Скрыть
И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил

Он любил убивающих его, так как и умирал за них. <…> Значит, вот в чем состоит совершенная любовь. Если кто имеет такую любовь, что способен даже умереть за братьев, значит, любовь в нем совершенна. Но неужели сразу после рождения она уже является вполне совершенной? Она рождается, чтобы стать совершенной; так как родилась, была вскормленной; так как была вскормлена, укрепляется; так как была укреплена, становится совершенной. Что говорит, когда достигает совершенства? Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп. 1:21). Я хотел разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп 1:23-24). Он хотел жить ради тех, за кого был готов умереть.

Трактат на 1-е послание Иоанна

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

За себя он молился стоя, а за недругов - преклонив колени, так как их большая несправедливость требовала большего лекарства. И удивительна доблесть блаженного мученика, который так кипел ревностью, что открыто упрекал в вероломстве тех, кем он удерживался, и так горел любовью, что даже умирая молился за тех, кто его убивал.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 57-60 Возопивше же гласом велиим, затыкаху уши свои, и устремишася единодушно нань. И изведше вне града, камением побиваху его: и свидетелие, снемше ризы своя, положиша при ногу юноши нарицаемаго Савла, И камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек успе

Что сделали (иудеи) со Христом, то же сделали они и здесь. Как Он сказал: узрите Сына Божия седяща одесную (Мф. 26:64), а они назвали это богохульством и напали на Него, так и здесь. Но там раздирали одежды, а здесь затыкаху уши. И изведше вне града, камением побиваху. Оказавшись решительно не в состоянии положить конец речи Стефана, они камением побивиху его. Если бы даже он говорил неправду, его надобно было отпустить как безумного. Если же говорил истину, надобно было скорее удивляться. И изведше вне града убивают его, как это сделали и с Иисусом. И свидетелие, снемше ризы своя, положиша при ногу юноши. Свидетелями называет тех, кого они выдвинули с целию произнести ложное свидетельство против него. Этим он делает намек на два обстоятельства: что и те, которых считали свидетелями, были скорее готовы совершить убийство, когда они сняли одежды, чтобы свободнее и беспрепятственнее бросать камни, - и что имеющий впоследствии быть проповедником вселенной и сам тогда оказывал содействие в убийстве, и что таким образом в нем произошло какое-то божественное, удивительное и несвойственное человеку изменение. Изречение же: Господи Иисусе, приими дух мой, есть изречение научающего и показывающего им, что он не погибнет. И камением побиваху Стефана. Так как оправдание совершается верою в Христа и в Нем человеческое естество в изобилии получило невинность и даровало нам новое право, в силу которого души наши уже не идут во ад, но, как и прежде, посылаются в руки Бога живого: то, зная это, святый Стефан сказал: Господи Иисусе, приими дух мой. И блаженный Петр пишет: темже и страждущии по воли Божией, яко верну Зиждителю да предадят души своя (1Пет. 4:19). - Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего. Не просто, говорит, молится, но с усердием, так как Бог допустил, чтобы до сих пор душа его оставалась в теле. Заметь голос и чрезмерность терпеливости в страданиях. Этим он показывает, что то, что он сказал им прежде, сказал не вследствие гнева, но чтобы их поставить в затруднение, обличить и упрекнуть.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. 57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

54–60. После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады. Господу благоугодно было подкрепить его мужество видением отверстых небес и своего Спасителя в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, и Стефан не устрашился исповедать это пред свирепевшими злобою врагами-судьями. После того судьи его более уже не могли сдерживать свою ярость. Как богохульника, его повели за город, чтобы побить камнями. Сообразно с требованием закона Моисеева (Втор. 17, 5),, свидетели первые начали бросать камни. Для удобства они скинули свои одежды и положили для сохранения у ног Савла, который принимал самое деятельное участие в убийстве Стефана (Деян. 8, 1). Но как ни усердно убийцы посылали град каменьев на мученика, Бог дал ему силы выразить свою полную богопреданность в последнюю минуту жизни и свою мольбу за врагов своих. Господи Иисусе! приими дух мой... Господи! не вмени им греха сего, – молился он, умирая, по примеру Спасителя.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

59. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

60. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Молился и говорил и пр.: двоякую молитву приносит ко Господу перед своей кончиной убиваемый первомученик, одну о себе самом, другую – о своих убийцах; первая о том, чтобы Господь, за исповедание имени Коего он приемлет мученическую смерть, принял дух его в Свои небесные обители; другая, которую он произнес уже стоя на коленях, вероятно, сбитый с ног бросаемыми в него камнями и, следовательно, перед самой уже кончиной, о том, чтобы Господь простил этот грех убийцам его.

– Это те же молитвы, которые принес Отцу своему небесному распятый Христос в самые последние минуты своей жизни (Лк.23:34 Лк.23:46; см. примеч.), а Стефан первомученик приносит к прославленному Богочеловеку, своему Учителю, Господу и Богу.

Почил: прекрасно дееписатель мученическую кончину первомученика называет успением сна.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил

Побиваемый камнями, произнеся две трогательных молитвы - одну о себе, другую об убийцах. Первомученик почил, как выражается Дееписатель, представляя его смерть успением сна и покоя.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Предсмертная молитва святого Стефана о врагах и предание духа своего в руки Господа Иисуса высокотрогательны и поучительны, как и самая его мученическая кончина, полная самого крепкого терпения, всецелого всем прощения и полной надежды на Бога. Достойно памяти и внешнее его положение – предсмертно-молитвенное: он стал на колени, между тем как удары камней безумных убийц градом сыпались на его весь изнемогший состав тела, поражая всего больнее эту священную и вдохновенную главу, так рановременно, но плодоносно склоненную потом к земле, чтобы быть семенем бесчисленного множества новых верующих и исповедников. Первый пример молитвы за врагов-мучителей явил Иисус Христос (Лк.23:34,46). И о Нем сказал сотник: «воистину Сын Божий бе Сей» (Мф.27:54). А здесь был воистину верный ученик и последователь Христа, Который сказал: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном» (Мф.5:19). По изъяснению блаженного Феофилакта, «святой Стефан не просто молился, но с усердием, так как Бог допустил, чтобы душа его оставалась в теле. Заметь голос и чрезмерность терпеливости в страданиях. Этим он показывает, что то, что он сказал им прежде, сказал не вследствие гнева, но чтобы их поставить в затруднение, обличить и упрекнуть». «Чтобы кто не подумал, что нам, человекам, не по силам подражать Господу в любви ко врагам, посмотрим на Стефана (писал некогда блаженный Августин). Он был подобострастный нам человек. Был диаконом; читал святое Евангелие, которое читаем и мы. Там он начитал: «любите враги вашя» (Мф.5:44). И эту заповедь он не только познал, но и исполнял. Ибо когда враги побивали его камнями, невинный страдалец умолял Господа о прощении их. А чтобы видеть, как действительна была его молитва, обратимся к юноше Савлу... Если бы не молился Стефан таким образом, то Церковь, быть может, не имела бы Павла. Потому восстал Павел от земли, что Стефан, преклонивый на землю колена, был услышан» (см. «Воскресное Чтение» ч. XVI, стр. 378). «Между повествованием о смерти святого Стефана и последующим рассказом (Деян.8:4;9:1,31;11:19) такая тесная связь, которая ясно говорит не в пользу происхождения их из различных письменных источников, принадлежащих разным писателям. Из значения события смерти святого Стефана для последующей истории христианства объясняется та подробность, с которой Дееписатель рассказывает о нем в сравнении с кратким его замечанием об убиении Иакова, брата Иоанна. В проповеди первомученика Стефана впервые во всей своей яркости была выражена мысль об универсальном назначении христианства и Евангелия, и о преходящем значении Иудейства с его законом. Оно стало проникать в среду язычников через Еллинистов, и мысль о полной самостоятельности и независимости христианства от Иудейства крепла и развивалась. Полного своего расцвета она достигла в лице Апостола Павла, того самого «юноши Савла», который присутствовал при смерти святого Стефана и одобрял его убийство. Таким внутренним значением событие смерти святого Стефана объясняется, почему святой Дееписатель так подробно останавливается на этом событии и ставит его центральным пунктом своего последующего рассказа» (см. у Николина, стр.46–47).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О праздновании Воскресного дня.

Мк.1:35. Здесь Господь показывает нам, что и Сам Он любил молиться на другой день субботы (по нашему Воскресный), так как Христос по субботам учил в синагогах: Мк.1:21, а утром... на другой день удалился в пустыню (35). По воскресении Его, апостолы окончательно предпочли воскресный день субботе: Деян.7; 1Кор.16:1-2; Откр.1:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible