Скрыть
Провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9, 13 Поведите на башнях Азота, и на башнях земли египетской, и рцыте: соберитеся все на гору Самарийскую. Послушайте и засвидетельствуйте дому Иаковлю. Пусть свидетельствуют одни здания против других: пусть башни азотские и египетские скажут, так ли они полны хищением и грабительством, как ваши домы? Ибо действительно так поступали сыны Израилевы, хищением и притеснением бедных обогащались, и наполняли свои домы тем, что награблено.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-10 Провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои

Выше мы сказали, что пророк Амос в частности пророчествует для десяти колен которые называются Израилем, Ефремом и Самариею, и что к ним относится большая часть книги. Также и теперь ему повелевается возвестить Азоту и земле египетской то, что далее следует. Семьдесят почему-то заменили Азот ассириянами, хотя Азот на еврейском языке называется «Esdod», а асcирияне «Assur». Вместо чертогов, которые называются «аrmanoth», они перевели страны, которые называются «sadoth», хотя между этими словами нет никакого сходства. Скажите, говорит, всем окрестным народам собраться и посмотреть на преступления Израиля, чтобы они не подумали, что суд Божий несправедлив. Он как бы говорит: прежде посмотрите, что они делают, и тогда вы одобрите Мое определение. И прекрасно Он прибавил: на горы Самарии, – или города, который теперь называется Севастиею, а в то время назывался Самариею, или всей страны, которая находится в гористой местности. И посмотрите на многочисленные безумства среди ея: они вместо Бога служат тельцам и приносят им в жертву своих детей и, не довольствуясь этим преступлением, строят козни бедным во внутренних покоях своих и совсем не умеют поступать справедливо, накопляя у себя не золото и деньги, которые иногда приобретаются трудом, но беззакония и грабежи в домах своих, и так как они, оставив служение Богу, поклонялись идолам, то Бог предает их превратному уму (Рим. гл. 1), чтобы они делали то, чего не должно делать. Так как в иносказательном смысле Самария означает еретиков, которые ложно выдают себя за блюстителей заповедей Божиих; то слово Божие повелевает возвестить народам, которые не имеют познания о Боге и в учении которых заключается огонь сожигающий, бедствие и скорбь, чтобы они обратили внимание на ложную Самарию и, взошедши на горы высокомерия ее, посмотрели на многочисленные безумства среди города, где каждый измышляет, что хочет, и поклоняется тому, что измышлено им; так, Маркион [измыслил] благого и праздного бога; Валентин тридцать эонов (αὶωνας) и последнего из них, Христа, которого он называет ἐκτρῶμα, то есть преждевременно явившимся (аboritivum); так Василид, который всемогущего Бога называет странным именем ᾿Αβρἀξας, говорит, что соответственно значению греческих букв и числу дней года, заключающихся в круговом обращении солнца, это тот же самый Бог, которого язычники называют именем Митры (Μείθρας, выражающим то же число, но другими буквами). Преклоняются также пред испанскими нелепостями относительно Бальзама и Барбела. Не безумство ли это, и не многочисленные ли безумства, когда каждый измышляет то, что ему на ум взбредет? Также подвергаются козням во внутренних покоях ее или притесняются все простодушные из верующих, под именем истины служа лжи и совсем не умея поступать справедливо, потому что они утратили путь истины, не веруют в того, Кто говорит: Аз есмь истина (Ин. 14:6), накопляют у себя учения беззакония, похищают и заключают в своих домах тех, коих могли прельстить посредством лжи и обмана. Если же угодно читать ассирияне (чего, впрочем, в еврейском текcте нет), то можно сказать, что это те, о которых написано: на высокомерие наведу князя ассирийского, который сказал: я буду действовать собственною силою и прочее, чтобы еретики были взяты в плен ассириянином и удерживались в земле египетской, из которой они уже были избавлены при переходе в Церковь.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-11 Поведите странам во Ассирианех и во странах Египетских, и рцыте: соберитеся на гору Самарийскую и видите чудесная многа среде ея и насильство еже в ней. И не уразуме, яже будут противу ей, глаголет Господь, сокровиществующии неправду и страсть в селех своих. Сего ради сия глаголет Господь Бог: Тире, окрест земля твоя опустеет, и отъимет от тебе крепость твою, и разграбятся страны твоя

Опять угрожает навести на них то, чему подобало подвергнуться им, как дошедшим до такого развращения, что они восставали против Бога и порицали Пророков и совершенно пренебрегали законами Моисея. Надобно знать, что в сих словах находится разногласие между Еврейским изданием и переводом семидесяти; ибо Евреи читали: поведите странам во Азотех, и во странах Египта; семьдесят же: поведите странам во Ассирианех и во странах Египетских. Азот был соседний и смежный со страною Иудейскою город; земля же Ассириян, то есть, Персов и Мидян, находящаяся как бы при самых границах востока, была весьма удалена от нее. Утверждаем, что не будет никакой несообразности, читать ли в данном месте: Азотяне или Ассирияне. В том и другом случае слова богодухновенного Писания окажутся истинными, что без труда и покажем, объясняя содержание предложенного места. Объясняемое место напоминает историю, содержащуюся в четвертой книге Царств и во второй книге Паралипоменон. Передам содержание ее весьма кратко, чтоб знающим ее наш рассказ не показался многословным. Некогда во Иерусалиме царствовал Манассия, сын Езекии; но он был весьма отличен от отца по нравам и весьма далек от его благочестия. Он был муж нравственно испорченный и ко всему постыдному склонный, скверный и идолопоклонник и безмерно преданный демонскому заблуждению. Он построил алтари и капища Ваалу, покланялся всему воинству небесному, проводил чрез огонь своих детей. Он собрал около себя птицегадателей, и таких людей, которых занятие состояло в том, чтоб говорить ложь, которые воображали, что они обладают знанием необходимых предметов, между тем на самом деле ничего не знали и говорили от своего сердца. И по-видимому не было ни одного вида крайнего разврата, которому бы он не сочувствовал. Во время его царствования Бог устами Пророка говорил негде о Иерусалиме и всей стране Иудейской: «се аз наведу» на народ сей «злая, яко всякому слышащему сия пошумят обоя уха его» (4Цар.21:12). После того, как умер Манассия, скипетр царский принимает сын его Амон, нисколько не уступающий отцу в нравственной испорченности. И он любил и почитал тоже, что и тот; но он жил только два года. Потом после него на царство помазан был сын его Иосия, муж мудрый и твердый и один из самых богобоязненных (царей). О нем предсказал человек Божий, пришедший в Вефиль, когда Иеровоам стоял перед жертвенником и совершал праздник телицам: «и рече: олтарю, сице глаголет Господь: се сын рождаешся дому Давидову, Иосиа имя ему, и пожрет на тебе жерцы: иже на высоких жрущие на тебе, и кости человеческие сожжет на тебе» (3Цар.13:2). Действительно, воцарившись Иосия разрушил идольские капища, ниспроверг жертвенники, истребил рощи, сожег колесницу солнца, умертвил жрецов высот в Вефиле, кости человеческие сожег на жертвеннике телиц, изгнал волхвов, лжепророков, говорю, и прорицателей и чревовещателей: повелел, чтоб во Израиле имели власть и силу законы Моисеевы. Поелику он был муж добродетельный и близкий к Богу: то он посылает к Олдаме пророчице, стараясь узнать от нее, прекратит ли Владыка всяческих Свой гнев и будет ли Израиль наслаждаться благополучием и останутся ли без исполнения предречения о них, сделанные устами пророков. Она же ответила им: «сице глаголет Господь Бог Израилев: рцыте мужеви пославшему вы ко мне. Тако глаголет Господь: се аз ниведу злая на место сие, и на живущия в нем, вся словеса книжная, яже прочте царь Иудин: понеже оставиша мя, и кадяху богом другим, яко да прогневают мя делесы рук своих, и разжжется ярость моя на место сие: и не угаснет. И ко царю Иудину пославшему вас вопросити Господа, сице рцыте ему: тако глаголет Господь Бог Израилев: словеса, яже слышал еси, за сия, яко умягчися сердце твое, и смирился еси пред лицем Господним, услышав елика глаголах на место сие и на живущие в нем, еже быти в погубление и в проклятие, и раздрал еси ризы твоя, и плакася предо Мною, и аз убо услыших, глаголет Господь: сего ради из приложу тя ко отцем твоим и соберешися во гроб твой в мире, и не узриши очима твоима всех злых, яже аз имам навести на место сие, и на живущия в нем» (4Цар.22:15–20). И обещание было исполнено; ибо Владыка всяческих отложил Свой гнев до конца его царствования. Было тридцать один год (его царствования). В последнее время против Вавилона предпринял войну Фараон Нехао, царь Египетский и отправился из своего отечества со всем войском. Так как Иосия опасался, как бы он не пришел опустошать иудейскую страну; то он вооружился и решился выйти ему на встречу. Тот повелел ему идти назад, сказав, что он спешит к реке Евфрату и стремится в страну Ассириян. Но так как и после сего (Иосия) безрассудно вступил в бой; то во время сражения был убит и мертвый своими привезен был домой во Иерусалим. На царство же помазан был Иоахаз, сын его. Едва кончился третий месяц его царствования, как Фараон Нехао лишил его власти и связав его держал под стражею в Египте; получивши же большие деньги, едва согласился на то, чтоб во Иерусалиме царствовал Елиавим, или Иоаким, также сын Иосии. Он до такой степени угнетал Израиля, то есть жителей Самарии и Иерусалима, что обложил налогами всю страну и от всех требовал податей. Когда дела находились в таком состоянии и царством управлял Иоаким, – пришел Навуходоносор, овладел Иерусалимом, так что Елиакима сделал своим рабом, взял и с него налог и весь город совершенно опустошил. Но Бог этим не ограничил бедствия людей нечестиво поступивших; но присоединил к этому нечто другое обременительное и весьма тяжелое: разбойнические шайки, появившиеся из всех соседних земель и стран, то есть, Сирийской, Тирской и Азотской, Идумейской и Моавитской, в различных местах опустошали Иудейскую землю. Об этом написано в Паралиноменонах: «тогда нача земля поддана быти, еже даяти сребро по словеси фараонову: и кийждо по силе истязаше сребро и злато от людей земли, еже даяти фараону Нехао. Двадесяти пяти лет бе Иоаким, егда царствовати нача, и единонадесять лет царствова во Иерусалиме, и сотвори лукавое пред Господем по всем, елика сотвориша отцы его. Во дни его прииде Навуходоносор на землю, и бе ему служа три лета, и отступи от него и посла на них Халдеи, и разбойники Сирские, и разбойники Моавитския и сынов Аммоновых против Самарии» (2Пар.36:4–5). Все это пришлось вытерпеть Израилю за то, что он дерзко унижал славу Бога и развратился до того, что приобрел нечестивую наклонность – покланяться делам рук своих. Рассказавши же с достаточною для нас подробностию историю, мы кратко изложим смысл слов: поведите странам во Ассирианех, и во странах Египетских, и рцыте: соберитеся на гору Самарийскую, и видите чудесныя многа среди ея, и насильство еже в ней. Пусть кто-нибудь, как бы так говорит, как можно скорее возвестил Египтянам и Ассириянам, и пусть они смело устремятся на горы Самарийские, или на самую страну: ибо она, говорят, гориста. Когда они придут, то увидят на ней чудесная многа и неожиданное насилие; ибо прежние победители, говорит, окажутся в жалком состоянии и будут в рабстве; поднимающие надменно бровь свою против всех, так сказать, народов окажутся в достойном сожаления положении, поверженными и под ногами врагов, и будут терпеть такое притеснение, что остаться в живых и жить в рабстве и платить дань победителям – станут считать вожделенным благом. Но не уразуме, говорит, Самария, яже будут противу ей, то есть, что постигнет ее. Потом, где сокровиществующии неправду и страсть (ταλαιπωρ´αν несчастие) в селех своих? Ибо какую, говорит, принесло им пользу любостяжание и умножение грехов вследствие того, что они не хотели знать воли Божией. Ужели бедствия согрешивших ограничатся только нашествием Ассириян и Египтян? Никак, говорит. Сего ради сия глаголет Господь Бог: Тире, окрест земля твоя опустеет, и отъиму от тебе крепость твою, и разграбятся страны твоя. Слова: Тир и окрест, ты можешь понимать так: от Тира и окрестной и соседней земли будет опустошена страна твоя, когда на нее сделают набеги скопища разбойников. Тогда отнимут твою крепость вместо: все могущество твое будет сокрушено и пораженное как бы изнеможет. Итак, если в Еврейском издании читается: поведите странам во Азотех, а у семидесяти: во Ассирианех; то оба чтения будут содержать истину; ибо не только Ассирияне, но и Тиряне и Азотнне грабили Израильтян, делая на них частые набеги и производя разбойническия опустошения.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

3:8-10. Ле́въ возреве́тъ, и кто́ не убои́тся? Госпо́дь Бо́гъ глаго́ла, и кто́ не прорече́тъ?
Повѣ́дите страна́мъ во Ассирі́анѣхъ и во страна́хъ Еги́петскихъ и рцы́те: собери́теся на го́ру Самарі́йскую и ви́дите чуде́сная мно́га средѣ́ ея́ и наси́льство е́же въ не́й.
И не уразумѣ́, я́же бу́дутъ проти́ву е́й, глаго́летъ Госпо́дь, сокро́вищствующiи непра́вду и стра́сть въ се́лѣхъ свои́хъ.

3:8-10. Лев на́чал ры́кать — кто не содрогнётся? Госпо́дь Бог сказа́л — кто не бу́дет проро́чествовать?
Провозгласи́те на кро́влях в Азо́те и на кро́влях в земле́ Еги́петской и скажи́те: собери́тесь на го́ры Самари́и и посмотри́те на вели́кое бесчи́нство в ней и на притесне́ния среди́ неё.
Они́ не уме́ют поступа́ть справедли́во, говори́т Госпо́дь: наси́лием и грабежо́м собира́ют сокро́вища в черто́ги свои́.


Поэтому, ясно зная сие, приимите предречения сии, как истинные; потому что и мы сообщаем их вам в боязни. Ибо, если рыкающей лев всех слышащих приводит в страх, тем паче со страхом пророчествуем мы по Божию повелению.
Сие и выразил Пророк: собери́тесь на го́ры Самари́и и посмотри́те на вели́кое бесчи́нство в ней и на притесне́ния среди́ неё. Поскольку же не веруете вы словам пророческим; то во всей ясности покажу Ассириянам и Египтянам те беззакония, на которые отваживаются в пределах Самарийских.
Они́ не уме́ют поступа́ть справедли́во, говори́т Госпо́дь: наси́лием и грабежо́м собира́ют сокро́вища в черто́ги свои́. Сие сказано в посмеяние; потому что, поясняя слово сие, Пророк присовокупил: насильство в ней. Отваживаясь на многочисленные неправды и порабощая бедных, не хотели вы знать, какие плоды приносит беззаконие, но сокровиществовали неправду, пожиная от сего бедствие и плен. И весьма кстати употребил слово: «сокровиществовали», научая сим, что не предается забвению ничто из сделанного нами, но как в некоей сокровищнице сохраняется в Божией памяти, как хорошо и во благо делаемое, так и противоположное сему.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее

Обличение Израиля

С 9 ст. по IV:3 содержатся обличения пророка, направляемые против вельмож самаринских. Чтобы придать более силы своим обличениям, пророк приглашает во свидетели творящихся в Самарии бесчинств жителей Азота и земли Египетской. Вместо слов beaschdod («в Азоте») LXX читают en 'AssurioV (слав. «во ассирианех»); контексту чтение LXX не противоречит, но легче допустить, что aschdod возникло aschur, чем наоборот. - На горы Самарии: у LXX epi to 'oroV S (???), на гору Самарийскую; так как пророк говорит далее только о жителях города Самарии, то чтение LXX некоторые комментаторы предпочитают (Гоонакер). - На великое бесчинство (mehumoth): последнее слово, смысл которого не вполне ясен, передано у LXX qaumasta, (слав. «чудесная»), у Акилы - acortasian - несытость, ненасытность.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.3:9-15 

Таким путем умозаключений утвердивши свое и всех вообще пророков право и обязанность возвещать народу суд Иеговы, про­рок затем переходит к возвещению уже самых определений Божиих касательно десятиколенного Израиля. Говорящим являет­ся сам Бог. Он требует от пророков, чтобы они обратились с воззванием на дворцы Азота, одного из главных городов Филистимской земли, и на дворцы Египта и своим воззванием вызвали обитателей этих дворцов прийти в Самарию посмотреть на насилие и мерзости, совершающиеся во дворцах Самарии и затем пред­ставить свидетельство против Израиля. Призываются жители толь­ко чертогов Азота и Египта, а не целые народы: филистимский и египетский,– это потому, что только обитатели чертогов могли иметь правильное суждение о стремлениях и действиях, проявляв­шихся во дворцах Самарии. Призываются при том жители нечестивые, язычники, так например, жители Азота принадлежали к числу тех необрезанных, которых Израиль считал безбожными язычниками, а жители Египта при­надлежали к тому народу, неправду которого, жестокость и беззаконие Израиль сам досыта испытал на себе, когда находился в плену у этого народа. Если же эти нечестивые и беззаконные люди в качества свидетелей призываются, чтобы смотреть на не­праведные и беззаконные действия во дворцах Самарии, то, значит, эти действия и по своему беззаконию и неправде превзошли всякую меру. «Провозгласите на кровлях в Азоте», приказывает Господь пророкам, «и на кровлях в земле Египетской и скажите» (жителям этих чертогов и дворцов): «соберитесь на горы Самарии», горы, окружающие столицу царства Израильского -  Самарию (ибо Самария была по­строена как бы на возвышенной котловине, окруженной со всех сторон горами, точно короною) «и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее», посмотрите на великое общес­твенное смятение и расстройство в ней, где идет все верх дном, где всякий порядок и всякое право попираются насилием, где бедняки и слабые терпят жестокие обиды и притеснения от богатых и сильных людей. «Они не умеют», разъясняет Господь нечестие жителей чертогов самарийских, «поступать справедливо, говорит Господь» -  жители чертогов самарийских совершенно незнакомы с справедливостью, сроднились, значит, совершенно и впол­не, только с неправдою, «насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои», и чрез то самое привлекают погибель царства Израильского. «Посему так говорит Господь Бог», грозит пророк, обращаясь к Самарии, «вот неприятель, и притом вокруг всей земли!», т. е. придет враг, охватит землю со всех сторон и завладеет ею, «он низложит могущество твое», лишит тебя всего, что только есть у тебя сильного, могущественного, прекрасного и славного, «и чертоги твои», в которых собраны богатства, добытые путем обид и грабительства, «ограблены будут». При этом владении величия Самарии и разграблении дворцов ее только самое небольшое число из жителей ее сохранит жизнь свою и притом сохранит среди крайней нужды и бедствий. «Так говорит Господь», возвещает пророк: «как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени», таким образом спасает самую малую часть от целого животного, пожранного львом, «или часть уха», что еще меньше, «так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели», на углах дивана, как удобнейших местах для приятного успокоения, «и в Дамаске на ложе», на диванах обтянутых дорогою, искусно сотканною, белого цвета дамасскою материей и обложенных слоновьей костью (ср.Ам.6:4) Но Божие наказание на этом не остановится. Не толь­ко богатые и беспечные жители Самарии будут погублены, не только падет величие Самарии и богатства чертогов ее будут разграб­лены, но и жертвенные алтари ее и дворцы ее будут превращены в груду развалин, а вместе с ними превратится в груду развалин и сама она. «Слушайте», обращается Господь к жителям чертогов Азота и Египта, призванным в качестве свидетелей осмо­треть беззакония и нечестие во дворцах Самарии, слушайте то наказание, какое постигнет Самарию за виденные вами беззакония и нечестие в ней, «и засвидетельствуйте дому Иакова», и против сынов Израиля будьте свидетелями справедливости постига­ющего их наказания, которое непременно совершится, ибо "говорит Господь Бог, Бог Саваоф", говорит Бог, обладающий вполне силою, нужною для приведения своих слов в исполнение. Какое же наказание Господь пошлет на Самарию,– наказание, к выслушиванию которого призываются язычники? «Ибо в тот день», раскрывает это наказание Господь, «когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле», как главное, централь­ное место нечестивого служения тельцам, как центральный пункт нравственного и религиозного развращения десятиколенного Израиля. Господь поразит эти жертвенники «и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю». Поражение жертвенников повлечет за собою поражение других предметов. "И поражу", говорит Господь, «дом зимний вместе с домом летним», поражу зимние и летние дворцы царей и знатных людей Самарии (см. Иер.36:22), поражу так, что ра­звалины одного дворца повалятся на развалины другого, «и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости», погибнут домы, обложенные вну­три слоновою костью (см. 3Цар.22:39 Пс.44:9), «и не станет многих домов», не только одни великолепные, но и простые, обык­новенные дома вообще до основания будут разрушены, «говорит Господь». Слово Божие исполнилось в точности, когда в 9-й год царствования, царя Израильского, ассирияне вошли в царство Израильское, завладели столицею царства, Самариею, разрушили ее, богатства ее разграбили и жителей отвели в свои страны (4Цар. 17, 5. 6).

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible