, об имевшемся случиться впо­следствии времени (писатель) говорит, как бы о происходившем тогда же; потому он так и выразился. Эллинами, я ду­маю, он называет тех, которые говорили по-эллински, потому что тогда и евреи говорили по-эллински. Вот и еще искушение; или лучше сказать, если захочешь вникнуть, то и ты увидишь, что с самого начала (у них) была борьба и изнутри, и отвне. «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (ст. 2). Спра­ведливо; необходимому нужно предпочитать более необходимое. Но смотри, как они тотчас же и об этом прилагают попе­чение, и проповеди не оставляют. А как они были достопоч­теннее (других), то поэтому и получают высшее назначение. «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго» (ст. 3-5). Так и эти исполнены были веры, – которых и избрали, чтобы не случилось того же, что было с Иудой, с Ананией и Сапфирою. «И Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (ст. 5-7).

«В эти дни». В ка­ких? Когда это происходило, т.е., когда их бичевали, им угрожали и когда увеличивалось число учеников, тогда «произошел у Еллинистов ропот» (Деян. 6:1). Быть может, оно возникло по причине множе­ства (учеников), потому что в таком случае не может не быть затруднения. «И из священников очень многие покорились вере» (ст. 7). Этим намекает и указывает на то, что и из тех, кто были виновниками смерти Христовой, многие уверовали.

«Произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (ст. 1). Следовательно, для вдовиц было ежедневное служение. И смотри, как он называет это служением, а не просто милостынею, возвышая чрез то и по­дающих, и приемлющих. Это (небрежение о вдовицах) проис­ходило не от недоброжелательства, но, вероятно, от невнимательности по причине многолюдства. Потому это и поставлено было на вид, – а зло было немаловажное, – чтобы тотчас же исправить его. Видишь ли, как и в начале были неприятности не только отвне, но и внутри? Но ты смотри не на то только, что это исправлено, но и на то, что это было великое зло. «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек» (ст. 3). Не по собственному усмотрению они поступают, но сначала оправдывают себя пред народом. Так и теперь надлежало бы поступать. «Нехорошо нам», говорят, «оставив слово Божие, пещись о столах» (ст. 2). Сперва писатель указывает на несовместимость (этих обязанностей) и разъясняет, что невозможно ревностно выполнять то и другое вместе. Ведь и тогда, когда они при­ступали к рукоположению Матфия, сперва указали на необходи­мость этого дела, потому что одного недоставало, а надлежало быть двенадцати. Так и здесь они выяснили необходимость. Впрочем, не прежде сделали это, как выждав, пока возник ропот; после же того уже не медлили, чтобы он не усилился.

Смотри, они представляют дело на суд их, а сами предуказывают, чтобы это были (мужи) угодные всем и одоб­ряемые всеми. Когда нужно было избрать Матфия, тогда говорили: «которые находились с нами во всё время» (Деян. 1:21); но здесь не так, потому что и дело было не таково. Поэтому они и не предоставляют избрания жребию, и сами не совершают его, хотя они, движимые Духом, и могли бы избрать; но на­стаивают на том более, что окажется по свидетельству народа. Определить число и рукоположить, когда была такая нужда, было их дело; но избрать мужей (достойных) они предоставляют всем, чтобы не навлечь на себя подозрения в лицеприятии. Так и Бог повелел Моисею избрать старейшин, кого он знал. Для подобных распоряжений требуется много мудрости. Не по­думайте, чтобы, кому не вверено было слово (учения), тому не нужна была и мудрость; нет, нужна была, и великая. «А мы», говорит, «постоянно пребудем в молитве и служении слова» (ст. 4). И в на­чале и в конце речи они оправдывают себя. «Пребудем», гово­рят. Так нужно было (в этих делах поступать), не просто и не как случилось, но постоянно пребывать. «И угодно было», говорит (писатель), «это предложение всему собранию» (ст. 5). Это до­стойно их мудрости; все одобрили сказанное: так оно было разумно! «И избрали», говорит, – и здесь все избирают, – «Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (ст. 5-6). Отсюда видно, что они отделили избранных от народа, и сами привели их, а не апостолы. Заметь, как писатель не говорит ничего лишнего; он не объясняет, каким образом; но просто говорит, что они рукоположены были молитвою, потому что так совершается рукоположение. Возла­гается рука на человека; но все совершает Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого, если рукоположение совер­шается, как должно. «И слово», говорит, «Божие росло и число учеников весьма умножалось» (ст. 7). Не без намерения он прибавил это, но чтобы показать, как велика сила благотворительности и рас­порядительности. Затем, намереваясь приступить к повество­ванию о происходившем со Стефаном, он наперед предста­вляет причины того. «И из священников очень многие покорились вере». Они видели, что то, о чем предлагал им свое мнение начальник и учитель, они испытывают уже на самом деле. И достойно удивления, как народ не разделился при из­брании тех мужей, и как не были уничижены пред ними апостолы.

А какой именно сан имели они и какое получили руко­положение, это необходимо рассмотреть. Не диаконское ли? Но эти распоряжения в церквах предоставляются не диаконам, а пре­свитерам; притом, тогда не было еще ни одного епископа, а только апостолы. Потому, кажется мне, наименования диаконов и пресвитеров тогда не различались ясно и точно. По крайней мере, они были рукоположены на это (служение) и не просто были назначены, но о них молились, чтобы им была сообщена сила (благодати). Заметь, прошу, если нужны были для этого семь мужей, то как умножилось их имущество, как много было вдов! И молитвы совершались не просто, но с великим тщанием: потому-то и это дело, подобно проповеди, имело такой успех, так как в очень многом они успевали молитвами. Таким образом, им сообщены были и духовные (дары); они были посылаемы и в другие места; им вверено было и слово (учения). Но (писатель) не говорит об этом и не превозносит их, (внушая тем), что не следует оставлять порученного дела. Так и Моисеем (избранные старейшины) были научены – не все делать самим по себе (Исх. 18:26). Потому и Павел го­ворит: «только чтобы мы помнили нищих» (Гал. 2:10). Пойми, как они избрали их (диаконов). Постились, пребывали в молитве (Деян. 2:42). Так и теперь должно бы быть. Этих же (писатель) на­звал не просто духовными, но исполненными Духа и премуд­рости, показывая, что нужно было иметь великое любомудрие, чтобы сносить жалобы вдовиц. Что пользы, если иной, хотя не крадет, но все расточает? Или будет дерзок и гневлив? В этом отношении Филипп был достоин удивления. О нем (писатель) говорит: «войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него» (Деян. 21:8). Видишь, как у них ничего не делалось по (обычаю) человеческому? «И число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (ст. 7). В Иерусалиме воз­растало число (верующих). Удивительно, что, где Христос был предан смерти, там и распространилась проповедь (о Нем). И не только никто из учеников не соблазнился, видя, что апо­столы подвергаются бичеванию, одни им угрожают, другие ис­кушают Духа, а иные ропщут, но все более умножалось число веровавших. Так они были вразумлены происшествием с Ананиею, и очень большой был страх между ними. Заметь, прошу, каким образом увеличивалось число верующих. Оно увеличилось уже после искушений, а не прежде того. Посмотри, сколь велико и человеколюбие Божие. Из тех самых архиереев, которые возбуждали народ к убиению (И. Христа), которые взы­вали и говорили: «других спасал, а Себя Самого не может спасти» (Мф. 27:42), из тех самых «очень многие», говорит, «покорились вере» (ст. 7).

Гомилии на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Во днех же сих умножившымся учеником, бысть роптание еллинов ко евреом, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их

Причиной ропота было то, что евреи в раздаянии потребностей предпочитали своих вдовиц, как более просвещенных, вдовицам еллинистов.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Во днех же сих умножившымся учеником, бысть роптание еллинов ко евреом, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их

Не в те же самые дни, но чрез несколько дней после этих; такой оборот речи обычен Писанию. А еллинами, по моему мнению, называет лиц, говоривших по-еллински. Во вседневном служении. Итак служение вдовицам было делом каждодневным. Служением называет дело милостыни. Презрение же вдовиц произошло не от худых качеств, но от оплошности народа. Поэтому как только забота об них была ему (народу) предложена, прекратилось и горе их.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Глава 6. 1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

Глава 6: 1. Общество христиан продолжает состоять почти исключительно из одних чад обетования – иудеев. Но между ними было то различие, что одни из них были рождены и воспитаны в Иудее и говорили на употребительном в то время сиро-халдейском языке, другие же были иудеи рассеяния (Иак. 1, 1; 1Пет. 1, 1), были рождены и возросли в странах языческих и говорили на общеизвестном тогда во всех пределах Римской империи языке греческом, или эллинском, и назывались, в отличие от природных евреев, эллинистами. Так как по закону Моисееву всякий еврей обязан был в великие праздники приходить в Иерусалим на поклонение Иегове, то еще в первый день открытия Церкви Христовой многие из эллинистов, будучи свидетелями чуда сошествия Святого Духа на апостолов, слышателями проповеди Петра о Христе, уверовали и присоединились к обществу Христову (2, 9–11). Так как первые христиане составляли одно семейство, в котором домохозяевами и распорядителями были апостолы, то эллинисты, по обращении в христианство не возвратившиеся в свое отечество, а оставшиеся на жительство в Иерусалиме, вошли в состав этого святого семейства, этого общества братьев и сестер, у которых было одно сердце и одна душа и где никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (4, 32).

Чем более увеличивалось число христиан, тем, конечно, затруднительнее было для них жить вместе, не только в одном помещении, но и на одной улице города. Вероятно, они разделялись на большие или меньшие группы, из которых каждая, в случае нужды получая от апостолов все необходимое для материального обеспечения, вела свое особое хозяйство. На это разделение по группам не могло не иметь влияния сказанное различие христиан по происхождению и языку, различие между природными иудеями, говорившими по-еврейски, и эллинистами, говорившими по-гречески. Чрез это различие само собою делалось то, что эллинисты соединялись вместе для жительства в большинстве случаев с эллинистами же, а евреи с евреями.

Так как, кроме того, нуждавшиеся в материальном вспоможении не всегда сами лично обращались к апостолам для получения потребного, но последние, вследствие болезни первых и других причин, ежедневно и сами разносили и рассылали чрез доверенных своих учеников потребное для жизни бедным, – то при великом числе христианских семей, нуждавшихся в вспоможении, случалось то, что иногда вдовы эллинистов оставались без удовлетворения нужд при всем внимании апостолов. Почему не другие бедные христиане терпели этот недостаток внимания, а именно вдовы эллинистов, это понятно: они были менее известны, нежели природные евреи. Следствием этого было то, что эллинисты стали роптать на иудеев за невнимание к их бедным.

 

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. В сии дни, когда умножились ученики, произошел у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

В сии дни, когда и пр.: не вполне определенное хронологическое данное, которое однако же указывает на неотдаленность по времени обозначаемого им события от ближайшего предшествующего. После новой победы церкви над внешними врагами (гл. 5), неустанной деятельностью апостолов в проповедовании Евангелия (Деян.5:42) число учеников, великое и в предшествующее время, умножалось более и более. Но в это время обнаружилось внутреннее нестроение в недрах самого общества и довольно важное, так как указывало на внутреннее разделение и несогласие членов общества: произошел ропот – взаимное неудовольствие, явно во вне обнаружившееся между эллинистами и евреями, т.е. между христианами из эллинистов и евреев. Эллинистами назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на очень распространенном тогда греческом языке. Так как иудеи расселены были и расселялись по преимуществу в странах греко-(эллино)-римского мира, то название эллинистов перенесено было и на тех иудеев, которые жили и в странах не населенных греками. Кажется, под это общее название подходили иногда и прозелиты, т.е. принявшие иудейскую веру язычники (ср. ст. 5). Эллинисты иногда переселялись из языческих стран на жительство в Палестину и Иерусалим, или путешествовали на праздники в Иерусалим и там оставались на более или менее продолжительное время (см. прим. к Деян.2:5 и д.), или по торговым и другим делам приезжали и жили там. Из них иные, может быть и многие, вступали в общество христианское. Под именем же евреев разумеются здесь христиане из иудеев палестинских, жившие в своей родной земле и говорившие еврейским языком. Между этими двумя составными частями первохристианского иерусалимского общества и произошло взаимное неудовольствие, именно: эллинисты роптали на евреев за то, что их вдовицы пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Из общей денежной кассы, бывшей в распоряжении апостолов, каждый нуждающийся получал то, что ему было нужно (Деян.4:34–35; Деян.2:45) для ежедневного содержания, и, главным образом, для пропитания (ст. 2, – пещись о столах). – Ничего нет невероятного, что в разных частях города, в местах общественных собраний христиан, устраивались общие трапезы (Деян.2:46), кроме того, что каждому нуждающемуся давалось потребное. При этом-то и показалось эллинистам, что вдовы их пренебрегаются. Пренебрежение это зависело, конечно, не от самих апостолов, но от подчиненных им непосредственных распорядителей раздачей милостыни. Откуда происходило это пренебрежение, не довольно ясно. Св. Златоуст полагает, что «это происходило не от недоброжелательства, но, вероятно, от невнимательности по причине многолюдства… ибо в таком случае не может не быть затруднения». Можно также предполагать, что это пренебрежение эллинских вдовиц проистекало из высокомерия евреев: живя в своей родной земле, близ храма, имея возможность строже исполнять закон Моисеев с его строгими требованиями чистоты и праведности, не имея особенных случаев заражаться нечистыми языческими нравами, палестинские евреи с некоторым высокомерием относились к собратьям, жившим среди язычников и волей-неволей поддававшимся более или менее влиянию языческой среды. Этого различия двух составных частей общества не мог, как видно, совсем сгладить даже высокий дух христианства в первом обществе иерусалимском, и оно обнаружилось теперь в пренебрежении эллинских вдовиц со стороны распоряжавшихся раздачей потребного, вероятно, из евреев. Что именно вдовы испытывали на себе это пренебрежение, объясняется тем, что некому было, за неимением главы семейства, позаботиться о них и в случае защитить их; но тем больнее было эллинистам видеть, что именно беззащитные вдовы их в пренебрежении.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей

В сии дни - неопределенное хронологическое указание, во всяком случае дающее заключить о не столь отдаленной близости описываемых событий к предыдущему.

У Еллинистов… на Евреев, т. е. между христианами из еллинистов и евреев. Еллинисты - это иудеи, жившие в разных странах языческого (греко-римского) мира и говорившие на общераспространенном тогда греческом языке. Многие из них были прозелитами, т. е. принявшими иудейскую веру язычниками. Еллинисты иногда переселялись из языческих стран на жительство в Палестину и Иерусалим и во всяком случае считали своим долгом путешествовать в Иерусалим на праздники, оставаясь здесь на более или менее продолжительное время, а иногда пребывая подолгу здесь по своим торговым и другим делам. Из них-то многие вступили и в христианство, вполне подготовленные к его принятию. Под именем евреев здесь разумеются христиане из коренных постоянных иудеев - уроженцев Палестины, говорившие языком еврейским.

В ежедневном раздаянии потребностей - en th diakonia th kaqhmerinh - слав. : во вседневном служении, как видно из дальнейшего, это было служение трапезам, т. е. снабжение нуждающихся пищею и другими потребностями на общих трапезах (Деян. 2:46), устроявшихся, вероятно, в разных частях города, в местах общественных собраний христиан. При этом-то и показалось еллинистам, что вдовы их пренебрегаются. Пренебрежение это, конечно, зависело не от самих апостолов, а, очевидно, от подчиненных им непосредственных распорядителей дела. Св. Златоуст полагает также, что «это происходило не от недоброжелательства, но, вероятно, от невнимательности по причине многолюдства…, ибо в таком случае не может не быть затруднения». Возможно, что тут сказался отличавший палестинских евреев дух некоторого превозношения пред еллинистами, более близко соприкасавшимися нечистой языческой среде, чего не мог, как видно, сгладить даже высокий дух христианства в первом обществе Иерусалимском. Как бы то ни было, пренебрежение еллинистских вдовиц было на лицо и вызвало неудовольствие, опасность которого, быть может, более важная, чем внешние преследования, столь мудро устраняется апостолами в корне, с самого начала.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

С умножением числа верующих неизбежно умножались и затруднения, из коих одним из первых, по заявлению Еллинистов (т. е. обращенных к вере из других народностей чрез посредство Иудейства) было недостаточное внимание к насущным нуждам их вдов, сравнительно с теми, которые были из Евреев, преимущественно местных. Был ли действительный к тому повод или это только казалось, во всяком случае христиане-Еллинисты (говорившие по-Гречески) роптали на христиан-Евреев. По мнению святого Иоанна Златоуста, «это происходило не от недоброжелательства, но, вероятно, от невнимательности по причине многолюдства, ибо в таком случае не может не быть затруднения». «Что именно вдовы испытывали на себе это пренебрежение, объясняется тем, что некому было, за неимением главы семейства, позаботиться о них и при случае защитить их. Но тем больнее было Еллинистам видеть, что именно их беззащитные вдовы были в небрежении. Различия двух составных частей общества не мог, как видно, совсем сгладить даже высокий дух христианства в первом обществе Иерусалимском, и оно обнаружилось теперь в пренебрежении Еллинистских вдовиц со стороны распоряжавшихся раздачею потребного, вероятно, из Евреев» (см. у преосвящ. Михаила, стр.163). «Служение вдовицам было делом каждодневным» (говорит блаженный Феофилакт), «Презрение же вдовиц произошло от оплошности народа. Поэтому, как только забота о них была ему (народу) предложена, прекратилось и горе их». «Вполне согласны с духом того времени и не стоят в противоречии с состоянием перво-христианского общества свидетельства Дееписателя о ропоте. Ропот этот был отголоском тогдашней общественной неприязни между чистыми Евреями и Еллинистами. Усилившееся вступление Еллинистов в христианскую Церковь вызвало у гордых, не отрешившихся от своей исключительности и не усвоивших еще вполне христианской свободы духа, Иудеев ревнивое чувство и опасение о потере своего господствующего значения в общине. Дееписатель, упоминая об этом раздоре, дает нам сильное доказательство соответствия его рассказа исторической правде. Его повествование с фотографической точностью изображает ту историческую обстановку, среди которой развилась и укрепилась Церковь Христова» (см. у Николина, стр.10–11).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible