Скрыть
И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1-2 И видел я другого ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю

Ангелом, сильным Иоанн обозначает Господа нашего. И как выше мы растолковали слова лице его как солнце (Откр. 1:16), то [речь идет] о воскресении. Над головою же его радуга - это последний суд, который произошел уже, или произойдет в будущем. Книжка раскрытая - это Апокалип­сис, который получил Иоанн. Ноги его, мы говорили выше, - это воспламенен­ные [верою] апостолы. Ведь то, что Им попираются и море и земля, означает, что все положено под ноги Его. Иоанн называет Его ангелом, то есть вестником Отца Всемогущего; ведь Он зовется вестником великого совета (Ис. 9:6).

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над главою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные

Что здесь должно разуметь Святого Ангела, это показывают облако, радуга и его, солнцу подобный, свет, ибо сим указывается на небесное достоинство, разнообразие в добродетелях и светлость Ангельского существа и ведения. - Столпы огненны означают наводимые Ангелом страх и наказания нечестивым, разбойничающим на земле и на море; для означения сего наказания беззаконников повсюду, он и поставил правую ногу на землю, а левую на море.

Тиконий, (†IVв.)

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные

По достоинству лицо Его [Христа] - как солнце, сияющее в силе своей (Откр 1:16), поскольку Он открыл книгу, которую запечатал в тайне. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. Это значит, чтобы землю и море удостоверить предписанием Своего закона. Не без умысла также то, что Он поставил правую свою ногу на море, а левую на землю. Так, через правую ногу обозначены более стойкие члены [Церкви], закаленные в более суровых испытаниях. А посредством левой - сборище тех, кто стремится, кто еще не получил знака веры.

Фрагменты

Примасий, еп. (†560)

Ст. 1-2 И видел я другого ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю

Он видит Господа Христа, сходящего с неба, облеченного облаком, то есть Церковью, или одетого облаком плоти, которая в другом месте называется новой невестой, сходящей с неба. Или, как говорит Даниил, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (Дан 7:13). И радуга над головою знаменует обетование искупления праведников, но также означает тех, которые за свидетельство о Господе сподобятся, как Авель и прочие, быть украшенными мученичеством. <…>

И лице его как солнце - так как Господь Иисус Христос был явлен через славу воскресения, о котором мы читаем: на солнце устроил жилище свое (Пс 18:5), - то есть Господь явил Себя так, что уже больше не может быть сокрыт. Ибо лик ангела знаменует явление совершившегося, о чем сказал пророк: да воссияет лице Твое, и спасемся! (Пс 79:20).

Ноги его - апостолы, воспламенившиеся словами Бога и Духом Святым и посланные на проповедь. Как сказано: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк 24:32). Они названы столпами по причине прочности Церкви. Об этом сказано у пророка: Я утвержу столпы ее (Пс 74:4). Еще: Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир (Ис 52:7). И наконец, у апостола: Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами (Гал 2:9). <…>

Если прежде было признано, что в запечатанной книге Ветхого Завета сокрыты глубокие тайны, то соответственно в книжке раскрытой Нового Завета, думается, сделалась очевидной открывшаяся слава. Потому-то апостол уверенно говорит: Мы же открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор 3:18). Поэтому, наверное, сказано, что просияло лице Его, как солнце (Мф 17:2). Далее, правая нога на море - это те сильные члены Церкви, которые в силах вынести гонения. А левая на земле - это те, кто не подвержен большим опасностям. Ибо Бог не попускает нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы мы могли перенести. Тем не менее очевидно, что его воззвание разносится по земле и морю.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-6 И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет

В Х гл. прямое течение откровения прерывается, и Иоанн видит и описывает одно промежуточное видение. - Иоанн созерцает еще нового Ангела, изображение которого говорит о том, что он - простой вестник Бож. воли, хотя и один из высших вестников: он нисходит с неба, как бы от Бога. Этот Ангел (облечен) окружен облаком для обнаружения большей славы и величия; над его головою была радуга, которая в данном случае была преломлением лучей в облаке, окружавшем Ангела, сияющего как солнца. Лицо его было как солнце, ноги же его как столпы огненные. Эта черта от мысли о благости и милосердии Божием переводит к мысли о Бож. суде, который, ликуя благочестивых, карает нечестивых. В руке Ангела Иоанн заметил раскрытую книжку, содержание которой было, однако, еще неизвестно из прежнего, а будет открыто только в последующих явлениях. - Море и земля - это весь мир, пред которым является Ангел с раскрытою книгою как вестник наступающего страшного суда. Возглас Ангела может быть понят как сигнал к дальнейшему раскрытию явления. Этот сигнал может быть уподобен тем возгласам четырех животных, которые слышались при снятии четырех печатей. Голоса же громов были не простые громовые звуки, но были речью, которая раскрывала и сообщала что-то, что для нас осталось неизвестным. Они проговорили то, что Иоанн слышал и даже хотел записать, но голос, принадлежавший кому-либо из небожителей (едва ли Самому Богу), запретил записывать слышанное, и оно осталось навсегда неизвестным. Эти голоса громов сообразно с самым образом Ангела и сообразно с содержанием его клятвы (6-7 ст.) относятся, несомненно, к концу мира, а так как о последнем дне мира и о дне пришествия Господа людям знать не дано (Мф. 24:36), то для них должно остаться неизвестным и содержание семи громов. Как бы для большего усиления впечатления откровения истины о непреложности Божественного определения относительно предстоящего суда над миром, Ангел, стоящий на море и на земле, клянется, подняв руки к небу (Дан 12:7). Ангел клянется Живущим во веки веков и Творцом всего. Смысл указания на это Бож. свойство тот, что Господь Бог, как всемогущий Творец, может довести создания Своих рук до конечной цели их бытия. Содержание же самой клятвы есть просто указание на то, что скоро без всякого промедления наступит окончание земного времени, или на то, что близко время вечности, так как близок день суда [Андрей Кесар., Ewald, Lutardt, Suller, Kliefoth] и общемирового переворота.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-4: И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные; в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.

Снова – ангел сильный, не только величественный по виду своему, но и настолько важный в возглашении своем, что, когда он воскликнул, отозвались семь громов голосами своими. В этом еще больше открывается нам та истина, что Всемогущий Промыслитель мира дает соучастие в деле мироправления Своего совершенным и верным из творений Своих, так что постоянный и необходимый порядок и строй на земле действительно имеют свой прообраз в виде стройного чиноначалия и соподчинения и на небе. Величие и свойства могущества и славы этого ангела изображается тем, что он облечен в облако – по подобию Сына Божия (см. выше); что лицо его сияет, как солнце, а над головою его радуга, как и у Самого Сидящего на Престоле; да и ноги его – как столпы огненные, и голос – как громкое рычание льва. Книжка, которую он держит уже в раскрытом виде, обозначает, как можно думать, уже выявившуюся и законченную или заканчивающуюся сторону истории человечества, вернее всего – в применении к участи нечестивых. Но, очевидно, в ней было или с ней связывалось и нечто тайное, что для небесного мира возвестили голосами своими раздавшиеся семь громов, но что было еще преждевременно знать роду человеческому, почему Иоанн и не мог исполнить своего желания – записать сказанное (и что, как можно догадываться, было так для людей интересно и важно, что Иоанн сам поспешил было записать, еще не слышав повеления о том, но ему не было позволено это сделать). Указание Иоанна, что ангел стал одной ногой на море, а другой на землю, могло, конечно, также относиться и к чертам величия и, так сказать, грандиозности самого сильного ангела. Но можно усматривать здесь и символическое обозначение того, что судьбы книги раскрытой касаются как земли, так и моря. По святому же Андрею, «столпи огненны означают наводимые ангелом страх и наказания нечестивым, разбойничающим на земле и на море; для означения сего наказания беззаконников повсюду он и поставил правую ногу на землю, а левую на море» (? – наоборот, на море правую). Далее, по нему – «голос ангела, подобный рыканью льва, показывает, что его наказание страшно и нестерпимо», а под семью громами «следует разуметь или семь гласов одного угрожающего ангела, или семь других ангелов, предвозвещающих о будущем, так как сии ангелы полагаются повторяющими слова первого ангела. От него, по указанному блаженным Дионисием благопорядку ангельскому, они воспринимают как самую заповедь, так и благовременность пророчествования». Запечатлей, яже глаголаша седмь громов... Сим «показывается, что теперь это неизвестно, но будет потом изъяснено самым опытом и течением вещей. Божественным гласом апостол научен запечатлеть сии гласы только в уме, окончательное же познание и разъяснение предоставить последним временам.

И Даниил некогда был предупрежден, что запечатлены и сокрыты подобные сим слова» до последнего времени.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю.
 

  Это явление имеет вид вводного сказания перед последним, седьмым трубным звуком. Оно останавливает продолжение пророческих иносказаний, но не прерывает их.

  Некоторые думают, что этот Ангел Сам Господь Иисус Христос или Святый Дух, но св. Иоанн назвал его «Ангелом», и св. Андрей Кесарийский считает, что это именно Ангел, может быть, один из Серафимов, украшенный славою Господа. Стояние его на море и на земле означает владычество над стихиями земного мира, по толкованию св. Андрея: «Наводимые Ангелом страх и наказания нечестивым, разбойничающим на земле и на море» (гл. 28).

Книжка, которую держал он в руке, по толкованию св. Андрея, содержала «имена и деяния тех из лукавнейших, которые разбойничают или иным образом бесчинствуют на земле и убивают на море» (гл. 28). По другим толкованиям, содержала вообще пророчества о дальнейших судьбах мира и человечества.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible