Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись

Кто вместе с Иезекиилем и Иоанном Крестителем видел отверстые небеса (Иез. гл. 1; Мф. гл. 3) и у кого с глаз снято покрывало, находившееся прежде на лице Моисея (Исх. гл. 34), во исполнение слов Писания: заповедь Божия светла, просвещающая очи (Пс. 18:9), тот увидит Господа стоящим над жертвенником и повелевающим пророку или, как многие полагают, ангелу, которому поручено было совершение наказаний за грехи, ударить в дверные крючья храма или в очистилище, чтобы потряслись притолоки или преддверия его. Когда, говорит, храм, по причине зол человеческих, будет разорен и разрушен и гнев Мой [будет обнаруживаться], начиная с святилища, то каждый узнает, что, при охватившем все корыстолюбии, он не может спастись, что последним его уделом будет смерть и что никакая помощь не может избавить его от определения Божия. Что касается слов по переводу LХХ: раздели головы всех их, то вполне справедливо разделяются головы тех, которые сами отделяются от того, Кто служит главою всего, и которые говорили: не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19:15) и издавали нечестивый крик: распни, распни Его (там же) и: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25). Все это мы можем относить и к еретикам: жертвенник их разбивается, и все посвящения и святотатственные таинства потрясаются; они имели корыстолюбие в головах своих и подобны куропатке, которая криком собирает тех, кого не рождала, и приобретает богатства неправдою (Иер. гл. 17). Поэтому Господь истребит, в дополнение ко всему, последнее или остальных у него, и до конца он останется неразумным. Но когда Господь поразит дверные крючья и пошлет на них меч, то не будет никого, кто мог бы спастись и уклониться от угрожающего меча Господня. Вместе с тем нужно и то заметить, что когда Господь стоит над жертвенником, то сперва наносится удар очистилищу или крючьям храма, затем потрясаются преддверия, потом разделяются головы всех и наконец истребляются мечем остальные. Ибо если бы Господь не попирал высокомерия еретиков ногою Своею и не поразил бы духовным мечем превратного и преступного учения и не произвел бы разделения между учителями их, которые разумеются под головами, и не убил бы их в лучшем смысле, то не могли бы оживотвориться ученики согласно с написанным: Аз убию и жити сотворю, поражу, и Аз исцелю (Втор. 32:39). Умерщвляются и поражаются учители, чтобы стали живыми ученики; разделяются головы для исцеления прочих членов.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.

Лопухин А.П.

Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись

Видение Господа, стоящего над жертвенником

Пятое и последнее видение пророка Амоса. Пророк видит Господа, стоящего у жертвенника (al hamisbeach, как и 3Цар XIII:1 лучше перевести «у жертвенника», а не «на жертвеннике»), и слышит повеление обрушить храм на головы собравшегося народа. По мнению многих толкователей (блаж. Иероним, Феодорит, Шегг, Кнабенбауер, Юнгеров), под храмом, о котором говорится в описании видения, должно разуметь храм Иерусалимский, так как 1) слово misbeach (жертвенник) употреблено с членом и указывает на определенный, законный жертвенник, каковым был только жертвенник Иерусалимский; 2) Господь не мог бы явиться в ином храме, в котором совершалось не угодное ему служение. Но лучше согласиться с теми толкователями кн. Амоса, которые IX:1 относят к святилищу Вефильскому, вблизи которого проповедовал пророк. (Кирилл Ал., Новак, Гоонакер, еп. Палладий). Пророк, действительно, говорит об израильтянах; следовательно, он не мог представить их наполнившими храм Иерусалимский. А та черта видения, что Господь является в святилище незаконном, не заключает ничего странного, если припомнить, что Господь является для суда и наказания. Член при слове misbeach понятен вполне и предположении, что речь у пророка о жертвеннике вефильском. - И Он сказал: к кому обратился со словами Господь, не указано; или к Ангелам, сопровождавшим Господа (блаж. Иероним, Кнабенб., Юнгеров) или к самому пророку (св. Кирилл Ал., Шегг). - Ударь в притолоку над воротами (hakapthor), чтобы потряслись косяки (hasippim). Слово kapthor (рус. притолка над воротами) в Исх XXV:31 означает украшение светильника («ramerku») и в рассматриваемом месте, вероятно, им называются капитель колонны (Новак, Гоонакер). LXX, по-видимому, вместо kapthor читали kapporeth и потому перевели словом ilasthrion, очистилище (слав. «порази очистилище»). Слово sap (в рус. т. косяк) употребляется в других местах Библии в значении порог (Суд XIX:27; 4 Цар ХII:9), и чаша (3Цар VII:50). LXX перевели его - propulon, преддверие (слав. «и поколеблются преддверия»). Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) принимают hasippim обыкновенно в значении пороги; все выражение - удар в капитель колонны (в притолоку над воротам), чтобы потряслись пороги - будет равносильно такому: ударь так, чтобы потряслось все здание от верху до основания. Возражением против перевода hasippim словом пороги может служить следующее за рассматриваемым предложением обрушь их (bezaam) на головы, так как нельзя обрушить пороги на головы. Это же предложение показывает и неудовлетворительность принятого в нашем тексте перевода hasippim словом косяки, потому что и косяки нельзя обрушить на голову всех. Трудность выражения, может быть, следует объяснять тем, что архитектурные библейские термины нам недостаточно точно известны. Заслуживает внимания также предложение Гоонакера вместо hasippim читать hasippun, потолок (3Цар VI:15), изменив при этом и Vejreaschu («и потрясутся») в ед. ч. veiraasch. - Остальных же из них, т. е. уцелевших при разрушении храма или же - всех до единого. Часть ст. 1-го со слов остальных же считают не продолжением описания видения, а уже началом речи по поводу видения и в разъяснение его (Новак).

Прп. Ефрем Сирин

Видех Господа стояща на жертвеннице, то есть Христа, стоящего на стенах церковных, и не стоящего только, но и держащего Церковь в руке Своей по сказанному: на длани рук Моих положил Я тебя (Ис. 49:16). И рече: порази верею, то есть гумно, и поколеблются преддверия от голода. Сим Пророк указывает на тот глад и на ту жажду приять евангельское учение жизни о Христе, какие свойственны уверовавшим. В таинственном смысле вереею называет он плоть Христову, а преддвериями - состав плоти; потому что состав плоти Христовой поколебался от естественных страданий, какие претерпел Христос.

Свт. Кирилл Александрийский

Видех Господа стояща на жертвеннице, и рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех: и оставшия их оружием избию, не убежит от них бежай, и не уцелеет от них уцелеваяй

Видех Господа стояща на жертвеннице, и рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех: и оставшыя их оружием избию. Блаженные пророки, озарением Духа проясняя око своих естественных способностей, не воспринимают только знание будущего, но иногда, видя как бы на картине течение самых событий, удивляются сами и убеждают слушателей принять в этом участие с ними, со всею силою стараясь разъяснить значение видений. Так, божественный Амос говорит: «и рече Господь ко мне: приспе конец на люди моя Израиля, не приложу ксему еже мимоити его. И восплачутся стропове храма в той день, глаголет Господь: мнози падшии во всем месте, навергу молчание» (Амос.8:2–3). Но вот возвещенное прежде видит исполняющимся на самом деле согласно с предсказанием: увидел, говорит, Господа, стоящего на жертвеннике и как бы начинающего разрушение, повелевающего быть сему самому. Стоит же Он на жертвеннике, не честь ему оказывая: так думать глупо, ибо нелепее всего предполагать и утверждать, что требищам идольским Бог уделяет внимание и честь. Как мог бы Он почтить жертвенник телицы? Напротив, Он стоял с намерением низвергнуть и низринуть на землю. Поэтому Он как бы повелел пророку начать разрушение, говоря: ударь по жертвеннику (πάταξον ἐπὶ τὸ θυσιαστήριον), и поколеблются преддверия, и пусть храм должен будет немедленно пасть. И пресецы в главы всех, то есть: начни с знатнейших между ними и порази выдающихся, которые поставлены во главе прочих; с ними вместе погибнут остальные и последуют участи начальников, также сделавшись добычею меча. Подобно сему и то, что возвещено устами Иезекииля о шести мужах, которые шли от ворот, обращенных к северу, и, держа секиры, следовали за мужем, облеченным в подир, каковым мужам сказано было Богом: «идите во град вслед его, изсецыте и не пощадите и не помилуйте: старца, и юношу, и младенцы, и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся: от освященных моих начните» (Иез.9:1–6). Видишь: начатком соделал облеченных властию или слывущих почтенными и святыми быть может по причине усвоенной славы священнодействия или известности другими какими-нибудь достоинствами, так как таковые люди суть как бы возглавие прочих.

Это случилось с теми, кои ругались над Господом: когда они, несчастные, презрев закон и пророков, не приняли Христа, конец закона (Рим.10:4), и пророков, но хотя ясно сознавали, что Он наследник, извергли Его вон из виноградника (Мк.12; Мф.21; Лк.20) и наконец распяли, тогда они преданы были на опустошение римским полководцам, и знаменитый оный храм был сожжен, жертвенник в нем ниспровержен, предверия разбиты и вместе с толпою погибли и предводители: никого у них не пощадила война. И каждый из верующих, хотя он и есть храм Бога, потому что имеет Его обитающим в себе, – хотя он и считается жертвенником, потому что собственною жизнию совершает священное служение Богу, – если после этого, обратившись к беспечности, оскорбит Бога, то придет в ничтожество и подвергнется самому ужасному низвержению, ибо не лицеприятен Владыка и, по написанному (Иез.33:12), «правда праведника не избавит его, в оньже день прельстится.»

Ст. 1-4 И не убежит от них бежай, ниже уцелеет от них уцелеваяй: аще сокрыются во аде, то и оттуду рука моя исторгнет я, и аще взыдут на небо, то и оттуду свергу я. Аще скрыются на версе Кармила, то и оттуду взыщу и возму я, и аще погрузятся от очию моею во глубинах морских, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я: и аще пойдут в плен пред лицем враг своих, и тамо повелю оружию, и избиет их: и утвержу очи мои на них во злая, а не во благая

Слушающим это, кажется, своевременно будет сказать, что гласом Давида воспевается Богу «камо пойду от Духа твоего?» и следующее (Пс.138:7 и далее). Божество всевидяще, да кроме того и всесильно, и никто не скроется от неусыпающего ока, ибо сказал: «Бог приближайся аз есмь, а не Бог издалеча: еда от мене утаится что» (Иер.23:23, 32:27)? Никто также никогда не избежит насланной на него по мановению божественному беды, ибо, по написанному, «руку его высокую кто отвратит?» (Ис.14:27)? Какая хитрость пособит нам, и вообще, какое средство нам поможет, если Бог определил, что нам должно страдать? Что таким образом, подпавшим гневу Божию вполне бесполезны и совет, и размышление, и всякого рода замыслы, это поясняет, говоря: никто не убежит, хотя бы сокрылся в самый ад (речь гиперболическая), и если бы даже взлетел на небо, или скрылся на вершине Кармила. Но если и взойдет, то будет пойман. И хотя бы очутился в море, попадется дракону, или, по Еврейским понятиям, предан будет киту. – Если наконец окажется у врагов и в плену, крепко содержимый в узах рабства, то и этого, говорит, будет мало и недостаточно для его наказания. Употреблен будет против него и страх меча, и не престанет, говорит, Господь всяческих, утверждать око Свое на нем. Это признак гнева и угрозы: иногда мы сами не сводим глаз с оскорбителей, смотря на них грозно и неласково. Но так как Бог взирает также на добрых и праведных, то разъясняет различие воззрения, говоря: во злая, а не во благая: Воззрит, говорит, не с тем, чтобы наделить каким-либо благом, но чтобы определенная им кара и казнь оставались бы у них непоколебимой и как бы неподвижной.

Подверглось этому самому и жалкое соборище Иудейское, которое навлекло праведную кровь на свою главу, ибо они, убеждая Пилата распять Христа, говорили: «кровь его на нас и на чадех наших» (Мф.27:25). Поэтому-то они погибли со всеми семействами своими и города были расхищены с самими жителями их, так что, кажется, никто не мог убежать. А что и в какой степени они вынесли, об этом повествуют обширные сочинения тех, которые наблюдали это.

Толкование на пророка Амоса.

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible