Скрыть
Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей».

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-13 И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей. И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский

Есть притча или, вернее, правило Соломона: не обличай злых, да не возненавидят тебе (Притч. 9:8). И наоборот, относительно добрых он внушает: обличай премудра, и возлюбит тя (там же). Также в другом месте он говорит: обличаяй человечы пути благодать имать паче языком ласкающего (Притч. 28:23). Таким образом, и Амос говорил в народу с целью исправления его и обращался к нему, по повелению Божию, с страшными угрозами, чтобы он, принесши покаяние, обратился к Богу и оставил идолов. Тогда священник из Вефиля, в котором находился золотой телец, поставленный Иеровоамом, сыном Наватовым, и [поддерживавшийся] другими преемниками его, посылает к Иеровоаму, внуку Ииуеву, вестника, чтобы сказать ему: Амос произвел возмущение против тебя или устраивает сборища и сходки среди твоего царства израильского и говорит такое, что земля царства твоего не может терпеть слов его. Осмеливается же посылать к царю израильскому он в качестве первосвященника, опасаясь утратить преимущества священства, если народ снова будет служить Богу. Он слышал о двух вещах: будут разрушены высоты идольские или жертвенники смеха и уничтожены будут святыни или обряды Израилевы, и восстанут с мечем против дома Иеровоамова, так что идолы, главным священником которых был Амасия, совершенно будут истреблены, и против Иеровоама восстанет Бог с мечем, если тот не покается; но он не говорит о своем оскорблении, чтобы показать, что он сокрушается лишь об оскорблении, наносимом царю. Ибо так, говорит он, говорит Амос. Ошибаешься, клеветник. Ибо во всех своих речах пророк не говорит от своего имени, но всегда во главе их ставит слова: так говорит Господь. Таким образом то, что сказал Господь, он приписывает пророку Амосу, чтобы более склонить царя в отмщению. Что же говорит Амос? От меча умрет Иеровоам. И в этих твоих словах заключается ложь, ибо [Амос] сказал не умрет, – потому что если бы он так сказал, то казалось бы, что принятие покаяния исключается, – но восстанет Господь с мечем против дома Иеровоамова, угрожая наказанием, а не подвергая ему. И не сказал: от меча умрет Иеровоам, а восстану с мечем против дома Иеровоамова, потому что не Иеровоам умер от меча, а дом его, то есть сын его Захария, который погиб, быв наказан Богом. А Израиль, говорит, переселится пленным из земли своей, при чем прибавь и прочее: если не покается. Но Иеровоам, отнесшись с пренебрежением к донесениям Амасии, как не заслуживающим внимания, не захотел отвечать на то, о чем тот доносил ему. Поэтому сам [Амасия] присвояет себе свойственную высшему священническому сану власть и говорит Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину. Пророки, как мы часто говорили, прежде назывались провидящими, потому что они очами сердца видели предсказываемое ими будущее. Благоразумный читатель может спросить: почему он называет провидящим и именем пророка того, кого заставляет удалиться из земли Израильской? Ему следует ответить: или он говорит иронически и χατὰ ἀντίφρασιν, в том смысле, что тот всегда лжет, или же потому, что он видел, что многие среди народа с любовию слушали его, вследствие чего он и донес царю: Амос устраивает сборища против тебя, – он не решается нанести явную обиду, чтобы не показаться оскорбляющим слушателей. Иди, говорит, в землю Иудину, в которой ты родился и где охотно слушают безумцев, и ешь там хлеб твой или живи там, или же, может быть, занимайся там своим ремеслом, чрез которое ты можешь добывать пропитание для себя, и там пророчествуй, имея многих, коих ты привык обольщать. В Вефиле же, в котором я состою священником, более не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царства. Это он говорит, как лжесвященник, льстя царскому могуществу, так что он говорит не святыня Бога нашего и дом идола, но святыня царя и дом царства, потому что все чтители ложных богов обыкновенно собственное высокомерие приписывают царям и стараются показать, что царь сделал то, что сами они делают. Все, истолкованное нами относительно Амасии, Иеровоама, Израиля и Амоса, в иносказательном смысле (τροπολογικῶς) следует относить к еретикам, священник которых, Амасия, обыкновенно посылает иногда к Иеровоаму, царю еретическому и покровителю еретиков, обвинения против святых мужей и проповедников веры и приказывает учителям не проповедовать среди Израиля, чтобы не поступать вопреки воле царя, потому что Вефиль, то есть дом Божий и ложная церковь, есть святыня царя и дом царства. Ибо они обыкновенно говорят: император нам повелевает, и если кто воспротивится им, то они тотчас взводят обвинение: так ты действуешь против императора? ты презираешь приказания государя? Но заметим, что многие христианские цари, преследовавшие церковь Божию и старавшиеся во всем мире утвердить арианское нечестие, своими преступлениями превосходят Иеровоама, царя израильского. Ибо этот отверг распоряжения лжесвященника и ничего не захотел ответить на его представления, а те с Амасиями, своими священниками, умертвили пророка Амоса и священников Господних, подвергая их голоду, лишениям, тюремному заключению и ссылке.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 И посла Амасиа жрец Вефилский ко Иеровоаму царю Израилеву, глаголя: развраты творить на тя Амос среде дому Израилева, не возможет земля подъяти всех словес его. Понеже сия глаголет Амос: оружием скончается Иеровоам. Израиль же пленен отведется от земли своея

Ложь всегда сама по себе беспомощна, и стопы прелести имеют слабую опору; потому и подлежит осмеянию, так как едва держится в стоячем положении лишь при посторонней помощи. Таково именно свойство идолослужения. Были у них пьяные игрища, золотые телицы, «дела тектонские и слияние», по написанному (Иер.10:3), и искусство рук человеческих, и изобретения неправедных начинаний. И вот: блаженные пророки одержимых прелестями призывают к трезвению, служители же идолов, так как у них как бы разрушается весь кров, немало негодуют, трепещут от страха, оплакивают пробуждение заблуждающихся, потому что они знают, что бодрый и пробудившийся ум не без отягощения взирает на скверну ихнего служения. Поэтому скверный Амасия опасался, что убежденные покланяться золотым тельцам словами пророка приведены будут к здравому пониманию, сам он лишится жреческой должности, а с капищами погибнут и находящиеся в них святилища. По этой причине он старается возбудить Иеровоама, говоря, что Амос будто бы восстает против его царской власти и дерзает произносить несносные и нестерпимые речи, что тот (Иеровоам) умрет от меча, а Израиль пойдет в плен.

Нечто подобное совершили и презренные Иудеи, слагавшие клеветы на Христа, ибо когда Он, изумляя чудесами Иудею, всех призывал к Себе, они, жалкие, приняв в ум свой пламя зависти, привели Его к Пилату и даже говорили: если не умертвишь Его, «неси друг кесарев» (Ин.19:12). Итак, всегда одинаковы нападения на святых у всех, борющихся против благочестия, и везде бессилие дряхлой лжи пользуется одинаковыми средствами.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7:10-17. И посла́ Амасі́а жре́цъ Веѳи́льскiй ко Иеровоа́му царю́ Изра́илеву глаго́ля: развра́ты твори́тъ на тя́ Амо́съ средѣ́ до́му Изра́илева, не возмо́жетъ земля́ подъя́ти всѣ́хъ слове́съ его́,
поне́же сiя́ глаго́летъ Амо́съ: ору́жiемъ сконча́ется Иеровоа́мъ, Изра́иль же плѣне́нъ отведе́тся от земли́ своея́.
И рече́ Амасі́а ко Амо́сови: ви́дяй гряди́ и отиди́ ты́ на зе́млю Иу́дину, и та́мо живи́, и та́мо да прорица́еши:
а въ Веѳи́ли посе́мъ не приложи́ прорица́ти, я́ко освяще́нiе царя́ е́сть и до́мъ е́сть ца́рства.
И отвѣща́ Амо́съ и рече́ ко Амасі́и: не бѣ́хъ проро́къ а́зъ, ниже́ сы́нъ проро́чь, но па́стырь бѣ́хъ и я́годичiя обира́я:
и поя́ мя Госпо́дь от ове́цъ и рече́ ко мнѣ́: иди́ и прорцы́ на лю́ди Моя́ Изра́иля.
И ны́нѣ слы́ши сло́во Госпо́дне: ты́ глаго́леши: не прорица́й на Изра́иля и не возмуща́й наро́да на до́мъ Иа́ковль:
сего́ ра́ди сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: жена́ твоя́ во гра́дѣ соблу́дитъ, сы́нове же твои́ и дще́ри ору́жiемъ паду́тъ, и земля́ твоя́ у́жемъ измѣ́рится, и ты́ на земли́ нечи́стѣй сконча́ешися, и Изра́иль плѣне́нъ отведе́тся от земли́ своея́.

7:10-17. И посла́л Ама́сия, свяще́нник Вефи́льский, к Иеровоа́му, царю́ Изра́ильскому, сказа́ть: Амо́с произво́дит возмуще́ние про́тив тебя́ среди́ до́ма Изра́илева; земля́ не мо́жет терпе́ть всех слов его́.
И́бо так говори́т Амо́с: «от меча́ умрёт Иеровоа́м, а Изра́иль непреме́нно отведён бу́дет пле́нным из земли́ свое́й».
И сказа́л Ама́сия Амо́су: прови́дец! пойди́ и удали́сь в зе́млю Иу́дину; там ешь хлеб и там проро́чествуй,
а в Вефи́ле бо́льше не проро́чествуй, и́бо он святы́ня царя́ и дом ца́рский.
И отвеча́л Амо́с и сказа́л Ама́сии: я не проро́к и не сын проро́ка; я был пасту́х и собира́л сикомо́ры.
Но Госпо́дь взял меня́ от ове́ц, и сказа́л мне Госпо́дь: «иди́, проро́чествуй к наро́ду Моему́, Изра́илю».
Тепе́рь вы́слушай сло́во Госпо́дне. Ты говори́шь: «не проро́чествуй на Изра́иля и не произноси́ слов на дом Исаа́ков».
За э́то вот что говори́т Госпо́дь: жена́ твоя́ бу́дет обесче́щена в го́роде, сыновья́ и до́чери твои́ паду́т от меча́, земля́ твоя́ бу́дет разделена́ межево́ю ве́рвью, а ты умрёшь в земле́ нечи́стой, и Изра́иль непреме́нно вы́веден бу́дет из земли́ свое́й.


Когда сказано сие было Пророком, Вефильский жрец Aмасия, убоявшись, что народ, приведенный в страх Божиими угрозами и прибегнув к покаянию, оставит служение идолам, а он утратит чрез это возможность приобресть себе выгоду, доносит на Пророка царю, к истинным словам приложив ложь.
Как сказанное о народе и царстве было истинно; так сказанное о царе – очевидная ложь. Однако же сие, как нимало не побудило Иеровоама наругаться над Пророком; так не убедило и Амасию оставаться в покое.
Напротив того, советовал Он Пророку удалиться, жить в Иудее и там предсказывать будущее;
потому что Вефиль был уделом царства Израильского. Но Амос свободно и о роде жизни своей сказывает и открывает о благодати, данной ему свыше.
Ибо говорит вместо: «собира́л сикомо́ры» Акила перевел: «отыскивающий дикие смоковницы», а Феодотион: «очищающий шелковичник», и Симмах: «имеющий у себя дикие смоковницы». Это – род дерева в Палестине; о нем упомянул и блаженный Евангелист Лука, сказав, что блаженный Закхей «возлезе на ягодичину» (Лук. 19:4). Слышал же я от одного, описывавшего тамошние места, что плод сего дерева не созревает, если не сделано будет на нем какого-нибудь малого надреза. Сие-то, вероятно, разумели семьдесят, употребив здесь слово: κνίζων вместо καρακῶν (очищающий) или βυλλέγων (собирающий).
Посему Амос говорит: меня, занимавшегося земледелием и пасением овец, Господь взял от овец и повелел пророчествовать.
Поэтому выслушай, Амасия, пророчество и о тебе самом, так как воспрещаешь ты пророчествовать мне об Израиле, опасаясь, что положу сим конец твоему несправедливому обогащению.
Итак, знай: сам увидишь, как живущая теперь с тобою жена всенародно и явно поругана будет врагами; потому что и ты побуждал народ к непотребству идолослужения, увидишь, что новорожденные тобою будут умерщвлены, и сам ты скончаешь жизнь в чужой земли, и весь народ потерпит одинаковое с тобою наказание. И когда постигнет сие вас, земля ваша будет отдана и раздавлена другим.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей

Амос собственно не говорил, что сам Иеровоам умрет от меча (ст. 9): Амасия, очевидно, намеренно излагает обвинение в такой форме, дабы вызвать вмешательство царя.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 7-11 Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей».

«Такое видение открыл Он мне», говорит пророк, «Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы (т. е. Израилевы, так как Исаак употребляется здесь вместо Иакова и в одинаковом значении с Израилем, и именно для обозначения десяти колен Израилевых) и разрушены будут святилища Израилевы (в Вефиле, Дане – 3Цар.12:29 и Галгалах Ам.4:4), и восстану с мечом против дома Иеровоамова». В этом видении показывает­ся пророку погибель десятиколенного царства. Стена, обделанная по отвесу, служит образом царства Божия во Израиле, как не­коего здания, правильно и прочно устроенного. Поднятие отвеса в среде народа указывает на разрушение (ср. 4Цар.21:13; Ис.34:11) этого царства. Разрушение святилищ десятиколенного Израиля и низвержение царской у него власти, представленное под образом погубления династии царствовавшего в то время царя, говорит о прекращении самостоятельного существования цар­ства, как это видно из дальнейшей речи пророка, где по­вествуется, что предсказанное пророком в третьем видении погубление царского дома Иеровоамова, а вместе с тем и все предшествующие грозные предсказания пророка возбудили гнев Амазии, верховного жреца при вефильском святилище, где стоял золотой телец. Разгневанный жрец, желая выжить из Нефиля мрачного пророка, послал против него обвинение к царю в том, что пророк этот своими речами производит возмущение против самого царя и при том производит возмущение это в доме Израилевом, в самом царстве Израилевом и именно в главном, средоточном религиозном пункте царства – в Вефиле. Возмущение пророк производит тем, что предсказывает смерть Иеровоама (или точнее дома Иеровоамова) от меча и вместе с тем возве­щает и переселение Израиля из своей земли в землю чужую. «И послал», повествует пророк, «Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо» по замечанию пророка обосновывал обвинение свое Амасия, «так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». Первое обвинение, касающее­ся смерти царя, основывалось на следующих словах пророка, произнесенных им от лица Божия в заключении третьего видения и ближайшим образом побудивших разгневанного жреца обратиться с жалобою к царю: «и восстану с мечом против дома Иеровоамова».. Эти слова пророка верховный вефильский жрец несколько видоизменяет, ставя вместо «дома Иеровоамова» самого Иеровоама, как главу этого дома, видоизменяет, конечно, с тою целью, чтобы обвинение свое против пророка в глазах царя Иеровоама II сде­лать более сильным. Второе обвинение против пророка, касаю­щееся уже не царя, а пленения десятиколенного Израиля, основы­валось не только на предсказании пророка в третьем же видении, – предсказании погибели святилищ и царского дома во Израиле, в чем прикровенно выражалось предвещание падения всего царства и переселения жителей его, но и на прямо пророком от лица Божия высказанной следующей угрозе: «За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь». (Ам.5:27).

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible