Скрыть
Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Люте уничижающим Сиона, и уповающим на гору Самарийскую, то есть на капище идольское, которое было сооружено и славилось в Самарии. Израильтяне уничижали явные благодеяния, являемые им во граде Божием - Сионе, уповали же на стены и на славные капища самарийские. Горе разсевающим князей народных и преселяющим к себе сынов Изралевых! В греческом переводе сказано: объимающим начатки языков; а по еврейскому тексту читается: именующим себя князьями языков, а не князьями народа Своего.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля

Речь пророка обращена к Сиону, как выше мы сказали, и к горе Самарийской, то есть к двум коленам, называвшимся Иудою, и к десяти, называвшимся Израилем, и в особенности к тем, которые в том и другом народе были вельможами и князьями и предавались удовольствиям, подобно тому, одевавшемуся в порфиру, богачу, который наслаждался пиршествами и был настолько горд, что не хотел смотреть на лежавшего у ворот его Лазаря, покрытого струпьями, и дать ему даже того, что падало со стола (Лк. гл. 16). Это главы народов, полагающиеся на богатство, богатые на Сионе, и надеющиеся на гору Самарийскую, пышно входящие в дом Израилев, так что их внешность указывает на напыщенность духа, и они кажутся подобными принадлежностям народной обстановки (роmparum ferculis). По законам же иносказательного толкования и по переводу LХХ Сион означает церковь, о которой мы читаем в Писании: возносяй мя от врат смертных, яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони (Пс. 9:15). Под горою Самарийскою разумеются, по причине высокомерия и хвастовства cоблюдением заповедей Божиих, еретики, презирающие Церковь; ибо немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и безумное, чтобы погубить мудрость мудрецов и разум разумных отвергнуть (1Кор. 1:19 и 27). Они собирали начатки народов, чтобы под именем Христовым ввеcть их в свои точила, в которых не выдавливается, но губится виноград, и выжимается не вино, а яд. И вошли к себе. Прекрасно сказал к себе, потому что они вошли не к Богу, а к себе. Они, скорее, ушли от Бога, потому что удаляются от церкви. Следующие затем слова: дом Израилев по LХХ должно читать в начале следующего стиха (сарituli), а по еврейскому тексту, как мы изложили, в конце настоящего.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Люте уничижающим Сиона и уповающим на гору Самарийскую: обымаша начатки языков, и внидоша к ним дом Израилев

Люте уничижающым Сиона и уповающым на гору Самарийскую. Опять слово оплакивает не только Ефремлян, или Самарийские колена, но также и потомков Иуды и Вениамина. Показав ранее, что они всегда имели ум слабый и неустойчивый и что их предки сделали тельца и восприяли скинию Молохову, затем изобличает в том, что они подражают отцам и в нечестии идут по следам предков, возбуждают против себя Владыку всяческих. Уничижают, говорит, Сион потомки Иуды и Вениамина, потому что они, пребывая в Иерусалиме и имея храм Божий, ни во что вменили благоговение и любовь к Богу, но, как говорит Священное Писание, «жряху» на высотах «под дубом и елию и древом ветвенным» (Ос.4:13), служили и воинству небесному. Посему Бог всяческих, не мало оскорбленный, говорил Иеремии: «ты же не молися о людех сих, и не проси еже помилованным быти им, ниже приступай ко мне о них» в молитве и прошении, «яко не услышу (тя)»; затем указывает причину отвращения, говоря: «еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают мя» (Иер.7:16–18). Вот как уничижили Сион Иерусалимляне. Посему-то справедливо я обратился к ним с словом: люте.

То же слово приложимо и к уповающым на гору Самарийскую, то есть – к живущим в Самарии и уповающим на самих себя. Они думали, что и без Бога одолеют врагов, будут пользоваться благами счастия и все, какие ни есть, величайшие наслаждения у них будут иметь свое непоколебимое седалище (местопребывание). Однако как страшно и ужасно опуститься до такого скудоумия, чтобы дерзать ни во что ставить любовь к Богу, привязаться к нелепостям, делать что не следует, оскорблять Его и думать, что у нас будет что-либо доброе помимо Его даяния! Ведь «всяко даяние благо и всяк дар совершен – свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому прекрасно к Нему прилепляться, Его считать надеждою и помощником.

Уничижают Сион, то есть Церковь, и предстоятели нечестивых догматов, полагающиеся на свое красноречие и привыкшие гордиться выдумками нечестивого рассудка и мирской мудрости. И их, даже прежде прочих, касается (восклицание) люте.

Ст. 1-2 Объимаша начатки языков, и внидоша сами, дом Израилев. Мимоидите Халану вси и видите, и прейдите оттуду в Емаф великий и снидите оттуду в Геф иноплеменников, крепчайшыя от всех царств сих: аще болши суть пределы их предел ваших

Показывает, что они неблагодарны и решились не помнить о Его великих дарах, хотя надлежало всегда выражать величайшую признательность и воссылать благодарственные песнопения за то, что угнетенных жестоким и несносным рабством Он не только дивно освободил, но и ввел в землю, о которой клялся отцам, – ввел, истребив многие, непреоборимые и имевшие опытность в победах на сражениях народы. Так и Давид где-то сказал Богу о потомках Израиля: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и» (Пс.79:9). Поэтому, и вполне справедливо, они порицаются как совершенно неблагодарные и оскорбляющие Благодетеля совращением ко всяким непотребствам. Так, объимаша, говорит, начатки языков и страну их обратили в свою собственность, потому что Бог ниспровергал их противников и неизреченною силою ослаблял крепость сопротивлявшихся им. Но для убеждения в том, что они получили во владение землю тучную, богатую пастбищами, изобилующую всякими благами, лучшую, чем все прочие страны, и более обширную, предлагает познакомиться с начатками, или с царствами соседних или более отдаленных народов: ступайте, говорит, в Эмаф Рава (великий) и в Геф иноплеменников (это – более знаменитые из прочих царств) и смотрите, говорит, там, аще болше суть пределы их предел ваших? Многие были и разные царства языков – царство Моавитян, Идумеян, сынов Аммона; но в них не было ничего особенного. А более других славным было царство Дамасское и Филистимское. Два было и города, подвластных Дамасскому царству и лежавших к востоку, с именем Емаф, из коих один был обширнее и значительнее, другой же меньше. Рава толкуется больший. Итак, прейдите во Емаф Раву, то есть в Емаф более значительный и обширный, потому что, как я сказал, он был соименен другому, меньшему. Говорят, что Емаф больший – это теперешняя Антиохия, а малый и менее значительный – соседний и смежный с нею город Епифания Антиоха, по прозванию Епифана: один Антиохия, другой Епифания – в честь того, кто дал им имя. А город Геф в то время был главным в нынешней Палестине; в нем жили Евакимы и так называемые Филистимляне, потому что тогда сыны Израилевы их не истребили. Поэтому-то говорит о нем: в Геф иноплеменников. И разведайте (говорит) тщательно, не вы ли населяете землю более обширную, лучшую и превосходящую все прочие. Нужно заметить, что Еврейский текст поставляет впереди Халану (Χαλάρνη): идите, говорит, в Халану и в Емаф и в Геф. Халана – это город, подвластный Персидскому царству, который теперь называется Лисиппа. Так как еврейское издание упоминает и о Персидском царстве, то полагаем, что именно поэтому блаженный Стефан вместо: преселю вы далее Дамаска сказал: далее Вавилона. Итак улика неблагодарности – в том, что они, наследовав землю большую, удобную и широкую, не воздавали благодарения Богу, но ни мало не заботясь о почтении к Сиону, одни уничижали его, другие уповали на гору Самарийскую.

Кажется, и к тем, которые, уверовав, дивятся Еллинской мудрости, полагая, что их мнения лучше наших, и которые наклонны к тому, чтобы искать близких сношений с искажающими истину и извращающими правоту церковных догматов, применимо изречение: пойдите в Емаф великий и в Геф иноплеменников и посмотрите: аще больши суть пределы их пределов ваших? Конечно, боговдохновенное Писание, возвещающее свет истины и вносящее знание догматов, возводящее ум верующих ко всему похвальному, шире Еллинской мелочной болтовни, – и слово истины шире ограниченности еретиков, потому что кто борется против нее, тот как бы утопает, погружаясь в холодных и неясных умствованиях, а кто принимает догматы благочестия и исследует светлую красоту истины, тот выходит в широкое море созерцаний, пленяя «всяк разум в послушание Христово» (2Кор. 10:5), проникая туда и сюда и с легкостью собирая из боговдохновенного Писания нужное для истинного ведения. Так и Павел пишет Коринфянам, когда они начали отступать от преданной им святой заповеди и невежественно следовать за навыкшими учить иначе: «уста наша отверзошася к вам, Коринфяне, сердце наше распространися» и далее до слов: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор.6:11–44).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6:1-8. Лю́тѣ уничижа́ющымъ Сiо́на и упова́ющымъ на го́ру Самарі́йскую: объима́ша нача́тки язы́ковъ, и внидо́ша къ ни́мъ до́мъ Изра́илевъ.
Мимоиди́те хала́ну вси́ и ви́дите, и прейди́те отту́ду во Ема́ѳъ вели́кiй и сни́дите отту́ду въ ге́ѳъ иноплеме́нниковъ, крѣпча́йшыя от всѣ́хъ ца́рствъ си́хъ, а́ще бо́лши су́ть предѣ́лы и́хъ предѣ́лъ ва́шихъ?
Приходя́щiи въ де́нь зо́лъ, приближа́ющiися и прикаса́ющiися суббо́тамъ лжи́вымъ,
спя́щiи на одрѣ́хъ от косте́й слоно́выхъ и ласкосе́рдствующiи на посте́лехъ свои́хъ, яду́щiи ко́злища от па́ствъ и телцы́ млеко́мъ пита́емы от среды́ ста́дъ:
пле́щущiи ко гла́су пища́лей, а́ки стоя́ща мнѣ́ша, а не я́ко бѣжа́ща:
пiю́щiи процѣже́ное вино́ и пе́рвыми воня́ми ма́жущiися, и не страда́ху ничесо́же въ сокруше́нiи Ио́сифовѣ.
Сего́ ра́ди ны́нѣ плѣ́нницы бу́дутъ от нача́ла си́льныхъ, и отъи́мется ржа́нiе ко́нско от Ефре́ма.
Я́ко кля́тся Госпо́дь Собо́ю, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ Си́лъ: поне́же гнуша́юся Азъ все́ю укори́зною Иа́кова и се́ла его́ возненави́дѣхъ, и отве́ргу гра́дъ со всѣ́ми живу́щими въ не́мъ.


6:1-8. Го́ре беспе́чным на Сио́не и наде́ющимся на го́ру Самари́йскую имени́тым пе́рвенствующего наро́да, к кото́рым прихо́дит дом Изра́иля!
Пройди́те в Калне́ и посмотри́те, отту́да перейди́те в Ема́ф вели́кий и спусти́тесь в Геф Филисти́мский: не лу́чше ли они́ сих царств? не обши́рнее ли преде́лы их преде́лов ва́ших?
Вы, кото́рые день бе́дствия счита́ете далёким и приближа́ете торжество́ наси́лия, —
вы, кото́рые лежи́те на ло́жах из слоно́вой ко́сти и не́житесь на посте́лях ва́ших, еди́те лу́чших овно́в из ста́да и тельцо́в с ту́чного па́стбища,
поёте под зву́ки гу́слей, ду́мая, что владе́ете музыка́льным ору́дием, как Дави́д,
пьёте из чаш вино́, ма́жетесь наилу́чшими мастя́ми и не боле́знуете о бе́дствии Ио́сифа!
За то ны́не пойду́т они́ в плен во главе́ пле́нных, и ко́нчится ликова́ние изне́женных.
Клянётся Госпо́дь Бог Сами́м Собо́ю, и так говори́т Госпо́дь Бог Савао́ф: гнуша́юсь высокоме́рием Иа́кова и ненави́жу черто́ги его́, и преда́м го́род и всё, что наполня́ет его́.


Жалки, и весьма жалки те, говорит Пророк, которые презирают Сион, возлагают же упование на Самарию, но не видят, что в Cионе чтимый Бог ввел их в землю обетования, вконец истребив издревле населявших ее, а им даровав обширное место для жительства. Если же думаете, что сие не так:
идите в сказанные выше города, самые великие и принадлежащее поименованным царствам, – и в точности дознайте, что земля вами возделываемая не меньше той, которою владеют они.
«Приходящии в день зол», как сами себя соделавшие достойными наказания. Ибо «днем злым» Пророк называет день наказания. «Приближающиеся и прикасающиися субботам лживым», по-видимому, почитающие субботы, но делающие в них тысячи беззаконий.
Потом порицает их сверх сказанного за роскошь, за то, что делают у себя одры из слоновых костей, дозволяют себе всякое наслаждение, за то что приносят им козлов и тельцов из стад, звучат у них органы и звуки их сопровождаются рукоплесканиями, подают им благовонное и притом процеженное вино, а благоуханное миро довершает их расточительность. Такой преданы они неумеренности, говорит Пророк, любят жизнь изнеженную, думают, что все это постоянно и прочно, а не рассуждают, как оно скоротечно. Ибо сие означил Пророк, сказав:
«пьёте из чаш вино́, ма́жетесь наилу́чшими мастя́ми и не боле́знуете о бе́дствии Ио́сифа!» Отваживаясь на такие беззакония, переносили это, нисколько о том не скорбя. Пророк назвал их Иосифом, потому что Ефрем был сын Иосифов, а десять колен именует он Ефремом.
Сильные князи, говорит Пророк, отведут их пленными, владычество Ефрема приимет конец; потому что нелжив и всемогущ Изрекший на него этот приговор; определил же так, возгнушавшись его гордынею и нечестием.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля

Обличение беспечности, роскоши и высокомерия вельмож израильских

Гл. Vl-я содержит новую обличительную речь пророка против тех, которые считали день Господень далеким и отгоняли от себя всякую мысль о предстоящем суде. В этой речи пророк обращается к вельможам самарийским, ставя наряду с ними и вельмож Сионских. - Горе беспечным на Сионе: по переводу LXX - toiV exouqenousi Siwn, слав. «люте уничижающим Сиона». По греч. переводу, таким образом, пророк обращается только к вельможам самарийским, что вполне соответствует контексту, хотя и не подтверждается другими переводами. - Именитым первенствующего народа, евр. nekuvejreschith haggoim: «первенствующим народом» или точнее с евр. «первенцем из народов» называется у пророка Израиль; такое название дано было народу самим Господом через Моисея (Исх IV:22; ХIX:5; Чис XXIV:20). Пророк употребляет это название в ироническом смысле, желая указать на то, что Израиль более сознает свои права, нежели помнит свои обязанности. LXX eвp. nekuvej (именитым), по-видимому, сочли формой гл. jakar и по аналогии с существ. jekev точило, придали ему значение - apotrugaw - собираю в точило; слово reschith (начало, первенец) LXX читали, как reschim и перевели arcaV - головы, начатки; отсюда в слав. «обимаша» (собрали в точило) начатки языков. Мысль греч. -слав. текста неясна сама по себе и не стоит ни в какой связи к контекстом. - К которым приходит дом Израиля, слав. «и внидоша к ним (т. е. к вельможам) дом Израилев»: выражение неясное; предполагают обыкновенно, что глагол ubau (приходят) должно дополнить: «для суда».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.6:1-6 

«Горе», взывает пророк, «беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым (собственно мужам известным по имени, евр. nekubee ср. Числ.1:17), первенствующего народа», первенца между народами, народа избранного и выделенного на служение себе Богом из сре­ды всех остальных народов (ср. Исх.19:5), горе тем князьям, «к которым приходит», определяет теснее пророк отноше­ние глав народа к обществу Израилеву, «дом Израилев», приходит именно затем, чтобы от них, как своих глав, получать дол­жные, руководственные в жизни распоряжения. Называя глав на­рода именем, усвоенным первоначально главам колен Израилевых, современным Моисею, и ставя их в такие же отношения к обще­ству, в каких стояли во времена Моисея к своему современно­му обществу указанные начальники колен, облеченные властью вместе с Моисеем и Ароном управлять народом, пророк тем самым хочет показать, что порицаемые им беспечные владыки народа, как потомки древних владык, во главе которых стояли Моисей и Аарон, обязаны во всем подражать этим величественным образцам, из древних лучших времен светящимся, как достойные всякого подражания проявители истинно теократического направления. Чтобы еще ярче выставить высокое призвание нерадивых глав дома Израилева, пророк показывает в дальнейшей речи своей, что народ, над которым они поставлены главами, может быть действительно назван первенцем Божиим, избранным из среды всех народов, так как по своему благосостоянию и величию не уступает самым могущественным и самым цветущим языческим царствам, цветущее и могущественное состояние которых пророк изображает в таковом же состоянии городов этих царств. «Пройдите», говорит он беспечным главам наро­да, «в Калне» (см. Ис.10:9; Быт.10:10)– город в земле Сеннаарской или Вавилонской, расположенный при Тигре, насупро­тив Селевкии, позднее называемый Ктезифоном, «и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий» - столичный город Самарийского царства Емаф, расположенный при реке Оронте (см. Быт.10:18; Числ.34:8). Отсюда, из северо-восточных стран в отно­шении к Палестине пророк приглашает глав сойти в страны юго–западные: «и спуститесь», говорил он им, «в Геф Филистимский», один из пяти главных городов филистимской земли. «Не лучше ли они», вопрошает он тех же глав, «сих царств?», превосходят ли указанные города или собственно царства, где го­рода сии находятся, по своему внешнему благосостоянию царства Иудейское и Израильское? «Не обширнее ли пределы их пределов ваших?» Вопросы так поставлены, что отрицательный ответ выражается в них сам собою. А если так, если весь Израиль, как народ избранный, пребывает под особым покровительством Иеговы, и главы, и рода Израилевы, во имя своего звания и поло­жения, обязаны поддерживать cиe покровительство Иеговы, своим примером и деятельностью поддерживать высокое достоинство народа, как народа избранного Богом на служение себе, «вы, которые», говорит пророк, «день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия», которые, проводя время в праздной, беспечной, недостойной своего высокого звания и положе­ния развратной жизни и водворяя у себя на постоянное царствова­ние, на постоянное среди себя и прочное существование неправду, насилиe, в тоже время полагаете, что суд Божия наказания далек от своего исполнения над вами, что он вовсе не придет на вас. Пребывая в такой неправде и пагубной беспечности, совершенно позабыв и о Боге и о суде Его, «вы, которые лежите», говорит про­рок «на ложах из слоновой кости», на одрах, обложенных слоно­вою костью, «и нежитесь» с чувством беззаботной и сладостной плотской неги «на постелях ваших», за тем, чтобы пресыщаться жирным мясом лучших ягнят и тучных телят: «едите лучших» (отборных), как выражается пророк, «овнов из стада и тельцов с тучного пастбища». Такое чувственное, плотское наслаждение усиливают они пением и музыкальною игрою, изобретая при этом новые роды пения и игры. «Поете», говорит пророк, «под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид», вместе с игрой на этих орудиях. Как Давид изоб­ретал музыкальные инструменты и игру на них в честь Бога своего, который на небе, так и эти порочные князья вымышляют инструменты с игрою на них и пением под звуки их в честь бога своего, который у них есть чрево. Затем, в книге Чисел гл. 7 (Числ.7) повествуется, что начальники Израилевы, соправители Моисея и Аарона, главы семейств Израилевых, начальники колен, заве­довавшие исчислением народа, для освящения жертвенника в день помазания его между другими дарами представили каждый пред жертвенник по одной серебряной чаше, каковые употреблялись при скинии, а потом при храме как для собирания жертвенной крови кропления, как и для жертвенного возлияния на жертвенник. Не таковое назначение дают подобным чашам начальники, порицае­мые Амосом. Во время своих пиршеств, сопровождаемых му­зыкой и пением, «пьете», говорит пророк, «из чаш вино», пьют вино из таких же чаш, какие употребляются при жертвоприношениях, и довершают свою неудержимую преданность веселью и ликованию тем, что в знак торжества своего и радостного времени «мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа!», предаваясь неумеренному, постоянному веселию, нисколько не помнят о том, что скоро наступит конец этому веселью, что царство десятиколенного Израиля, назван­ное здесь, как и выше (Ам.5:6) именем Иосифа, в близком будущем погибнет.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible