Скрыть
Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-5 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто

В Писаниях обыкновенно к неблагоприятному всегда присоединяется радостное, и после строгих угроз Бог призывает тех, которых Он устрашал, к покаянию, подобно тому, как мы читаем у Исаии: Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии (Ис. 1:4). И сказав: земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают (там же, ст. 6), Он делает им утешительные обещания: измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших, научитеся добро творити, взыщите суда, судите сиру, оправдите вдовицу, и придите, истяжимся, глаголет Господь (там же, ст. 16–18). Как у Исаии Он ободряет милостивыми словами тех, которых устрашал гласом строгости, так и у этого пророка Он [поступает] в отношении к тем, которым сказал: дом Израилев пал и не восстанет более, дева Израилеви заблудилась на земле, и некому поднять ее. Теперь он говорит не им, а говорит дому Израилеву, то есть десяти коленам, (или дом Израилев, то есть десять колен), взыщите Меня и живы будете, потому что вы стали мертвыми вследствие того, что не искали Меня. И когда вы будете искать, то найдете, а когда найдете, живы будете. И не ищите Вефиля, в котором был золотой телец, и Галгала, места идолослужения, о котором Я и выше сказал: вся злобы их в Гамалех (Ос. 9:15). И не ходите в Вирсавию. Вполне справедливо сказал: не ходите в Вирсавию, то есть к колодезю клятвы, потому что если где колено Иудино впадало в заблуждение, то оно обыкновенно поклонялось идолам. Но Израиль настолько увлекался идолослужением, что, не довольствуясь своими идолами, ходил к чужим. Далее говорится: Галгал будет отведен в плен и Вефиль будет бесполезен или обратится в ничто, когда будут разрушены в нем идолы. О Вирсавии совершенно умалчивается; потому что после поражения десяти колен город, называвшийся Вирсавиею и принадлежавший в то время к колену Иудину, не был ни взят в плен, ни разрушен. При этом нужно заметить, что Семьдесят толковников в настоящем месте перевели [собственное] имя Вирсавия чрез слова колодезь клятвы, но далее они поставили самое, имя: жив бог твой, Дан, и жив путь в Вирсавию (Ам. 8:14). Они сказали о пути в Вирсавию потому, что из Израиля совершали для служения идолам длинный путь к крайним пределам Иудеи, которые находились в Гераре и соприкасались с пустынею Египетскою. Это то место, в котором жил Авраам, и так как он и Авимелех, дав семь овец, поклялись взаимно при заключении союза, то оно было названо колодезем клятвы или колодезем семи по числу семи овец (Быт. гл. 21); ибо «sabe» означает и то, и другое. В иносказательном же смысле повелевается дому Израилеву, то есть тем, которые тщеславятся знанием Бога, не искать Вефиля, и не входить в Галгал и не ходить или не подниматься к колодезю клятвы, но более искать Бога и жить в Нем. Ищут же Вефиля, что означает дом Божий, те, которые говорят: храм Господень, храм Господень (Иер. 7:4), и надеются на здания, о которых Господь говорил ученикам: приидут дние, в няже не останет камень на камени, иже не разорится (Лк. 21:6). Входят в Галгал те, которые после пришествия Христова снова желают обрезываться. Ибо в Галгале во второй раз был обрезан народ. Отсюда это место получило и самое название, потому что Господь снял с них посрамление египетское (Нав. гл. 5). И не ходите, говорит, в Вирсавию или к колодезю клятвы: не смотрите, как на пределы Иудеи, на те, которые некогда в буквальном смысле обещало Писание, от Дана до Вирсавии, и не говорите более к пророкам: ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его (Пс. 75:2); но слушайте то, что сказано об апостолах: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их (Пс. 18:5; Рим. 10:18). Ибо Галгал, то есть обрезание плоти, будет пленено истинным обрезанием сердца, и Вефиль, который вы считаете домом Божиим, обратится в ничто или лучше, по моему мнению, будет бесполезен, то есть «аvеn», так что будет называться не домом Божиим, но домом бесполезным или [домом] идола. Иначе: ищет Вефиля тот, кто следует только букве убивающей, а не ищет в словах смысла, то есть Бога. Входит же в Галгал тот, кто стремится к высшим откровениям, обольщая себя высшим знанием, и идет или поднимается к колодезю, из которого самарянка желала почерпнуть воды, не могшей утолить жажду, не зная того, из чрева Которого текут источники живой воды в жизнь вечную (Ин. гл. 4).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-6 Понеже сия глаголет Господь к дому Израилеву: взыщите мене, и поживете: а не взыскуйте Вефиля и в Галгалу не входите и ко кладязю клятвы не ходите, яко Галгала пленяема пленится, и Вефиль (будет) аки не быв. Взыщите Господа, и поживете, яко да не возжжется яко огнь дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающаго дому Израилева

Опять не допускает грешников впасть в отчаяние, хотя они и виновны в страшных и нетерпимых прегрешениях, но, уловляя в покаяние, дает обещания от имени Бога. Посему естественно изображает Его теперь обещающим отпустить им провинности и освободить от наказания и страхом пред ним, ибо Зиждитель но естеству благ, «долготерпелив и многомилостив, и раскаяваяйся о злобах», как написано (Иоил.2:13), и, как Сам Он говорит чрез Иезекииля, не хочет «смерти грешника, но еже обратитися ему от пути зла и живу быти ему» (Иез.18:23). Посему, если вы дорого цените жизнь и это представляется вам предметом достоприятным, то перестаньте обманываться и, отстранившись от столь продолжительного уныния, взыщите мене, говорит: то есть служите Мне, по естеству Богу, животворящему, могущему спасти и поставляющему чтителей Его вне всякого зла. Но наперед, говорит, должно очистить себя, извергнув из своей души скверну отступления, – предварительно уничтожить хорошенько нечистоту заблуждения и таким образом прилепиться к Богу. Что же именно надлежало делать обратившимся к покаянию, уясняет, говоря: не взыскуйте Вефиля, и в Галгалу не входите, и ко кладязю клятвы не ходите. Кладязем клятвы называет Герару. Это – город Филистимлян или Палестинян: после того как Авраам и Авимелех поклялись взаимно и заключили между собою мирный договор при колодце, город и был тогда переименован в Кладязь клятвы. И Галгал, и Вефиль, и, конечно Герара были города сильно расположенные к нечестию и доставлявшие обольщаемым многовидные соблазны. По необходимости повелел удаляться от них, включив в речь и угрозу, чтобы всячески побудить к доброму. Исчезнут, говорит, и Вефиль, и прочие города: один пойдет в плен к врагам, другой будет сожжен так, что можно будет подумать, будто его никогда и не было. Итак, говорит, нужно искать Бога, чтобы жить, прежде чем возблистает дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающего. Возблистает говорит вместо загорится, а домом Иосифом называет Ефрема, или жителей Самарии, потому что Ефрем и Манассия произошли от Иосифа. Так и когда именует их Израилем, мы разумеем, что по отцу названы его потомки, равно и в том случае, если назовет Иосифа, понимай одинаковым образом. Итак, прекрасное дело покаяние, отвращающее кары, прекращающее движения гнева, избавляющее ревнующих о нем от прещений Владыки и освобождающее нас от всякой напасти.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5:4-15. Поне́же сiя́ глаго́летъ Госпо́дь къ до́му Изра́илеву: взыщи́те Мене́ и поживете́:
а не взыску́йте Веѳи́ля и въ Галга́лу не входи́те и ко кла́дязю кля́твы не ходи́те, я́ко Галга́ла плѣня́ема плѣни́тся, и Веѳи́ль бу́детъ а́ки не бы́въ.
Взыщи́те Го́спода и поживете́, я́ко да не возжже́тся я́ко о́гнь до́мъ Ио́сифовъ, и поя́стъ его́, и не бу́детъ угаша́ющаго до́му Изра́илева.
Госпо́дь творя́й въ высоту́ су́дъ и пра́вду на земли́ положи́:
творя́й вся́ и претворя́яй, и обраща́яй во у́тро сѣ́нь сме́ртную и де́нь въ но́щь помрача́яй, призыва́яй во́ду морску́ю и разлива́яй ю́ на лице́ земли́:
Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель Имя Ему́: раздѣля́яй сокруше́нiе на крѣ́пость и бѣ́дство на тверды́ню наводя́й.
Сего́ ра́ди поне́же пястьми́ бiе́те убо́гихъ и да́ры избра́нны прiя́сте от ни́хъ: до́мы укра́шены согради́сте, и не вселите́ся въ ни́хъ, виногра́ды вожделѣ́нны насади́сте, и не и́мате пи́ти вина́ от ни́хъ.
Я́ко увѣ́дѣхъ мно́га нече́стiя ва́ша, и крѣ́пцы грѣси́ ва́ши, попира́юще пра́веднаго, прiе́млюще премѣ́ны и убо́гiя от вра́тъ отрѣя́юще.
Сего́ ра́ди смы́сляй въ то́ вре́мя премолчи́тъ, я́ко вре́мя лука́во е́сть.
Взыщи́те добра́, а не зла́, я́ко да поживете́, и бу́детъ та́ко съ ва́ми Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель, я́коже рѣ́сте:
возненави́дѣхомъ зла́я и возлюби́хомъ до́брая: и возста́вите у вра́тъ су́дъ, я́ко да поми́луетъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель оста́вшая Ио́сифова.

5:4-15. И́бо так говори́т Госпо́дь до́му Изра́илеву: взыщи́те Меня́ и бу́дете жи́вы.
Не ищи́те Вефи́ля и не ходи́те в Галга́л, и в Вирса́вию не стра́нствуйте, и́бо Галга́л весь пойдёт в плен и Вефи́ль обрати́тся в ничто́.
Взыщи́те Го́спода — и бу́дете жи́вы, что́бы Он не устреми́лся на дом Ио́сифов как ого́нь, кото́рый пожрёт его́, и не́кому бу́дет погаси́ть его́ в Вефи́ле.
О, вы, кото́рые суд превраща́ете в отра́ву и пра́вду поверга́ете на зе́млю!
Кто сотвори́л семизве́здие и Орио́н, и претворя́ет сме́ртную тень в я́сное у́тро, а день де́лает тёмным как ночь, призыва́ет во́ды морски́е и разлива́ет их по лицу́ земли́? — Госпо́дь и́мя Ему́!
Он укрепля́ет опустоши́теля про́тив си́льного, и опустоши́тель вхо́дит в кре́пость.
А они́ ненави́дят облича́ющего в воро́тах и гнуша́ются тем, кто говори́т пра́вду.
Ита́к, за то, что вы попира́ете бе́дного и берёте от него́ пода́рки хле́бом, вы постро́ите дома́ из тёсаных камне́й, но жить не бу́дете в них; разведёте прекра́сные виногра́дники, а вина́ из них не бу́дете пить.
И́бо Я зна́ю, как многочи́сленны преступле́ния ва́ши и как тя́жки грехи́ ва́ши: вы враги́ пра́вого, берёте взя́тки и извраща́ете в суде́ дела́ бе́дных.
Поэ́тому разу́мный безмо́лвствует в э́то вре́мя, и́бо зло́е э́то вре́мя.
Ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х, — и тогда́ Госпо́дь Бог Савао́ф бу́дет с ва́ми, как вы говори́те.
Возненави́дьте зло и возлюби́те добро́, и восстанови́те у воро́т правосу́дие; мо́жет быть, Госпо́дь Бог Савао́ф поми́лует оста́ток Ио́сифов.


Но хотя поздно, оставив наконец Вефиль и Галгалы и служение идолам при «кладязе клятвы», взыщите Моего о вас промышления; ибо в этом обретете для себя жизнь; а Вефиль и Галгалы вместе с идолами преданы будут врагам. Явное же безумие при этом кладязе, не только не приводить себе на память Авраамова благочестия, но и отваживаться еще при нем на нечестие.
Из сего ясно дознаем, что грех воспламеняет для нас огнь бедствий, а любовь и приверженное и к Богу доставляет нам жизнь.
Как правдивый, определяете, что Ему угодно, и решения суда Его приходят в исполнение на земле.
Возложите упование на могущество Божие, не оставляйте этой надежды: Бог без труда творит и претворяет, что Ему угодно; легко для Него и великие опасности претворить в повод к благодушию (ибо «тенью смертною» наименовал Пророк великие опасности); удобно Ему и благоденствующих привести в затруднительное состояние. И морскую воду мановением притягивая в воздух, орошает Он землю из облаков; потому что Он Бог и Владыка всех.
У древних, как некоторые говорят, был обычай, при градских вратах делать собрания и заседания.
Посему, где бывали сии собрания, там и Пророки произносили обличения. Но живущие в неправдах и беззакониях и обличения истины не внимали и слова праведников не принимали. Посему, так как вы и это делали, и сверх того живущим в нищете и рукою, и языком наносили обиды, любя мздоимство, старались худыми способами приумножать богатство, то знайте, что в домах, так хорошо и красиво вами устроенных и украшенных, не будете вы жить, и в виноградниках, с таким великим тщанием вами насажденных не соберете плодов. Того, чтобы насладиться этим, лишит вас чрезмерность нечестия и беззакония; потому что попирали вы правду, принимая дары от сильных и на суде осуждая бедных.
Всякий рассудительный человек, способный уразумевать должное, увидя тучу постигающих вас бедствий, в изумлении удивляясь нелживости предречения, не в состоянии будет от горести что-либо сказать вам.
Поэтому: ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х. За словами пусть следуют и дела; говоря, что любите доброе и гнушаетесь лукавством, самым делом докажите истину слов сих; потому что так поступая от Бога всяческих приимете жизнь. А если не будет сего вами сделано; плач и рыдания слышны будут на стогнах и путях, и земледельцы вместо возделывания земли предадутся плачевным воплям. Все же сие будет, как скоро прииду, и наложу сии наказания.

Толкование на пророка Амоса

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы

Бог есть источник вечной жизни, радости и блаженства. Без Бога нет счастья для человека. Кто уходит от Бога, он уходит от радостей земных и небесных… А жизнь земная без Бога своей пустотой и постоянной тревогой сама направляет нас к Богу. Ищи Господа, человек заблудший! Ты найдешь Его и получишь истинный покой и счастье!..

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы

В ст. 4-13 пророк доказывает справедливость божественного наказания Израилю. Наименование дом Израилев в ст. 4-м употреблено пророком не о всем избранном народе, как в III:1, а только о десятиколенном царстве, к жителям которого и обращено приглашение взыскать Господа.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 4-5 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. 

Таким образом наибольшая часть народа израильского будет истреблена, и истреблена, конечно, врагом; останется самое не­значительное меньшинство. Такую плачевную участь Израиль вполне заслужил, потому что делает совершенно противное тому, чего требует от него Господь. Бог требует от Израиля, чтобы он взыскал Иегову Бога своего, сделался верен Ему и от идолослужения отвратился, а народ между тем правду превратил в неправду и совершает последнюю, не боясь Бога и суда Его. Такая неправедная жизнь народа необходимо требует наказания. «Ибо так говорит Господь дому Израилеву», возвещает пророк: «взыщите Меня, и будете живы», почитайте Иегову так, как Он открыл в своем законе, и тогда получите истинную жизнь, обетованную праведникам. А Бог открыл в своем законе, чтобы Израиль обращался и приходил с своими жертвами и добровольными приношениями, и десятинами, и возношениями рук и обетами, и первенцами крупного и мелкого скота только к тому месту, которое изберет Сам Он, чтобы пребывать имени Его там (Втор.12:5,6). Таковым местом Господь избрал Иерусалим и именно в нем построенный храм Иегове по воле самого же Иеговы (2Цар.7:13; ср. 3Цар.8:10-53). Следовательно служение Иегове, совершаемое во всяком ином месте, хотя бы это место и полно было соединенных с ним священных воспоминаний, было служением противозаконным. Противозаконность эта еще более увеличивалась, если в таковых неизбранных Богом местах самое служение Иегове совершалось и не теми лицами, которых избрал Господь, а именно не потом­ками Левия, и кроме того еще совершалось под идолопоклонни­ческими, символическими образами, вопреки прямой заповеди закона, запрещавшей делать символические изображения и воздавать им Божеское почтение (Исх.20:4). Поэтому служение Иегове под символом тельцов, совершавшееся в десятиколенном Израиле при посредстве левитов, избранных из среды народа, совершав­шееся в местах, хотя и полных священными воспоминаниями, но не назначенных Богом для служения Себе, каковы: Вефиль (Быт.28:10,19), Галгал (Ос.4:15), Вирсавия (Быт.26:24; Быт.46:1) – было служением противозаконным, и народ Израилев, если хотел получить истинную жизнь, должен был оставить это служение. «Не ищите», говорил Господь Израилю, «Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал», предупреждал Он «весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто» . Вефиль всецело погибнет, Вирсавии угрозы не высказывается, потому что этот город находился в царстве Иудейском, между тем как пророк ближайшим образом занимается только десятиколенным царством и ему, главным образом, возвещает погибель.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible