Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-8 Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская

Писание очень часто изображает Бога клянущимся. Прежде всего в книге Бытия: воззва ангел Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: Мною самем кляхся, глаголет Господь: его же ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленного, благословя благословлю тя, и умножая умножу тебя, яко звезды небесные и яко песок в скрай моря (Быт. 22:16–17). Также в сто девятом псалме: клястся Господь, и не раскается: ты иерей во век почину Мелхиседекову (Пс. 109:4). Написавший послание к евреям, кто бы он ни был, говорит относительно этого: понеже ни единем имяше большим клятися, клятся Собою (Евр. 6:13). И у этого же самого пророка выше (гл. 4, ст. 2) мы читаем: клялся Господь святым Своим или святыми Своими, что вот придут на вас дни, и возьмут вас в оружии или на пиках и прочее. Таким образом тот, кто прежде клялся святым Своим или святыми Своими, теперь клянется относительно высокомерия Иакова с тою целью, что если они не верят Его угрозам, то пусть поверят Ему, когда Он клянется подобно людям, которые тогда обращаются к клятве, когда не верят простым словам их. И не удивительно, если Бог называется клянущимся, когда Он спит вместе с спящими, и бодрствует с бодрствующими и называется гневающимся на тех, которые собирают себе гнев на день гнева (Рим. гл. 2). Клянется же Он в том, что не забудет дел их до конца, потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6), но будет помнить о всех делах их до конца и до времени суда. Поэтому кающиеся просят: не помяни наших беззаконий прежних (Пс. 78:8), тем более что в отношении к гордым сама земля поколеблется или придет в смятение и восплачет не переселенец или пришлец, а житель ея, и поднимется, как река, истребление ея, и опустится, как река египетская, так что тот, кто покается, возвысится подобно поднимающейся реке, а кто будет упорствовать во грехах, тот опустится подобно реке египетской и, вступив в море, будет поглощен им. Чрез это дается знать, что высокомерие Иакова, относительно которого клянется Господь, будет поглощаемо вечными наказаниями.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.

Лопухин А.П.

Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их

Возвещение суда Божия над преступным народом

С 7-го ст. начинается возвещение суда. - Клялся Господь славою Иакова, (bigeon jaakov): в VI:8 пророк употребляет слово geon (рус. т. «слава») в значении высокомерия, которым гнушается Господь; в этом же значении должно принимать слово geon в рассматриваемом выражении, как и в слав. «на презорство Иаковле». Господь клянется о высокомерии Иакова, т. е. высокомерие Господь выставляет свидетельством или уликою против Израиля, как грех особенно тяжкий. Некоторые комментаторы, впрочем, принимая geon jaakov в значении слава Иакова полагают, что Господь клянется тем, кто является источником этой славы, т. е. Самим собою.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 7-8 Кленется Господь на презорство Иаковле, аще забудет в конец вся дела ваша: и о сих не возмятется ли земля, и восплачется всяк живяй на ней? и взыдет яко река скончание, и снидет якоже река Египетская

Бог ставит сынам Иакова в грех превозношения то, что они презрели божеские законы и даже попрали любовь к ближним. Посему кленется на презорливых Иакова. Конечно мы не думаем, что Бог всяческих чье-либо презорство делает предметом клятвы: Он клянется против него, то есть определяет ему достойное наказание. В чем же однако клянется? – В том, что более не пропустит и не будет терпеть до конца прегрешений. Это, думаю, означает в конец (εὶς νῖκο)σ), то есть-то, что достигает окончания и полной победы. Потом говорит, что если изъято будет забвение относительно их злочестивых проступков, то может ли земля не исполниться смятением, когда нападут на нее враги? А сами они восплачутся, потерпев ужасное и неизбежное бедствие. Какое же именно? – Наведено, говорит, будет на них скончание, как река Египетская, все преодолевающая и заливающая всю Самарийскую землю сильными и непреоборимыми потоками, а найдет она, увлекая все на пути и ничему не давая никакой пощады. Нашел же на них Сеннахирим с несметными полчищами как река некая, затопляющая землю и все себе покоряющая, а ушел обратно в свою землю, увлекая за собою громаднейшую и бесчисленную толпу пленных. Посему, если вознерадим о Боге, то сами против себя найдем сопротивные силы и будем находиться как бы в смятении и скорбях, некоторым образом расхищаемые ими и как бы по необходимости впадая в раболепное услужение, потому что восстанут на нас как вода неодолимая, увлекающая в пагубу и потопляющая до смерти. Но «реки не покрыют» нас, по написанному (Ис.43:2) и не поглотит бездна, не потопит также и буря, если мы пожелаем угождать Богу. Вот тогда-то, мужественно избавившись от демонских притязаний и весьма маловажным считая их лукавство, радостно скажем: «аще не Господь бы был в нас, убо живых пожерли быша нас», и еще: «поток прейде душа наша, воду непостоянную» (Пс.123:2,4,5). Впрочем, если и будет непостоянна и непреоборима для мыслей наших вода диавольского коварства, то есть – наводнение от страстей, мы во Христе превозможем: как поток какой перейдем нашествие его упрямства.

Толкование на пророка Амоса.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible