Скрыть
Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И побиет Господь дом великий толчением, то есть высокий дом, которым гордился Израиль; и дом малый разседением, т.е. дом Расина - Дамаск, потому что отведет их в плен.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-14 Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома - трещинами. Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: не своею ли силою мы приобрели себе могущество? Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне

Так как вы впали в такое неистовство, что даже во время смерти и при угрожающих бедствиях не хотели произносить имени Господня, то Господь повелит и поразит дом больший разрушением, а дом меньший трещинами. Если Он повелевает, то каким образом поражает, а если поражает, то каким образом повелевает? Так как Он повелевает и поручает слугам [поразить], то и Сам является поражающим. Так, хотя Отец повелевает, а Сын совершает, но действующим является тот, кто повелел, согласно с сказанным в стихе: Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 148:5). Ибо вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3). Также, когда говорится об умерщвлении первенцев в Египте истребителем, то Господь Себя Самого называет истребившим их (Исх. гл. 12). Подобным образом и в настоящем месте Господь дает повеление, и Он же поражает чрез слуг дом больший, то есть десять колен, называвшихся Израилем, разрушением, а дом меньший, [то есть] два колена, которыми управляли потомки из дома Давидова, трещинами. Обрати внимание также на особенности в отношении к каждому из них. Израиль, как более согрешивший, поражается разрушением и предается на вечное пленение. Дом же Иудин, в котором находился храм и который согрешил отчасти, удерживается в плену в течение семидесяти лет и поражается не разрушением, а трещинами. Ибо дом, давший трещины, можно исправить, а разрушение требует не столько исправления, сколько [нового] построения. Разрушение и трещины того и другого дома сравниваются с конями и буйволами, из которых первые не могут бегать по скалам, а последние настолько неукротимы, что не выносят ярма на шеях и, как живущие в лесах быки, не хотят, по причине дикости, взрывать землю плугом. Но между тем как кони и буйволы не могут изменить своей природы, вы изменили природу Бога, сделав Его из сладостного горьким и превратив плод правды Его в полынь, то есть в самую горькую траву. Вы радуетесь ничтожеству, – или идолам и золотым тельцам, которые представляют собою ничтожество, согласно с словами Есфири к Господу: не предаждь скиптра Твоего сим, иже не суть (Есф. 4:17), или ничтожеству и обману. Вы думаете, что собственною силою приобрели вы рога, царей и могущество, благодаря которым рассеете врагов. Так как вы, дом большой и дом меньший, которые должны быть поражены разрушением и трещинами, то есть дом Израилев и все двенадцать колен, делали это, то вот, Я воздвигну против вас весьма жестокий народ, ассириан и халдеев, которые сокрушат и разорят вас от начала до конца, от головы до хвоста, от пределов земли вашей, обращенных к солнцу, до потока в пустыне или на Западе, как перевели LXX, то есть от Емафа до Ринокоруры, между которою и Пелузием рукав Нила, или поток, выходящий из пустыни, впадает в море. Выше мы назвали Емаф Епифаниею, которая получила наименование от Антиоха, называвшегося Епифаном (᾿Επιφανής). Те, которые полагают, что здесь дом Израилев означает десять колен, не могут объяснить, почему в угрозе говорится о десяти коленах, что они будут сокрушены от Епифании до пределов Египта, потому что в этих пределах заключаются не десять, но все двенадцать колен, в числе которых были также Иудино и Вениаминово. Некоторые полагают, что в иносказательном смысле дом большой и дом меньший означают иудейский народ и церковь, образовавшуюся из язычников. Ибо те называются великими по причине отцов, закона и пророков, а мы меньшими, потому что мы были без завета и заповедей Божиих, о которых в Песни читаем: сестра моя мала, и сосцу не имать (Песн. 8:8). Если этот большой и малый дом, соединившийся в одно семейство Божие, не будет иметь учения и исполнять заповедей Божиих, то будет поражен разрушением и трещинами. Следовательно, всякий раз, как только дом Божий, то есть Церковь, подвергается падению вследствие преследований или растерзывается ересями и расколами, он обнаруживает в этом руку Бога поражающего, и если мы хотим избежать ея, то должны внять примеру или сравнению и последовать ему. На каменных скалах кони не могут преследовать. Камень есть Христос (1 Кор. гл. 10), который соблаговолил, чтобы также и апостолы Его назывались камнями: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою (Мф. 16:18). Кто будет на этих камнях, того не могут преследовать противные силы, называющиеся конями, о которых мы выше сказали; они будут претыкаться в своих путях и падать при каждом камне. Перейдем к другому сравнению, чтобы, по нашему обычаю, рассмотреть перевод LХХ: если бы мы останавливались на одном только еврейской тексте, то могло бы показаться, что мы морочим любознательного читателя и, умалчивая об общепринятом (vulgata) издании, попусту приводили его. Или будут ли молчать, говорит, пред самками, что, без сомнения, указывает на тех коней, о которых выше сказано: будут ли преследовать кони на скалах. Эти кони, то есть противные силы, возгорающиеся похотию к женщинам, если увидят дух мужественный и укрепляемый силою Божиею, то не осмеливаются приступить к нему. А если они [увидят] душу женственную, расслабленную вследствие наслаждений и употребления мастей и томимую свойственною женщинам негою, то приходят в исступление, не могут сдержать себя и возгораются похотью. Далее следует: ибо вы превратили суд в ярость. Превращает суд в ярость тот, кто во гневе производит суд, и, забывая слова Господа: не смотри на лицо на суде (Втор. 16:19), и в другом месте: нищего да не помилуеши на суде (Исх. 23:3), яко суд Божий есть (Втор. 1:17), приступает в раздраженном состоянии к суду, или, не зная ни сущности дела, ни того, на какой стороне правда, заранее решает, какой должно произнести приговор, и превращает сладчайший плод правды в горечь. Сказанное нами об одной добродетели мы должны относить и к другим, – к благоразумию, мужеству, воздержанию, плоды которых не может получать тот, кто предается гневу, а если и будет получать, то они будут горькими. Поэтому у Исаии говорится: горе глаголющим сладкое горькое и горькое сладкое (Ис. 5:20). Говорят же это те, которые смотрят на суде не на сущность дела, а на лица, и превращают сладчайший плод правды Христовой в горечь. Таким образом, всякий, руководящийся при производстве суда родством или дружбою или же, наоборот, враждою и ненавистью, извращает суд Христа, который есть правда, и превращает плод его в горечь. Те, которые подобным образом действуют, не радуются никакому доброму слову или [радуются] тщетно, как перевел Симмах, то есть ὰλο’γως, и говорят с кичливым высокомерием: не своею ли силою мы приобрели рога? Между тем как праведник, наоборот, будет хвалиться о Господе и скажет: о Тебе враги наша избодем роги (Пс. 43:6), и в другом (или в том же) месте: не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене (там же ст. 7). Поэтому также в Исходе по еврейскому тексту и по изданию Акилы мы читаем: и Моисей не знал, что вид лица его был лучистый (Исх. 34:29), и он по справедливости мог сказать: чрез тебя избодаю врагов моих рогом. Также в другом месте читаем: вознесет рог людей Своих (Пс. 148:14) и: вознесет рог Христа Своего (1Цар. 2:10); [читаем] также о роге жертвенника и о чистых рогатых животных, которые одни приносятся Богу; но теперь не время объяснять это. По причине этих столь великих грехов и крайнего высокомерия, говорящего нечестиво против Бога и поднимающего уста свои к небу (Пс. 73), Господь Бог всемогущий говорит, что Он воздвигнет весьма жестокий народ, который сокрушит и истребит их или воспрепятствует им ходить в Емаф и до потока на Западе. Емаф значит стена или укрепленный. Таким образом, этот весьма жестокий народ, которому поручено исполнение наказания, воспрепятствует им укрыться в городе укрепленном, то есть в небесном Иерусалиме, чтобы они не могли войти в него и спастись, подобно тому как в книге Бытия мы читаем, что Бог поставил херувима с обращающимся пламенным мечем, для охранения пути к дереву жизни (Быт. гл. 3), чтобы тот, кто был изгнан из рая, не вошел туда, будучи недостоин этого. Следующие затем слова: до потока на Западе могут быть объясняемы словами шестьдесят седьмого псалма; воспойте Господу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады: Господь имя Ему (Пс. 67:5). Ибо если злые дела у нас не исчезнут, то не взойдет над нами Христос; а когда они исчезнут, тогда мы будем иметь Христа руководителем (аuriga) и, преуспевая и усовершенствуясь в добре, получим повеление, находящееся в том же псалме: пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67:33–34). Поэтому и в таинствах сперва мы должны отрекаться от того, кто находится на западе и умирает в нас вместе с грехами, а затем, обратившись к востоку, вступаем в союз с Солнцем правды и даем обет служить Ему. Вместо потока на Западе Симмах перевел долина полевая, Феодотион поток в Аравии, Акила поток, который на равнине. Эти слова показывают, что в тех, кои удалены из укрепленного города, грехи не могут умирать, и они не могут достигать потока в поле, равнине или в пустыне, который называется потоком сладости (vоluptatis) согласно с тем, что мы читаем [в псалме]: из потока сладости Твоей Ты будешь напаять их (Пс. 35:9).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Понеже, се, Господь заповедает и побиет дом великий толчением и дом малый расседением

Ясно угрожал, что города вместе с жителями будут взяты или лучше – погибнут. А что это – от Бога и случается не само собою, весьма наглядно обнаруживается в том, что Он заповедает могущим опустошить, а те легко исполняют то, что определяет гнев Божий. Домом великим и домом малым, вероятно, называет Ефрема и Иуду. Ефрем многолюден, потому что заключал в себе десять колен, потому он и – дом великий; а Иуда – меньший, потому что состоял из двух: сам – в Иерусалиме, и колено Вениаминово. Следует заметить, что при сокрушении (толчении) падение должно быть полное, а при расседении естественно ожидать разрушения частного. И дом Ефремов, или Израиль, подвергнулся совершенному пленению и неисцельному бедствию войны, и Иуда потерпел это отчасти и как бы в виде малого расседения. Справедлив был Судия и нелицеприятен. Как видишь, Он взвешивает преступления городов и стран и соответственно этому на каждого налагает могущее принести ему пользу наказание. Итак, не будем презрительны к Богу, зная всесильную крепость вышней мышцы, ибо разумение этого дело самое лучшее.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6:9-11. И бу́детъ, а́ще оста́нутся де́сять муже́й во еди́нѣмъ дому́, у́мрутъ, и оста́нутся оста́точнiи:
и во́змутъ свои́ и́хъ, и пону́дятся изнести́ ко́сти и́хъ изъ до́му. И рече́тъ настоя́телемъ до́му: еще́ ли е́сть у тебе́? И рече́тъ: нѣ́сть еще́. И рече́тъ: молчи́, не именова́нiя ра́ди Имене Госпо́дня.
Поне́же, се́, Госпо́дь заповѣ́даетъ и побiе́тъ до́мъ вели́кiй толче́нiемъ и до́мъ ма́лый разсѣде́нiемъ.

6:9-11. И бу́дет: е́сли в како́м до́ме оста́нется де́сять челове́к, то умру́т и они́,
и возьмёт их ро́дственник их и́ли сожига́тель, что́бы вы́нести ко́сти их из до́ма, и ска́жет находя́щемуся при до́ме: есть ли ещё у тебя́ кто? Тот отве́тит: нет никого́. И ска́жет сей: молчи́! и́бо нельзя́ упомина́ть и́мени Госпо́дня.
И́бо вот, Госпо́дь даст повеле́ние и порази́т больши́е дома́ рассе́линами, а ма́лые дома́ — тре́щинами.


Столько будет погибающих между жителями, говорит Пророк,
что в иных домах все живущие окажутся мертвыми, и соседи или родные, пришедшие из других домов, станут предавать погребению тела умерших, а потом доведываться и спрашивать друг у друга: нет ли еще кого непогребенного? Когда же находящиеся в домах скажут: нет; пойдут, говорит Пророк, с удивлением, молча, советуя друг другу делать тоже; потому что приговор сей изречен Богом всяческих.
Потому что одинаково будет низлагать, как живущих в нищете, так и сильных.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома - трещинами

Блаж. Иероним усматривает в словах пророка смысл иносказательный: большие дома - царство Израильское, малые дома - царство Иудейское. Но едва ли есть основание понимать так речь пророка, потому что говорит он только об израильском царстве. Большие дома - дома богачей, малые дома - хижины бедняков.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 7-11 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами. 

Во время этой погибели главы народа, как именно главы, но только главы по своему разврату, пойдут в плен во главе пленников. «За то», грозит пророк, т. е. за то, что начальники Израилевы беспечно, невоздержанно среди постоянных пиршеств проводят свою жизнь и нимало не помышляют о предстоящем всему Израилю суде Иеговы, «ныне», т.е. когда угрожаемый суд уже наступает, «пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» -  ликование тех, которые пиршествуют со всеми нежащими плоть удобствами, расположившись на роскошных ложах своих. Эту угрозу в дальней­шей речи своей пророк раскрывает подробнее. Для того чтобы пред беспечными, беззаботными владыками Израилева народа силь­нее отпечатлеть ужасающую угрозу суда Иеговы, пророк начинает свое раскрытие этого суда с возвещения того, что Иегова поклял­ся самим собою и своею святостию (ср. Ам.4:2) в том, что не­пременно совершит свой суд над беспечными, развратными гре­шниками. «Клянется», говорит пророк, «Господь Бог Самим Собою». А в чем Иегова поклялся, это пророк раскрывает таким образом: «и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова», ненавижу все то, чем десятиколенный (потому что о нем главным образом речь) Израиль гордится, ненавижу как действительные, так и воображаемые им только, мнимые силу, могущество, богатство, благосостояние и прочее, «и чертоги его», – бо­гатые дворцы его гуляк– богачей и чувственных, недеятельных вельмож, «и предам город и все, что наполняет его», т. е. Самарию, на овладение им, все города на разорение и всех жителей его на совершенное погубление. И что жите­ли действительно все будут погублены, это пророк выражает так: «если в каком доме останется десять человек», т, е. останется самое большое, какое только возможно, число жи­телей в одном доме, «то умрут и они, и возьмет» (каждого из умерших), раскрывается также мысль о всеобщем погу­блении, «их родственник их или сожигатель». У евреев не было в обычае сжигать тела умерших. Если же здесь погребатели умерших называются сожигателями, то этим указывается на такую многочисленную массу мертвых тел (ср. Ам.8:3), что погребать их не будет возможности и в предупреждение заражения воздуха явится необходимость сожигать эти тела. Родственник по правам родства своего обязанный позаботиться о погребении умершего, долженствующей быть его погребателем или сожигателем, возьмет тело умершего затем, чтобы вынести его из дому для погребения, или, как выражается пророк, «чтобы вынести кости (мертвое тело, ср. Исх.13:19их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто?» Погребатель, принимая мертвые тела из дому, будет спра­шивать последнего человека, уцелевшего еще от смерти и ради сохранения своей жизни запрятавшегося в самые внутреннейшие ча­сти дома, будет спрашивать о том: не уцелел ли еще кто-ни­будь кроме него в доме от смерти? И на это «Тот ответит: нет никого». На такой ответ вопрошаемого погребатель отзовется повелением молчать: «И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня», ибо время настолько пагубно и страшно, что уцелевшим от смерти крайне опасно произносить имя Иеговы, чтобы этим упоминанием имени Божия не напомнить Богу о себе, не навести грозных очей Его на себя и не подвергнуться наряду с другими смерти или от меча, или от других язв, неизбежных при осаде города врагом и овладениии им, каковая осада и каковое завладение и должны неминуемо и скоро наступить. «Ибо вот, Господь даст повеление», дает уже врагу приказами совершить суд над Израилем, и враг этот разрушит окончательно все дома города Самарии: «и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами».

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible