Скрыть
чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать».

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-6 Слышите сие презирающее нищих от земли. Горе тем, которые презирают нищих и говорят: когда прейдет месяц, и продамы пшеницу, и сотворим вес неправеден. И притяжем убогия сребром. Они виновны были и в том, что, продавая хорошую пшеницу, уменьшали меру, и в том, что за хорошую пшеницу давали прах с гумна, в обоих же случаях обижали бедных. И притяжем убогия сребром, то есть они или даром брали деньги с убогих, когда, сметая прах с гумна и смешав с пшеницею, продавали это; или, взяв бедных в рабство за кусок хлеба, не давали им ни хлеба ни денег. И нищаго за сапоги, т.е. за самую дешевую цену, в том же смысле, в каком, по сказанному выше, Тиряне отдавали отроков в награду блудницам (Иол. 3:3). Или пророк разумеет, что бедные от голода сами себя предавали в рабство.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-6 Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, - вы, которые говорите: когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать

Чтобы не казалось напрасным видение крюка для плодов и орудия птицелова, указывающих на угрожающее в скором времени наступление плена, вкратце излагаются причины гнева Божия. Ты, Иуда, и ты, Израиль, выслушайте, какие преступления совершались вами: вставая ночью, вы, вместо молитвы к Богу и хвалений Ему, занимаетесь угнетением или сокрушением бедных, чтобы, удручая их голодом и нищетою, удалять их с земли. Вы ожидаете новолуний (καλενδασ), чтобы торговать и увеличивать проценты процентами, и суббот, чтобы открывать житницы и давать хлеб с целью более получить, и ради постыдной корысти обращаете праздники Божии в свою пользу; вы уменьшаете меру при продаже товара и увеличиваете вес при получении, делаете весы неверными, чтобы приобретать деньги бедных, и считаете людей столь малоценными, что исполняете выше сказанное Мною о вас: они продавали правого за серебро и бедного за обувь (Ам. 2:6); вас охватила такая страсть к наживе, что не хлеб, служащий пищею и подкреплением для тела человеческого, а сор и отбросы из хлеба продаете бедным, смешивая пшеницу с пылью и мякиною. Мы видим, что то же делают иногда превратные учители и властители, которые, не имея страха Божия, господствуют над клирами и о которых Иеремия говорит: достояния (сlеri) их не полезна будут им (Иер. 12:13); они считают благочестие средством для прибылей и, сидя в храме, подобно продавщикам, предлагают голубей, но не в клетках, а на кафедрах, как учители, продавая дары Духа Святого; они уменьшают и увеличивают меру, [предлагая] немногое или ничего бедным, и говоря, подобно ораторам, весьма длинные речи богатым и тем, от кого ожидают выгод; ради денег они сокрушают головы бедных и попирают их, и не хлеб Господень, подкрепляющий сердце человека, а отбросы и негодную пыль дают жаждущим устам, продавая даже то, что не имеет никакой цены, между тем как Господь заповедал апостолам: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-6 Слышите убо сия, сокрушающии из утра убогого и насильствующии нищих от земли, глаголющии: когда прейдет месяц, и продамы, и субботы, и отверзем сокровище, еже сотворити меру малу, и увеличити мерило, и сотворити вес неправеден, яко да притяжем убогие сребром и нищего за сапоги, и от всякого жита куплю сотворим

Однажды фарисей некий спросил Господа, какую заповедь Он признает первою и большею, и услышал в ответ, что первая заповедь – «возлюбиши Господа Бога твоего», вторая же, следующая за ней, – «возлюбиши искреннего твоего яко сам себе» (Мф.22,34–39). Можно указать и на самого богоглаголивого Павла, который всякий вид добродетели заключил в любви, дерзнул сказать, что она больше веры и надежды, и ясно исповедал, что кто ее не имеет, тот ничто, хотя бы роздал имение нуждающимся, хотя бы самое тело отдал на сожжение гонителям (1Кор.13). Итак, все, что есть в нас великого и достойного внимания, без сомнения, будет зависеть от любви к Богу и братьям. А кто поставит себя совершенно вне законов любви и окажется непричастным благам ее, тот сам будет вполне негодным и по справедливости может считаться одержимым всякого рода пороками, потому что где нет попечения о добре, там, конечно, будет процветать грех. Заметь однако благоустройство всей речи: сначала обвинил Ефрема, или Израиля, в безбожии, представил его поклонником телиц, неимеющим любви к единому и по естеству Богу, потому что прилепляется к делам рук своих; затем показывает, что он во всех отношениях пренебрегает любовью к самим братьям и к ближним. Обличение делает вообще, однако весьма ясно, и хотя в кратких словах, но исчисляет проступки. Итак, слышите, говорит, сия сокрушающии из утра убогого, и насильствующии нищих от земли, – подобно тому, как если бы сказал: к вам слово, к тем, у которых сильно стремление как бы стереть с земли немощных и бедных и из утра совершать насилие. Любители божественного благочестия, когда воссияет для них день, возносят Богу благодарения, поклоняются, молятся и прилагают свои попечения ко всему, что ни есть похвального. А те, которые смотрят только на то, как бы кого обидеть, и ничего не считают равнозначительным с любостяжанием, те вменяют себе в занятие самое желательное – тотчас с наступлением утра вскочить с постели, приступить к обычным своим худым делам и кем можно завладеть, и подобные люди, как бы обвиняя всякую наступающую и ближайшую ночь в том, что не дает им достаточного времени для приобретения, говорят: когда прейдет месяц и продамы. Это – желание ростовщиков и на мелочах богатеющих, скверных и грязных, которые всегда жаждут конца месяца, чтобы, собирая мало-по-малу, сделать более крупными свои доходы, и, безбожно накладывая рост на рост, угнетают более слабых, хотя закон ясно говорит: «аще же даси сребро взаем» ближнему, «не буди его понуждаяй, не наложиши ему лихвы» (Исх.22:25), а они говорят: когда прейдет месяц, и продамы. Те же, которые одержимы одинаковыми или еще худшими недугами и увлекаются постыдными поборами, говорят еще: когда прейдут субботы, и отверзем сокровища, еже сотворити меру малу, и увеличити мерило, и сотворити вес неправеден? Что это значит и прошествия каких суббот они желают, с тем чтобы открыть свои сокровища, устроить меру малу и увеличить мерило, об этом необходимо сказать. Так, во Второзаконии написано: «в седмое лето да сотвориши отпущение. И сице заповедь отпущения: да оставиши весь долг твой, имже должен ближний тебе, и от брата своего не истяжеши, яко наречеся отпущение Господу Богу твоему. От чуждого да истяжеши, елика суть твоя у него: брату же твоему отпущение да сотвориши долга твоего» (Втор.15:1–3), и несколько ниже увещевает, говоря: «внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония, глаголя: близ есть седьмое лето, лето отпущения, и возлукавнует око твое брату твоему требующему, и не даси ему, и возопиет на тя ко Господу, и будет тебе грех велик» (Втор.15:9). Итак, хотя закон повелел прекращать долговые обязательства как бы в субботствовании лет (потому что приказал исполнять это в седьмой год), затем предупреждал, что не следует лукавствовать, а напротив давать в займы нуждающимся, даже если и недалеко отстоял год отпущения, все таки владельцы великих и обширных сокровищ, сжимая руку, старались переждать субботы годов, находившиеся уже при дверях, а потом давали в займы, чтобы долг во времена отпущения не был прощен. Эти люди говорят: когда прейдут субботы (конечно, субботы лет) и отверзем сокровища? И на этом не остановилось нечестие, но бессердечно подвергая поруганию нищету впавших в бедность, они выдавали малой мерой, а принимали обратно весом не одинаковым, но гораздо большим и более прежнего тяжелым, хотя Бог и говорил чрез Моисея: «да не будет во влагалищи твоем мерило великое и малое. Да не будет в дому твоем мера и мера, велика и мала: мерило истинно и праведно да будет тебе, да многи дни будеши на земли, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий. Яко мерзость Господеви Богу твоему всяк творяй сия, всяк творяй неправду» (Втор.25,13–16). Однако у них нисколько не было попечения о справедливости, но устремляя взоры к одному только любостяжанию, они стирали бедных, как бы попирая несчастных и поставляя их на место сапог, ибо, по написанному, «пажити богатым убозии» (Сир.13:23). Не мало также назидает нас приточник, говоря: сердце мужа да помышляет правая, яко да от Бога исправятся стопы его: «пред очима бо суть Божиима путие мужа, вся же течения его назирает» (Прит.5:21). Поэтому, если Бог назирает и тщательно наблюдает за нами во всем, то людям истинно добрым и благомыслящим необходимо ходить правыми стезями и не считать ничего равносильным с любовию к Богу и к братьям, а любовь к Богу обладает искренностью и несокрушимостью в отношении к вере, любовь же к братьям сопряжена с украшениями справедливости, ибо если любовь истинна, то она «искреннему зла не творит» (Рим.13:10). Но я думаю, что людям, ревнующим о благочестии и проводящим жизнь вполне согласную с законом, следует облечься «во утробы щедрот» (Кол.3:12), крепко превозмогать проклятое любостяжание и предоставить свое имущество в общее пользование с нуждающимися, ибо кто таким образом соблюдет закон любви, тот будет славен и достоин соревнования пред Богом и людьми, потому что написано: «расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века» (Пс.111:9).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

8:1-12. Си́це показа́ ми Госпо́дь Бо́гъ: и се́, сосу́дъ птицело́вца.
И рече́ [Госпо́дь]: что́ ты́ ви́диши, Амо́се? И рѣ́хъ: сосу́дъ птицело́вца. И рече́ Госпо́дь ко мнѣ́: приспѣ́ коне́цъ на лю́ди Моя́ Изра́иля, не приложу́ ксему́ е́же мимоити́ его́.
И воспла́чутся стро́пове Хра́ма въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ: мно́зи па́дшiи во все́мъ мѣ́стѣ, наве́ргу молча́нiе.
Слы́шите у́бо сiя́, сокруша́ющiи изъ у́тра убо́гаго и наси́льствующiи ни́щихъ от земли́,
глаго́лющiи: когда́ пре́йдетъ ме́сяцъ, и прода́мы, и [когда́ пре́йдутъ] суббо́ты, и отве́рземъ сокро́вища на́ша, е́же сотвори́ти мѣ́ру ма́лу, и увели́чити мѣ́рило, и сотвори́ти вѣ́съ непра́веденъ,
я́ко да притя́жемъ убо́гiя сребро́мъ и ни́щаго за сапоги́, и от вся́каго жи́та ку́плю сотвори́мъ?
Клене́тся Госпо́дь на презо́рство Иа́ковле, а́ще забу́детъ въ коне́цъ вся́ дѣла́ ва́ша:
и о си́хъ не возмяте́тся ли земля́, и воспла́чется вся́къ живя́й на не́й? и взы́детъ я́ко рѣка́ сконча́нiе [ея́], и сни́детъ я́коже рѣка́ Еги́петская.
И бу́детъ въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ, за́йдетъ со́лнце въ полу́дне, и поме́ркнетъ на земли́ въ де́нь свѣ́тъ:
и превращу́ пра́здники ва́шя въ жа́лость и вся́ пѣ́сни ва́шя въ пла́чь, и возложу́ на вся́къ хребе́тъ вре́тище и на вся́ку главу́ плѣ́шь, и положу́ его́ я́ко жа́лость люби́маго и су́щыя съ ни́мъ я́ко де́нь болѣ́зни. 
Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и послю́ гла́дъ на зе́млю, не гла́дъ хлѣ́ба, ни жа́жду воды́, но гла́дъ слы́шанiя Сло́ва Госпо́дня:
и поколе́блются во́ды от мо́ря до мо́ря и от сѣ́вера до восто́къ, и обтеку́тъ и́щуще Словесе́ Госпо́дня, и не обря́щутъ. 


8:1-12. Тако́е виде́ние откры́л мне Госпо́дь Бог: вот корзи́на со спе́лыми плода́ми.
И сказа́л Он: что ты ви́дишь, Амо́с? Я отве́тил: корзи́ну со спе́лыми плода́ми. Тогда́ Госпо́дь сказа́л мне: приспе́л коне́ц наро́ду Моему́, Изра́илю: не бу́ду бо́лее проща́ть ему́.
Пе́сни черто́га в тот день обратя́тся в рыда́ние, говори́т Госпо́дь Бог; мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча.
Вы́слушайте э́то, а́лчущие поглоти́ть бе́дных и погуби́ть ни́щих,—
вы, кото́рые говори́те: «когда́-то пройдёт новолу́ние, что́бы нам продава́ть хлеб, и суббо́та, что́бы откры́ть жи́тницы, уме́ньшить ме́ру, увели́чить це́ну си́кля и обма́нывать неве́рными веса́ми,
что́бы покупа́ть неиму́щих за серебро́ и бе́дных за па́ру о́буви, а вы́севки из хле́ба продава́ть».
Кля́лся Госпо́дь сла́вою Иа́кова: пои́стине вове́ки не забу́ду ни одного́ из дел их!
Не поколе́блется ли от э́того земля́, и не воспла́чет ли ка́ждый, живу́щий на ней? Взволну́ется вся она́, как река́, и бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская.
И бу́дет в тот день, говори́т Госпо́дь Бог: произведу́ зака́т со́лнца в по́лдень и омрачу́ зе́млю среди́ све́тлого дня.
И обращу́ пра́здники ва́ши в се́тование и все пе́сни ва́ши в плач, и возложу́ на все чре́сла вре́тище и плешь на вся́кую го́лову; и произведу́ в стране́ плач, как о еди́нственном сы́не, и коне́ц её бу́дет — как го́рький день.
Вот наступа́ют дни, говори́т Госпо́дь Бог, когда́ Я пошлю́ на зе́млю го́лод, — не го́лод хле́ба, не жа́жду воды́, но жа́жду слы́шания Слов Госпо́дних.
И бу́дут ходи́ть от мо́ря до мо́ря и скита́ться от се́вера к восто́ку, ища́ Сло́ва Госпо́дня, и не найду́т его́.


Видение сие означает, что скоро Израиль соделается добычею врагов. Ибо как птицы удобно уловляются силком; так народ уловлен будет Ассириянами.
Не буду более оказывать долготерпения, но в исполнение приведу предречения. Огонь вражеский коснется и Храма Моего. Словами же: «восплачутся стропове Храма» выразил плач умерщвляемых внутри Храма и треск горящих деревьев. И cие: «мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча» значит, что будет великое множество умерщвленных, и наступит великое молчание и безмолвие в городах, на путях и в селах по недостатку обитателей.
Посему обратите на это внимание вы, которые утесняете живущих в убожестве и нищете,
высчитываете новомесячия и субботы, собираете беззаконные прибытки,
употребляете неправильные весы и меры, разными способами порабощаете себе низших, и обогащаетесь всяким родом купли.
Презорством называет обиды, какие с надменностию делали бедным. Сказал же Пророк: «клялся Господь», показывая нелживость изрекаемаго. Не буду уже, говорит Бог, как бы некоему забвению предавать беззакония ваши, но всю землю, так сказать, подвигну на вас. Взявшие вас в плен отведут в рабство, оставив землю вашу в запустении.
Ибо сие дал разуметь, сказав: «бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская».
Тогда томящимся в бедствиях покажется, что солнце среди дня преложилось во тьму.
Все будут иметь печальный вид, остригши благолепие волос и надевши на себя вретище, и уподобятся оплакивающим смерть Единородного Сына.
А сверх сего нашлю глад и скудость, не плодов и воды, не пророчества и Божественного учения.
Будут скитаться, подобно водам устремляясь туда и сюда, блуждая с места на место, «ища́ Сло́ва Госпо́дня», и не получать желаемого. Но и величающияся ныне своим убранством девы, и воспитанные с ними юноши, томимые жаждою, преданы будут смерти.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать

Богачи желали, чтобы скорее проходила суббота или праздники и по другим, кроме изложенных в 5 ст. соображениям. Пророк указывает эти соображения в ст. 6-м. Чтобы покупать неимущих за серебро: пророк хочет выставить на вид то, что бедные являлись для богачей предметом торговли. - И бедных за пару обуви: очевидно, имеется в виду обращение в рабство бедняков из-за ничтожных долгов. Своих целей по отношению к задолжавшим беднякам богачи могли достигнуть только при помощи суда. А так как в субботы и праздники суд не производился, то богачи и желали, чтобы эти дни скорее проходили.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.8:4-10 

С изложенным видением пророк соединяет свое последнее увещание к богатым и сильным людям земли, убеждая их под угрозою страшного суда принять к сердцу значенье высказанного им видения пророческого и оставить свои беззаконные дела. «Выслушайте это», взывает он, «алчущие поглотить бедных и погубить нищих», выслушайте те, которые во имя своей неудержимой жажды к прибыткам, готовы постоянно вести свою убийственную для бедных торговлю и потому тяготитесь днями праздничными, каковы, например, новомесячие и суббота, когда всякая торговля воспрещалась (см. Числ.28:114Цар.4:23), «вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля» (сикель быль двойной: священный и гражданский; гражданский по ценности своей был вдвое меньше священного. Здесь разумеется сикель гражданский (см. Ос.3), т. е., уменьшая меру, в тоже время возвысить цену на хлеб, «и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Продавая по неверной, уменьшенной мере и в тоже время по цене возвышенной хлеб, да и хлеб-то притом еще дрянной - мякину, торговцы чрез то самое доводят бедных людей до такой крайней нищеты, что бедняк становится в необхо­димости или сам себя запродать богачу, чтобы не умереть с го­лоду (см. Лев.25:39), или, будучи не в состоянии заплатить своему кредитору таких ничтожных денег, каких стоит пара сандалий, по закону судом быть отданным в рабство этому кре­дитору (см. Ам.2:6). Такие дела не могут остаться без наказания. «Клялся Господь», говорит пророк, «славою Иакова», клянется Иегова Самим Собою, своею душою (см. Ам.6:8), своею святостью (Ам.4:2), ибо Он Сам один только и есть истинный предмет величия и славы для Израиля, – клянется в том, что не навсегда же будет оставлять ненаказанными противных святости Его дел во Израиле, что мера долготерпения Его исполнена, и суд наказания скоро откроется. «Во веки (навсегда) не забуду, говорит Он, ни одного из дел их!»,скоро воздам, скоро отмщу им за вес дела их. Мщение Божие будет так страшно, что вся земля обратится от него в свое как бы первоначальное, хаоти­ческое состояние, она придет в колебательное или волнообраз­ное, наподобие бурных, высоко до неба воздымающихся и вслед затем низко, до самой бездны опускающихся волн морских, дви­жение, и все жители на ней повержены будут в самую глубо­кую печаль. «Не поколеблется ли», говорит пророк, изображая ужас мщения Божия, «от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, (весь земной шар) как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская» во время бурного разлития своего по всей стране египетской. «И будет в тот день, говорит Господь Бог», продолжает пророк изображение действий грозного суда Божия на природу и на людей и в частности на Израиля, «произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня», совершу свои частные суды над людьми в то время, когда эти люди, наслаждаясь земным счастьем, совершенно не ожидают таких судов, и закончу эти частные суды одним всеобщим последним судом, долженствующим придти в то время, когда мир того и не ожидает (см. Мф.24:37-41), когда самое солнце земное среди дня зака­тится, и дневной свет внезапно заменится тьмою. Одним из предвестников этого всеобщего, последнего суда должен быть и суд, предстоящий Израилю. Когда этот суд над Израилем войдет в свою силу, тогда «обращу праздники ваши», говорит Господь сему народу, «в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову» (в знак печали, ср. Ис.3:24), плач народа будет так же горек, как плач по умершем единственном сыне. «И произведу в стране плач», говорит Господь, «как о единственном сыне (ср. Иер.6:26; Зах.12:10); и конец ее» -  конец печали, конец плача «будет – как горький день», покончится плач не утешением, а горе­стью же. Это значит, что суд Божия наказания не скоро пройдет над Израилем, а остановится на нем на продолжительное время.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible