Скрыть
Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1, 3 Дом израилев падеся, и к тому не приложит востати. Пало царство израильское, и нет восставляющего; потому что царства держатся воинскими силами, а их там нет. Понеже из града, из него же исхождаше тысяща, не останется в нем ста.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее

Что касается буквального и исторического смысла этого места, то десять колен, называемые Израилем, никогда, после отведения их в плен, не возвращались в землю свою. Девою же называется народ израильский не потому, что он пребывал в девственной чистоте, а потому, что он некогда, подобно деве, находился в сочетании с Господом. И пророку повелевается поднять плач о нем потому, что он никогда не возвратится в прежнее состояние. В духовном же смысле пророку повелевается плакать о всем Израиле, который умом видел Бога и который впоследствии перестал служить Ему, подобно тому, как Иезекиилю (Иез. гл. 2) было повелено съесть книгу, в которой и внутри и снаружи были написаны плач, и песнь, и горе. Слово внутри понимай в смысле слов Песни Соломона: введе мя царь в ложницу свою (Песнь П. 1:3), и сорок четвертого псалма, в котором написано: вся слава дщере царевы внутрь (Пс. 44:14). Снаружи же находится все то, что читается буквально, что бывает видимо на коре и не заключается [так сказать] в сердцевине духа. Таким образом и буквально, и духовно во всех книгах пророков написаны: плач о тех, которые после грехопадений приносят покаяние; песнь относительно тех, которые, не будучи запятнаны никакою нечистотою греховною, достойны песнопения и хвалы, и горе в отношении к тем, кои не приносят покаяния, но по жестокосердию собирают себе гнев в день гнева (Рим. гл. 2). Но если плач относится, как мы сказали, к тем, которые приносят покаяние, и если покаяние приносит исцеление раненым, то каким образом говорится по переводу LХХ: дом Израилев пал и не восстанет более; дева Израилева заблудилась в земле своей, и некому поднять ее? Это [затруднение] может быть разрешено следующим образом: после того, как дом Израилев пал по своей воле, он не получит прежнего достоинства; после того, как дева Израилева заблудилась в земле своей, она не найдет никого, кто мог бы поднять ее. Обрати внимание на особенности выражений. Кто составляет дом и причисляется к общей массе, о том говорится, что он пал; но кто находится в числе дев, тот, если заблудится, то даже после легкого грехопадения не будет в состоянии восстать, – не в том смысле, что он не восстанет, а в том, что он не восстанет девою Израилевою и не восстановит его Господь Израилев [девою]. Ибо не одну и ту же славу имеет тот, кто всегда следовал за Господом, и тот, кто блуждал вдали от стада и после того был принесен на плечах доброго Пастыря (Лк. гл. 15). Поэтому и чрез другого пророка Господь говорит: покаяние грешника Я предпочитаю смерти (Иез. гл. 18). Покаяние предпочитается сравнительно не с самою чистою святостию и не с церковию (которая не имеет пятна или порока), но с смертию и адом. Это мы говорим не в тех видах, чтобы, подобно Новату, уничтожить надежду на покаяние, но для того, чтобы сделать менее смелыми и более осторожными тех, которые, надеясь, по причине открытой двери покаяния, на будущее, утрачивают настоящее и, имея возможность оставаться без раны, получают по неосторожности рану, от которой впоследствии будут испытывать боль и мучения. У Отца Моего много обителей (Ин. гл. 14), и звезда от звезды разнится в славе: так и при воскресении мертвых (1Кор. 15:41–42): святые будут сиять подобно солнцу и луне, вечерней и утренней звезде, а те, кои покаятся после грехопадения, будут подобны, смотря по заслугам, другим звездам.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-2 Слышите слово Господне, имже аз приемлю на вы плачь: дом Израилев падеся, и ктому не приложит востати: девица Израилева повержена на земли своей, несть восставляющего ю

Блаженные пророки, предузнавая имеющие быть с кем-либо несчастия и потом, вследствие этого исполняясь страха и сильно скорбя как о братьях, иногда делают сильнейшие обличения, едва не уязвляя из-за любви и располагая к бодрствованию предвозвещением вскоре грядущих событий. Нечто подобное и теперь делает пророк, говоря как бы от Своего лица, однако не от своего ума, но по божественному откровению. Итак, слышите, говорит, слово Господне сие, имже аз приемлю на вы плачь: возглаголал, говорит, во мне Бог всяческих, и сложился у меня плач о вас, отступающих от Него. Что же это за печальная песнь? что за плачь? и из-за чего у меня может выступить слеза? – Ужасное и неисправимое несчастие: дом Израилев падеся. Он стоял, когда Бог был чтим и любим, а теперь пал, когда Он оскорблен безумствами заблуждающихся. Кто потом восставит павшего по мановению божественному? Повержена девственница, то есть соблудила. Кто же она такая? – Конечно, опять таки Израиль, или синагога Иудейская, которой сказано от Бога: «не аки ли домом мене нарекла еси и Отцем и вождем девства твоего?» (Иер.3:4)? Итак, получив вождем девства Бога, она повержена на земли своей, то есть стала блудницею и совершила грех неизвинительный. Правда, некогда она блудила в Египте, но она была не в своей земле и подчинялась законам своих властителей, иногда, может быть, и против воли была принуждаема к их обычаям, как бы по необходимости отторгаемая от прародительского благоверия. А теперь никто не нудит, потому что она находится на своей земле, где песстун – закон, приводящий ее к познанию сущего по естеству и истинного Бога; где открытый, свободный и совершенно безупречный путь ко всему наилучшему. Поэтому, какой ей изыскать способ оправдания? Ведь она соблудила уже не по чьему-либо понуждению, но самоохотно. Потому-то и некому поднять поверженную. Впрочем и нам самим весьма прилично сказать всемогущему Богу: «Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? оттоле гнев твой» (Пс.75:8)?

Пало соборище Иудейское и иным образом, подлежа ответственности за поругание над Христом, и лежит уже без чьей бы то ни было защиты, ожидая только благодати Милосердого, разумею Христа, потому что и она будет призвана к познанию чрез веру в последние времена века (Рим.11).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5:1-3. Слы́шите сло́во Госпо́дне, и́мже Азъ прiе́млю на вы́ пла́чь: до́мъ Изра́илевъ паде́ся и ктому́ не приложи́тъ воста́ти:
дѣви́ца Изра́илева пове́ржена на земли́ свое́й, нѣ́сть возставля́ющаго ю́.
Поне́же сiя́ глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ: изъ гра́да, изъ него́же исхожда́ше ты́сяща, оста́нется въ не́мъ сто́: и изъ него́же исхожда́ше сто́, оста́нетъ въ не́мъ де́сять до́му Изра́илеву.


5:1-3. Слу́шайте э́то сло́во, в кото́ром Я подниму́ плач о вас, дом Изра́илев.
Упа́ла, не встаёт бо́лее де́ва Изра́илева! пове́ржена на земле́ свое́й, и не́кому подня́ть её.
И́бо так говори́т Госпо́дь Бог: го́род, выступа́вший ты́сячею, оста́нется то́лько с со́тнею, и выступа́вший со́тнею, оста́нется с деся́тком у до́ма Изра́илева.


Владыка по человеколюбию не отрекается составить плачевную песнь о тех, которые худо расположены к Нему, и не хотят покаяться. Сказанное же: «ктому не приложить востати» не противоречит благовестиям об освобождении; ибо означает, что Израильтяне не будут уже управляться сами собою и иметь своего царя. А если кто пожелает вникнуть точнее, то найдет исполнение сего после неистового их восстания на Спасителя нашего. Ибо тогда пали они и доныне пребывают в сем состоянии.
Называет же Израиля девою за прежнее благочестие, но девою падшею и растленною – за служение в последствии идолам. Слова: «и не́кому подня́ть её» означают, что Израиль не воспользуется никакою человеческою помощью. Когда Бог всяческих противостал Израилю, ни царь Египетский, ни другой кто не в силах был защитить их.
Предвозвещает же Бог и будущую их малочисленность. Ибо говорит: го́род, выступа́вший ты́сячею, оста́нется то́лько с со́тнею, и выступа́вший со́тнею, оста́нется с деся́тком у до́ма Изра́илева.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев

Обличение Израиля за нарушение правды и возвещение наказания

С гл. V-й начинается новая речь, в которой пророк обличает Израиля за нарушение правды и возвещает суд Божий. Пророк уже видит в духе этот суд наступившим; Израиль уже пал. Поэтому пророк поднимает плач о доме Израилеве. - Плач, евр. kinah, - плачевная песнь по поводу смерти героя или по поводу погибели города. У евреев, как и у других народов, было в обычае составлять подобные плачевные песни, и в Библии сохранились образцы их: такова элегия Давида на смерть Саула и Ионафана (2Цар I:17-27), а также целая книга, известная под именем «Плача Иеремии». Плачевные песни или kinoth составлялись библейскими писателями с соблюдением особого размера, который обыкновенно называется кинаметром (Budde. Das Voikslied Israels im Munde d. Propheten. Zeit. AIt. Wiss. II, 1). Сущность кинаметра состоит в том, что песнь излагается в форме двучленных стихов, причем второй член воегда короче первого как бы в зависимости от наполнившей душу поэта скорби. В плачевной песни пророка Амоса также выдержан кинаметр. - Слова дом Израилев, составляющие обращение, в тексте LXX приняты в значении подлежащего, сказуемое для которого находится в ст. 2-м (epesen, упал); отсюда в слав. «дом Израилев падеся».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст.1-3 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева

Окончивши предшествующее отделение возвещением окончательного суда Израилю, пророк начинает третье и вместе последнее отделение своего увещания плачевною песнею о предстоявшей народу богоизбранному несчастной судьбы, – песнею, выражающею в себе главную тему всего пророческого увещевания, изложенного в 5 и 6-й главах. Третье отделение, значит, начинается с того, чем оканчивается второе. «Слушайте это слово», взывает пророк, «в котором я подниму плач о вас, дом Израилев». Затем следует самая песнь, выдающаяся иною и по своему особенному рифму и по особенной поэтической форме. В этой песне израильский десятиколенный народ представляется под образом девы, пред­ставляется так с той целью, чтобы чрез это яснее выразить контраст между предшествовавшим состоянием народа с одной стороны и предстоящими с другой. Досель народ был как два, он не принадлежали никому, ни у какого другого народа не был под игом рабства, как народ Господень, как народ богоизбранный, он по своему высокому назначению и навсегда должен был пребывать в таком же состоянии неподчиненности, неподвластности языческим народам. А между тем отсель пред­стояло ему совершенно противоположное состояние. Изменивши своему высокому призванию, народ должен быль лишиться своей самостоятельности, своей независимости, царство его долженство­вало подпасть окончательному разрушению и сам он долженство­вал идти на погибель, от которой его никто не мог спасти. По­раженная на смерть врагом "упала", оплакивает пророк, «не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. Ибо», разъясняет и обосновывает пророк содержание своей плачевной песни, «так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева».

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible