Скрыть
И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-15 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела

«И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон» (ст. 12, 13). «Не перестает», говорят, выражая тем, будто он (теперь же) делает это дело. «Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (ст. 14). «Иисус», говорят, «Назорей», – прибавляя для уко­ризны, – «разрушит место сие и переменит обычаи». Тоже говорили они, когда и Христа обвиняли: «Разрушающий храм» (Мф. 27: 40). Они весьма благоговели пред храмом, при котором и жить хотели, – также пред именем Моисея. Обвинение, заметь, двоякое: «разрушит», говорят, «место сие и переменит обычаи». И не только двоякое, но и тяжкое, и исполненное опасностей. «И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (ст. 15). Так могут блистать находящиеся и на низшей степени (служения)! В самом деле, скажи мне, чего у него не доставало в сравнении с апостолами? Не творил ли и он знамений? Не явил ли и он великого дерзновения? «Видели», го­ворит (писатель), «лице его, как лице Ангела». Это была, следова­тельно, благодать; в этом состояла и слава Моисея. Бог со­делал его исполненным такой благодати, кажется мне, для того, чтобы в то время, как он намеревался говорить, са­мим видом его тотчас поразить их. Могут, подлинно мо­гут лица, исполненные духовной благодати, быть вожделенными для любящих и поразительными и страшными для ненавидя­щих. Или, быть может, (писатель) указал на это, как на причину, почему они дозволили ему говорить речь.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-15 Стефан же исполнь веры и силы творяше знамения и чудеса велия в людех. Восташа же нецыи от сонма глаголемаго ливертинска, и киринейска и александрска, и иже от Киликии и Асии, стязающеся со Стефаном: И не можаху противу стати премудрости и Духу, имже глаголаше. Тогда подъустиша мужи глаголющыя, яко слышахом его глаголюща глаголы хульныя на Моисеа и на Бога. Сподвигоша же люди и старцы и книжники, и нападше восхитиша его, и приведоша на сонмище. Поставиша же свидетели ложны глаголющыя, яко человек сей не престает глаголы хульныя глаголя на место святое сие и закон. Слышахом бо его глаголюща, яко Иисус Назорей сей разорит место сие, и изменит обычаи, якоже предаде нам Моисей. И воззревше нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице ангела

Смотри, как из семи один был предпочтен прочим; потому что хотя хиротония и была общею, однако же этот стяжал большую благодать. Обрати взор и на то, что до этого времени он не творил чудес, но стал творить чудеса, когда сделался известным как избранный и рукоположенный, чтобы показать, что одной благодати недостаточно, но необходима и хиротония. Итак чрез рукоположение сообщилось приращение Духа; потому что еще до хиротонии, при избрании, об нем было засвидетельствовано, как исполненном Духа; но дары Духа различны. Восташа же нецыи от сонма. Восстанием называет их раздражение и гнев. А сонмища были разные. Стязающеся со Стефаном. Состязались для того, чтобы вынудить его сказать что-нибудь. А он, быть может, беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона; или, вернее, не говорил, а намекал; потому что если бы он говорил ясно, то эти нецыи не имели бы нужды в лжесвидетелях. Но замечай: он не предоставляет себе права учить, но вынуждается к этому состязающимися с ним. Тогда подъустиша мужи глаголющыя. Состязатели свидетельствуют не сами, - потому что их тотчас изобличили бы, что они клевещут на Стефана по зависти, - но подкупают других, чтобы не сочли это дело неправым, - потому что они не Бога боялись, оскверняя себя убийством, но взор свой обращали на мнение людей. Поставиша же свидетели ложны глаголющыя. Всюду лжесвидетельство. Не хотели убить просто, но по приговору, рассчитывая на то, что этим они подорвут доброе мнение о тех, кого убивали. Не сказали о Стефане: глаголет, но: не престает глаголя. Слышахом бо его глаголюща, яко Иисус Назорей (Назорей говорится в поношение) разорит место сие. Это говорили и о Христе: разоряяй церковь сию (Мф. 27:40)… Велика была между ними боязнь за церковь; но обвинение было двойное, - обвинение в том, что Он намерен изменить обычаи, и в том, что намерен ввести иные обычаи. Воззревше же нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице ангела. Бог соделал его Стефана приятным; так как он имел еще сказать несколько, то чтобы тотчас поразить их его взором, Бог осиял его лицо; потому что и к лицам людей, исполненных духовной благодати, любящие их относятся с вожделением, а враги с почтением.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. 12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. 13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. 14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. 15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

11–15. Но мы уже знаем из истории апостолов, как от подобных злоумышлений против проповедников Христа спасал последних народ (4, 21; 5, 26). Уже примерно святая жизнь христиан невольно внушала к ним уважение и расположение сторонних (2, 47; 5, 13), но еще более благодетельные чудотворения апостолов привлекали к ним народ. Поэтому, чтобы погубить Стефана, его врагам нужно было наперед вооружить против него народ.

Нетрудно было сделать это с легковерною толпой. Нужно было так или иначе возбудить религиозный фанатизм толпы, сделать лишь намек, что ее благодетель-чудотворец иначе проповедует, нежели как она веровала до сих пор: и толпа забывала все его благодеяния и вооружалась против него непримиримою злобой. Это очень хорошо знали враги Стефана. И вот они научили некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога (ст. И). Народ поверил, и Стефан был схвачен как злодей.

Члены же синедриона только того и желали; быстро они делают формальное собрание и открывают суд над Стефаном. Ложные свидетели высказали обвинение: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие (то есть храм) и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей (ст. 13–14). Обвинение было тяжкое. Взоры всех присутствующих невольно обратились в ту сторону, где стоял подсудимый. Но, смотря на него, видели лицо его, как ангела. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как небожитель.

Как ни ложно было обвинение Стефана лжесвидетелями, в основе его должна лежать истина. Конечно, не могло быть того, чтобы Стефан «говорил хульные слова на Моисея и на Бога, на святое место сие и на закон», то есть чтобы он неуважительно и даже оскорбительно высказывался о храме Иерусалимском и обо всех учреждениях и обрядах закона Моисеева. Напротив, апостольские христиане ревностны были в посещении храма во время богослужения (2, 46; 3, 1; 5, 12); очевидно: они не только не считали противоречием христианской религии соблюдение обрядов ветхозаветного богоданного закона, но даже с уважением относились к ним и участвовали в их соблюдении. Не могло поэтому быть, чтобы Стефан, благочестивейший член христианского общества, при состязаниях со своими противниками высказывался сколько-нибудь оскорбительно для святого храма и закона.

Но христианскому проповеднику невозможно было вести с иудеями состязания о предметах веры, не касаясь мысли о временном значении ветхозаветной религии. Это между прочим высказывал и Стефан пред своими противниками, как видно из следующих слов обвинения: мы слышали, – говорили лжесвидетели, – как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. Эта мысль о подготовительном лишь значении ветхозаветных религиозных учреждений, которые поэтому теперь не необходимы и не обязательны для тех, которые в Лице Иисуса Назорея признают явившегося обетованного Мессию, Стефан высказывал, конечно, с полным уважением к богоданному закону Моисееву. Но лжесвидетели, вырывая эту мысль из ряда других мыслей в речах Стефана, старались высказать ее в форме и с характером оскорбления, хулы против святого храма и закона.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

15. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела.

Смотря на него: естественно, что взоры всех присутствовавших в синедрионе обращены были на этого обвиняемого в столь тяжком преступлении христианина. Но в лице его они не только не видели страха, или уныния, или враждебного выражения, возбуждаемого клеветой, но видели лицо его, как лицо Ангела.

– Выражение указывает не на естественное только мужественное спокойствие Стефана или торжествующее одушевление, но на необычайную сверхъестественную светлость его лица, выражавшую нечто ангелоподобное. Если и прежде Стефан исполнен был Духа Св. и благодати (ст. 8), то в эту решительную и торжественную минуту он, без сомнения, удостоился особенного озарения от Духа Св., от которого преобразился даже внешний вид его, став ангелоподобным. Если даже при естественном особенном воодушевлении в особенно великие минуты жизни изменяется, просветляется, одухотворяется внешний вид человека, то преимущественно это должно быть при особенном наитии Духа Св. на человека, и потому нет ничего неестественного в том, что сами враги Стефана в эту минуту поражены были (почему и замечает о сем дееписатель) ангелоподобной светлостью лица его (ср. Злат. и Феофил).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела

Видели лице его, как лице Ангела. Это было тем удивительнее, чем неестественнее для обыкновенного подсудимого, которого все думали увидеть с выражением страха, уныния или, по меньшей мере, враждебного настроения, присущего оскорбленному клеветою.

Исполненная совершенно другими чувствованиями, чистая душа Стефана выражалась мужественным спокойствием лица и торжествующим одушевлением, сообщавшим - в контраст атмосфере обвинителей с их злобою и неистовством - поистине ангелоподобную светлость и приятность его юному лицу. Это тем более должно быть понятно, что если и прежде Стефан был исполнен особой силы Духа Св. (ст. 8), то в эту решительную и торжественную для него минуту он, без сомнения, удостоился особенного озарения от Духа Божия, преобразившего самый внешний вид его в ангелоподобный.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
 

Ангельская светлость лица архидиакона Стефана была ясным выражением чистоты и святости души его, а вместе, очевидно, и Господь озарил его сиянием Своей благодати, которая должна была подкрепить его, как избранного благовестника (как бы небесного Ангела) и как доблестного мученика, имевшего скоро присоединиться к тьмам Ангелов и Церкви первородных, на небесех написанных. Было бы неудивительно, если бы нечто ангелоподобное в лице архидиакона Стефана видели верующие (христиане), ибо это свойственно людям сочувствующим. Но Дееписатель отмечает, что в нем видели, как лицо Ангела, сидящие в синедрионе, т. е. участники его, члены. Небесное спокойствие, возвышенность чувств, а может быть и молитвенное настроение, и сосредоточенность в себе, и самоуглубление, потребное для ответа, все это могло внутренне волновать и оживлять юное и прекрасное само по себе лице невинного страдальца, что небезызвестно было судьям. Но блаженный Феофилакт, следуя указаниям многих раннейших толковников, говорит: «Бог сделал его приятным; так как он имел еще сказать несколько, то чтобы тотчас поразить их взором, Бог осиял лице его, потому что и к лицам людей, исполненных духовной благодати, любящие их относятся с вожделением, а враги с поучением». «Унижаемый от людей удостаивается видимой славы от Бога. Кажется, этого одного было достаточно к заграждению уст сопротивным. Но ожесточение готово судить и осуждать самих Ангелов!» (см. «Воскресное Чтение», ч.11, стр.582).

«Здесь словами: видеша лице его, яко лице Ангела, кажется мне (говорит святой Иоанн Златоуст), намекается на то, что он был исполнен благодати, как говорится это и о Варнаве (Деян.4:36). Отсюда мы видим, что люди простые и незлобивые возбуждают к себе особенное удивление и преимущественно бывают исполнены благодати... Когда клеветали (на Апостолов), то Писание не говорит ничего подобного; а как здесь все клевета, то Бог естественно опровергает ее и самым видом его. Прежде всего его защищало самое лице его. Может быть, оно-то пристыдило и архиерея» (см. изд. 1903 г., стр.146–147).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible