Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9-11 А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь

Вы продавали правого за серебро и бедного за обувь, нанося удары ему по голове или разбивая головы бедных о прах, и уклонялись от пути смиренных, так что отец и сын входили к одной и той же женщине и бесславили или оскорбляли святое имя Мое, и одежды свои, оскверненные в блудилищах и блудом, связывали узами грехов, так что в святом месте совершали блуд и, соединяя несправедливость с пьянством, пили чужое вино, и это делали в доме бога вашего. Но Я, наоборот, за зло ваше, причиненное вами Мне, воздал вам добром, так что при выходе вашем из Египта истребил пред лицем вашим Сеона, царя аморрейского, который был столь высок и крепок, как кедр и дуб, и истребил плод его вверху и корни его внизу. Я вывел вас из Египта, и после долгого странствования в течение сорока лет привел его в землю святую, чтобы вы получили во владение землю аморрейскую, о которой мы выше сказали и которую Моисей разделил между сыновьями Рувима и Гада и половиною колена Манассиина, и к этим благодеяниям присоединил еще то, что из сыновей ваших Я избирал Себе пророков и из юношей ваших или избранных делал назореев, которых LХХ перевели словом освященные. Где говорится о славе Божией, там не должен быть соблюдаем исторический порядок, и часто случается, что о ранее бывшем говорится в конце, а что было после, о том говорится в начале. Доказательством этого для нас могут служить псалмы 77-ой и 104-ый, в которых описываются чудеса не по порядку, а по значению («роtentia») их, и надписания псалмов, из которых мы приведем только два примера: из 3-его и 51-ого псалма, в которых прежде излагается то, что было позже, а позже излагаемое относится к бывшему ранее. Ибо в книге Царей (1 Цар. гл. 21 и 22) мы ранее читаем о Доике идумеянине, что служит содержанием надписания пятьдесят первого псалма (Пс. 51:1), нежели о восстании Авессалома против отца (2Цар. 15), о чем упоминается в надписании третьего псалма (Пс. 3:1). Таким образом, об истреблении или уничтожении Аморрея, бывшем позже, говорится теперь в начале, а об изведении из Египта и сорокалетнем странствовании по пустыне, бывшем, как мы читаем, ранее, говорится здесь после, вопреки [хронологическому] порядку. Следовательно, прежде изведения нас из земли египетской, из печи железной, Бог истребил пред лицем вашим Аморрея, название которого означает горький или λαλητὸς, то есть говорящий или такой, о котором много и часто говорят. Этот Аморрей или царь аморрейский называется Сеон, деревом, не дающим плодов или бесплодным, – не потому, что оно не приносит плодов, а потому, что приносит худые плоды, о которых говорится: всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е и вметают во огнь (Мф. 7:19). И о лжепророках мы читаем: иже приходят во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, от плод их познаете их (Мф. 7:15–16), то есть по плодам худым. Таким образом, дерево называется безплодным потому, что или не приносит плода, или приносит, но не хороший. Это тот Сеон, о котором написано: уже секира при корене древа лежит (Лк. 3:9); потому что это было бесплодное дерево, подсеченное и срубленное Господом и по высоте сравниваемое с высотою кедров, о которых мы читаем: видех нечестивого превозносящегося и высящася, яко кедры Ливанския, и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:35–36). И вполне справедливо говорит мимоидох, потому что пред тем, кто проходит мимо века сего и кто может сказать: мимошед увижду видение великое сие (Исх. 3:3), кедр исчезает, и нельзя будет найти места высокомерия. Он также был крепок, как дуб, дерево самое твердое и самое крепкое. Поэтому Филов, человек самый красноречивый из евреев, полагает, что Исав от него получил название δρύινον, то есть дубовый, хотя имя Исава может означать также ποίημα, то есть делание, именно в отношении к худым делам. Об этом сильном и крепком Господь говорит в Евангелии: егда крепкий вооружився хранит свой двор, в мире суть имения его; егда же креплей его нашед победит его, все оружие его возмет на неже уповаше, и корысти его раздает (Лк. 11:21–22). И нам Господь дал дар сокрушать верхи и истреблять плоды этого аморрейского Сеона, что означает, как мы сказали, бесплодное дерево, потому что они были худыми, и это для того, чтобы кто либо не стал их есть, считая хорошими, и не погиб. Также корни его Он срубил и уничтожил, чтобы не было впоследствии никаких отраслей от худого дерева. Сам Господь вывел нас из века сего, и в течение сорока лет, каковое число всегда означает огорчение, пост, печаль и скорбь, путем бедствий и злоключений привел в святую землю, чтобы мы сначала получили во владение землю Аморрея, и чтобы страна, принадлежавшая некогда ему, сделалась нашею собственностию, а впоследствии, чтобы из наших сыновей избирать пророков, всех святых мужей, которые получили дух пророческий и о которых подробнее мы читаем в послании к Коринфянам (1 Кор. гл. 14), и чтобы из юношей наших или избранных избирать назореев и освященных, которые, принося души свои в жертву Богу, не касаются вина, могущего опьянять и извращать ум, чтобы получить волосы Сампсона, на голове которого покоилась сила и победа (Суд. гл. 16), потому что глава человека есть Христос.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

Лопухин А.П.

Ст. 9-12 А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте

Пророк вспоминает прежде всего об изведении Израиля из Египта. Под Аморреем пророк разумеет все ханаанские племена (ср. Нав ХXIV:15; Чис XXI:21; Втор II:26). В противоположность отношениям народа к Иегове пророк указывает отношения Иеговы к народу, обличая этим народ в неблагодарности.

Толковая Библия.

Прп. Ефрем Сирин

Аз же отвергох Аморреа от лица их, егоже бе высота якоже высота кедрова, и крепок бяше якоже дуб. Погиб Аморрей, и нет останков после него. Тот же образ употребляет и блаженный Давид, говоря: видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския; и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс.36:35.36).

Свт. Кирилл Александрийский

Аз же отвергох Аморреа от лица их, его же бе высота якоже высота кедрова, и крепок бяше якоже дуб, и изсуших плод его с верха, и корения его из низу

Видишь, какими нечестивыми наглецами и презрителями потом изображает их. Кому следовало воспевать благодарственные песни и оказывать послушание во всем, Того они осмеливались оскорблять весьма неразумно и бессмысленно, вследствие величайшей грубости своих нравов, и дошли даже до забвения полученных от Него благодеяний. Аз, говорит, отвергох Аммореа от лица их, то есть Я истребил варварские племена, обозначаемые, как кажется, в лице одного Аморрея, как жестокого и более сильного. Я дал возможность победить столь необыкновенно сильного и несокрушимого, что казалось он достигал высоты кедра и по силе уподоблялся весьма крепкому дубу. Не кто-либо другой, а Я один, говорит, обессилил его и поразил в корне и как бы иссушил плод его; ибо когда Он говорит о деревьях, то очевидно речь Его имеет метафорический характер. Говорит, что он потерпел поражение в корне и потому погиб и плод: ибо и в лесу дерево умирает не иначе, как таким же образом. А что Аморреи и Евеи и Гергесеи и Ферезеи и Иевусеи были истреблены, когда воевали против них Израильтяне, очевидно при содействии Бога, – в этом никто не усомнится.

Толкование на пророка Амоса.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible