Скрыть
Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11, 13 Домы украшены соградисте, и не вселитеся в них. В украшенных домах, которые для своего удовольствия соорудили вы себе самим, не будете обитать вы за нечестие ваше; потому что пороги их не благословены стопами бедных. Пророк говорит это князьям народа за притеснения бедных. То же повторяет им, когда говорит: сего ради смысляй в то время премолчит; освободит себя от саждения и созидания, приобретет же душу свою покаянием, и наздаст себя милостынями.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-13 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время

Для того, чтобы Израиль не мог подумать, что он предан врагам для наказания за одно только идолослужение, присоединяется и прочее, что он совершал по оставлении истинной религии. Вы, говорит, разоряли бедного и брали [добычу] от того, кто едва имел необходимое для жизни, и все то, что вы видели, как ценное и красивое, обращали в свою собственность. Поэтому вы на деньги, полученные посредством хищений и взяток от бедного, строили дома из квадратного камня и, грабя людей, обкладывали стены мрамором, и так как вы устраивали их не только для помещения и крова, требуемого бренностью человеческою, но также ради красоты и наслаждения, то, подвергшись внезапному плену или смерти, вы не будете жить в них. Вы разводили также прекрасные виноградники, имея в виду будущие пиры, но вина из них не будете пить, потому что Я знаю все преступления ваши и грехи, и грехи тяжкие, которые вызвали Мой гнев. Вы враги правды или всякого правого и получаете подарки и притесняете бедного на суде. Поэтому кто беден и благоразумен, тот, видя подкупленного судью, будет молчать в то время, потому что это время худое. Или же, может быть, так следует понимать: какая польза теперь, при приближении плева, перечислять ваши грехи, когда уже нет никакого средства врачевания и когда стены городов ваших окружает неприятельское войско? Мы можем отнести это самое также к еретикам, которые грабят бедного и кулаком бьют его по голове, ибо это означает греческое слово κατεκονδύλιζον, согласно c тем, что мы выше читали: они кулаком били бедного по голове (Ам. 2:7). Ибо еретики бьют только бедного, который не может устоять против угрозы, и [направляют удары] не на другие члены, а на то, что главенствует над сердцем, и на истинную веру. Под бедными я разумею тех, которые, довольствуясь простою верою, не могут отвечать на коварство еретиков. Они во время борьбы и состязания утратят также все добрые дела, уготованные ими в дар Богу, если не устоят против врагов. Эти враги чрез свои искусно построенные речи строят себе домы, чтобы жить в них безопасно и спокойно, но не будут жить в них, потому что они будут разрушены и уничтожены членами Церкви. И они не только строят домы, но и разводят также прекрасные и вожделенные виноградники для ложного подражания таинствам Христовым; но они не будут пить из них другого вина, кроме заключающего в себе ярость драконов неисцельную (Втор. 32:32). Ибо Господь ждал, чтобы эти виноградники принесли плоды, но они принесли не грозды, а терния и кислые ягоды, и не правду, а крик, чрез который они безумными устами хулят Бога своего. Не будут же они жить в домах своих и пить вина из разведенных ими виноградников потому, что Господь знает многочисленные беззакония их. Это знание следует понимать не в том смысле, в каком говорится: позна Господь сущыя Своя (2Тим. 2:19), а в том, что нет ничего сокрытого от Бога и что Он знает все тайны грешников. Я знаю, говорит Он, многочисленные беззакония, которые не только многочисленны, но и тяжки; они состоят в притеснениях и попрании самой правды или того, кто прав. И берете, говорит, мзду, вместо чего все одинаково перевели ἐξιλασμσ, то есть умилостивление, а мы выразили это чрез подарок (munus); ἄλλαγμα же на языке Писаний означает плату (рretium), как мы читаем также в Евангелии: что даст человек измену за душу свою (Мф. 16:26)? Они также уклонялись от бедных в воротах или, как перевел Симмах, притесняли [их], продавая решения, вопреки истинному правосудию, за деньги и оправдывая на себе слова Писания: дары ослепляют очи даже мудрых (Втор. 16:19). Эти [дары] берут еретики, чтобы изменять строгость Писаний, возвещающих наказание, в [обещания] благоденствия и, обещая богатым всякого рода благополучия, они в отношении только к бедным бывают строгими и суровыми. Поэтому, когда член церкви, благоразумный и рассудительный, увидит многочисленные беззакония в доме, который называется Божиим, и не только многочисленные, но также тяжкие и могущие притеснять правосудие; [когда он увидит], что неистовство учителей, дошло до того, что они берут мзду на суде и все делают за подарки, что они также избегают бедных в воротах и не хотят выслушивать их: то пусть он безмолвствует в то время, чтобы не давать святыни псам и не бросать жемчуга свиньям, который они, обратившись, могли бы попрать ногами (Мф. 7:6), и пусть подражает Иеремии, который говорит: на един седях, яко горести исполнихся (Иер. 15:17), и тому, что говорится в Псалмах: един есмь аз, дондеже прейду (Пс. 140:10).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-13 Яко уведех многа нечестия ваша, и крепцы греси ваши, попирающе праведнаго, приемлюще премены, и убогия от врат отреяюще. Сего ради смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть

Старается разъяснить, что Бог воздает согрешившим не за малые и не за заурядные погрешности, а напротив, будучи непамятозлобен к легким проступкам, насылает кару за необузданную склонность к пороку. Так, отойдут, говорит, от жителей Самарии дома и виноградники и, как думаю, все услаждающее и ведущее к счастию, – за то, что они совершали грехи ужасные, великие и уже нетерпимые: они попирали праведного, или какого-нибудь человека, или же, склоняясь к нечестию, мало обращали внимания на правильный и справедливый суд; а это – значит в некотором роде попирать и без зазрения совести нарушать для своей выгоды требования закона. Именно, они принимали и премены, то есть – воздаяния и вознаграждения за неправедный суд. Кроме того также оттесняли убогия от врат. Что же это такое? – Или то разумеет, что они прогоняли людей, убеждавших иметь правильный образ мыслей и дерзновенно советовавших им это, или же то, что они осмеливались превратно решать судебные дела бедных не тайно как-нибудь и не прикрываясь личиною благочестия, но, так сказать, во вратах, то есть открыто и в виду многих, уже нисколько не краснея и не имея никакого уважения к закону божественному. А время свое довели до такой степени худости и лукавства, что даже самим мудрым и способным понимать ход дел представлялось лучшим уже не обличать и не исправлять обратившихся к нечестию, потому что обличаемые походили на не имеющих ушей и подобно псам бросались на тех, кто хотел им быть полезным, и считали в числе врагов тех, кто предлагал наилучшее. Они осуждали святых пророков и заставляли их терпеть невзгоды, когда они выступали пред народом и предлагали им слова, открытые свыше. Например, Седекия пророка Иеремию, возвещавшего волю Божию, то связывал, то спускал в ров и желал, чтобы тот задохнулся там в тине. – Посему необходимо каяться еще при малых прегрешениях и не прогневлять Бога, как бы сказать – против Его воли, присовокуплением более важных, потому что, если грехи будут крепки и весьма многочисленны, тогда, без сомнения, Он воздаст и наведет пламень негодования. Крепкими же называем грехи важные и нетерпимые, так как, по мудрейшему изречению Иоанна, не всякий грех к смерти (1Ин.5:17).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5:4-15. Поне́же сiя́ глаго́летъ Госпо́дь къ до́му Изра́илеву: взыщи́те Мене́ и поживете́:
а не взыску́йте Веѳи́ля и въ Галга́лу не входи́те и ко кла́дязю кля́твы не ходи́те, я́ко Галга́ла плѣня́ема плѣни́тся, и Веѳи́ль бу́детъ а́ки не бы́въ.
Взыщи́те Го́спода и поживете́, я́ко да не возжже́тся я́ко о́гнь до́мъ Ио́сифовъ, и поя́стъ его́, и не бу́детъ угаша́ющаго до́му Изра́илева.
Госпо́дь творя́й въ высоту́ су́дъ и пра́вду на земли́ положи́:
творя́й вся́ и претворя́яй, и обраща́яй во у́тро сѣ́нь сме́ртную и де́нь въ но́щь помрача́яй, призыва́яй во́ду морску́ю и разлива́яй ю́ на лице́ земли́:
Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель Имя Ему́: раздѣля́яй сокруше́нiе на крѣ́пость и бѣ́дство на тверды́ню наводя́й.
Сего́ ра́ди поне́же пястьми́ бiе́те убо́гихъ и да́ры избра́нны прiя́сте от ни́хъ: до́мы укра́шены согради́сте, и не вселите́ся въ ни́хъ, виногра́ды вожделѣ́нны насади́сте, и не и́мате пи́ти вина́ от ни́хъ.
Я́ко увѣ́дѣхъ мно́га нече́стiя ва́ша, и крѣ́пцы грѣси́ ва́ши, попира́юще пра́веднаго, прiе́млюще премѣ́ны и убо́гiя от вра́тъ отрѣя́юще.
Сего́ ра́ди смы́сляй въ то́ вре́мя премолчи́тъ, я́ко вре́мя лука́во е́сть.
Взыщи́те добра́, а не зла́, я́ко да поживете́, и бу́детъ та́ко съ ва́ми Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель, я́коже рѣ́сте:
возненави́дѣхомъ зла́я и возлюби́хомъ до́брая: и возста́вите у вра́тъ су́дъ, я́ко да поми́луетъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель оста́вшая Ио́сифова.

5:4-15. И́бо так говори́т Госпо́дь до́му Изра́илеву: взыщи́те Меня́ и бу́дете жи́вы.
Не ищи́те Вефи́ля и не ходи́те в Галга́л, и в Вирса́вию не стра́нствуйте, и́бо Галга́л весь пойдёт в плен и Вефи́ль обрати́тся в ничто́.
Взыщи́те Го́спода — и бу́дете жи́вы, что́бы Он не устреми́лся на дом Ио́сифов как ого́нь, кото́рый пожрёт его́, и не́кому бу́дет погаси́ть его́ в Вефи́ле.
О, вы, кото́рые суд превраща́ете в отра́ву и пра́вду поверга́ете на зе́млю!
Кто сотвори́л семизве́здие и Орио́н, и претворя́ет сме́ртную тень в я́сное у́тро, а день де́лает тёмным как ночь, призыва́ет во́ды морски́е и разлива́ет их по лицу́ земли́? — Госпо́дь и́мя Ему́!
Он укрепля́ет опустоши́теля про́тив си́льного, и опустоши́тель вхо́дит в кре́пость.
А они́ ненави́дят облича́ющего в воро́тах и гнуша́ются тем, кто говори́т пра́вду.
Ита́к, за то, что вы попира́ете бе́дного и берёте от него́ пода́рки хле́бом, вы постро́ите дома́ из тёсаных камне́й, но жить не бу́дете в них; разведёте прекра́сные виногра́дники, а вина́ из них не бу́дете пить.
И́бо Я зна́ю, как многочи́сленны преступле́ния ва́ши и как тя́жки грехи́ ва́ши: вы враги́ пра́вого, берёте взя́тки и извраща́ете в суде́ дела́ бе́дных.
Поэ́тому разу́мный безмо́лвствует в э́то вре́мя, и́бо зло́е э́то вре́мя.
Ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х, — и тогда́ Госпо́дь Бог Савао́ф бу́дет с ва́ми, как вы говори́те.
Возненави́дьте зло и возлюби́те добро́, и восстанови́те у воро́т правосу́дие; мо́жет быть, Госпо́дь Бог Савао́ф поми́лует оста́ток Ио́сифов.


Но хотя поздно, оставив наконец Вефиль и Галгалы и служение идолам при «кладязе клятвы», взыщите Моего о вас промышления; ибо в этом обретете для себя жизнь; а Вефиль и Галгалы вместе с идолами преданы будут врагам. Явное же безумие при этом кладязе, не только не приводить себе на память Авраамова благочестия, но и отваживаться еще при нем на нечестие.
Из сего ясно дознаем, что грех воспламеняет для нас огнь бедствий, а любовь и приверженное и к Богу доставляет нам жизнь.
Как правдивый, определяете, что Ему угодно, и решения суда Его приходят в исполнение на земле.
Возложите упование на могущество Божие, не оставляйте этой надежды: Бог без труда творит и претворяет, что Ему угодно; легко для Него и великие опасности претворить в повод к благодушию (ибо «тенью смертною» наименовал Пророк великие опасности); удобно Ему и благоденствующих привести в затруднительное состояние. И морскую воду мановением притягивая в воздух, орошает Он землю из облаков; потому что Он Бог и Владыка всех.
У древних, как некоторые говорят, был обычай, при градских вратах делать собрания и заседания.
Посему, где бывали сии собрания, там и Пророки произносили обличения. Но живущие в неправдах и беззакониях и обличения истины не внимали и слова праведников не принимали. Посему, так как вы и это делали, и сверх того живущим в нищете и рукою, и языком наносили обиды, любя мздоимство, старались худыми способами приумножать богатство, то знайте, что в домах, так хорошо и красиво вами устроенных и украшенных, не будете вы жить, и в виноградниках, с таким великим тщанием вами насажденных не соберете плодов. Того, чтобы насладиться этим, лишит вас чрезмерность нечестия и беззакония; потому что попирали вы правду, принимая дары от сильных и на суде осуждая бедных.
Всякий рассудительный человек, способный уразумевать должное, увидя тучу постигающих вас бедствий, в изумлении удивляясь нелживости предречения, не в состоянии будет от горести что-либо сказать вам.
Поэтому: ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х. За словами пусть следуют и дела; говоря, что любите доброе и гнушаетесь лукавством, самым делом докажите истину слов сих; потому что так поступая от Бога всяческих приимете жизнь. А если не будет сего вами сделано; плач и рыдания слышны будут на стогнах и путях, и земледельцы вместо возделывания земли предадутся плачевным воплям. Все же сие будет, как скоро прииду, и наложу сии наказания.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время

Поэтому разумный безмолвствует в это время: пророк говорит о своем времени; разумный - тот, кто знает свой интерес. Пророк не дает совета и никого, не хвалит (ср. Сир XX:7), а только констатирует факт.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 10-13. А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.

Итак народ неправеден, а Бог всемогущ и в состоянии жестоко произвести свой суд над противниками воли своей. От­сюда прямое следствие то, что неправедный народ, оскорбляющий своею неправедностью Иегову, поступающий во всем против запо­ведей Иеговы и упорствующий в своем богоотступничестве, никак не освободится от суда Иеговы. В этом духе пророк и продол­жает свою речь. «А они ненавидят», говорит пророк, обосновывая свою угрозу новым, как бы повторительным, хотя и более подробным изображением нравственного растления десятиколенного Израиля, изобли­чающего у врат суда,  они не любят всякого, кто только пред судилищем осмеливается возвышать свой голос против несправедливых обвинений, «и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак», грозит пророк от имени Иеговы народу и прежде всего судьям народа, «за то, что попираете бедного», применяете его на суд «и берете от него подарки хлебом» и в правом деле оправдываете его только тогда, когда он вам за это запла­тит, над вами за все это и исполнится та самая угроза, которой угрожал еще Моисей народу, если последний не будет исполнять заповедей Господа своего (Втор.28:30,39), а именно: «вы по­строите домы из тесанных камней», вы устроите себе великолепные, роскошные жилища (ср. Ис.9:9), «а жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не бу­дете пить». Все это достанется в добычу врагу и частью будет погублено им, частью употреблено для себя. А почему так Господь поступит с своим народом? «Ибо Я знаю», гово­рит Он Израилю,«как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши». Притесняя правого, вопреки заповеди закона, говорящей: «не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти» (Числ.35:31), взимая выкупосвобождая чрез то самое убийц от заслуженной ими смертной казни, «извращаете в суде (в то же время) дела бедных», говорит Господь, у врат суда отнимают у них всякую правду, несправедливо обвиняют их, в их правых жалобах и тяжбах не дают им должного удовлетворения вопреки опять таки лжеправдам закона говорящего (Исх.23:6): «не суди превратно тяжбы бедного твоего»; (Втор.16:19): «не извращай закона, не смотри на лице и не бери даров». «Поэтому», т.е. в связи с тем, что народ так полюбил зло, неправду и совершенно отвратился от добра и правды, в связи с тем, что он не любит обличающего у врат суда и гнушается тем, кто говорит истину, «разумный», мудро, благоразумно поступающий «безмолвствует», говорит пророк, т.е. не обличает, не вразумляет, не увещевает «в это время, ибо злое это время», ибо это время есть время крайнего нравственного растления народного, когда не помогут никакие вразумительный речи, никакие обли­чительные увещевания.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible