Скрыть
только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши

Пророческая речь обращается к сынам Израилевым, а кто эти сыны Израилевы, это показывает следующий стих: на все, говорит, племя, которое Я вывел из земли египетской, что мы должны относить не только в десяти коленам, но и во всем двенадцати, с присоединением Иудина и Вениаминова. Ибо всех их Он вывел из земли египетcкой, и говорит: только, или, как Симмах перевел, одних вас признал Я из всех племен земли. Так как одних вас признал Я, Творец всех, и принимал вас за Свой собственный народ, то одним вам воздам Я за все грехи ваши. Ибо силнии силне истязани будут, малый же достоин есть милости (Прем. Сол. 6:6). И у Иезекииля читаем: от освященных Моих начните (Иез. 9:6). Говорится также, что суд Божий начнется с дома Его (1Пет. 4:17). Это сказано нами пока применительно к историческому толкованию. Но так как под слушанием в Священных Писаниях разумеется не только то, которое совершается посредством телесных ушей, но также то, о котором Господь говорит, имеяй уши слышати, да слышит (Лк. 8:8), вследствие чего и вси людие зряху глас Божий (Исх. 20:18); то слово Господне обращается собственно к тем, которые умом видят Бога, которых Он избавил от земли египетской и от власти фараона (чтобы они не находились в порабощении глине и соломе, строя города египетские) и которых Он признал из всех племен земли, как говорит апостол: ныне же познавше Бога, паче же познани бывше от Бога (Гал. 4:9), и в другом месте: кто не знает, тот не будет признан (1 Кор. гл. 14). Таким образом, не всех признает Бог, а тех, которые достойны этого, как говорит Он в Евангелии: отступите от Мене вси делателие неправды, не вем вас (Лк. 13:27). Так как они делатели неправды, то Бог не признает их. Поэтому же Он говорит: так как одних вас признал Я и принимал за своих, то посещу вас за все беззакония ваши. Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). И прекрасно сказал: посещу, а не накажу, потому что наказание Божие есть посещение и врачевание. И за все, говорит, беззакония или грехи ваши посещу вас, чтобы ничто не осталось без наказания и чтобы все получило исцеление.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая


только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши

Бог, как милосердный врач, желающий вырезать гниющее мясо и прижечь рану, не щадит, чтобы пощадить, но милует, чтобы более помиловать. Чтобы не осталось гниющего [мяса] в теле и чтобы не повредило оно ближайших к нему [частей] тела.

Толкование на пророка Иезекииля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-2 Слышите слово сие, еже глагола Господь на вы, доме Израилев, и на все племя, еже изведох из земли Египетский, рекий: вас точию познах от всех племен на земли, сею ради отмщу на вас вся грехи ваша

Эти слова могут быть понимаемы в отношении ко всему Израилю, – не к отдельно взятому Иуде и Ефрему, но к целому народу, как бы собранному во едино, ибо из Египта были выведены все колена Израиля. Поэтому всем, не исключая никого, повелел внимать словам Божиим. Какие же это слова? По всей вселенной, говорит, существуют многие тысячи городов и стран и неисчислимо количество их жителей. Но из всех их вас одних, Израильтяне, Я сделал избранниками Своими, явил Себя многочисленными чудесами, избавил вас от горького и невыносимого рабства, сделал вас достойными соревнования и треблаженными, руководил вас при помощи закона к угодному Мне, как бы стеною оградил вас Своею помощию, ввел в землю, обещанную отцам. Но поелику, говорит, вы одни, из всех народов удостоенные столь славных даров, непрестанно огорчали и разнообразно прогневляли Меня; то напоследок Я потребую от вас отчета за ваше безумие; не потерплю еще ваших грехов и не оставлю без наказания вашего возвращения к ним. Итак, презрение к Богу и пренебрежение божественной воли в конце концов служит причиною погибели всякому, кто познал Его или сам был познан Им по образу духовного свойства. Посему премудрый Павел призванным чрез веру, но потом опять подвергшимся расслаблению и как бы готовым возвратиться к прежнему, язычникам, пишет, говоря: «ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощные и худые стихии, имже паки свыше служити хощете» (Гал.4:9)? Создатель знал их и прежде их обращения; ибо Он ведает решительно всесуществующее; но упоминаемое в сих словах познание, как я сказал, очень хорошо указывает на духовное свойство.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

3:1-2. Слы́шите сло́во сiе́, е́же глаго́ла Госпо́дь на вы́, до́ме Изра́илевъ, и на все́ пле́мя, е́же изведо́хъ изъ земли́ Еги́петскiя, рекі́й:
ва́съ то́чiю позна́хъ от всѣ́хъ племе́нъ на земли́, сего́ ра́ди отмщу́ на ва́съ вся́ грѣхи́ ва́шя.


3:1-2. Слу́шайте сло́во сие́, кото́рое Госпо́дь изрёк на вас, сыны́ Изра́илевы, на всё пле́мя, кото́рое вы́вел Я из земли́ Еги́петской, говоря́:
то́лько вас призна́л Я из всех племён земли́, потому́ и взыщу́ с вас за все беззако́ния ва́ши.


Вкратце надлежит вам выслушать глаголемое Господом, памятуя оное благодеяние, а именно, что Я, Творец и Владыка всех, имел о вас всегда особенное некое промышление, почему избавил вас и от рабства Египетского: слова же: «на все племя, еже изведох из земли Египетския» не на иной народ указывают, но поскольку Господь упомянул об Израиле, Израилем же по разделении назывались девять колен; то к слушанию изрекаемого призывает ими и Иуду, и Вениамина.
Потом показывал, что по Его попущению вражеское воинство сделает нашествие, подтверждает слово сие некоторыми подобиями.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши

Право пророка произносить обличения народу

Вопреки взгляду современников, что Израиль, как народ Иеговы не может подлежать суду Божию, пророк поставляет на вид неизбежность этого суда: Иегова признал только Израиля; следовательно, беззакония Израиля как бы особенно Ему известны, и Израиль более чем какой-либо другой народ, должен подлежать ответственности (ср. Лк XII:48). Гл. jadah (признал) означает не только простое знание народа, но и особенное попечение о нем Иеговы.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст 1-2 Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши. 

"Слушайте", начинает пророк свое полное обличения и угроз наказания увещание, «слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской“. Слово Божие, изрекающее в вышеприведенном только что изречении основную мысль всего последующего пророческого вещания, обращается ко всем двенадцати коленам Израилевым, выведенным из земли Египетской, хотя в дальнейшей речи оно возвещает погибель главным образом только десятиколенному Израилю. Обращение в начале речи ко всему Израилю делается с тою целю, чтобы наперед показать Иуде, что и его постиг­нет такая же печальная участь, какая угрожает десятиколенному Израилю,– постигнет в том случае, если он не покается и не обратится к истинному Богу. А основная мысль грозного слова Иеговы та, что Божие избрание Израиля не только не обеспечивает этого народа, в случае его греховности, от наказания, но, напротив, еще более требует наказания всех проступков его, как такого народа, с которым Сам Господь благоволил вступить в особый завет, и который во имя этого завета должен более, чем всякий другой народ, поддерживать в себе чистоту и святость жизни. Кто много получил, с того много и взыщется. Чем изо­бильнее изливаются Божии милости, тем грознее и тяжелее наказание для тех, которые за эти милости платят Господу невниманием и презрением.
Господь говорит: "только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши". Знание, которым позвал Иегова свой народ, разумеется, есть не теоретическое простое знание предмета, а зна­ние действенное, охватывающее человека во всем его внутреннейшем существе и проявляющееся чрез дела Божией любви к че­ловеку и промыслительного попечения о нем,–даже более этого - это знание равносильно избранию Богом народа в народ Божий, вступлению с Ним в благодатное, заветное общение и потому слова: "только вас признал Я из всех племен земли" означают, что Господь избрал Израиля из всех народов в свой народ, вступил с ним в благодатный завет, сделал его носителем своего спасения, и потому что он удостоил Израиля столь высокого назначения и столь великих милостей, Он и должен теперь взыскать на нем, наказать его за все его беззакония с тем, чтобы чрез это наказание очистить его от грязи гре­ховной и сделать его сосудом святым, вполне достойным носить в себе столь великие Божии милости, каких он удостоен по своему избранию.Так как указанный очистительный суд предстоит всему на­роду богоизбранному, то и десятиколенный Израиль, как составляющий большую часть этого народа, должен подвергнуться тому же очистительному суду Божию, и пророк, во имя своей пророческой обязанности, должен возвестить ему это. Но пророк, прежде чем начать самое предвозвещение суда, считает нужным чрез целый ряд заимствованных из жизни уподоблений и сравнений обосновать и утвердить свое право и обязанность пророчествовать десятиколен­ному Израилю. Сделать это тем более нужно, что гордые и беспечные грешники Израиля открыто проявляли нежелание слушать грозные вещания пророка (см. Ам.7:10-17)

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible