Скрыть

Толкования на Книга пророка Амоса 1:13

Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя сыно́въ Аммо́нихъ и за четы́ри не от­вращу́ся и́хъ, поне́же распоря́ху иму́щыя во утро́бѣ Галаади́товъ, я́ко да разширя́тъ предѣ́лы своя́:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

За три нечестия сынов Аммоних, и за четыри не отвращу от них, понеже распоряху имущия во утробе Галаадитов. К Идумеям Пророк присоединяет и Аммонитян, которые ненавиствовали, подобно Сириянам, и рассекали на части беременных женщин в Галааде.

Григорий Богослов, свт. (†389)

Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои

[Еретикам] нужно напомнить, чтобы они поняли, что Священное Писание полагается нами как некий светильник в ночи настоящей жизни. Если они слова Писания толкуют неверно, то, конечно, помрачаются от светильника. Извращенное желание, конечно, не влекло бы их к превратному толкованию, если бы они сперва не раздулись от гордыни. Ибо, когда они мыслят себя мудрее прочих, они с презрением отказываются следовать за другими в том, что они понимают лучше. Они также, чтобы снискать у неученой толпы репутацию знающих, стараются всеми силами поколебать то, что те поняли правильно, и поддержать свои собственные нелепости. Поэтому хорошо сказано через пророка: они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои (Ам 1:13). Ибо Галаад переводится как «холм свидетельства». И поскольку все вместе собрание Церкви через исповедание веры служит свидетельством, не неуместно Церковь дана в образе Галаада, которая устами всех верных свидетельствует о Боге то, что истинно. Беременными же называются души, которые восприняли знание Слова по божественной любви, и, когда придет срок, они зачатое знание родят, осуществив его на деле. Расширить пределы свои - значит распространить высокое мнение о себе. Итак, они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои, - то есть, конечно, еретики уничтожают умы верных, которые уже что-то из истинного смысла восприняли, извращенной проповедью и распространяют высокое мнение о своем знании. Сердца малых, уже беременных зачатым словом [Божьим], они рассекают мечом заблуждения и как бы производят высокое мнение о своем учении. Следовательно, когда мы пробуем наставить их, чтобы они не мыслили извращенных вещей, мы должны прежде их убедить их, чтобы они не искали пустой славы. Ибо если корень возношения подрублен, то ветви ложного убеждения засыхают.

Пастырское правило

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-15 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора. Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь

Слово Божие обличает сынов Аммоновых, происшедших из потомства Лота и живших в той части Аравии, где теперь Филадельфия, за то, что при иудейском царе Сауле Паас Аммонитянин, царь их, опустошил Иавис Галаадский и рассек беременных в нем, чтобы расширить пределы свои и всю Галаадитиду подчинить своей власти (1 Цар. гл. 11). Поэтому Он угрожает предать огню стены Раввы, бывшей главным городом аммонитян, чтобы были пожраны здания ее при шуме и крике победоносного войска, в день потрясения и вихря, когда победитель, Навуходоносор, уведет пленников ее, когда идола их, который называется Мелхом (Меlchom), то есть царь их, унесут в Ассирию, и когда вместе с ним отведут князей ее, то есть жрецов. В еврейском нет слова жрецы, но только князья. Таким образом LХХ прибавили слово жрецы, чтобы желающий знать, кто эти князья, знал, что это были жрецы. Но между жестокостью Дамаска и сынов Аммоновых то различие, что первый растерзывал Галаад железными телегами или беременных Галаада железными пилами, а последние рассекали беременных в Галааде для расширения пределов своих. Под дамаскинцами, пьющими кровь, разумеются еретики, которые не только отторгли народ Божий от церкви, но также сокрушали и раздробляли его железными зубами, о которых написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба (Пс. 52:5). Под сынами Аммона, который означает народ печали или народ мой, мы понимаем раскольников, которые отделяют обольщенных ими людей от церкви Божией и которыми отторгаются и разделяются неопытные души, недавно принявшие слово Христово. Однако они не делают это с тою жестокостию, с какою еретики убивают всех обольщенных, но, оставаясь в том же правиле веры, они желают расширить пределы свои и приобрести славу в потомстве. Таким образом, Господь угрожает, что Он предаст пламени стены Раввы, то есть множества, в день крика и брани, потрясения и вихря, царя их, виновника разделения, отправит в плен и князей подчинит игу церкви.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 Сия глаголет Господь: за три нечестия сынов Аммоних, и за четыри не отвращуся их, понеже распоряху имущыя во утробе Галаадитов, яко да расширят предели своя: и разжегу огнь на забрала Раввафы, и пояст основания ее с воплем в день рати, и потрясется в день окончания своего: и пойдет царь ея в плен, жерцы их и князи их вкупе, глаголет Господь

Жестокость Аммонитян изображается такою же, как и жестокость жителей Дамаска, ибо и они убивали имеющих во чреве Галаадских женщин, не для того, чтоб помочь другим, и не для того, чтобы удовлетворить мести чужеземцев, но для своей собственной пользы, чтоб расширить свою страну и как можно больше распространить пределы своего царства, после того, как опустошена была вся Иудея и совсем разбиты были Израильтяне, так что Бог как будто оказался бессильным и немогущим, не смотря на свое обещание, спасти их и сделать их неодолимыми для их врагов. Итак, и эти, овладевая городами, осмеливались смеяться над Покровителем их Богом и воздавали благодарность и победные песни своим лжеименным богам. Посему-то и говорит, что предана будет огню Раввафа; а она есть главный город аммонитской страны. Погибнет же она с воплем, то есть когда Вавилоняне, как бывает на войне, будут издавать радостные крики во время победы над нею; ибо они овладели ею, когда Навуходоносор со всем войском напал на Аммонитян. И пойдут, говорит, в плен подданные вместе с царями и получившие право священнодействовать вместе с своими богами, не получая от них ни малейшей помощи; ибо что может сделать и какую кому может принести пользу глухой идол.

И начальники ересей уподобляются рассекающим имеющих во чреве, чтоб расширить пределы своих владений; ибо для того, чтоб явиться вождями многих, они совершают насилие над несчастными душами и при помощи обмана слов стараются вызвать у них как бы некоторую преждевременную и незрелую веру, проповедуя им превратное и изрыгая то, что исходит из их собственного сердца, а не из уст Господних; ибо «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым», но и никто не может сказать анафема на Иисуса, как только Веельзевулом (1Кор.12:3).

Толкование на пророка Амоса

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Иначе должно наставлять тех, кои неправильно понимают учение слова Божия, но по своему горделивому упрямству мечтают о себе, что они мудрее других и призваны быть учителями их; а иначе – тех, кои хотя и правильно понимают это учение, но, гордясь своим знанием, высокомудрствуют о себе пред поучающимися у них. И тем и другим надлежит внушать, что общий их недостаток заключается в недостатке смирения. И прежде всего надобно внушить неправильно понимающим слово Божие, что они спасительное врачевство превращают в яд для себя, и, так сказать, врачебным ножем наносят себе смертельную рану, разстроивая и убивая себя тем самым, чем бы должны исцелять и спасать себя. Пусть размыслят они, что священное Писание служит для нас как бы светильником во мраке настоящей жизни, и что поэтому, неправильно понимая слов? Писания, они помрачают и для себя и для других свет спасительного светильника сего. Чем же объяснить неправильность такового понимания слова Божия, как не гордостию? Считая себя умнее других, они не хотят следовать никому в разумении Писания; а чтобы упрочить за собою (у простых, конечно, и невежд) славу ученого и сведущего, отвергают с презрением всякие, хотя бы то и правильные, толкования других, слепо и ревниво утверждая превратность и нелепость своих. Об них можно сказать словами пророка Амоса: «распоряху имущия во утробе сущих в Галааде, претирая пилами железными, яко да разширят пределы своя». Объясним это. Галаад значит, по изъяснению толковников, собрание свидетельств. Поелику же Церковь есть хранительница истины, о которой она свидетельствует исповеданием; то под именем Галаада можно разуметь Церковь, устами всех верующих свидетельствующую об истинах Божиих. Имущие же во утробе – это души благочестивые, зачинающие, по действию любви божественной, разумение слова Божия и раждающие, во время свое, из зачатого семени плод добрых дел. А разширение пределов означает здесь ревность к распространению славы своей мнимой мудрости. Итак, превратно понимающие смысл св. Писания и ложным учением своим распространяющие разные толки и расколы (ересеначальники) своим лжемудрованием и заблуждениями, как бы железными пилами, претирают и умерщвляют в душах благочестивых, верных чадах Церкви, зачавшееся разумение Писания, истребляя его для того, чтобы умножить славу своей мудрости. И таким образом простые и неопытные еще младенчествующие сердце не утвердившияся еще в воспринимаемых ими божественных истинах, они исторгают из недр православной Церкви в свои толки, под видом мнимого ими православия, для распространения гордого тщеславия своего и поддержания авторитета. Если же так, то для успешного действования на таковых лжеучителей прежде всего надобно стараться истребить в них самый корень зла – гордость, а ветви лжеучения их сами собою отпадут.

Слово 26

Лопухин А. П., (†1904)

Ст. 13-15 Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои.И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь

Суд Божий над сынами аммоновыми

Возвещение суда Аммонитянам. По слову пророка, их постигнет наказание за жестокость, проявленную в Галааде. О проявлениях крайней жестокости в форме рассечения беременных Библия говорит и в других местах (4Цар XV:16; VIII:12; Ис XIII:16; Наум III:10; Ос XIV:1). Какие именно факты имеет в виду пророк, неизвестно.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible