Скрыть
Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Сия глаголет Господь: за три нечестия Моавля, и за четыри и т.д. К Аммонитянам присоединены сопредельные с ними Моавитяне. И о них пророчествует Амос, что будут истреблены Ассириянами и Вавилонянами за то, что служат идолам, особенно же за то, что сожгоша кости царя идумейска в пепел. Моавитяне принесли в жертву кости царя идумейского, то есть идола, который был сделан Идумеями из его праха. Такою же заботливостью о костях человека нечестивого Пророк хотел провозвестить смертным воскресение.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь. И пошлю огонь на Моава, и пожрет чертоги Кериофа, и погибнет Моав среди разгрома с шумом, при звуке трубы. Истреблю судью из среды его и умерщвлю всех князей его вместе с ним, говорит Господь

Не только сыны Аммоновы, но также и Моавовы произошли из племени Лота, который был сыном брата Авраамова. Чтобы показать, что Бог есть Владыка всех [людей] и что все души подлежат власти Его, как Творца их, Он карает также за оскорбление, нанесенное царю идумейскому, или, вернее, за преступление, совершенное по отношению к нему моавитянами, которые сожгли кости его, превратив их в пепел, и не оставили своей жестокости и неистовства даже по смерти его. Евреи передают, что кости царя идумейского, ходившего вместе с Иорамом, царем израильским, и Иосафатом, царем иудейским, против Моава, впоследствии, когда он был уже похоронен, были вырыты моавитянами и сожжены в отмщение за причиненное им огорчение. Поэтому, говорят они, Бог возвещает, что Он пошлет огонь на Моава, то есть или на столицу моавитян, от которой вся страна получила название, или на всю страну их, и пожрет он здания Кариофа, что означает название города, хотя LХХ перевели: городов его, то есть Моава, и погибнут они при шуме и гуле победоносного войска, что по-еврейски называется «saon» и «therua», и при звуках трубы или рога, ибо это означает «sophar». И когда погибнет Моав, то тщетным будет совет князей и судей, потому что вместе с городами будут истреблены и вожди их. Но как не следует переселять всех пленников или плен Соломона и заключать в Идумее, обращая их от высокого и небесного к низкому и земному, что сделали, как об этом [выше] говорится, Газа и Тир; так не должны мы сожигать кости царя идумейского и превращать в прах и пепел. Иудеи обращают духовное понимание в плоть идумейскую, и царский смысл, заключающийся в букве и полный твердости и силы, чрез некоторые генеалогии и пустые предания ослабляют, умаляют и превращают в прах. И не только они это делают, но также все еретики, которые утверждают, что Бог, подобно людям, сидит на престоле высоком и превознесенном, опустив ноги на землю, для того, конечно, чтобы они не висели, и имеет нос, чтобы обонять запах благоухания, глаза, чтобы видеть, руки, чтобы действовать ими, ноги, чтобы ходить, уши, чтобы слышать, уста, чтобы говорить, зубы, чтобы раздроблять ими пищу. Кто, читая о том, что Иуда вошел к Фамари блуднице и родил от нее двух сыновей (Быт. гл. 38), следует непристойному буквальному смыслу, а не возвышается до красоты духовного понимания, тот сжигает кости царя идумейского. Кто думает, что Осия взял жену блудницу (Ос. гл. 1) и не находит другого смысла в этих словах, кроме того, который прямо выражается ими, тот также сжигает кости царя идумейского. Поэтому Господь пошлет огонь на Моава, имя которого означает от отца, потому что хотя он родился от Бога, но оставил Его. И пожрет он города или селения его, что означает Кариоф (Саrioth); поэтому и Кариафиарим (Саriаthiarim) мы переводим на cвой язык словами: город лесов. И не иначе умрет Моав, как при криках, шуме, гуле и звуках трубы, и будет поражен чрез возвышенное разумение, – которое в священных книгах сравнивается с звуками трубы. Тогда слово Божие истребит судей и князей и всех, руководящих земными делами, и даст повеление учителям церкви: на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40:9).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 Сия глаголет Господь: за три нечестия Моавля, и за четыри не отвращуся его; понеже сожгоша кости царя Идумейска в пепел: и послю огнь на Моава, и пояст основания градов его, и умрет с бессилием Моав, с воплем и гласом трубным. И потреблю судию из него, и вся князи его избию с ним, глаголет Господь

И Моавитяне совершили не малое преступление, так что и они превысили меру свойственной Богу всяческих кротости и долготерпения. Виною их служит грех до смерти: сожгли, говорит, они кости царя Идумейского и сожгли так, что они обратились наконец в прах и пепел. В чем же состояло их преступление. В ненависти и бесчеловечии и необузданной жестокости к Израильтянам. Но может быть кто-нибудь скажет, что они сожгли кости упомянутого царя не ради кого либо другого, как только ради израильтян. Расскажу кратко известную историю. В четвертой книге Царств, написано, что после смерти Ахаава, Моав нарушил союз с царем Израильским. Тогда Иорам из Самарии послал письмо к Иосафату, царю Иудину, такого содержания: «царь Моавл отвержеся мене: идеши ли со мною на брань на Моава? и рече: взыду. И иде царь Израилев, и царь Иудин, и царь Едомль» (4Цар.3:7,9). Смотри, как вместе с этими царями вооружался и царь Едомский, то есть, Идумейский. Поелику же они терпели недостаток в воде, то призвали к себе Елисея и умоляли его даровать им от Господа то, что они искали. И когда совершилось это, то Моавитяне были побеждены, как написано далее об этом. Итак, Моавитяне гневались на то, что Израильтяне когда-то победили их, при помощи и содействии им царя Идумейского. Но поелику не могли уже досадить умершим; то иным способом надругались над останками, предав их огню и даже не щадя костей, как бы присоединяя к погубленным ими Израильтянам и бывшего некогда их помощника. Итак, говорит, сожжены будут города их и они погибнут с бессилием, не болезнию изнуренные, не обычными немощами истощенные, но с воплем и гласом трубным, то есть, как на войне и в битве. Угрожает также, что вместе с подчиненными погибнут и судьи и князья; ибо они были виновниками их замысла и предприятий и руководителями других во всяком нечестии.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

2:1-3. Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя Моа́вля и за четы́ри не отвращу́ся его́, поне́же сожго́ша ко́сти царя́ Идуме́йска въ пе́пелъ:
и послю́ о́гнь на Моа́ва, и поя́стъ основа́нiя градо́въ его́, и у́мретъ со безси́лiемъ Моа́въ, съ во́племъ и гла́сомъ тру́бнымъ:
и потреблю́ судiю́ изъ него́ и вся́ кня́зи его́ избiю́ съ ни́мъ, глаго́летъ Госпо́дь.


2:1-3. Так говори́т Госпо́дь: за три преступле́ния Моа́ва и за четы́ре не пощажу́ его́, потому́ что он пережёг ко́сти царя́ Едо́мского в и́звесть.
И пошлю́ ого́нь на Моа́ва, и пожрёт черто́ги Керио́фа, и поги́бнет Моа́в среди́ разгро́ма с шу́мом, при зву́ке трубы́.
Истреблю́ судью́ из среды́ его́ и умерщвлю́ всех князе́й его́ вме́сте с ним, говори́т Госпо́дь.


Угрожает же Бог тем же ратным огнем и Моаву и говорит, что вместе с народом предаст гибели и князей; потому что, сверх многих нечестивых дел своих, весьма зверски поступили они с царем Идумейским.
В тот раз, как пришел он на помощь царю Израильскому, Моавитяне, заманив его наконец в засаду и взяв в плен, принесли в жертву идолам своим, и до тех пор разжигали костер, пока все кости не обратились в пепел.
Так окончив предречения об иноплеменниках, Пророк обращает, пророческое слово к народу Божию, и прежде всего выставляет на вид беззаконие колена Иудина.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь

Суд Божий над моавитянами

Моавитянам вменяется в вину поругание ими трупа едомского царя, кости которого они сожгли в известь. Блаж. Иероним в комментарии на Ам II:1 сообщает предположение современных раввинов, что факт, о котором говорит пророк, имел место во время нашествия на Моавитскую землю израильского царя Иорама и иудейского - Иосафата в союзе с едомитянами (4 Цар гл. III). Но из повествования 4Цар III не видно, чтобы во время упомянутого нашествия идумейский царь пал или был взят в плен. Вообще, трудно сказать какое событие имеет пророк в виду в ст. 1-м. Новейшие комментаторы предлагают в ст. 1 поправку мазоретского текста, изменяющую сообщение пророка; вместо слов sarfu azemoth melech-edom laschschid, сожгли кости царя едомского Кондамен читает sarfu azemoth lamolech adam lesched, «сожигали тела Молоху, людей - демону» (Гоонакер). Но нет оснований изменять мазор. текст, дающий мысль вполне понятную и естественную.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

С. 1-3 Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь. И пошлю огонь на Моава, и пожрет чертоги Кериофа, и погибнет Моав среди разгрома с шумом, при звуке трубы. Истреблю судью из среды его и умерщвлю всех князей его вместе с ним, говорит Господь. 

Третий, родственный Израилю народ, которому угрожает пророк наказанием, есть Моав. "Так говорит Господь", возвещает про­рок,"за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь. И пошлю огонь на Моава, и пожрет чертоги Кериофа, и погибнет Моав среди разгрома с шумом, при звуке трубы", трубы воен­ной, призывающей войско к нападению. «И истреблю (у Моава - в земле Моавитской, в царстве Моавитском) судью из среды его (Евр. Schophet,–употреблено вместо meleh – царь, владыка), умерщвлю всех князей его вместе с ним, говорит Господь». Итак главным преступлением Моава выставляется сожжение костей ца­ря идумейского в известь – порицается таким образом не умерщвление царя, а превращение в пепел костей уже мертвого тела царя идумейского, превращение при посредстве огня, порицается злое, полное ненависти стремление удовлетворить свою ярость и свое мщение поруганием над смертными остатками царя. Когда именно совершено было Моавом порицаемое пророком злое пре­ступление, об этом в исторических книгах Ветхого Завета не упоминается. Так как пророк при поименованных им доселе народах упоминает только о тех злодействах, которые прояв­лены были этими народами относительно народа богоизбранного, то и при объяснении рассматриваемого нами злодеяния Моава следует под этим злодеянием разуметь такое, которое бы так или ина­че касалось народа богоизбранного. В каком же случае злодеяние, проявленное против Эдома, могло касаться Израиля? Могло конечно касаться в том случае, если народ идумейский во вре­мя проявления над ним злодеяния был подвластным народу Божию, когда следовательно всякое оскорбление подданного касалось, хотя бы то и посредственно, и владыки его. Принимая это во внимание, мы можем с уверенностью принять то, что порицаемое пророком злодеяние Моава находится в тесной связи с рассказанною в 4-й кн Цар., 3 гл. войною, которою Иорам, царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский вместе с царем Идумейским, в то время вассалом царя Иудейского, вели против моавитян, возмутившихся против Иорама и не захотевших платить ему той дани, какую они платили отцу его Ахаву. Так как эта война была очень несчас­тна для моавитян, потому что войска их были истреблены почти совершенно, а земля совершенно опустошена войсками союзных царей, и только принесение царем моавитским своего старшего сына, наследника престола, на стенах городских в жертву за­ставило израильтян возвратиться в свою землю, то, разумеется, моавитяне, оправившись от поражения, не опускали случая отом­стить своим врагам. И вот предание, передаваемое Иеронимом, что моавитяне вырыли из гробницы кости того царя Эдомскаго, который как вассал в то время царя иудейского ходил войною против них, и, вырывши, злодейски сожгли их и превратили таким образом в пепел, заслуживает полного вероятия и есть, конечно, то самое злодеяние, на которое указывает и пророк и которое должно было быть совершенно недолго спустя после ука­занной войны и не позднее во всяком случай десяти лет после нее, так как через десять лет спустя Эдом сделался от Иуды уже независимым (4Цар. 8, 29). В наказание за проявленное Моавом злодеяния против царя Эдомского Господь пошлет огонь самой опустошительной и истребительной войны, пошлет как на все царство Моавитское вообще, так и в частности на один (пред­ставленный для примера только) из главных городов царства, а именно на Кериоф (сн. Иер. 48, 24) со всеми дворцами его.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible