Скрыть
И если пойдут в плен впереди врагов своих, то повелю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2-5 Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их. И если пойдут в плен впереди врагов своих, то повелю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо. Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, - и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская

Сказавший выше: они не убегут, и тот из них, кто будет бежать, не спасется, теперь перечисляет различные виды бегства и говорит в гиперболической форме, что хотя бы они то, и то сделали, однако не могут спастись. Если, говорит, они спустятся в преисподнюю, и оттуда рука Моя выведет их. Это не то значит, что кто-либо до дня воскресения может быть выведен из ада, а то, что и находящиеся в аду состоят во власти Его. Это, как мы знаем, исполнилось на Дафане и Авирове, которые живыми были поглощены разверзшеюся землею (Числ. гл. 16). И если взойдут, говорит, на небо, то и оттуда свергну их. Следовательно и Кнохом, и Илиею, которые были взяты вместе с телами на небо (Быт. гл. 5; 4 Цар. гл. 2), управляет воля Божия. И обрати внимание на особенности: в преисподнюю спускаются, на небо восходят; из преисподней мы выводимся, с неба свергаемся. В одном случае полное отчаяние, в другом – крайнее высокомерие. Если скроются на вершине Кармила, – или близ пределов Палестины, на севере, или на юге, по причине обширной пустыни, где жил некогда Навал Кармильский (1 Цар. гл. 25), – то и там, говорит, отыщу и возьму их, и если они попытаются убежать от очей Божиих в глубину морскую или, говоря словами пророка, в Фарсис (Ион. гл. 1), то там повелю змею, чрез которого в этом месте указывает на левиафана, или кита, чтобы, воспользовавшись метафорою, перейти, после змея и кита, к врагам. И уязвит их, то есть поглотит своею пастью. Но в тех видах, чтобы мы в том, что выше было изложено, не разумели что-либо другое, а не пленение врагами, Писание, по своему обычаю, раскрывает то, что прежде было сказано в загадочной форме. Если они уйдут в плен пред врагами своими, то там повелю мечу, и убьет их, так что они не должны порабощение считать последнею из своих бед, но и находящихся в плену поразит неприятельский меч, и если некоторые могут остаться и избежать смерти, то они не избегут взоров Божиих, но Он обратит очи Свои на них на беду, а не во благо им, чтобы постоянно наказывать их и чрез страдания побуждать их к покаянию. И это, говорит, совершит Он, Бог всемогущий, при одном прикосновении и мановении которого колеблются или истаявают основания земли и все живущие на ней предаются плачу и рыданию. Это говорится для того, чтобы показать величие божественного могущества, чтобы не [подумали], что хотя Он и хочет исполнить угрозы, но не имеет силы для исполнения Своей воли. Но если земля тает и колеблется и даже бесчувственная природа имеет предощущение своего Творца, то восколько более [должен чувствовать это] человек, которого сокровище души заключено в глиняных и телесных сосудах? И как река Египетская течет в море и поглощается им, так и земля израильская, о которой выше сказано: Он коснется земли, и она растает, пойдет в плен, причем Слово Божие метонимически (μετωνυμικῶς) чрез имеющее обозначает то, что имеется. Мы изъяснили это в историческом смысле, насколько могли, если только в отношении к некоторым пунктам не изменило нам наше разумение. Но весь смысл (περιοχὴν) этого место раскрывает Давид, говоря: Господи, искусил мя еси и познал мя еси (Пс. 138:1). И тотчас прибавляет: камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя (там же ст. 7–10). Также во Второзаконии мы читаем нечто подобное: заповедь сия, юже Аз заповедаю тебе днесь, не высока для тебя, ниже дамче есть, не на небеси ест глаголяй: кто взыдет от нас на небо, и возмет ю нам, и услишавше ю сотворим? ниже об ону страну моря есть, чтобы ты мог отговариваться, глаголяй: кто прейдет нам на ону страну моря, и возмет ю нам, и услышавше сотворим то, что заповедано? Близ тебе есть глагол зело, во устех твоих, и в сердцы твоем, творити его (Втор. 30:11–14). Ибо когда душа, освободившись от уз тела, получит вследствие тонкости своей природы свободу лететь, куда хочет или куда бывает вынуждена направляться, то она или будет отведена в преисподнюю, о которой написано: да возвратятся грешницы во ад, вси языцы, забывающии Бога (Пс. 9:18); во аде кто исповестся Тебе (Псал. 6:6), и: нисходит во ад слава твоя (Пс. 48:18), или наверное, поднимется в небесныя области, где находятся поднебесные (in caelestibus) духи злобы (см. Еф. 6:12), и если будет искать для себя истинного познания обрезания, ибо это означает Кармил, и, презрев низкое, обитать на горах, то и там не может укрыться от испытующей руки Божией. Если же она, отчаиваясь в спасении, попытается убежать от очей Божиих и достигнуть крайних пределов соленых вод, то и там Господь повелит извивающемуся древнему змею (Апок. гл. 20), который есть враг и мститель, и он уязвит ее. Будучи пленена также грехами и пороками, она будет наказана мечем Господа, и Он обратит очи Свои на нее на зло ей, а не во благо, чтобы она, вследствие страданий и наказаний, обратилась к Господу. Когда же Бог всемогущий коснется земли их и поколеблет ее и когда растает все земное, то сознающие свои преступления предадутся плачу, и Сам Господь двояко будет подниматься и опускаться. Он будет подниматься над святыми, как река истребления ея. то есть земли, чтобы истребить земные дела их, и будет опускаться на грешников, как река Египетская, чтобы они, чрез устремление Господа [на них], вверглись в горечь страданий.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Видех Господа стояща на жертвеннице, и рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех: и оставшия их оружием избию, не убежит от них бежай, и не уцелеет от них уцелеваяй

Видех Господа стояща на жертвеннице, и рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех: и оставшыя их оружием избию. Блаженные пророки, озарением Духа проясняя око своих естественных способностей, не воспринимают только знание будущего, но иногда, видя как бы на картине течение самых событий, удивляются сами и убеждают слушателей принять в этом участие с ними, со всею силою стараясь разъяснить значение видений. Так, божественный Амос говорит: «и рече Господь ко мне: приспе конец на люди моя Израиля, не приложу ксему еже мимоити его. И восплачутся стропове храма в той день, глаголет Господь: мнози падшии во всем месте, навергу молчание» (Амос.8:2–3). Но вот возвещенное прежде видит исполняющимся на самом деле согласно с предсказанием: увидел, говорит, Господа, стоящего на жертвеннике и как бы начинающего разрушение, повелевающего быть сему самому. Стоит же Он на жертвеннике, не честь ему оказывая: так думать глупо, ибо нелепее всего предполагать и утверждать, что требищам идольским Бог уделяет внимание и честь. Как мог бы Он почтить жертвенник телицы? Напротив, Он стоял с намерением низвергнуть и низринуть на землю. Поэтому Он как бы повелел пророку начать разрушение, говоря: ударь по жертвеннику (πάταξον ἐπὶ τὸ θυσιαστήριον), и поколеблются преддверия, и пусть храм должен будет немедленно пасть. И пресецы в главы всех, то есть: начни с знатнейших между ними и порази выдающихся, которые поставлены во главе прочих; с ними вместе погибнут остальные и последуют участи начальников, также сделавшись добычею меча. Подобно сему и то, что возвещено устами Иезекииля о шести мужах, которые шли от ворот, обращенных к северу, и, держа секиры, следовали за мужем, облеченным в подир, каковым мужам сказано было Богом: «идите во град вслед его, изсецыте и не пощадите и не помилуйте: старца, и юношу, и младенцы, и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся: от освященных моих начните» (Иез.9:1–6). Видишь: начатком соделал облеченных властию или слывущих почтенными и святыми быть может по причине усвоенной славы священнодействия или известности другими какими-нибудь достоинствами, так как таковые люди суть как бы возглавие прочих.

Это случилось с теми, кои ругались над Господом: когда они, несчастные, презрев закон и пророков, не приняли Христа, конец закона (Рим.10:4), и пророков, но хотя ясно сознавали, что Он наследник, извергли Его вон из виноградника (Мк.12; Мф.21; Лк.20) и наконец распяли, тогда они преданы были на опустошение римским полководцам, и знаменитый оный храм был сожжен, жертвенник в нем ниспровержен, предверия разбиты и вместе с толпою погибли и предводители: никого у них не пощадила война. И каждый из верующих, хотя он и есть храм Бога, потому что имеет Его обитающим в себе, – хотя он и считается жертвенником, потому что собственною жизнию совершает священное служение Богу, – если после этого, обратившись к беспечности, оскорбит Бога, то придет в ничтожество и подвергнется самому ужасному низвержению, ибо не лицеприятен Владыка и, по написанному (Иез.33:12), «правда праведника не избавит его, в оньже день прельстится.»

Ст. 1-4 И не убежит от них бежай, ниже уцелеет от них уцелеваяй: аще сокрыются во аде, то и оттуду рука моя исторгнет я, и аще взыдут на небо, то и оттуду свергу я. Аще скрыются на версе Кармила, то и оттуду взыщу и возму я, и аще погрузятся от очию моею во глубинах морских, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я: и аще пойдут в плен пред лицем враг своих, и тамо повелю оружию, и избиет их: и утвержу очи мои на них во злая, а не во благая

Слушающим это, кажется, своевременно будет сказать, что гласом Давида воспевается Богу «камо пойду от Духа твоего?» и следующее (Пс.138:7 и далее). Божество всевидяще, да кроме того и всесильно, и никто не скроется от неусыпающего ока, ибо сказал: «Бог приближайся аз есмь, а не Бог издалеча: еда от мене утаится что» (Иер.23:23, 32:27)? Никто также никогда не избежит насланной на него по мановению божественному беды, ибо, по написанному, «руку его высокую кто отвратит?» (Ис.14:27)? Какая хитрость пособит нам, и вообще, какое средство нам поможет, если Бог определил, что нам должно страдать? Что таким образом, подпавшим гневу Божию вполне бесполезны и совет, и размышление, и всякого рода замыслы, это поясняет, говоря: никто не убежит, хотя бы сокрылся в самый ад (речь гиперболическая), и если бы даже взлетел на небо, или скрылся на вершине Кармила. Но если и взойдет, то будет пойман. И хотя бы очутился в море, попадется дракону, или, по Еврейским понятиям, предан будет киту. – Если наконец окажется у врагов и в плену, крепко содержимый в узах рабства, то и этого, говорит, будет мало и недостаточно для его наказания. Употреблен будет против него и страх меча, и не престанет, говорит, Господь всяческих, утверждать око Свое на нем. Это признак гнева и угрозы: иногда мы сами не сводим глаз с оскорбителей, смотря на них грозно и неласково. Но так как Бог взирает также на добрых и праведных, то разъясняет различие воззрения, говоря: во злая, а не во благая: Воззрит, говорит, не с тем, чтобы наделить каким-либо благом, но чтобы определенная им кара и казнь оставались бы у них непоколебимой и как бы неподвижной.

Подверглось этому самому и жалкое соборище Иудейское, которое навлекло праведную кровь на свою главу, ибо они, убеждая Пилата распять Христа, говорили: «кровь его на нас и на чадех наших» (Мф.27:25). Поэтому-то они погибли со всеми семействами своими и города были расхищены с самими жителями их, так что, кажется, никто не мог убежать. А что и в какой степени они вынесли, об этом повествуют обширные сочинения тех, которые наблюдали это.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9:1-5. Ви́дѣхъ Го́спода стоя́ща на же́ртвенницѣ, и рече́: порази́ очисти́лище, и поколе́блются преддве́рiя, и пресѣцы́ въ главы́ всѣ́хъ: и оста́вшыя и́хъ ору́жiемъ избiю́, не убѣжи́тъ от ни́хъ бѣжа́й, и не уцѣлѣ́етъ от ни́хъ уцѣлѣва́яй:
а́ще сокры́ются во а́дѣ, то́ и отту́ду рука́ Моя́ исто́ргнетъ Я, и а́ще взы́дутъ на не́бо, то́ и отту́ду све́ргу Я:
и а́ще скры́ются на версѣ́ Карми́ла, то́ и отту́ду взыщу́ и возму́ Я, и а́ще погрузя́тся от о́чiю Мое́ю во глубина́хъ морски́хъ, то́ и та́мо повелю́ змі́еви, и угрызе́тъ Я:
и а́ще по́йдутъ въ плѣ́нъ предъ лице́мъ вра́гъ свои́хъ, и та́мо повелю́ ору́жiю, и избiе́тъ и́хъ: и утвержу́ о́чи Мои́ на ни́хъ во зла́я, а не во блага́я.
И Госпо́дь Бо́гъ Вседержи́тель прикаса́яйся земли́ и коле́бля е́ю, и возрыда́ютъ вси́ живу́щiи на не́й, и взы́детъ я́ко рѣка́ сконча́нiе ея́, и сни́детъ я́ко рѣка́ Еги́петская.


9:1-5. Ви́дел я Го́спода стоя́щим над же́ртвенником, и Он сказа́л: уда́рь в при́толоку над воро́тами, что́бы потрясли́сь косяки́, и обру́шь их на го́ловы всех их, остальны́х же из них Я поражу́ мечо́м: не убежи́т у них никто́ бегу́щий и не спасётся из них никто́, жела́ющий спасти́сь.
Хотя́ бы они́ зары́лись в преиспо́днюю, и отту́да рука́ Моя́ возьмёт их; хотя́ бы взошли́ на не́бо, и отту́да све́ргну их.
И хотя́ бы они́ скры́лись на верши́не Карми́ла, и там отыщу́ и возьму́ их; хотя́ бы сокры́лись от оче́й Мои́х на дне мо́ря, и там повелю́ морско́му зме́ю уязви́ть их.
И е́сли пойду́т в плен впереди́ враго́в свои́х, то повелю́ мечу́ и там уби́ть их. Обращу́ на них о́чи Мои́ на беду́ им, а не во бла́го.
И́бо Госпо́дь Бог Савао́ф коснётся земли́, — и она́ раста́ет, и воспла́чут все живу́щие на ней; и подни́мется вся она́, как река́, и опу́стится, как река́ Еги́петская.


После всего Пророк сказал, что видел «Господа стоя́щим над же́ртвенником», и Он повелел «поразить очистилище» таким ударом, от которого бы поколебались самые преддверия. Означает же сим, что царь Вавилонский преодолеет их по Божию велению, а не своею собственною силою. «И обру́шь их на го́ловы всех их». Это видел и блаженный Иезекииль, ибо и там невидимые Силы прияли повеление с секирами пройти по всему городу и иссечь всех кроме имеющих на себе знамение (Иез.9:2-6). То же повелевал Бог и здесь: «обру́шь их на го́ловы всех их». И означая сим внезапную смерть, присовокупил: «остальны́х же из них Я поражу́ мечо́м: не убежи́т у них никто́ бегу́щий и не спасётся из них никто́, жела́ющий спасти́сь».
Если и в ад снидут, продолжает Господь, и оттуда извлеку их рукою. Если и на небо взойдут (что невозможно), и оттуда низведя, предам их врагам.
Если и на Кармил убегут, и там удобно возьму их. А если покусятся погрузиться в самую глубину моря, истребить их там повелю зверям.
Если отважатся добровольно передаться врагам, и в таком случае не получат от них пощады.
Я, Бог и Владыка всех, одним прикосновением привожу в колебание землю, и заставляю тем плакать обитающих на ней.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И если пойдут в плен впереди врагов своих, то повелю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо

Спасшиеся от меча неприятелей пленом погибнут в плену.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 2-4 Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их. И если пойдут в плен впереди врагов своих, то повелю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо.

Переходим к дальнейшим словам пророка. Наказание, имевшее на­чаться разрушением храма, будет всеобщее, никто из спасших­ся при этом разрушении нигде не скроется от смерти. Чтобы яснее изобразить невозможность избежания кем-либо предстоящей погибели, пророк до чрезмерности расширяет пространственные рамки убежищ прежде всего вниз – в глубину земли и вверх – на небо, поставляя пограничными линиями этих рамок такие пределы, которые недоступны для бегства людей, и в тоже время показывая, что все пространства, находящиеся внутри указанных пограничных приделов, не исключая и самых пределов, принадлежат к области вездеприсутствия Божия, и потому люди, ищущие себе спасения от суда Господня, не могут рассчитывать найти себе спасение от этого суда в пространствах этих. «Хотя бы они», говорит Господь устами пророка, «зарылись в преисподнюю, и оттуда рука моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их». Не в состоянии будучи найти себе убежище внутри земли или вне поверхности ее, беглецы от гнева Божия не найдут себе искомого убежища и на самой земле. «И хотя бы они скрылись на вершине Кармила», хотя бы убежали на самую пограничную линию своего царства (Кармил был крайнею западною границею Израильского царства) и здесь взобрались на самую высоко поднимающуюся над морем и по всей вероятности в древности покрытую лесом верхушку Кармила, «и там», го­ворит Господь, «отыщу и возьму их». За горою, лежавшею на берегу Средиземного моря, лежит са­мое море. Если гора не даст убежища беглецам от суда Божия, то может быть море предоставит им это убежище? но и этого не будет. «И хотя бы скрылись от очей Моих», говорит Господь, «на дне моря, и там повелю морскому змею (морскому чудовищу) уязвить их». Даже шествие в плен, когда опасности смерти от меча неприятельского обыкновенно уже не бывает, для сынов Израиля будет сопровождаться погибелью их от меча вражеского. «И хотя они пойдут в плен пред врагами своими», говорит Господь, «то (во время пленного шествия этого) повелю мечу и там убить их. Обращу на них», заключает Он свою страшную угрозу, «очи Мои на беду им, а не во благо», обращу на Израиля, как бы так говорит Господь, свое преимущественное внимание, но не с тою целью, чтобы не в пример прочим народам защищать его как свой избран­ный народ, спасать его и благодетельствовать ему, а с тою, чтобы тоже не в пример прочим, тоже как свой избранный, но неверный народ жестоко, примерным образом, наказать его.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible