Скрыть
Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Взыщите Господа и поживете. Взыщите меня, Спасителя вашего, и будете живы.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле

Как от лица Бога говорится: взыщите Меня, и будете живы, так пророк о Господе говорит, чтобы искали Его и были живы. Ибо искание Господа есть начало жизни. Если же они не взыщут Его и поэтому не будут живы, то немедленно воспылает огонь в доме Иосифовом, под которым, вследствие происхождения Иеровоама из колена Ефремова и из дома Иосифова, мы должны разуметь десять колен, которые назывались Израилем, удержав древнее наименование от большей части народа. А два колена, управлявшиеся потомками Давида, происходившего из колена Иудина, назывались Иудою и обладали Иерусалимом, в котором находился храм Божий. Когда огонь охватит дом Иосифов, то он пожрет и истребит Вефиль, о котором Я выше сказал: не ищите Вефиля, и некому будет погасить его, когда он будет предан пламени чрез своих царей. Вместо Вефиля LХХ перевели дом Израилев, передавая более смысл, чем слово, так что огонь, возженный царем Иеровоамом и всеми последующими царями, преемниками его по власти, пожрет десять колен, называющихся Израилем. Это тот огонь, который возжигается или пылает и охватывает дом Иосифов, чтобы был истреблен Вефиль, о котором в другом месте говорится: ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50:11). Мы часто смотрели на дом Иосифов (по причине Иеровоама, который отделил народ Божий от рода Давидова, сделал золотых телиц в Дане и Вефиле и сказал: нет нам части в Давиде и наследия в сыне Иессеевом, – 3Цар. 22:16), как на образ еретиков. Так как они чрез искусно построенную речь образовали красивых, блестящих и, так сказать, золотых идолов, и кланяются делам рук своих и под видом телиц усвояют себе образ земледелания; то им говорится: взыщите Господа, и будете живы. того, который сказал: Аз есмь путь, и истина и живот (Ин. 14:6), чтобы, ходя по нему и нашедши истину, начали жить те, которые прежде были мертвыми. Если же они не сделают этого, то будут объяты огнем диавола, и никого нельзя будет найти из их князей, которые также охвачены огнем ересей, кто мог бы погасить пламя, все пожирающее, и в особенности Вефиль, присвоивший себе ложное наименование дома Божия.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-6 Понеже сия глаголет Господь к дому Израилеву: взыщите мене, и поживете: а не взыскуйте Вефиля и в Галгалу не входите и ко кладязю клятвы не ходите, яко Галгала пленяема пленится, и Вефиль (будет) аки не быв. Взыщите Господа, и поживете, яко да не возжжется яко огнь дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающаго дому Израилева

Опять не допускает грешников впасть в отчаяние, хотя они и виновны в страшных и нетерпимых прегрешениях, но, уловляя в покаяние, дает обещания от имени Бога. Посему естественно изображает Его теперь обещающим отпустить им провинности и освободить от наказания и страхом пред ним, ибо Зиждитель но естеству благ, «долготерпелив и многомилостив, и раскаяваяйся о злобах», как написано (Иоил.2:13), и, как Сам Он говорит чрез Иезекииля, не хочет «смерти грешника, но еже обратитися ему от пути зла и живу быти ему» (Иез.18:23). Посему, если вы дорого цените жизнь и это представляется вам предметом достоприятным, то перестаньте обманываться и, отстранившись от столь продолжительного уныния, взыщите мене, говорит: то есть служите Мне, по естеству Богу, животворящему, могущему спасти и поставляющему чтителей Его вне всякого зла. Но наперед, говорит, должно очистить себя, извергнув из своей души скверну отступления, – предварительно уничтожить хорошенько нечистоту заблуждения и таким образом прилепиться к Богу. Что же именно надлежало делать обратившимся к покаянию, уясняет, говоря: не взыскуйте Вефиля, и в Галгалу не входите, и ко кладязю клятвы не ходите. Кладязем клятвы называет Герару. Это – город Филистимлян или Палестинян: после того как Авраам и Авимелех поклялись взаимно и заключили между собою мирный договор при колодце, город и был тогда переименован в Кладязь клятвы. И Галгал, и Вефиль, и, конечно Герара были города сильно расположенные к нечестию и доставлявшие обольщаемым многовидные соблазны. По необходимости повелел удаляться от них, включив в речь и угрозу, чтобы всячески побудить к доброму. Исчезнут, говорит, и Вефиль, и прочие города: один пойдет в плен к врагам, другой будет сожжен так, что можно будет подумать, будто его никогда и не было. Итак, говорит, нужно искать Бога, чтобы жить, прежде чем возблистает дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающего. Возблистает говорит вместо загорится, а домом Иосифом называет Ефрема, или жителей Самарии, потому что Ефрем и Манассия произошли от Иосифа. Так и когда именует их Израилем, мы разумеем, что по отцу названы его потомки, равно и в том случае, если назовет Иосифа, понимай одинаковым образом. Итак, прекрасное дело покаяние, отвращающее кары, прекращающее движения гнева, избавляющее ревнующих о нем от прещений Владыки и освобождающее нас от всякой напасти.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5:4-15. Поне́же сiя́ глаго́летъ Госпо́дь къ до́му Изра́илеву: взыщи́те Мене́ и поживете́:
а не взыску́йте Веѳи́ля и въ Галга́лу не входи́те и ко кла́дязю кля́твы не ходи́те, я́ко Галга́ла плѣня́ема плѣни́тся, и Веѳи́ль бу́детъ а́ки не бы́въ.
Взыщи́те Го́спода и поживете́, я́ко да не возжже́тся я́ко о́гнь до́мъ Ио́сифовъ, и поя́стъ его́, и не бу́детъ угаша́ющаго до́му Изра́илева.
Госпо́дь творя́й въ высоту́ су́дъ и пра́вду на земли́ положи́:
творя́й вся́ и претворя́яй, и обраща́яй во у́тро сѣ́нь сме́ртную и де́нь въ но́щь помрача́яй, призыва́яй во́ду морску́ю и разлива́яй ю́ на лице́ земли́:
Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель Имя Ему́: раздѣля́яй сокруше́нiе на крѣ́пость и бѣ́дство на тверды́ню наводя́й.
Сего́ ра́ди поне́же пястьми́ бiе́те убо́гихъ и да́ры избра́нны прiя́сте от ни́хъ: до́мы укра́шены согради́сте, и не вселите́ся въ ни́хъ, виногра́ды вожделѣ́нны насади́сте, и не и́мате пи́ти вина́ от ни́хъ.
Я́ко увѣ́дѣхъ мно́га нече́стiя ва́ша, и крѣ́пцы грѣси́ ва́ши, попира́юще пра́веднаго, прiе́млюще премѣ́ны и убо́гiя от вра́тъ отрѣя́юще.
Сего́ ра́ди смы́сляй въ то́ вре́мя премолчи́тъ, я́ко вре́мя лука́во е́сть.
Взыщи́те добра́, а не зла́, я́ко да поживете́, и бу́детъ та́ко съ ва́ми Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель, я́коже рѣ́сте:
возненави́дѣхомъ зла́я и возлюби́хомъ до́брая: и возста́вите у вра́тъ су́дъ, я́ко да поми́луетъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель оста́вшая Ио́сифова.

5:4-15. И́бо так говори́т Госпо́дь до́му Изра́илеву: взыщи́те Меня́ и бу́дете жи́вы.
Не ищи́те Вефи́ля и не ходи́те в Галга́л, и в Вирса́вию не стра́нствуйте, и́бо Галга́л весь пойдёт в плен и Вефи́ль обрати́тся в ничто́.
Взыщи́те Го́спода — и бу́дете жи́вы, что́бы Он не устреми́лся на дом Ио́сифов как ого́нь, кото́рый пожрёт его́, и не́кому бу́дет погаси́ть его́ в Вефи́ле.
О, вы, кото́рые суд превраща́ете в отра́ву и пра́вду поверга́ете на зе́млю!
Кто сотвори́л семизве́здие и Орио́н, и претворя́ет сме́ртную тень в я́сное у́тро, а день де́лает тёмным как ночь, призыва́ет во́ды морски́е и разлива́ет их по лицу́ земли́? — Госпо́дь и́мя Ему́!
Он укрепля́ет опустоши́теля про́тив си́льного, и опустоши́тель вхо́дит в кре́пость.
А они́ ненави́дят облича́ющего в воро́тах и гнуша́ются тем, кто говори́т пра́вду.
Ита́к, за то, что вы попира́ете бе́дного и берёте от него́ пода́рки хле́бом, вы постро́ите дома́ из тёсаных камне́й, но жить не бу́дете в них; разведёте прекра́сные виногра́дники, а вина́ из них не бу́дете пить.
И́бо Я зна́ю, как многочи́сленны преступле́ния ва́ши и как тя́жки грехи́ ва́ши: вы враги́ пра́вого, берёте взя́тки и извраща́ете в суде́ дела́ бе́дных.
Поэ́тому разу́мный безмо́лвствует в э́то вре́мя, и́бо зло́е э́то вре́мя.
Ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х, — и тогда́ Госпо́дь Бог Савао́ф бу́дет с ва́ми, как вы говори́те.
Возненави́дьте зло и возлюби́те добро́, и восстанови́те у воро́т правосу́дие; мо́жет быть, Госпо́дь Бог Савао́ф поми́лует оста́ток Ио́сифов.


Но хотя поздно, оставив наконец Вефиль и Галгалы и служение идолам при «кладязе клятвы», взыщите Моего о вас промышления; ибо в этом обретете для себя жизнь; а Вефиль и Галгалы вместе с идолами преданы будут врагам. Явное же безумие при этом кладязе, не только не приводить себе на память Авраамова благочестия, но и отваживаться еще при нем на нечестие.
Из сего ясно дознаем, что грех воспламеняет для нас огнь бедствий, а любовь и приверженное и к Богу доставляет нам жизнь.
Как правдивый, определяете, что Ему угодно, и решения суда Его приходят в исполнение на земле.
Возложите упование на могущество Божие, не оставляйте этой надежды: Бог без труда творит и претворяет, что Ему угодно; легко для Него и великие опасности претворить в повод к благодушию (ибо «тенью смертною» наименовал Пророк великие опасности); удобно Ему и благоденствующих привести в затруднительное состояние. И морскую воду мановением притягивая в воздух, орошает Он землю из облаков; потому что Он Бог и Владыка всех.
У древних, как некоторые говорят, был обычай, при градских вратах делать собрания и заседания.
Посему, где бывали сии собрания, там и Пророки произносили обличения. Но живущие в неправдах и беззакониях и обличения истины не внимали и слова праведников не принимали. Посему, так как вы и это делали, и сверх того живущим в нищете и рукою, и языком наносили обиды, любя мздоимство, старались худыми способами приумножать богатство, то знайте, что в домах, так хорошо и красиво вами устроенных и украшенных, не будете вы жить, и в виноградниках, с таким великим тщанием вами насажденных не соберете плодов. Того, чтобы насладиться этим, лишит вас чрезмерность нечестия и беззакония; потому что попирали вы правду, принимая дары от сильных и на суде осуждая бедных.
Всякий рассудительный человек, способный уразумевать должное, увидя тучу постигающих вас бедствий, в изумлении удивляясь нелживости предречения, не в состоянии будет от горести что-либо сказать вам.
Поэтому: ищи́те добра́, а не зла, что́бы вам оста́ться в живы́х. За словами пусть следуют и дела; говоря, что любите доброе и гнушаетесь лукавством, самым делом докажите истину слов сих; потому что так поступая от Бога всяческих приимете жизнь. А если не будет сего вами сделано; плач и рыдания слышны будут на стогнах и путях, и земледельцы вместо возделывания земли предадутся плачевным воплям. Все же сие будет, как скоро прииду, и наложу сии наказания.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле

Пророк увещевает народ взыскать Господа, чтобы не погибнуть. - Дом Иосифов - десятиколенное царство, в котором всегда преобладало колено Ефрема (сына Иосифа). - И некому будет погасить его в Вефиле: LXX, очевидно, находя упоминание о Вефиле в ст. 6-м непонятным, вместо имени Вефиля поставили слова: tw oiky (???) 'Israhl, слав. «дому Израилева». Но все древние текста согласны с евр. и читают в рассматриваемом месте имя Вефиля. Новейшие комментаторы считают слово позднейшей глоссой (Новак).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 6-9 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? – Господь имя Ему! Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость.

Предупредивши народ касательно продолжения им идолопоклоннического богопочтения, пророк снова за тем повторяет увеща­ние к этому народу взыскать Иегову и чрез то приобрести жизнь, угрожая, в противном случае, беспощадным судом разгневанного Иеговы. «Взыщите Господа», увещевает он Израиля, «и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов», на царство Израильское, назван­ное по имени Иосифа, отца Ефремова и потому родоначальника Ефре­мова колена, составлявшего самое могущественное и самое много­численное колено в царстве, «как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле», и во всем царстве, обозначенном здесь под именем Вефиля, как центрального, средоточного пункта религиозного культа для всего царства, огнь суда Божия будет свирепствовать, и никого не найдется, кто бы был в состоянии освободить царство от погибели, вырвать его из поядающего пламени гнева Божия. Чтобы предложенному увещанию придать более силы, пророк в дальнейшей речи противопоставляет нравственное растление Изра­иля всемогуществу Иеговы, проявляющемуся в страшных судах над оставляющими надежду на Бога и полагающимся только на свою силу и крепость. По изображению пророка взыскать Иегову должны те, которые «суд превращаете в отраву», которые вместо суда истинного, вместо справедливости везде проявляют только одну самую горькою, самую сильную несправедливость и те, которые «правду повергаете на землю!», попирают ее ногами, как нечто недостойное никакого внимания и уважения, как нечто презренное, отвратительное, и так делают в то время, когда есть всемогущий Бог, который сотворил «семизвездие» (созвездия в восточной части неба, в затылке Тельца) сотворил эту кучу звезд, более 400, на пространстве не более диска месяца в полнолуние, сгруппировавшихся, как цыплята около наседки, вокруг Алькионы, самой блестящей между ними звезды, сотворил «и Орион» (другое большое и великолепное созвездие, стоящее с плеядами в одной линии, заключающее в себе около 2000 звезд, восточными народами, например, сирийцами, арабами, халдеями пред­ставляемое как гигант, воюющий против Бога и за это закован­ный на небе, т.е. звездами, находящимися вокруг него, связан­ный как бы узами),– есть Бог, который не только в созда­нии светил и вообще всего мира проявляет свое всемогущество, но не перестает проявлять его и в управлении миром, который «претворяет смертную тень (см. Иер.13:16) в ясное утро, а день делает темным как ночь», т. е который самое глубочайшее и самое мрачное и безнадежное, страдальческое, бедственное положение превращает в состояние самого отрадного, самого светлого счастья и спасения, и наоборот – состояние безмятежного, безболезненного, самого, по-видимому, обеспеченного счастья изменяет в состояние самого глубокого, самого мрачного, как мрачная и глубокая ночь, несчастья, «призывает воды морские и разливает их по лицу земли», кото­рый производит в странах суда своего страшные, подобные по­току морскому, наводнения. «Господь имя Ему!». Никакая твердыня, никакая крепость не может устоять против судных действий этого всемогущего Иеговы, «который сверкает гибелью над твердынею, который с быстротою молнии посылает гибель на всякую твердыню, и гибель приходит на укрепление».

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible