Скрыть
И пожалел Господь о том; «не будет сего», сказал Господь.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; не будет сего, сказал Господь

Пророческая речь предвозвещает не только то, что произойдет по истечении многих веков, но также ближайшие [события] и то, что произойдет немедленно после пророчества. Ибо мы, люди, обыкновенно гораздо более думаем о себе, нежели о потомках, как говорит Езекия: да будет мир во дни моя (4Цар. 20:19). Это для того, чтобы те, которые на деле увидят исполнение предвозвещенного, обратились к служению Богу, пророки которого предвозвещают истину. Таким образом, Господь открыл, что Сеннахирим, царь ассирийский, с бесчисленным множеством войска, все пожирающего подобно саранче, придет в начале позднего дождя, когда Израиль имел нужду в последней милости Бога всемогущего; создатель же и творец этой саранчи есть Господь. Эта саранча приходит в начале позднего дождя, когда все зеленеет и все поля проявляют производительность, и цветы различных деревьев образуют завязи свойственных их виду плодов. Одним словом, цветы деревьев и растительность посевов обещают изобилие всего. За этою саранчою, летавшею в начале весны, следовала бесчисленная гусеница, которая являлась после позднего дождя и называлась косцом или покосом царским, потому что она все опустошала и совершенно не оставляла никакой зеленой травы на земле. Этого косца или покос Исаия называет (гл. 7) острою бритвою, которая обреет все волосы на голове и на теле у израильтян. И когда, говорит он, я недоумевал, что это за бритва, то [Господь] тотчас сказал, что это царь ассирийский. Таким образом бритва и косец царя – это войско халдейское, которое, подобно гусенице, все опустошило и истребило не только плоды, но также дрова, сено и солому. Но когда гусеница, явившаяся вслед за саранчою, оканчивала пожирание травы на земле, и когда пророк понял то, что он видел, то он обращается с мольбами и говорит: Господи Боже! будь милостив, молю Тебя. Я не желаю, чтобы слова мои исполнились чрез истребление народа моего; я не хочу быть избранным из числа пастухов для того, чтобы предвозвещать погибель десяти коленам. Ибо кто может восстановить Иакова, кроме Тебя одного? Если Ты его сокрушишь, то никто не может восстановить его. Иаков мал; он подвергался истреблению вследствие частых нападений врагов. И когда он молился и проливал слезы во глубине души, то Господь сжалился над ним и сказал: не погублю всего племени Иакова; остаток его спасется. Или, может быть, это так следует понимать: он видел, что имеют быть два [бедствия] вместе: сначала саранча, потом гусеница. Он умолял Господа об отвращении того и другого, но был выслушан только относительно одного, – чтобы гусеница не опустошила всего до уничтожения; а саранча, перелетая [с места на место], одно пожрет, а другое оставит целым. Мне кажется, что слово «gozi», означающее косец или покос, LХХ поняли в cмыcле Гог, приняв букву «заин» за «вав», и сравнили бесчисленное множество гусеницы с весьма жестоким народом Гогом, о котором пишется, что он будет опустошать землю иудейскую. А почему Акила перевел: вот поздний [дождь] после царя Газы, между тем как Газа по-еврейски называется «Aza», это я недостаточно понимаю, если не предположить, что он поставил самое слово «gozi», которое вследствие ошибок было испорчено, и превратилось мало-помалу в Газу.

Скажем и относительно духовного смысла. На тех, которые после дел правды, о которых у пророка говорится: сейте себе в правду, поновите себе поля и не сейте на тернии (Ос. 10:12; Иер. 4:3), совершают тяжкие грехи, посылается приплод или выводок саранчи, являющийся с утра, когда, по окончании ночного мрака, они начинают сознавать свои грехи, и так как они не покаялись, то посылается на них гусеница, которая называется царем Гогом, Гог же на нашем языке означает кровь (tectum), некоторого рода гордую и превозносящуюся силу. Когда он истребит на нашей земле сено и солому, то все святые среди народа будут молить о помиловании и скажут: Господи Боже, будь милостив! Ибо кто другой может восстановить Иакова? Кто из врачей может исцелить от кровотечения (αίμοῤῥοῦσιν), кроме Тебя одного, чрез прикосновение к краю одежды которого тотчас возвращается здоровье (Лк. гл. 8)? Ибо Иаков мал или малочислен потому, что не осталось в нем никаких следов или малые [следы] добродетелей. Раскайся, Господи, в том, совершением чего Ты угрожал народу Своему. Раскаяние же Божие в Священных Писаниях мы должны понимать таким же образом, как сон и гнев, – не в том смысле, что Бог раскаивается, или что изменяет решение Тот, кто говорит чрез пророка: Аз Бог, и не изменяюся (Мал. 3:6), и которому мы говорим: Ты тойжде еси, и лета Твои не оскудеют (Пс. 101:28); но если мы снова обращаемся к добру, то Он раскаивается в Своем решении в том смысле, что не воздает обещанных наград праведному, если этот впадает в беззаконие, и не исполняет наказаний, которыми Он угрожал грешнику, если последний обратится в спасению. Кто хочет принести покаяние, тому говорится: не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома, да спасешися аки серна от тенет, и яко птица от сети (Притч. 6:4–5). Кто сначала презирал заповеди Господни, а после того, находясь в бедственном положении, начал бодрствовать, тот пробуждает спящего для него Господа и говорит: востани, вскую спиши, Господи (Пс. 43:24)? Наоборот, кто собирает себе гнев на день гнева (Рим. гл. 2), тот испытывает на себе гнев Божий. Если же он покается, то гнев обратится в милость, так что, смотря по преобладанию в нас страстей или добродетелей, Господь изменится в ту и другую сторону, – в отношении наказаний и помилования.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 Сице показа ми Господь Бог, и се, приплод пружий идый утренний, и се, гусеница бе Гог царь. И будет, аще скончает ядый траву земную, и рех: Господи, Господи, милостив буди, кто восставит Иакова? Яко мал есть. Раскайся, Господи, о сем: и сие не будет, глаголет Господь

Открывает пророку, что на Израильтян наслан будет народ, и то, какой он им нанесет вред; при этом приспособляется к его нравам и посредством того, что он знает, точно научает о том, что будет сделано. Действительно: всегда саранча и гусеница считается у пастухов и на самом деле бывает чем-то страшным потому что, когда ими как бы остригается трава, тогда необходимо погибают пастбища. Поэтому Бог бедствия войны изображает пророку, как пастырю: под видом саранчи изображает Ассириян, потому что они в безмерном множестве как бы пожирают и губят землю. И называет ее утренней, падающей как роса, разливающейся по земле в роде инея. Но говорит, это была не гусеница, а Гог царь. Затем, когда Бог сказал: и будет, аще скончает ядый траву земную (то есть, когда, пожирая, истребит многочисленную толпу, находящуюся в Самарии и в городе Иудейском), и потом, когда намерен был прибавить кое-что иное, пророк, прерывая речь, умоляет Его прекратить гнев, говоря: Господи, милостив буди: кто восставит Иакова? Яко мал есть; а если, говорит, Ты, насколько я вижу, желаешь предать Израиля врагам на съедение, то он будет и совсем мал. Бог же – на это: и сие не будет, глаголет Господь; Я, говорит, ведь не устаю и не ослабеваю, но ни в каком случае не перестану наказывать нечестивцев. Должным образом исследуя, кто же это такое Гог, скажем следующее: что и Иезекииль по поведению Божию пишет плач на него. Полагаем, что это – Сеннахирим, когда после хулений Рапсака против Бога пришел Ангел Божий и истребил в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч (4Цар.19). Но следует припомнить, что о нем написано от лица Иезекииля. «Сия глаголет Господь Гогу: ты еси, о немже глаголах во дни первые рукою раб моих пророк Израилевых в оныя дни и лета, еже привести (тя) на ня» (Иез.38:17). Слышишь: его, а не другого кого, говорит, угрожал чрез святых пророков – наслать на Израильтян. А что он понес наказание за дерзость языка и, рассчитывая победить, внезапно был погублен и пал в земле Израильской, это изображает, немедленно в другом месте говоря: «и ты, сыне человечь, прорцы на Гога, и рцы: се аз возведу тя на горы Израилевы, и падеши ты, и вси иже окрест тебе, и дам Гогу место нарочито, гроб во Израили, и закопают я дом Израилев» (Иез.39:1–13). Когда пали Ассирияне, которые, по всей вероятности, и обозначаются именем Гога, то народ Израильский зарывал мертвецов, чтобы городам и селениям не вредило невыносимое свойство столь ужасного зловония.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7:1-3. Си́це показа́ ми Госпо́дь Бо́гъ, и се́, припло́дъ пру́жiй иды́й у́треннiй, и се́, гу́сеница, еди́нъ Го́гъ ца́рь.
И бу́детъ, а́ще сконча́етъ яды́й траву́ земну́ю, и рѣ́хъ: Го́споди, Го́споди, ми́лостивъ бу́ди, кто́ возста́витъ Иа́кова? я́ко ма́лъ е́сть.
Раска́йся о се́мъ, Го́споди: и сiе́ не бу́детъ, глаго́летъ Госпо́дь.


7:1-3. Тако́е виде́ние откры́л мне Госпо́дь Бог: вот, Он созда́л саранчу́ в нача́ле произраста́ния по́здней травы́, и э́то была́ трава́ по́сле ца́рского поко́са.
И бы́ло, когда́ она́ око́нчила есть траву́ на земле́, я сказа́л: Го́споди Бо́же! пощади́; как устои́т Иа́ков? он о́чень мал.
И пожале́л Госпо́дь о том; «не бу́дет сего́», сказа́л Госпо́дь.


Увидев страшное сие зрелище, умолял я Бога, говорит Пророк, быть милостивым и прекратить пагубу; но не благоволил Он, вероятно, по чрезмерности беззакония. «Приплодом же пружиим» назвал царя ассирийского; а «гусеницею» царя Вавилонского. Слова же: «един Гог царь» означают многочисленность воинства. Как Гог, царь народов скифских, говорит Пророк, соберет против Иерусалима великое множество, так Ассирияне и Вавилоняне придут с великим воинством. А пругам и гусенице, равно как и мшицам, предал Бог плоды их; ибо предрек сие выше.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И пожалел Господь о том; не будет сего, сказал Господь

По молитве пророка Господь пощадил Израиля. Описанное в ст. 1-3 видение саранчи большинство комментаторов понимают в буквальном смысле, как угрозу нашествием саранчи. Церковные учители св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит и Иероним, а также некоторые из позднейших экзегетов (Гроций, Юнгеров), не ограничиваясь буквальным пониманием слов пророка, изъясняют видение, как пророчество об опустошении израильской земли ассириянами, вавилонянами и другими народами.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст.1-3 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; «не будет сего», сказал Господь. 

«Такое видение»
, говорит пророк, «открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; «не будет сего», сказал Господь». Для определения смысла сего видения важ­но здесь обозначение времени; «в начале произрастания поздней травы», и именно: «это была трава после царского покоса». Этого обозначение нельзя понимать внешним образом, т. е. так, что будто бы здесь ра­зумеется действительный покос травы для царского скота, потому что о каком либо праве израильского царя косить раннюю луговую траву со всей земли своего царства для содержания своих лоша­дей и мулов (3Цар.18:5), так чтобы подданным для содер­жания их скота оставлялась одна отава [поздняя трава] только, ничего не известно. Кроме того, при таком внешнем понимании прибавка: «после царского по­коса» решительно уничтожала бы значение видения, пото­му что, если бы саранча появилась тогда, когда царь нужное для него количество травы накосил уже, и, появившись, пожрала восходящую после покоса отаву, то это несчастие коснулось бы толь­ко народа, тогда как царь был бы изъят из него, чтоб явно противоречит смыслу как сего, так и следующих видений. Поэтому, соответственно идее видения, обозначение времени надобно понимать духовным образом. Царь, совершивший покос ранней травы, есть Иегова, покос травы обозначает собою те каратель­ные суды, которые Господь уже совершал над Израилем. Выра­стание после покоса травы, отавы, есть образ проглянувшего пос­ле судов счастья, это есть утренняя заря, наступившая в Израильском царстве после глубокого мрака. Но в это время поя­вилась саранча и поела всю траву на земле, – не отаву, но злаки, растения полевые, как это видно из 2 и 3 ст., где говорится, что когда саранча съела уже всю траву на земле, тогда только пророк обращается к Богу с молитвою, и Господь обещает помилование. Но по истреблении отавы молитва пророка слишком поздно явилась 6ы, напротив, после истребления полевых растений нуж­но было страшиться еще истребления отавы, и это-то истребление пророк предотвращает молитвою.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible