Скрыть
Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская

Писание очень часто изображает Бога клянущимся. Прежде всего в книге Бытия: воззва ангел Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: Мною самем кляхся, глаголет Господь: его же ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленного, благословя благословлю тя, и умножая умножу тебя, яко звезды небесные и яко песок в скрай моря (Быт. 22:16–17). Также в сто девятом псалме: клястся Господь, и не раскается: ты иерей во век почину Мелхиседекову (Пс. 109:4). Написавший послание к евреям, кто бы он ни был, говорит относительно этого: понеже ни единем имяше большим клятися, клятся Собою (Евр. 6:13). И у этого же самого пророка выше (гл. 4, ст. 2) мы читаем: клялся Господь святым Своим или святыми Своими, что вот придут на вас дни, и возьмут вас в оружии или на пиках и прочее. Таким образом тот, кто прежде клялся святым Своим или святыми Своими, теперь клянется относительно высокомерия Иакова с тою целью, что если они не верят Его угрозам, то пусть поверят Ему, когда Он клянется подобно людям, которые тогда обращаются к клятве, когда не верят простым словам их. И не удивительно, если Бог называется клянущимся, когда Он спит вместе с спящими, и бодрствует с бодрствующими и называется гневающимся на тех, которые собирают себе гнев на день гнева (Рим. гл. 2). Клянется же Он в том, что не забудет дел их до конца, потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6), но будет помнить о всех делах их до конца и до времени суда. Поэтому кающиеся просят: не помяни наших беззаконий прежних (Пс. 78:8), тем более что в отношении к гордым сама земля поколеблется или придет в смятение и восплачет не переселенец или пришлец, а житель ея, и поднимется, как река, истребление ея, и опустится, как река египетская, так что тот, кто покается, возвысится подобно поднимающейся реке, а кто будет упорствовать во грехах, тот опустится подобно реке египетской и, вступив в море, будет поглощен им. Чрез это дается знать, что высокомерие Иакова, относительно которого клянется Господь, будет поглощаемо вечными наказаниями.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 Кленется Господь на презорство Иаковле, аще забудет в конец вся дела ваша: и о сих не возмятется ли земля, и восплачется всяк живяй на ней? и взыдет яко река скончание, и снидет якоже река Египетская

Бог ставит сынам Иакова в грех превозношения то, что они презрели божеские законы и даже попрали любовь к ближним. Посему кленется на презорливых Иакова. Конечно мы не думаем, что Бог всяческих чье-либо презорство делает предметом клятвы: Он клянется против него, то есть определяет ему достойное наказание. В чем же однако клянется? – В том, что более не пропустит и не будет терпеть до конца прегрешений. Это, думаю, означает в конец (εὶς νῖκο)σ), то есть-то, что достигает окончания и полной победы. Потом говорит, что если изъято будет забвение относительно их злочестивых проступков, то может ли земля не исполниться смятением, когда нападут на нее враги? А сами они восплачутся, потерпев ужасное и неизбежное бедствие. Какое же именно? – Наведено, говорит, будет на них скончание, как река Египетская, все преодолевающая и заливающая всю Самарийскую землю сильными и непреоборимыми потоками, а найдет она, увлекая все на пути и ничему не давая никакой пощады. Нашел же на них Сеннахирим с несметными полчищами как река некая, затопляющая землю и все себе покоряющая, а ушел обратно в свою землю, увлекая за собою громаднейшую и бесчисленную толпу пленных. Посему, если вознерадим о Боге, то сами против себя найдем сопротивные силы и будем находиться как бы в смятении и скорбях, некоторым образом расхищаемые ими и как бы по необходимости впадая в раболепное услужение, потому что восстанут на нас как вода неодолимая, увлекающая в пагубу и потопляющая до смерти. Но «реки не покрыют» нас, по написанному (Ис.43:2) и не поглотит бездна, не потопит также и буря, если мы пожелаем угождать Богу. Вот тогда-то, мужественно избавившись от демонских притязаний и весьма маловажным считая их лукавство, радостно скажем: «аще не Господь бы был в нас, убо живых пожерли быша нас», и еще: «поток прейде душа наша, воду непостоянную» (Пс.123:2,4,5). Впрочем, если и будет непостоянна и непреоборима для мыслей наших вода диавольского коварства, то есть – наводнение от страстей, мы во Христе превозможем: как поток какой перейдем нашествие его упрямства.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

8:1-12. Си́це показа́ ми Госпо́дь Бо́гъ: и се́, сосу́дъ птицело́вца.
И рече́ [Госпо́дь]: что́ ты́ ви́диши, Амо́се? И рѣ́хъ: сосу́дъ птицело́вца. И рече́ Госпо́дь ко мнѣ́: приспѣ́ коне́цъ на лю́ди Моя́ Изра́иля, не приложу́ ксему́ е́же мимоити́ его́.
И воспла́чутся стро́пове Хра́ма въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ: мно́зи па́дшiи во все́мъ мѣ́стѣ, наве́ргу молча́нiе.
Слы́шите у́бо сiя́, сокруша́ющiи изъ у́тра убо́гаго и наси́льствующiи ни́щихъ от земли́,
глаго́лющiи: когда́ пре́йдетъ ме́сяцъ, и прода́мы, и [когда́ пре́йдутъ] суббо́ты, и отве́рземъ сокро́вища на́ша, е́же сотвори́ти мѣ́ру ма́лу, и увели́чити мѣ́рило, и сотвори́ти вѣ́съ непра́веденъ,
я́ко да притя́жемъ убо́гiя сребро́мъ и ни́щаго за сапоги́, и от вся́каго жи́та ку́плю сотвори́мъ?
Клене́тся Госпо́дь на презо́рство Иа́ковле, а́ще забу́детъ въ коне́цъ вся́ дѣла́ ва́ша:
и о си́хъ не возмяте́тся ли земля́, и воспла́чется вся́къ живя́й на не́й? и взы́детъ я́ко рѣка́ сконча́нiе [ея́], и сни́детъ я́коже рѣка́ Еги́петская.
И бу́детъ въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ, за́йдетъ со́лнце въ полу́дне, и поме́ркнетъ на земли́ въ де́нь свѣ́тъ:
и превращу́ пра́здники ва́шя въ жа́лость и вся́ пѣ́сни ва́шя въ пла́чь, и возложу́ на вся́къ хребе́тъ вре́тище и на вся́ку главу́ плѣ́шь, и положу́ его́ я́ко жа́лость люби́маго и су́щыя съ ни́мъ я́ко де́нь болѣ́зни. 
Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и послю́ гла́дъ на зе́млю, не гла́дъ хлѣ́ба, ни жа́жду воды́, но гла́дъ слы́шанiя Сло́ва Госпо́дня:
и поколе́блются во́ды от мо́ря до мо́ря и от сѣ́вера до восто́къ, и обтеку́тъ и́щуще Словесе́ Госпо́дня, и не обря́щутъ. 


8:1-12. Тако́е виде́ние откры́л мне Госпо́дь Бог: вот корзи́на со спе́лыми плода́ми.
И сказа́л Он: что ты ви́дишь, Амо́с? Я отве́тил: корзи́ну со спе́лыми плода́ми. Тогда́ Госпо́дь сказа́л мне: приспе́л коне́ц наро́ду Моему́, Изра́илю: не бу́ду бо́лее проща́ть ему́.
Пе́сни черто́га в тот день обратя́тся в рыда́ние, говори́т Госпо́дь Бог; мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча.
Вы́слушайте э́то, а́лчущие поглоти́ть бе́дных и погуби́ть ни́щих,—
вы, кото́рые говори́те: «когда́-то пройдёт новолу́ние, что́бы нам продава́ть хлеб, и суббо́та, что́бы откры́ть жи́тницы, уме́ньшить ме́ру, увели́чить це́ну си́кля и обма́нывать неве́рными веса́ми,
что́бы покупа́ть неиму́щих за серебро́ и бе́дных за па́ру о́буви, а вы́севки из хле́ба продава́ть».
Кля́лся Госпо́дь сла́вою Иа́кова: пои́стине вове́ки не забу́ду ни одного́ из дел их!
Не поколе́блется ли от э́того земля́, и не воспла́чет ли ка́ждый, живу́щий на ней? Взволну́ется вся она́, как река́, и бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская.
И бу́дет в тот день, говори́т Госпо́дь Бог: произведу́ зака́т со́лнца в по́лдень и омрачу́ зе́млю среди́ све́тлого дня.
И обращу́ пра́здники ва́ши в се́тование и все пе́сни ва́ши в плач, и возложу́ на все чре́сла вре́тище и плешь на вся́кую го́лову; и произведу́ в стране́ плач, как о еди́нственном сы́не, и коне́ц её бу́дет — как го́рький день.
Вот наступа́ют дни, говори́т Госпо́дь Бог, когда́ Я пошлю́ на зе́млю го́лод, — не го́лод хле́ба, не жа́жду воды́, но жа́жду слы́шания Слов Госпо́дних.
И бу́дут ходи́ть от мо́ря до мо́ря и скита́ться от се́вера к восто́ку, ища́ Сло́ва Госпо́дня, и не найду́т его́.


Видение сие означает, что скоро Израиль соделается добычею врагов. Ибо как птицы удобно уловляются силком; так народ уловлен будет Ассириянами.
Не буду более оказывать долготерпения, но в исполнение приведу предречения. Огонь вражеский коснется и Храма Моего. Словами же: «восплачутся стропове Храма» выразил плач умерщвляемых внутри Храма и треск горящих деревьев. И cие: «мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча» значит, что будет великое множество умерщвленных, и наступит великое молчание и безмолвие в городах, на путях и в селах по недостатку обитателей.
Посему обратите на это внимание вы, которые утесняете живущих в убожестве и нищете,
высчитываете новомесячия и субботы, собираете беззаконные прибытки,
употребляете неправильные весы и меры, разными способами порабощаете себе низших, и обогащаетесь всяким родом купли.
Презорством называет обиды, какие с надменностию делали бедным. Сказал же Пророк: «клялся Господь», показывая нелживость изрекаемаго. Не буду уже, говорит Бог, как бы некоему забвению предавать беззакония ваши, но всю землю, так сказать, подвигну на вас. Взявшие вас в плен отведут в рабство, оставив землю вашу в запустении.
Ибо сие дал разуметь, сказав: «бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская».
Тогда томящимся в бедствиях покажется, что солнце среди дня преложилось во тьму.
Все будут иметь печальный вид, остригши благолепие волос и надевши на себя вретище, и уподобятся оплакивающим смерть Единородного Сына.
А сверх сего нашлю глад и скудость, не плодов и воды, не пророчества и Божественного учения.
Будут скитаться, подобно водам устремляясь туда и сюда, блуждая с места на место, «ища́ Сло́ва Госпо́дня», и не получать желаемого. Но и величающияся ныне своим убранством девы, и воспитанные с ними юноши, томимые жаждою, преданы будут смерти.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их

Возвещение суда Божия над преступным народом

С 7-го ст. начинается возвещение суда. - Клялся Господь славою Иакова, (bigeon jaakov): в VI:8 пророк употребляет слово geon (рус. т. «слава») в значении высокомерия, которым гнушается Господь; в этом же значении должно принимать слово geon в рассматриваемом выражении, как и в слав. «на презорство Иаковле». Господь клянется о высокомерии Иакова, т. е. высокомерие Господь выставляет свидетельством или уликою против Израиля, как грех особенно тяжкий. Некоторые комментаторы, впрочем, принимая geon jaakov в значении слава Иакова полагают, что Господь клянется тем, кто является источником этой славы, т. е. Самим собою.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.8:4-10 

С изложенным видением пророк соединяет свое последнее увещание к богатым и сильным людям земли, убеждая их под угрозою страшного суда принять к сердцу значенье высказанного им видения пророческого и оставить свои беззаконные дела. «Выслушайте это», взывает он, «алчущие поглотить бедных и погубить нищих», выслушайте те, которые во имя своей неудержимой жажды к прибыткам, готовы постоянно вести свою убийственную для бедных торговлю и потому тяготитесь днями праздничными, каковы, например, новомесячие и суббота, когда всякая торговля воспрещалась (см. Числ.28:114Цар.4:23), «вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля» (сикель быль двойной: священный и гражданский; гражданский по ценности своей был вдвое меньше священного. Здесь разумеется сикель гражданский (см. Ос.3), т. е., уменьшая меру, в тоже время возвысить цену на хлеб, «и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Продавая по неверной, уменьшенной мере и в тоже время по цене возвышенной хлеб, да и хлеб-то притом еще дрянной - мякину, торговцы чрез то самое доводят бедных людей до такой крайней нищеты, что бедняк становится в необхо­димости или сам себя запродать богачу, чтобы не умереть с го­лоду (см. Лев.25:39), или, будучи не в состоянии заплатить своему кредитору таких ничтожных денег, каких стоит пара сандалий, по закону судом быть отданным в рабство этому кре­дитору (см. Ам.2:6). Такие дела не могут остаться без наказания. «Клялся Господь», говорит пророк, «славою Иакова», клянется Иегова Самим Собою, своею душою (см. Ам.6:8), своею святостью (Ам.4:2), ибо Он Сам один только и есть истинный предмет величия и славы для Израиля, – клянется в том, что не навсегда же будет оставлять ненаказанными противных святости Его дел во Израиле, что мера долготерпения Его исполнена, и суд наказания скоро откроется. «Во веки (навсегда) не забуду, говорит Он, ни одного из дел их!»,скоро воздам, скоро отмщу им за вес дела их. Мщение Божие будет так страшно, что вся земля обратится от него в свое как бы первоначальное, хаоти­ческое состояние, она придет в колебательное или волнообраз­ное, наподобие бурных, высоко до неба воздымающихся и вслед затем низко, до самой бездны опускающихся волн морских, дви­жение, и все жители на ней повержены будут в самую глубо­кую печаль. «Не поколеблется ли», говорит пророк, изображая ужас мщения Божия, «от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, (весь земной шар) как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская» во время бурного разлития своего по всей стране египетской. «И будет в тот день, говорит Господь Бог», продолжает пророк изображение действий грозного суда Божия на природу и на людей и в частности на Израиля, «произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня», совершу свои частные суды над людьми в то время, когда эти люди, наслаждаясь земным счастьем, совершенно не ожидают таких судов, и закончу эти частные суды одним всеобщим последним судом, долженствующим придти в то время, когда мир того и не ожидает (см. Мф.24:37-41), когда самое солнце земное среди дня зака­тится, и дневной свет внезапно заменится тьмою. Одним из предвестников этого всеобщего, последнего суда должен быть и суд, предстоящий Израилю. Когда этот суд над Израилем войдет в свою силу, тогда «обращу праздники ваши», говорит Господь сему народу, «в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову» (в знак печали, ср. Ис.3:24), плач народа будет так же горек, как плач по умершем единственном сыне. «И произведу в стране плач», говорит Господь, «как о единственном сыне (ср. Иер.6:26; Зах.12:10); и конец ее» -  конец печали, конец плача «будет – как горький день», покончится плач не утешением, а горе­стью же. Это значит, что суд Божия наказания не скоро пройдет над Израилем, а остановится на нем на продолжительное время.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible