Скрыть
Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 23-25 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине

«Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его» (ст. 23). Иудеи опять прибегают к жестокому умыслу; но уже не ищут клеветников, обви­нителей и лжесвидетелей, уже не хотят иметь их; а что? Дей­ствуют, наконец, сами собою. Они увидели, что дело возра­стает; потому не производят и суда. «Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его» (ст. 24). Почему? Потому, что это было для них невыносимее всех уже прежде бывших знамений, с пятью тысячами, с тремя тысячами (обращенных ко Христу), и всех вообще. И смотри, теперь он спасается не благодатию, но человече­скою мудростью, чтобы ты понял добродетель этого мужа, прославившегося и без чудес. «Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» (ст. 25). Так и следовало, чтобы дело не было замечено. Что же? Избегнув такой опасности, остается ли он (спокойным)? Нет, но уходит туда, где мог еще более возбудить их. Многим еще ка­залось невероятным, что он точно уверовал. Оттого это и происходило, спустя довольно дней. Что же это значит? Веро­ятно, он сначала не хотел выходить оттуда, как многие, мо­жет быть, просили; когда же узнал (о замысле иудеев), тогда позволил ученикам своим (спустить себя); а он уже имел учеников. На это указывая, он сам говорил: «в Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2Кор. 11:32). И смотри, как евангелист не говорит ни­чего тщеславного и не восхваляет Павла, но только, что они возбудили к тому царя. Итак, они спустили его одного и с ним никого. Это также не напрасно, так что он сам мог явиться к апостолам в Иерусалиме; или лучше, они спустили его, чтобы он затем искал себе спасения; а он сделал про­тивное, отправившись прямо к неистовствующим. Так он воспламенился, так сильно горел! И посмотри, как он сле­дует (Христу), с первого дня соблюдая заповедь, которую слы­шали апостолы: «и кто не берет креста своего и следует за Мною» (Мф. 10:38). То самое, что он пришел после прочих, делало его ревностнейшим, и на деле здесь исполнилось ска­занное: «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7: 47), так что чем позже он пришел, тем больше возлюбил. Потому, осуждая прежнюю свою жизнь и часто упрекая себя, он ничего не считал достаточным для заглаждения прежнего. И смотри, они не говорят ему: ты был гонителем, для чего же переме­нился? Они стыдились (говорить это); вместо того совещались между собою. Иначе он гораздо справедливее сказал бы им: это-то особенно и должно вразумить вас, – как он защищался пред Агриппою (Деян. 26:9-20). Как же, скажут, он обратился в бегство? Это он сделал не по трусости, но сохранял себя для проповеди. Если бы он стра­шился, то не пошел бы в Иерусалим, не стал бы тотчас же учить, оставил бы ревность. Но он действовал не по страху, а по благоразумию. Он научен был страданием Сте­фана. Поэтому он не считал великим умереть за проповедь, если это не соединялось с великою пользою. Это – муж, кото­рый не хотел даже видеть Христа (Фил. 1:23-24), Которого теперь более всего желал бы видеть, когда еще не было исполнено служе­ние его людям. Такова должна быть душа христианина!

Характер Павла выразился с самого начала и с пер­вого шага его поприща; а лучше сказать – еще и прежде этого. А что он делал не по разуму, то делал, руководствуясь рас­суждением человеческим (Рим. 10:2). Если, спустя столько времени, он не хотел разрешиться (от жизни, без пользы для других), то тем более в начале деятельности, когда лишь только вы­шел из пристани. Христос не избавляет его от опасности, но попускает, потому что желает, чтобы многое совершалось и человеческим благоразумием; с другой стороны, попускает для того, чтобы научить нас, что и они были люди, и что не всегда все совершала благодать. Ведь, если бы этого не было, то можно было бы уподобить их просто деревьям. Поэтому мно­гое и сами они совершали своими действиями. Будем так поступать и мы, и также будем печься о спасении братий. Это не ниже мученичества, то есть, чтобы не отрицаться ни от каких страданий для спасения многих; ничто так не благоугодно Богу.

Гомилии на Деяния Апостолов

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине

Он не избежал бы козней того преследующего правителя (1Кор. 11:32-33), если бы не захотел послужить тем, кому был нужен. Поэтому он и говорит: Влечет меня и то, и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:23-24).

Послания

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине

То есть ученики Христа - ведь в греческом тексте отсутствует слово «его» и сказано просто ученики, потому что здесь подразумеваются вообще ученики Христа или Церкви. Не говорится, что Павел уже приобрел учеников, но что он только приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске.

Подобная разновидность бегства и сегодня сохраняется в Церкви: [так бывает,] когда кто-либо, будучи окружен со всех сторон кознями древнего врага или сетями мира сего, спасается, охраняемый своей надеждой и верой. Ибо стена дамасская (а Дамаск означает «пьющий кровь») есть превратности мира; под царем Аретой (2Кор. 11:32) (это имя означает «нисхождение») подразумевается дьявол; корзина, которую обыкновенно плетут из камышовых стеблей и пальмовых ветвей, символизирует соединение веры и надежды. Ведь камыш - это символ зеленеющей веры, а пальма означает чаяние вечной жизни. Поэтому всякий, кто видит себя опоясанным стеной невзгод, да взберется в корзину добродетели, с помощью которой спасется.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-26 Якоже исполнишася дние доволны, совещаша иудее убити его. Уведан же бысть Савлу совет их: стрежаху же врат день и нощь, яко да убиют его. Поемше же его ученицы нощию, свесиша по стене в кошнице. Пришед же Савл в Иерусалим, покушашеся прилеплятися учеником: и вси бояхуся его, не верующе, яко есть ученик

Иудеи опять приходят к своему крепчайшему помыслу, но теперь они уже не ищут клеветников и лжесвидетелей, а сами стремятся совершить убийство. Так как они увидели, что это дело получило силу, то они не передают уже его и в суд. Поемше же его ученицы нощию, свесиша по стене в кошнице. Заметь, что Павел спасается не благодатию, но человеческою мудростию, чтобы ты научился, что добродетель мужа сияет и без чудес. Пришед же Савл во Иерусалим, покушашеся прилеплятися учеником. Избавясь от опасности, он не только не скрывается, но напротив идет туда, где более их преследовали. И заметь, что он даже ищет учеников Спасителя. Так он весь воспламенился и переполнился ревностию о проповеди, и то, что он позже других пришел ко Христу, его сделало еще более ревностным. Емуже, говорит Иисус Христос, много оставляется, больше любит (Лук. 7:47). Справедливо может возбудиться недоумение, когда (апостол Павел) в послании к Галатам говорит: ни взыдох во Иерусалим: но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск. Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра… Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня (Гал. 1:17-19), а здесь: говорится, что он пришел во Иерусалим и Варнава привел его к апостолам. Итак или там в послании к Галатам апостол Павел сказал: не взыдох в том смысле, что он ходил не затем, чтобы представить свое учение на одобрение апостолов, или же, если это не так, надобно допустить предположение, что злоумышление против него в Дамаске было сделано не тотчас по обращении его к вере христианской, но по возвращении его из Аравии спустя три года по обращении. И таким образом совершилось его путешествие во Иерусалим. Итак он не пошел к апостолам, но к учеником покушашеся прилеплятися. Это он делал, будучи вместе и учителем и учеником. Или Павел в послании к Галатам не говорит об этом путешествии во Иерусалим, но опустил его. Потому что этот историограф многое сокращает и сводит события бывшие в разные времена. Покушашеся же, говорит Лука, прилеплятися. Шел к ним не смело, но с робостию. И вси бояхуся его, не ведуще, яко есть ученик. Боялись конечно ученики, а апостолы не верили его обращению; потому что для человеческого разумения поистине невероятно, чтобы такой жаркий гонитель обратился в проповедника.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Аратор (†VIв.)

Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине

Тот, кто оставил пагубное злочестие и предводителем вступил в доблестнейшие сражения, если оказался выше грешников, достоин избежать засады даже при закрытых воротах. Корзина, по обыкновению сплетенная из камыша и пальмы, дала прикрытие Савлу, по достоинству став образом Церкви. Ведь всегда пребывают в ней камыш, благодаря водам [крещения], и пальма в венцах. Преумножают Церковь воды крещения и кровь мучеников. Раньше, во время насыщения огромной толпы, приумножающиеся в изобилии хлебы наполнили семь корзин (Мф. 15:36-37). Столько же церквей в мире Писание ясно возвещает (Откр. 1:4, 11), в которых действует Дух, а добродетель запечатлевает имена, но при этом мы все-таки воспеваем единую Церковь. Способствуют человеку внешние обстоятельства, но он и сам воинствует, оставаясь сосудом в Сосуде [Христе], и уже при таком водительстве совершенно избегает врага. Предводитель, вместе с Которым он остается победителем в любых битвах.

История апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. 25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. 26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
 

Враги Савла день и ночь стерегли у ворот дома, где он имел свое пребывание, чтобы убить его. Но заговор их сделался известен Савлу и другим христианам, и последние ночью спустили его по стене в корзине, вероятно, в окно дома, примыкавшего к городской стене и имевшего в ней окна. Освободившись от опасности смерти в Дамаске, Савл отправился в Иерусалим видеться с Петром, как говорит сам он в Послании к Галатам; это было уже три года спустя после его обращения (Гал. 1, 18). Но бывший жестокий гонитель христиан не только не мог войти в круг апостолов, но и прочие ученики Господни боялись его и сторонились от него, не веря, что он христианин. Тогда апостол Варнава (Деян. 4, 36-37), знакомый Савлу и знавший историю его обращения, равно и апостольскую ревность, какую он заявил в Дамаске, привел и рекомендовал его апостолам (9, 27). Впрочем, как говорит сам Павел, он в этот раз виделся только с Петром и Иаковом, братом Господним (Гал. 1, 18-19).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

22. А Савл более и более укреплялся, и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что сей есть Христос.

23. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24. Но Савл узнал о сем умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

Савл более и более укреплялся: вероятно, уже по возвращении из Аравии (Гал.1:17 и д.), где он в тишине уединения, вдали от прежних мест его действий, может быть предавался изучению Писания уже при озарении от Св. Духа с новой точки зрения – христианской, как можно гадать о сем по всему характеру и образу деятельности Савла – будущего великого апостола Павла. Укрепившись в своей вере изучением Писания, Савл, по возвращении в Дамаск, в своих синагогальных беседах с иудеями доказывал, что Иисус есть Христос, т.е. Мессия, обетованный иудеям и ими ожидаемый. Доказательства сего он, без сомнения, приводил из Писания, т.е. рассматривал ветхозаветные пророчества о Мессии и указывал их исполнение в лице и жизни Господа, сличал пророчества и обетования с событиями и т.п. Сила его доказательств и вообще сила его слова была так велика, что он приводил в замешательство иудеев дамасских, т.е. они не могли ни ослабить силы его доказательств, ни противопоставить им других равных по силе, а между тем не хотели согласиться с тем, что неизбежно вытекало из этих доказательств, именно – что Иисус есть Мессия, и потому приходили в замешательство, не зная, что отвечать и делать.

Это продолжалось довольно времени, и замешательство породило в иудеях страстную вражду и ненависть к Савлу до того, что они решились убить его, и согласившиеся на сие с этой целью день и ночь стерегли у ворот города, которые, конечно, были не одни в таком большом городе, как Дамаск, стерегли именно с тем, чтобы убить его, когда он выйдет из города и достаточно удалится от него. Кажется, они имели сведения, что Савл имел в намерении отправиться из Дамаска, может быть в Иерусалим, и поджидали его. Но Савл, предварительно узнавший о сем их умысле, избег опасности при помощи учеников, т.е. христиан дамасских, которые спустили его ночью по стене городской в корзине, в нарочито ли сделанное для сего отверстие в городской стене, или – что вероятнее – в окно дома, примыкавшего к городской стене и имевшего в ней окна, как-то замечают в постройках древних восточных городов. О таком способе избавления своего от опасности в Дамаске упоминает сам апостол Павел в одном из своих посланий (2Кор.11:32).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине

Ученики же, т. е. христиане дамасские… спустили его по стене, т. е. города, о чем рассказывает и сам Павел 2Кор. 11:24.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

25. ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.



О спасении Савла от рук убийц через спуск его ночью в корзине по городской стене там, где, конечно, его не ждали, говорит сам Павел во 2-м послании к Коринфянам (2Кор.11:32), причем сообщает, что его стерег тогда и правитель Дамаска (от царя Ареты назначенный), но он был спущен в корзине из окна (отверстия) по стене и избежал опасности. «Смотри (говорит святой Иоанн Златоуст), на какое средство соглашался он, чтобы избегнуть осады и чтобы поднять поверженных долу: терпел нападения от народа, чтобы отвести от нападения демонского». Аравийский князь Арета мог и лично питать ненависть к Савлу за его Евангельскую проповедь в Аравии, мог он содействовать и Иудеям, так как с правителями их он находился в некоторых близких отношениях. (Современный город Дамаск очень увеличился и обновился. Однако, в нем указывают одну древнюю стену, недалеко от Антиохийской патриархии, где имеются и оконца, подобные тем, через одно из которых спущен был Апостол Павел. Теперь там насчитывается до 300.000 жителей, большинство которых магометане (около 100.000) остальные христиане. В том числе 20.000 православных Сирийцев. Евреев официально считается около 4.000, но их гораздо больше, ибо они скрываются, чтобы не платить разных налогов. По красоте местоположения города, у реки Барады, и среди бесконечных садов, он называется «цветком Востока». И действительно, там цветов бесконечное множество, особенно роз. Основание его относится к Дамасику – слуге Александра Македонского, но вероятно эта прекрасная местность была обитаемая и раньше. См. статью «Дамаск» в «Историческом Вестнике» за 1903 г., IV кн., стр. 223–279).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible