Скрыть
Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях – плакать,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-17 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы!, и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь

Я заповедал вам искать добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и чтобы Господь был с вами. И Я еще прибавил (чтобы вы не сказали, что вас один только раз предупредили): возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите правосудие в воротах, вы, возненавидевшие обличающего в воротах, чтобы Господь помиловал остаток Иосифов. Но так как вы не хотели этого делать, попирали Мои заповеди и обратились спиною ко Мне, удаляющемуся; то так говорит Господь Бог всемогущий, который есть Господь воинств: повсюду плач, повсюду скорбь. Призовут земледельцев для плача и призовут тех, которые умеют по обычаю страны вызывать слезы чрез свое пение, чтобы не на всех улицах, как выше сказано, но в виноградниках были плач и сетование, и чтобы то, что служило поводом к радости, было источником слез. И все это будет, говорит, потому, что Я пройду среди тебя. Всякий раз, как в Священных Писаниях от лица Бога произносится слово пройду, которое на еврейском языке называется «ееbor», оно должно быть понимаемо в смысле наказания, – в том смысле, что Он не остается у них, но проходит и оставляет их. Поэтому и в других местах, по переводу Акилы, когда Бог гневается, то Он называет Свой гнев и ярость ἀνυπεθεσία. Все это можно относить к еретикам: так как они не хотели поступать должным образом в том или другом отношении, то на всех улицах их будет плач. Ибо широк и пространен путь, ведущий к смерти (Мф. гл. 7), и так как все еретики и язычники имеют в том, что [ими построено] на песке и измышлено, улицы, то соответственно этому прибавлено: и на всех [местах], которые вне, будут говорить: горе, горе! Ибо те, которые пребывают в церкви, не услышат: горе, что служит крайним из наказаний; но если согрешат, то будут оплакиваемы. Будут же говорить вне или на всех дорогах горе, горе! потому, что они не имеют единственного пути, ведущего к жизни, и именно пути царского, но [имеют] пути непрямые, извращенные и уклоняющиеся вправо и влево, потому что они не внимают Господу, говорящему: не буди правдив велми (Еккл. 7:17), и: пути развращени суть, иже ошуюю (Притч. 4:28). И они подвергаются двойному горю: по отношению к плоти и духу, настоящему веку и будущему, между тем как члены церкви, наоборот, слышат: радуйтеся, и паки реку, радуйтеся (Флп. 4:4). Также земледелец призывается в сетованию (ибо еретики имеют своих земледельцев, у которых на полях вырастают терния и волчцы), равно как призываются в плачу те, которые умеют плакать – или о своих, или о чужих грехах, хотя и это можно толковать в хорошую сторону, – в том смысле, чтобы член церкви, могущий призывать к покаянию, подражал своему Господу, говорящему: рыдахом вам, и не плакасте (Лк. 7:32), и плакал о еретиках, подобно тому, как Самуил некогда плакал о Сауле, царе Израильском (1 Цар. гл. 15). И апостол говорит, что он оплакивал тех, которые не покаялись (2Кор. 12:21). Также во всех виноградниках будет плач, потому что виноградники их – виноградники содомлян, и вместо вина радости, веселящего сердце человека (Пс. 103:15), они принесли вино драконов и неисцельную ярость аспидов (Втор. 32:32). Они подвергнутся всему этому потому, что Господь пройдет среди их, но не для того, чтобы вселиться в них и сказать: вселюся в них и похожду (2Кор. 6:16), и: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 Сего ради сия глаголет Господь Бог Вседержитель: на всех стогнах плачь, и на всех путех речется: увы люте, увы люте! призовется земледелец на плачь и на рыдание, и на ведящих плачь. И на всех путех плачь, понеже пройду среде тебе, рече Господь

Испробовав, говорит, бедствий войны и испытав не малую скорбь от того, что случилось, вы обещались ненавидеть зло и любить добро, но вскоре, и едва освободившись от тех ужасов, вы уклонились к легкомыслию и оказались в одинаковой степени подверженными прежним порокам. Поэтому-то теперь и города, и селения исполнены плача и стенания; везде – слезы: и будет спрос на умеющих оплакивать, а так как для этого у вас не хватит горожан, приглашен будет и земледелец, чтобы у вас раздавалась хотя бы деревенская песнь и чтобы несчастия павших оплакивали хотя бы сельскими причитаньями. Пройду, говорит, среде тебе, как бы уже призирая на грехи и не далеко отстоя от людей, допускающих нестерпимое нечестие. Действительно, пока Бог не наказывает таким образом, Он как будто бы не стоит подле, а когда насылает кары, то, можно сказать, присутствует здесь же и налагает наказание за наказанием. Так, например, пришли ангелы в Содом, чтобы сжечь нечестивцев, как бы отсутствуя там до наказания. Итак, пройду среде тебе означает посещение и наступление времени наказания.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5:16-20. Сего́ ра́ди сiя́ глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель: на всѣ́хъ сто́гнахъ [бу́детъ] пла́чь, и на всѣ́хъ путе́хъ рече́тся: увы́ лю́тѣ, увы́ лю́тѣ! призове́тся земледѣ́лецъ на пла́чь и на рыда́нiе, и на вѣ́дящихъ пла́чь,
и на всѣ́хъ путе́хъ пла́чь, поне́же пройду́ средѣ́ тебе́, рече́ Госпо́дь.
Увы́ лю́тѣ жела́ющымъ дне́ Госпо́дня! вску́ю ва́мъ се́й де́нь Госпо́день? се́й бо е́сть тма́, а не свѣ́тъ:
я́коже а́ще убѣжи́тъ человѣ́къ от лица́ льва́, и нападе́тъ на́нь медвѣ́дица: и вско́читъ въ до́мъ и опре́тся рука́ма свои́ма о стѣ́ну, и усѣ́кнетъ его́ змiя́.
Нѣ́сть ли де́нь Госпо́день тма́, а не свѣ́тъ, и мгла́ не иму́щи свѣ́та своего́?


5:16-20. Посему́ так говори́т Госпо́дь Бог Савао́ф, Вседержи́тель: на всех у́лицах бу́дет плач, и на всех доро́гах бу́дут восклица́ть: «увы́, увы́!», и призову́т земледе́льца се́товать и иску́сных в плаче́вных пе́снях — пла́кать,
и во всех виногра́дниках бу́дет плач, и́бо Я пройду́ среди́ тебя́, говори́т Госпо́дь.
Го́ре жела́ющим дня Госпо́дня! для чего́ вам э́тот день Госпо́день? он — тьма, а не свет,
то же, как е́сли бы кто убежа́л от льва, и попа́лся бы ему́ навстре́чу медве́дь, и́ли е́сли бы пришёл домо́й и опёрся руко́ю о сте́ну, и змея́ ужа́лила бы его́.
Ра́зве день Госпо́день не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нём сия́ния.


Поскольку нашлись люди, воспитанные в дерзости и самоуверенности, которые оспаривали пророческие предвещания, посмеиваясь им, называя ложными глаголы Божии и требуя исполнения предречений, то Владыка называет их достойными оплакивания, как вожделевших увидеть тьму вместо света.
Желающее видеть исполнение пророчества, говорит Он, ничем не отличаются от человека, который избег от нападающего льва, но после него встречает медведя, потом со страхом укрывался в дом свой, в смятении, волнующем душу его, неосмотрительно опирается рукою о стену, и его угрызает лютая змия.
Как этот человек увидит в тот день мрак, а не луч света, так и они в день наказания преданы будут глубокой тьме.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы!, и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь

Не надеясь возбудить народ к добру одними увещаниями, пророк присоединяет и угрозу. Пророк возвещает наступление такого времени, когда будет всеобщий плач. Объясняя причину этого плача, пророк от имени Господа говорит: «Ибо Я пройду среди тебя» (ст. 17). Образ взят из Исх XII:12-30; пророк желает напомнить им о десятой казни Египетской. Следовательно, по мысли пророка всеобщий плач будет вызван большим количеством умерших - и от болезней, и от войн.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 14-17 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях – плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.

Но пророк любит свой народ, он искренно ревнует о спасении его и во имя этой неудержимой любви и ревности снова обращается к этому народу с требованием обращения на путь добра, хотя и сознает в тоже время, что требование это не принесет желаемых плодов, народ не вразумится им и не отвратит грозящей ему гибели. «Ищите», увещательно обращается он к Израилю, «добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите». Чтобы иметь в себе жизнь истинную, для этого человек должен находиться в преискреннем, теснейшем обще­нии с Богом. Эту истину Израиль понимал крайне внешним образом. Он думал, что достаточно только одной плотской при­надлежности к ветхозаветному народу, достаточно быть потомком Авраама и Иакова (ср. Иоан.8:39), чтобы пребывать в общении с Богом и чрез то быть свободным от угрожаемого суда на­казания и при всех своих беззакониях спокойно и самонадеянно говорить: будем целы. Не с нами ли Иегова? Не придет на нас беда (Иер.7:10; Мих.3:11). Вопреки этому ложному само­мнению народа, пророк говорит, что Иегова будет находиться в действительном общении с народом только в том случае, если народ этот всецело оставит глубоко вкоренившееся в него зло и взыщет добро. Взыскание добра пророк определяет в даль­нейшей речи как возлюбление добра и восстановление в суде правосудия: «Возненавидьте зло и возлюбите добро», говорит он, «и восстановите у ворот (суда) правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов», прибавляет он, уничто­жая словами: "может быть" и "остаток Иосифов" ложные на­дежды на свою безопасность среди угрожаемых бед Божия мщения. Масса грехов народа так велика, мера его преступлений так переполнена, что нельзя рассчитывать ни на какое спасение от Божией наказующей правды, и народ должен будет весь погиб­нуть, если только не вступится Божия милость чрезвычайная. Впрочем и в этом случае спасется разве малочисленный остаток народа, а масса народа все-таки погибнет среди предстоявших грозных судов Божиих, имевших совершиться ближайшим об­разом чрез ассириян, разрушивших царство Израилево и жи­телей его переселивших в свои стороны (ср. подобное же пророчество об Иуде у Иоил.2:32; у Ис.6:13; Ис.10:21-23). «Посему», т. е. в виду того, что народ неисправим, что все увещания, обличения и угрозы остаются бесполезны, что народ неминуемо идет на погибель и неизбежно должен подвергнуться гневному суду Божию, «так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель», продолжает пророк: «на всех улицах» городских, во всем царстве Израилевом «будет плач», вопль по умершим, «и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и на всех улицах городских будет раздаваться тот же вопль по погибшим смертью. И не только в городах будет раздаваться такой вопль, а и по селениям: «и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях – плакать», и земледелец будет оплакивать погибших своих родственников и плакальщицы, занимавшиеся оплакиванием умерших, как ремеслом (см. Иер.9:16, Мф.9:23), будут повсюду петь плачевные песни. «И во всех виноградниках»,  в этих обычных местах радости и веселья (ср. Ис.16:10); «будет плач». Почему же этот повсюдный плач по умершим? «ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь». Господь в древние времена сказал Моисею: "Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской" (Исх.12:12). Древнему Египту уподобился по своему нечестию Израиль, переставший за свое упорное и по­стоянное противление воле Божией быть народом Завета. И вот как некогда Бог, проходя по земле Египетской, поразил первенцев египетских, так и теперь, проходя по земле Израилевой, поразит всех непокорных, нечестивых членов израильского народа.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible