Скрыть
И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Потребятся требища смеха, и требы. Феглафелаасар и Салманассар, цари ассирийские, разрушат капища израильские; истребят жертвы и достойное смеха служения идолам. И востану на дом Иеровоамль со оружием. Престол царства израильского называет Пророк Иеровоамлим, потому что Иеровоамом положено начало сему царству, продолжавшемуся и при его преемниках.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-9 Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова

Прежде чем говорить об алмазе, как перевели Симмах и LХХ вместо написанного в еврейском тексте «enach», следует вкратце сказать, что Акила перевел это слово чрез γάvωσιν, а Феодотион – τηκόμενον. Из этих [слов] первое означает блеск олова (stannaturam), а второе – расплавляющееся, так что как сковорода, о которой мы читаем у Иезекииля (гл. 4, ст. 3), означает, что народ как бы будет изжарен во время осады, так то же означает здесь олово в отношении в десяти коленам и царству Иеровоама (который был внуком Ииуя и при котором пророк видел это видение). Таким образом, он видит Господа стоящим на стене, покрытой оловом или обмазанной, и в руке его оловянный отвес (stаnnаtiо) или лопатка штукатура, при помощи которой обыкновенно штукатурятся стены и получают не только красоту, но и прочность в отношении в разрушительному действию дождей и весьма частых бурь. У Иезекииля (гл. 13) мы читали об угрозе Господа, что в то время, когда поднимется буря и град, Он не будет обмазывать и покрывать стену Израиля, но оставит ее на разрушение дождям. Поэтому и теперь Тот, о котором написано, что Он назовется строителем стены, краеугольным камнем и созидателем дома, говорит, что Он положит лопатку среди народа Своего Израиля, и оставит ее в полном бездействии, так что не будет более обмазывать [стен] у него, – прикрывать и защищать его Своею помощию. И когда Господь, оставляя в бездействии лопатку, лишит его Своей защиты и, так сказать, прикрытия для стены, тогда будут истреблены высоты идольские, называющиеся по-еврейски «bamoth», и опустошены святыни десяти колен и будут разрушены Дан и Вефиль, в которых поклонялись золотым тельцам. Мы изложили, как могли, предание евреев относительно исторического смысла [этого места]. Теперь перейдем к таинственному смыслу (аnagоgеn) и сделаем краткое извлечение из Ксенократа, писавшего о свойствах простых и драгоценных камней. Алмаз (Аdamas) есть камень, который, соответственно его наименованию, по-латыни мы можем назвать «indomitum» (несокрушимым), потому что он не уступает [по крепости] никакому веществу и даже железу. Если положить его на наковальню и бить тяжелым молотом, то скорее наковальня и молот получат повреждение, нежели алмаз разобьется. Огонь, который все разрушает и все металлы расплавляет, делает алмаз более крепким, так что самый сильный огонь не производит на нем ни малейшей неровности. Я видел и оправленный в золото алмаз, величиною с просяное зерно, и между тем как окружающее его золото от долговременного употребления и от слишком большой давности разрушается, один только алмаз не стирается и ни от какого пиления не может уменьшаться, но наоборот, – он стирает пилу и на всем, чего он касается, производит царапины. Этот самый крепкий и неразрушимый камень разлагается лишь от козлиной крови и, будучи опущен в теплую кровь, утрачивает свою твердость. Он мал и некрасив, имеет цвет железа и блеск кристалла. Насчитывают четыре вида алмазов: первый индийский, второй аравийский, третий македонский и четвертый кипрский, сообразно с свойством стран обладающие большею или меньшею твердостью. Говорят также, что он, подобно янтарю, открывает яд и противостоит чарам. Таков Господь и Спаситель, иже в образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек. Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:6–8). О Нем Исаия пишет: нет вида у Него, ни красоты; мы видели Его, и не было вида [у Него], – презренного и последнего из людей, мужа скорбей и знающего переносить немощь (Ис. 53:2). Он стоит на алмазной стене, то есть на святых и апостолах Своих, которым предоставил, чтобы и они также назывались алмазами и, не быв ничем побеждаемы, могли сказать: кто ны разлучит от любве Христовой? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8:35). И еще: известихся, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ни настоящая, ни грядущая, ниже силы, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем (там же ст. 38–39). Также Петр был самым твердым алмазом, и врата ада не одолели его (Мф. гл. 16). Этот муж и Господь, стоящий на горе алмазной, имеет в Своей руке алмаз, который утрачивает всю твердость, если Бог не держит его в Своей руке и не ограждает Своею помощию, как говорит Господь в Евангелии: никтоже может восхитити от руки Отца Моего (Ин. 10:29). И он настолько крепок, что говорится ему: аще сквозе огнь пройдеши, огнь не опалит тебе (Ис. 43:2). Чем более он поражается испытаниями, тем более делается твердым, и при страданиях радуется о имени Спасителя. Ничто не может победить его; разлагающее действие оказывает на него одно только пламя смертоносной похоти. Ибо говорят, что крови козла и самому козлу наиболее свойственна воспламеняемость к похоти и одна только кровь его разлагает то, чего не может преодолеть огонь. Такого рода алмаз Господь помещает среди народа Своего, Израиля, и более не обходит его и не оставляет его без того, чтобы не были разрушены жертвенники, достойные смеха и поношения, и чтобы меч поразил и истребил все тайны еретиков и дом Иеровоама, который первый произвел разделение в народе Божием.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-9 Сице показа ми Господь: и се, Господь стояй на ограде адамантове, и в руце его адамант. И рече Господь ко мне: что ты видиши, Амосе? И рех: адамант. И рече Господь ко мне: се, аз учиню адаманта среде людей моих Израиля, к тому не приложу, еже мимоити его. И потребятся требища смеха, и требы Израилевы опустеют и востану на дом Иеровоамль со оружием

Бог, показав пророку Ассирийца, или Гога, под образом саранчи и гусеницы и при во огни, затем показывает Себя как бы стоящим на ограде адамантове, чтобы из этого было понятно, что Он, так сказать, достиг обладания неизреченной силою и пользуется непоколебимою твердостию относительно собственных благ, ибо Божество всесильно и имеет прочное основание, поскольку Оно не может изменяться, но стоит выше (всякой) перемены и, как Я сказал, относительно собственных благ всегда и во всем пребывает непоколебимым. Поэтому и является стоящим на ограде адамантове. Не сокрушим и непреоборим между камнями адамант, не уступает твердым и упорным из них и никакому другому веществу не дает преодолеть присущую ему крепость, пожалуй даже может презирать силу огня. Но так как стоявший на ограде держал в руке адамант, то Он спрашивал пророка, говоря: что ты видиши, Амосе? Когда тот разобрал и сказал, что это было (он сказал: адамант), то (Господь) ясно подтвердил, что учинит его среде Израиля. Под адамантом разумей или Ассирийца, – свирепого и несокрушимого и приведенного в это состояние Богом (потому что Господь сил если кому захочет, то дает силу), или же несокрушимое и всесильное слово Божие, которого нельзя обратить в ничто или по крайней мере сделать бездейственным: что Бог провещает, то, без всякого препятствия, дойдет до конца. Так и Господь говорит: «небо и земля мимоидет, словеса же моя не мимоидут» (Мф.24:35). Сказал также, что не пройдет мимо Израиля, то есть привлечет его к ответственности за его нечестивые преступления, не будет уже долготерпеливым, но предаст его тем, кто призван против него, вместе с капищами, жертвенниками и идолами. Ибо, говорит, потребятся требища смеха. По истине смех – изготовление всякого идола, но, думаю, в настоящем и собственном смысле под смехом следует разуметь Веельфегора, даже и по самой срамоте его вида. В этом одном, более всех позорном, изобличает все изготовление идолов. Итак: истреблены будут жертвенники, а вместе уничтожены будут и требы Израилевы, то есть – идолопоклоннические игрища, мерзкие и пагубные таинства. Ясно показал также, что вместе с богами своими пойдет в погибель и славный царскими почестями Иеровоам. Следует напомнить, что тот, о котором теперь идет речь, не первый, а иной: тот был сын Навата, этот – Иоаса. Сказанное имеет применение к историческому повествованию. Истинным же адамантом явит Христа, Господа сил, имеющего непреодолимую и непреоборимую крепость, сокрушающего врагов и побеждающего сопротивников и никем не сокрушаемого. Он как камень избранный учинен среде людей, ибо явился на земле и жил с людьми; посему и назван устами ангела «Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф.1:23). А с нами был, когда нам уподобился, и будучи учинен нас Богом и Отцом как камень адамант, ниспроверг владычество диавола, воистину уничтожил требища смеха, ибо как только воссиял Еммануил, даровал жителям всей поднебесной свет истинного ведения, показал нам Себя, образ и подобие Отца, тогда-то именно и отбежал мрак древней прелести, пал также и сам начальник прелести, то есть – сатана, и исчезло мерзкое и богоненавистное идолослужение.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7:7-9. Си́це показа́ ми Госпо́дь: и се́, му́жъ стоя́й на огра́дѣ адама́нтовѣ, и въ руцѣ́ его́ адама́нтъ.
И рече́ Госпо́дь ко мнѣ́: что́ ты́ ви́диши, Амо́се? И рѣ́хъ: адама́нтъ. И рече́ Госпо́дь ко мнѣ́: се́, Азъ учиню́ адама́нта средѣ́ люді́й мои́хъ Изра́иля, ктому́ не приложу́, е́же мимоити́ его́:
и потребя́тся тре́бища смѣ́ха, и тре́бы Изра́илевы опустѣ́ютъ, и воста́ну на до́мъ Иеровоа́мль со ору́жiемъ.

7:7-9. Тако́е виде́ние откры́л Он мне: вот, Госпо́дь стоя́л на отве́сной стене́, и в руке́ у Него́ свинцо́вый отве́с.
И сказа́л мне Госпо́дь: что ты ви́дишь, Амо́с? Я отве́тил: отве́с. И Госпо́дь сказа́л: вот, положу́ отве́с среди́ наро́да Моего́, Изра́иля; не бу́ду бо́лее проща́ть ему́.
И опустошены́ бу́дут же́ртвенные высо́ты Исаа́ковы, и разру́шены бу́дут святи́лища Изра́илевы, и восста́ну с мечо́м про́тив до́ма Иеровоа́мова.


Нанесу им, говорит Бог, удар и сильный и жесткий подобный адаманту, твердостью и крепостью превосходящему всякое вещество.
Ибо не только не потерплю более, чтобы оставалось ненаказанным нечестие, на какое они отважились, но вместе с ними уничтожу и жертвенники идольские, и прекращу праздники их, одним словом, сокрушу все царство их, потому что «домом Иеровоамлим» наименовал царство. Пророчество сие пришло в исполнение, не при Иеровоаме, но после него и после других шести царей.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова

Предстоящее разрушение коснется прежде всего высот и святилищ, так как они главным образом отвлекали народ от пути правды и являлись средоточием беззакония. Вместо собственного имени Исаака LXX поставили нарицательное (bwmoi) gelwtoV, в слав. «требища смеха», выражая этим мысль о значении высот (святилища, достойные осмеяния). - И восстану с мечем против дома Иеровоамова: в этих словах содержится угроза не дому Иеровоама I-го, как предполагает св. Ефрем Сирин, потому что зтот дом давно уже был истреблен (3Цар XV:27-30), а царствующему дому Иеровоама II-го. В таком именно смысле, как видно из дальнейшего, и поняты были слова пророка Вефильским жрецом Амасией. Определение Божие о доме Иеровоама II-го вскоре осуществилось: при Селлуме, царе израильском, был убит сын Иеровоама Захария и погибла вся его фамилия (4Цар XV:10).

См. также Толкование на Ам. 7:7

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 7-11 Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей».

«Такое видение открыл Он мне», говорит пророк, «Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы (т. е. Израилевы, так как Исаак употребляется здесь вместо Иакова и в одинаковом значении с Израилем, и именно для обозначения десяти колен Израилевых) и разрушены будут святилища Израилевы (в Вефиле, Дане – 3Цар.12:29 и Галгалах Ам.4:4), и восстану с мечом против дома Иеровоамова». В этом видении показывает­ся пророку погибель десятиколенного царства. Стена, обделанная по отвесу, служит образом царства Божия во Израиле, как не­коего здания, правильно и прочно устроенного. Поднятие отвеса в среде народа указывает на разрушение (ср. 4Цар.21:13; Ис.34:11) этого царства. Разрушение святилищ десятиколенного Израиля и низвержение царской у него власти, представленное под образом погубления династии царствовавшего в то время царя, говорит о прекращении самостоятельного существования цар­ства, как это видно из дальнейшей речи пророка, где по­вествуется, что предсказанное пророком в третьем видении погубление царского дома Иеровоамова, а вместе с тем и все предшествующие грозные предсказания пророка возбудили гнев Амазии, верховного жреца при вефильском святилище, где стоял золотой телец. Разгневанный жрец, желая выжить из Нефиля мрачного пророка, послал против него обвинение к царю в том, что пророк этот своими речами производит возмущение против самого царя и при том производит возмущение это в доме Израилевом, в самом царстве Израилевом и именно в главном, средоточном религиозном пункте царства – в Вефиле. Возмущение пророк производит тем, что предсказывает смерть Иеровоама (или точнее дома Иеровоамова) от меча и вместе с тем возве­щает и переселение Израиля из своей земли в землю чужую. «И послал», повествует пророк, «Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо» по замечанию пророка обосновывал обвинение свое Амасия, «так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». Первое обвинение, касающее­ся смерти царя, основывалось на следующих словах пророка, произнесенных им от лица Божия в заключении третьего видения и ближайшим образом побудивших разгневанного жреца обратиться с жалобою к царю: «и восстану с мечом против дома Иеровоамова».. Эти слова пророка верховный вефильский жрец несколько видоизменяет, ставя вместо «дома Иеровоамова» самого Иеровоама, как главу этого дома, видоизменяет, конечно, с тою целью, чтобы обвинение свое против пророка в глазах царя Иеровоама II сде­лать более сильным. Второе обвинение против пророка, касаю­щееся уже не царя, а пленения десятиколенного Израиля, основы­валось не только на предсказании пророка в третьем же видении, – предсказании погибели святилищ и царского дома во Израиле, в чем прикровенно выражалось предвещание падения всего царства и переселения жителей его, но и на прямо пророком от лица Божия высказанной следующей угрозе: «За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь». (Ам.5:27).

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible