Скрыть
И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И поражу дом зимний с домом летним, т.е. домы роскоши и забав. И погибнут домове кости слоновыя. Пророк разумеет или дом, как упоминается в книге Царств, построенный Ахаавом (3Цар. 22:39), или домы, наполненные утварью из слоновой кости.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-15 Слушайте и засвидетельствуйте дому Иакова, говорит Господь Бог, Бог Саваоф. Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь

Поставленного нами в начале этого меcта по переводу LХХ слова священника в еврейском тексте нет, но вместо него читается «ares», что Акила перевел чрез ложе; я полагаю, что LХХ поставили это еврейское слово; но некоторые, не понимая его, вместо «ares» читали ίερε῀ις, то есть священники. Пророческая речь повелевает сначала слушать и потом засвидетельствовать дому Иакова, то есть десяти коленам, то, что сказал Господь. Когда Я начну, говорит, посещать дом Израилев за преступления или нечестия его и воздавать ему то, чего он заслуживает, и когда настанет время плена, то будут разрушены жертвенники в Вефиле, где находились золотые тельцы, и будут отсечены роги жертвенника, который распался также в то время, когда Иеровоам простер руку (3 Цар. гл. 13), и падут на землю, будучи разрушены при опустошении со стороны ассириян. И поражу, говорит, дом зимний вместе с домом летним, что мы можем понимать просто в буквальном смысле: они были так богаты, что имели двоякого рода дома, зимние и летние, из которых одни были обращены на север, а другие на юг, чтобы, смотря по различию времени, защищать себя от холода и жары и перемен погоды. Мы можем назвать зимним домом царство израильское, в котором был холод относительно религии и служения Богу, разного рода сильные ветры и жестокая буря, а летним домом – Иуду и Иерусалим, где был храм и приносились жертвы утром и вечером и господствовала теплота религии. И погибнут, говорит, дома из слоновой кости. Это можно понимать и в буквальном смысле, потому что мы читаем, что Ахав, царь Израильский, утопал в такой роскоши, что построил для себя дом из слоновой кости (3. Цар. гл. 22). Вместо домов из слоновой кости в еврейском тексте стоит из зубов, то есть слоновых. О них и в сорок четвертом псалме написано: от домов слоновых, из нихже возвеселиша тя дщери царей в чести твоей (Пс. 44:9). Когда Господь начнет посещать Израиля, который прежде умом видел Бога, за преступления, то посетит также и за жертвенники в Вефиле, – не один жертвенник, который находится в церкви, но весьма многие жертвенники еретиков. Ибо они имеют столько жертвенников, сколько расколов. Он отсечет также роги жертвенника, – единственного, который у них есть, как они высокомерно хвастаются. И падут роги, то есть высокомерие их, на землю. И поразит Он дом зимний, то есть тех еретиков, которые истощают себя воздержанием, постом, сухоядением и лежанием на земле и к числу которых принадлежат Татиан и Манес (Маniсhaeus), и дом летний, каковы николанты и евномиане и новые последователи старой ереси, которые предаются всякому наслаждению для удовлетворения чрева. И погибнут дома из слоновой кости, построенные с блеском и изяществом риторического искусства. И исчезнут многие здания, рассеянные по всей вселенной. Ибо, когда восстанет единая истина, то многочисленная ложь будет разрушена. Вместо дома зимнего LХХ перевели οῖκον τὸν περίπτερον, что мы перевели чрез дом зубчатый, потому что он имеет небольшие дверцы (оstiola) при окнах, похожие на зубцы и служащие для защиты от сильного холода.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 Жерцы, послушайте и засвидетельствуйте дому Иаковлю, глаголет Господь Бог Вседержитель: понеже в день, егда отмщу нечестия Израилева на нем, и отмщу на требищах Вефилих, и раскопаю роги требища, и падутся на землю: сокрушу и поражу дом с преклеты с домом летним, и погибнут домове кости слоновыя, и потребятся и друзии домове мнози, глаголет Господь

Опять обращается к ясному раскрытию того, что имеет случиться с нечестивыми, весьма часто повторяя туже самую речь на пользу слушателей. Поэтому, думаю, понимая, как полезно подобное дело, Павел пишет кому-то: «таяжде глаголати вам мне убо не леностно, вам же твердо» (Фил.3:1). Итак, повелевает, чтобы священники, возвысив свой голос, засвидетельствовали Израилю и предвозвестили им в подробности о всем, что еще пока не случилось с ними. Кого же мы должны разуметь под теми, кому дается приказание – говорит громким голосом. Неужели жрецов, телиц, или других капищ или идолов? Но я считаю это невероятным: ибо они не возвещали о бедствиях своих и о бедствиях других, кого они вводили в заблуждение. Итак, каким жрецам он дает такое повеление? Тем, которые происходили от Левия: ибо не все впали в соблазн вместе с заблудившимися в Самарии. Отвратившись от религии Самарян, они возвратились во Иерусалим. О них во второй книге Паралипоменон написано так: сначала речь идет о Ровоаме, потом, описывая его могущество, говорит: «и быста под ним Иуда и Вениамин. Священницы же и левиты, иже бяху во всем Израили, собрашася к нему от всех предел: яко оставиша левити селения одержания своего и поидоша ко Иуде во Иерусалим, понеже изгна их Иеровоам и сынове его, еже не служити Господеви: и постави себе жерцы на высоких» (2Пар.11:12–15). Поелику те, о которых здесь речь, были не мало оскорблены, лишившись родства и наследия и служения своего; то, естественно, им же по преимуществу и повелел проповедовать о разрушении самых идолов и об опустошении Самарии, как бы утешая их и научая, что решившиеся мудрствовать угодное Богу и возлюбившие Владыку всяческих не погибнут вместе с другими и не подпадут гневу (божественному). Когда Я, говорит, наложу руку на Израильтян за грехи их; тогда отмщу и на требищах Вефилих; ибо разрушатся роги жертвенника и падутся на земли. Итак, до сего ли достигнет опустошение Самарии и те, кому дано повеление опустошать, удовольствуются ли тем, что разрушат капища и уничтожат жертвенники? Без сомнения, нет. Сокрушу и поражу, говорит, дом с преклеты с домом летним. Этим он хочет указать на то, что преданные роскоши жители Самарии и обладавшие большим богатством строили себе домы зимние и летние. Зимний дом называется домом с преклеты (περίπτερον), как бы отовсюду огражденным крыльями или стенами, чтоб он был недоступен как бы нападениям зимы; летним же называет легкую постройку, доступную веянию ветров. Итак, говорит, вместе с разрушенными жертвенниками сокрушу и поражу домы зимние и летние. И погибнут домове кости слоновыя. Припомним, что воцарившись Ахаав построил себе такой дом. И потребятся, говорит, и друзии домове мнози, то есть, домы людей низких и не знаменитых, или незначительных и простых. Так наконец погибнет вся Самария, когда разрушен будет всякий дом.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

3:13-15. Жерцы́, послу́шайте и засвидѣ́телствуйте до́му Иа́ковлю, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель:
поне́же въ де́нь, егда́ отмщу́ нече́стiя Изра́илева на не́мъ, и отмщу́ на тре́бищихъ Веѳи́лихъ, и раскопа́ю ро́ги тре́бища, и паду́тся на зе́млю:
сокрушу́ и поражу́ до́мъ съ преклѣ́ты съ до́момъ лѣ́тнимъ, и поги́бнутъ до́мове ко́сти слоно́выя, и потребя́тся и друзі́и до́мове мно́зи, глаго́летъ Госпо́дь.


3:13-15. Слу́шайте и засвиде́тельствуйте до́му Иа́кова, говори́т Госпо́дь Бог, Бог Савао́ф.
И́бо в тот день, когда́ Я взыщу́ с Изра́иля за преступле́ния его́, взыщу́ и за же́ртвенники в Вефи́ле, и отсечены́ бу́дут ро́ги алтаря́, и паду́т на зе́млю.
И поражу́ дом зи́мний вме́сте с до́мом ле́тним, и исче́знут домы́ с украше́ниями из слоно́вой ко́сти, и не ста́нет мно́гих домо́в, говори́т Госпо́дь.


Посему, говорит Пророк иереям, услышав о сем, не великолепные только, но и бедные домы сокрушу и предам огню, сожгу, как построенные для зимы, так и открытые, сделанные для лета, жилища; ибо слова: «дом с преклеты» Акила, Симмах и Феодотион перевели: «дом зимний». Таковые домы выведенными со всех сторон стенами, как бы некими крыльями, согревают поселившихся в оных. Раскопаю, говорит Бог, и вефильские требища, служения к нечестию. И поскольку не мужи только, но и жены, вдавались во многие беззакония; то Пророк справедливо обвиняет и жен, и им угрожает погибелью.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь

Возвещение наказания Израилю

В ст. 14-15 излагается то, к слушанию чего приглашает пророк в ст. 13-м. Пророк возвещает разрушение жертвенников Израиля и жилищ. Некоторые авторы (Велльг., Новак, Гоонакер), ввиду того, что упоминание о жертвеннике Вефильском наряду с домами кажется неожиданным в речи, где пророк обличает вельмож самарийских за их роскошь, высказывают предположение, что вторая половина ст. 14 представляет позднейшее добавление или же перенесена из следующей главы (cp. IV:9 и д. ). Но твердых оснований для такого предположения нет. - И отсечены будут роги алтаря. О четырех рогах жертвенника всесожжений говорится в Исх XXVII:2; о рогах жертвенника курений в Исх XXX:2. Рога составляли существенную часть жертвенника (ср. впрочем Исх XX:24; Нав VIII:30; 1Сам XIV:33 (???)). При некоторых жертвоприношениях они помазывались кровью жертвенного животного (Исх XXIX:12; Лев IV:7, 18, 25). Очистительное значение рогов выражалось в том, что они служили местом убежища: Адония и Иоав искали спасения у жертвенника, ухватившись за рога его (3Цар I:50; II:28). Вследствие указанного важного значения рогов, пророк упоминает нарочито о разрушении рогов жертвенника. - Дом зимний и дом летний: по объяснению блаж. Иеронима богатые жители Самарии могли иметь особые дома для зимы - и для лета; первые обращены были на север, а вторые на юг. Другие комментаторы полагают, что зимними и летними домами назывались только разные этажи одних и тех же домов: нижние - для прохлады от летнего зноя (Суд III:20), верхние, окруженные галереями и снабженные жаровнями (Иер XXXVI:22), - для зимы (Харпер, Юнгеров). В слав. т. зимний дом называется «дом с преклеты», т. е. дом обнесенный для защиты от ветра стеною, забором или галереей. - И исчезнут домы с украшениями из слоновой кости - евр. beththej haschschen (ср. 3Цар X:18; II п. V:14; Пс XLV:9) означает или дома, украшенные слоновой костью, или, как объясняет св. Ефрем Сирин, дома, наполненные утварью из слоновой кости. Пророк говорит о домах самарийской знати и предвозвещает разрушение их или от неприятеля, под которым он разумеет ассириян, или от землетрясения.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.3:9-15 

Таким путем умозаключений утвердивши свое и всех вообще пророков право и обязанность возвещать народу суд Иеговы, про­рок затем переходит к возвещению уже самых определений Божиих касательно десятиколенного Израиля. Говорящим являет­ся сам Бог. Он требует от пророков, чтобы они обратились с воззванием на дворцы Азота, одного из главных городов Филистимской земли, и на дворцы Египта и своим воззванием вызвали обитателей этих дворцов прийти в Самарию посмотреть на насилие и мерзости, совершающиеся во дворцах Самарии и затем пред­ставить свидетельство против Израиля. Призываются жители толь­ко чертогов Азота и Египта, а не целые народы: филистимский и египетский,– это потому, что только обитатели чертогов могли иметь правильное суждение о стремлениях и действиях, проявляв­шихся во дворцах Самарии. Призываются при том жители нечестивые, язычники, так например, жители Азота принадлежали к числу тех необрезанных, которых Израиль считал безбожными язычниками, а жители Египта при­надлежали к тому народу, неправду которого, жестокость и беззаконие Израиль сам досыта испытал на себе, когда находился в плену у этого народа. Если же эти нечестивые и беззаконные люди в качества свидетелей призываются, чтобы смотреть на не­праведные и беззаконные действия во дворцах Самарии, то, значит, эти действия и по своему беззаконию и неправде превзошли всякую меру. «Провозгласите на кровлях в Азоте», приказывает Господь пророкам, «и на кровлях в земле Египетской и скажите» (жителям этих чертогов и дворцов): «соберитесь на горы Самарии», горы, окружающие столицу царства Израильского -  Самарию (ибо Самария была по­строена как бы на возвышенной котловине, окруженной со всех сторон горами, точно короною) «и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее», посмотрите на великое общес­твенное смятение и расстройство в ней, где идет все верх дном, где всякий порядок и всякое право попираются насилием, где бедняки и слабые терпят жестокие обиды и притеснения от богатых и сильных людей. «Они не умеют», разъясняет Господь нечестие жителей чертогов самарийских, «поступать справедливо, говорит Господь» -  жители чертогов самарийских совершенно незнакомы с справедливостью, сроднились, значит, совершенно и впол­не, только с неправдою, «насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои», и чрез то самое привлекают погибель царства Израильского. «Посему так говорит Господь Бог», грозит пророк, обращаясь к Самарии, «вот неприятель, и притом вокруг всей земли!», т. е. придет враг, охватит землю со всех сторон и завладеет ею, «он низложит могущество твое», лишит тебя всего, что только есть у тебя сильного, могущественного, прекрасного и славного, «и чертоги твои», в которых собраны богатства, добытые путем обид и грабительства, «ограблены будут». При этом владении величия Самарии и разграблении дворцов ее только самое небольшое число из жителей ее сохранит жизнь свою и притом сохранит среди крайней нужды и бедствий. «Так говорит Господь», возвещает пророк: «как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени», таким образом спасает самую малую часть от целого животного, пожранного львом, «или часть уха», что еще меньше, «так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели», на углах дивана, как удобнейших местах для приятного успокоения, «и в Дамаске на ложе», на диванах обтянутых дорогою, искусно сотканною, белого цвета дамасскою материей и обложенных слоновьей костью (ср.Ам.6:4) Но Божие наказание на этом не остановится. Не толь­ко богатые и беспечные жители Самарии будут погублены, не только падет величие Самарии и богатства чертогов ее будут разграб­лены, но и жертвенные алтари ее и дворцы ее будут превращены в груду развалин, а вместе с ними превратится в груду развалин и сама она. «Слушайте», обращается Господь к жителям чертогов Азота и Египта, призванным в качестве свидетелей осмо­треть беззакония и нечестие во дворцах Самарии, слушайте то наказание, какое постигнет Самарию за виденные вами беззакония и нечестие в ней, «и засвидетельствуйте дому Иакова», и против сынов Израиля будьте свидетелями справедливости постига­ющего их наказания, которое непременно совершится, ибо "говорит Господь Бог, Бог Саваоф", говорит Бог, обладающий вполне силою, нужною для приведения своих слов в исполнение. Какое же наказание Господь пошлет на Самарию,– наказание, к выслушиванию которого призываются язычники? «Ибо в тот день», раскрывает это наказание Господь, «когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле», как главное, централь­ное место нечестивого служения тельцам, как центральный пункт нравственного и религиозного развращения десятиколенного Израиля. Господь поразит эти жертвенники «и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю». Поражение жертвенников повлечет за собою поражение других предметов. "И поражу", говорит Господь, «дом зимний вместе с домом летним», поражу зимние и летние дворцы царей и знатных людей Самарии (см. Иер.36:22), поражу так, что ра­звалины одного дворца повалятся на развалины другого, «и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости», погибнут домы, обложенные вну­три слоновою костью (см. 3Цар.22:39 Пс.44:9), «и не станет многих домов», не только одни великолепные, но и простые, обык­новенные дома вообще до основания будут разрушены, «говорит Господь». Слово Божие исполнилось в точности, когда в 9-й год царствования, царя Израильского, ассирияне вошли в царство Израильское, завладели столицею царства, Самариею, разрушили ее, богатства ее разграбили и жителей отвели в свои страны (4Цар. 17, 5. 6).

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible