Скрыть
чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие

Где предшествует авторитет апостолов и в особенности Петра и Иакова, которых сосуд избранный называет столпами Церкви (Гал. гл. 2), там должно исчезнуть всякое сомнение по отношению к различным толкованиям и должно следовать толкованию этих мужей. Когда, по Деяниям Апостолов, среди апостолов возбудился вопрос, почему Павел и Варнава принимают людей из язычников без обрезания и без соблюдения субботы, то Петр ответил так, как должно было; Иаков, подтверждая его решение, сказал следующее: мужи братие, послушайте мене. Симон поведа, яко прежде Бог посети прияти от язык люди о имени Своем. И сему согласуют словеса пророк, якоже пишет: по сих обращуся и созижду кровь (tabernaculum) Давидов падший и раскопанная его созижду, и исправлю его, яко да взыщут прочии человецы Господа, и вси язы́цы, в нихже наречеся имя Мое, глаголет Господь, творяй сия. Разумна от века суть Богови дела Его (Деян. 15:13–18). Таким образом, после бедствий и после наказаний обещая теперь, по обычаю Писаний, благоденствие и радость, Он говорит, что восстановит эту падшую скинию Давидову (а пала она у тех, которые говорят: не приблизится и не придет на нас бедствие, которых Господь сотрясал и испытывал в Своем решете и гумно которых Он очищал лопатою Своего величия, истребляя мечем всех тех, которые были грешниками) и чрез воскресение Господа все восстановит, так что падшее в синагогах восстанет в церквах и верующие овладеют остатком Идумеи и всеми народами, так что все то, что останется от кровавого и земного царства, превратится в царство небесное и все народы, забывшие Господа, обратятся и возвратятся к Нему. Если же мы будем читать по LХХ: чтобы взыскали Меня остальные люди и все народы, которые называются именем Моим, то под остальными людьми должны мы понимать тех, которые из среды иудейского народа уверовали и, подобно камешку, не выпали из решета и не были выброшены вместе с пылью, соломою и сором. Ибо остаток в начале [распространения] веры спасется, а весь Израиль спасется при конце мира, когда исполнение языков внидет (Рим. 11:25). Имя же Господне, которым называются остаток и все народы, есть то, о котором Спаситель говорит: Отче, явих имя Твое человеком (Ин. 17:6). Чтобы длинная речь не задерживала нас долее, скажу о том, как следует понимать обетование. Иудеи все то, что и у этого пророка, и у других предвозвещается о созидании Иерусалима (или стены Иерусалимской) и храма и благоденствии, тщетно ожидают для себя, говоря. что это телесно исполнится в последнее время. Но мы, следующие не букве убивающей, а духу животворящему, утверждаем, что это уже исполнилось в церкви и ежедневно исполняется над каждым из тех, которые, падши чрез грех, воссозидаются чрез покаяние.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 В той день восставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея, и раскопаная ея восставлю, и возгражду ю якоже дние века: яко да взыщут мене оставшиися человецы и вси языцы, в нихже призвася имя мое в них, глаголет Господь творяй сия вся

Обещал, говоря, что не в конец истребит род Иакова, но, хотя бы они, как бы разбросанные веялом, сделались странниками и пришельцами, лишенными отечества и домов, живущими в варварской и чужой стране, все-таки не будут сокрушены совсем и не дойдут до совершенной гибели. Поэтому говорит, что восстановит и скинию Давидову, воздвигнет низверженное в ней якоже дние века, то есть на дни долгие. Это, говорит, будет для прочих народов, соседних и отдаленных, доказательством и удостоверением того, что нужно наконец обратиться к Богу и начать искать Его, удивившись конечно Божию милосердию и величию могущества. Итак, если говорит «скинию Давидову» то обозначает род Иудейский или дом Иаковлев. Следует заметить, что когда Кир освободил их из плена, они воротились в Иудею, восстановили храм и, укрепив опустошенные города и построив в них дома, стали жить в безопасности; и хотя терпели войны со стороны некоторых, – разумею например Антиоха, Адриана, но уже не становились пленниками и не испытывали опустошения подобно тому, как от Вавилонян.

Таков исторический смысл в этих словах, а более внутренний и истинный нужно относить ко Христу. Именно, когда Он воскрес из мертвых, при чем Бог и Отец восстановил павшую до смерти скинию Его, то есть – земную плоть, тогда все поверженное у нас приведено в новый вид, ибо «кто во Христе, нова тварь» по писанию (2Кор.5:17), потому что мы совоскрешены вместе с ним, и хотя смерть подкопала скинии всех, но возградил их Бог и Отец во Христе. И это уделено нам будет не на время, но на вечные дни, потому что благо нетления не отъемлемо у нас и смерть не будет уже владычествовать над спасенными во Христе. Тогда и прочие человецы по примеру уверовавших из Израиля познали Бога, истинно и по естеству сущего, уклонившись от оного древнего и мерзкого заблуждения; ибо не мог солгать Христос, когда говорил: «аще» зерно «умрет, мног плод сотворит» (Ин.12:24), и аще: «аще вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.12:32). Итак, в тот день, когда Я воздвигну раскопанную и падшую скинию Давидову, призовутся все народы и на них будет Мое имя. А что предсказание всенепременно придет в исполнение, удостоверил, присовокупив: глаголет Господь творяй сия вся, потому что, если истинно есть Бог Господь, то, конечно, совершит и это, не имея никакого недостатка в силе: Он творит «велия и неизследимая, славная же и изрядная, имже несть числа» (Иов.5:9).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9:11-15. Въ то́й де́нь возста́влю ски́нiю Дави́дову па́дшую, и возгражду́ па́дшая ея́, и раско́паная ея́ возста́влю, и возгражду́ ю́ я́коже дні́е вѣ́ка:
я́ко да взы́щутъ Мене́ оста́вшiися человѣ́цы и вси́ язы́цы, въ ни́хже призва́ся Имя Мое́ въ ни́хъ, глаго́летъ Госпо́дь творя́й сiя́ вся́.
Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и пости́гнетъ жа́тва объима́нiе виногра́да, и созрѣ́етъ гро́здiе въ сѣ́ятву, и иска́паютъ го́ры сла́дость, и вси́ хо́лми насажде́ни бу́дутъ:
и возвращу́ плѣ́нъ люді́й мои́хъ Изра́иля, и возградя́тъ гра́ды разоре́ныя, и населя́тся, и насадя́тъ виногра́ды и испiю́тъ вино́ и́хъ, и сотворя́тъ вертогра́ды и снѣдя́тъ пло́дъ и́хъ:
и насажду́ Я на земли́ и́хъ, и не исто́ргнутся ктому́ от земли́ своея́, ю́же да́хъ и́мъ, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель.

9:11-15. В тот день Я восстановлю́ ски́нию Дави́дову па́дшую, заде́лаю тре́щины в ней и разру́шенное восстановлю́, и устро́ю её, как в дни дре́вние,
что́бы они́ овладе́ли оста́тком Едо́ма и все́ми наро́дами, ме́жду кото́рыми возвести́тся и́мя Моё, говори́т Госпо́дь, творя́щий всё сие́.
Вот, насту́пят дни, говори́т Госпо́дь, когда́ па́харь заста́нет ещё жнеца́, а то́пчущий виногра́д — се́ятеля; и го́ры источа́ть бу́дут виногра́дный сок, и все холмы́ потеку́т.
И возвращу́ из пле́на наро́д Мой, Изра́иля, и застро́ят опусте́вшие города́ и посе́лятся в них, наса́дят виногра́дники и бу́дут пить вино́ из них, разведу́т сады́ и ста́нут есть плоды́ из них.
И водворю́ их на земле́ их, и они́ не бу́дут бо́лее исторга́емы из земли́ свое́й, кото́рую Я дал им, говори́т Госпо́дь Бог твой.


Сие разумели иные о Зоровавеле, думая, что относится к нему, как ведущему род свой от Давида. Но не хотели они принять во внимание, что Зоровавель, после недолговременного правления, кончил жизнь; а пророчество содержит в себе обетование вечных благ и Богопознание у всех народов, что, как находим, нимало не сходствует с бывшим при Зоровавеле. Господь наш Иисус Христос, ведя род Свой по плоти от Давида, исполнил обетование изреченное Давиду, потому что «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин.1:1), восприяв на Себя скинию от Давида. Посему, пророческое слово справедливо сказует, что Давиду возграждена будет скиния не на малое время, но на все дни века. Ибо таковые обетования даны были Богом всяческих блаженному Давиду: «и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба» (Пс.88:30); и еще: «до века уготовлю семя твое, и созижду в роде и род престол твой». Сие обетование возобновляет Господь всяческих и устами блаженного Амоса; обещает же и язычникам дар Боговедения.
Ибо говорит: по возграждении Давидовой скинии, «что́бы они́ овладе́ли оста́тком Едо́ма и все́ми наро́дами, ме́жду кото́рыми возвести́тся и́мя Моё. Ихже бо предъуведе, и предъустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях» (Рим.8,29). И Пророк, доказывая нелживость сказанного, присовокупил: «говори́т Госпо́дь, творя́щий всё сие́».
Предсказал словеса сии Тот, Кто творит самые дела. Но поскольку не все могли внимать духовным обетованиям, то, по необходимости, обещает дарование благ чувственных и предсказывает такое обилие оных, что до собирания винограда продлится жатва по такому множеству, как вероятно, земных плодов, что земледельцы не успеют сжинать и молотить рукояти. Да и во время посева, говорит Пророк, вкусят зрелые грозды, и горы дадут всякого рода плоды древесные, ни один холм не останется не покрыт растениями.
Народ же, освобожденный из плена, вновь построит разоренные города и, обитая в них, небоязненно будет возделывать землю и насаждая, и сея, и собирая плоды трудов своих. И долго будут населять они данное им отечество. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «и водворю́ их на земле́ их, и они́ не бу́дут бо́лее исторга́емы из земли́ свое́й, кото́рую Я дал им». Должно же знать, что Господь всяческих нередко обещает блага, но приемлющие обетования, возлюбив беззаконие, препятствуют исполнению сих обетований. А иногда бывает, что Бог угрожает тяжкими бедствиями, и услышавшие угрозы сии за беззаконие свое, переменившись от страха угроз, не испытывают на себе скорбей. Так Иудеи, с неистовством восстав против пришедшего Владыки, сами себя лишили благих обетований.

 

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие

Восстановленный в прежней славе дом Давидов и народ Израильский снова получит во владение те народы, которыми он владел при Давиде, именно Едома, от которого останется только (I:11) остаток; а также овладеет всеми народами, «на которых наречено имя» Божие (рус. не точно: между которыми возвестится имя Мое), т. е. которые чтут Господа и составляют собственность Господа (ср. 2Цар XII:28; Втор XXVIII:10; Иер VII:10), у LXX-ти мысль cт. 12-го передана иначе, так как вместо ijrschu eth-scheerith edom они читали, по-видимому, idrischuni (от darasch исследовать, искать) scheerith adam: получился перевод dpwV ekxhthsousin Me oi kataloipoi twn anqrwpwn, в слав.: «яко да взыщут Мене оставшиися человецы». Так. обр., по переводу LXX пророк говорит не об обладании Израилем Едомом и прочими народами, а об обращении к Богу всех народов. Чтение LXX соответствует вполне контексту речи в гл. IX-й, дает мысль согласную с пророческим мировоззрением и подтверждается словами Ап. Иакова, который приводит ст. 12-й пророчества Амоса именно по греч. тексту (Деян XV:15-17).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 11-12 В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. 
 

Итак, дом Израилев будет рассеян Господом по всем на­родами. Нечестивые члены дома должны в этом рассеянии погиб­нуть,но народ Завета,но царство Господне, Церковь Божия на земле не должны уничтожаться. Пророк очами веры созерцает то блаженное время, когда уничтоженный дом Давидов в лице своего великого потомка восстановится не только в прежнем, но еще и в большем величии, потому что к царству сего потомка будут принадлежать не только Иудеи и израильтяне, но и все языч­ники, на которых будет наречено имя Божие. «В тот день»,  т. е. когда суд над домом Израилевым придет в свою силу, когда он совершится, утешает пророк, «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они (т.е. восстанавливаемое царство Давидово, принимаемое здесь как собрание многих членов во едино) овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». Восстановление Израиля совершится в то время, когда род Давидов будет жить не во дворце каком-либо, а в бедной, падшей скинии, т. е , когда не род Давидов, а царская власть этого рода прекратится, и самое царство падет, так как падшая скиния отображает собою падение царства собственно, а не приведение Давидовой династии в низкое состояние, как это пред­ставляется в сродном обетовании (Ис.11:1). Восстановление бу­дет состоять в том, что щели в палатке будут заделаны, и все обрушившееся исправлено, т. е. народ Божий, разделенный на два царства и впоследствии еще более ослабленный, доведенный наконец до окончательного лишения своего самостоятельного сущес­твования, некогда снова соединится в один народ, под властью одного царя Давида (Иез.37:22), при котором разрушенное царство получит новую силу, устроится и расширится «как в древние дни» (2Цар.7:11-12,16), т. е. дни власти Давида и Соломона. Эти дни называются древними для того, чтобы показать, что между тем временем и предсказываемым восстановлением лежит очень длинный промежуток времени. Царство Давидово восстановится с тою целью, чтобы наследовать остатки Эдома (см. Ам.1:12), и все народы, на которых будет приз­вано имя Иеговы. Причина, почему упоминается с именем только Эдом, тогда как в начале своей книги Амос вместе с Эдомом возвещает поименно суд и другим народам, которых покорил под свою власть Давид, и которые с разделением царства освободились от власти рода Давидова, заключается в особенно враждебном отношении этого народа к народу Божию, несмотря на их взаимное родство. И этот-то народ, ненавидев­шей Израиля, в своем остатке, спасенном среди судов, о ко­торых предсказывал ему Амос в 1-й главе, вместе со всеми народами, на которых будет призвано имя Иеговы, т. е. которым Бог возвестил Себя как их Бог и Спаситель (Ис.63:19, Иер.14:9), и которых Он отделит себе, как народ освященный, принадлежащей Ему (Втор.28:9-10), будет принят в восстановленное царство Давида, в мессианское царство, как гражданин этого царства, имеющей права на все благословения Божии, которые ниспосылаются Богом безраздельно всем членам сего царства. Так объясняет это обетование Апостол Иаков (см. Деян.15:14-20), между тем как он заимствует отсюда доказательство в подтверждение того, что уверовавшее в Бога язычники, на которых он призрел первоначально, чтобы из них составить народ во имя свое, т. е. излить на них дары Святого Духа, должны быть принимаемы в царство Божие без обрезания, как обряда, не имеющего значения при этом принятии.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible